СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по финансовой грамотности 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по финансовой грамотности для 7 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Программа по финансовой грамотности 7 класс»

Управление образования администрации Автозаводского района

г. Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №144»



Принята на заседании

педагогического совета

от «__»______________ 20__ г.

Протокол № ________________



Утверждаю:

Директор МБОУ «Школа №144»

А.В. Сироткина

«__» ______________ 20__ г.




Рабочая программа

среднего общего образования

факультативного курса

"Финансовая грамотность" в 7 классе

2018-2019 учебный год

Срок реализации – 1 год



 



Автор-составитель:

Тиханова Юлия Павловна,

учитель экономики первой

квалификационной категории









Нижний Новгород

2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В русском характере недостаточно развиты стремление дорожить материальными благами, бережное отношение к материальным ценностям, ответственность по отношению к собственной судьбе.

Актуальность проблемы финансовой безграмотности неоспорима. Она возрастает в связи с тем, что уровень финансовой грамотности населения касается не только отдельных граждан. Это крупная общегосударственная проблема, от которой напрямую зависит развитие экономики. Там, где финансовая грамотность небольшая, возможности экономического роста неизбежно ограничены. Именно поэтому ведение в образовательных учреждениях дисциплины «Финансовая грамотность» было жизненной необходимостью.

Предпосылками для создания рабочей программы факультативных занятий «Финансовая грамотность» для 7 класса стал совместный проект Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ является использование технологии метода «погружения», т.е. обучающиеся не просто получат знания и применят их на практике в рамках занятия, но и погрузятся в атмосферу, подходящую данной теме, таким образом будут активизированы резервы каждого ребенка.


Целью учебного курса «Финансовая грамотность» является формирование у учащихся 7 класса финансовой культуры на основе понимания необходимости защиты личных финансовых интересов.

Задачи:

  • усвоение базовой информации, которую можно использовать при анализе экономических данных;

  • развитие навыков принятия самостоятельных финансово обоснованных решений;

  • развитие умения анализировать финансовые ситуации различной сложности;

  • повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления.

Данная программа реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.





























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 класс – период эмоционального дисбаланса. Подростки крайне импульсивны и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению обстановки на занятии.

Настроение подростков постоянно меняется (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе обучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Рабочая программа факультативных занятий для 7 класса составлена на основе Учебной программы «Финансовая грамотность» общеобразовательных организаций Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюговой.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Продолжительность занятия составляет 45 минут.

Программа делится на 2 модуля:

  1. Банковские услуги;

  2. Валюта в современном мире.








ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

Дисциплина «Финансовая грамотность» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

компетенции, формируемые данной дисциплиной

- способность ориентироваться в экономических процессах,

использовать полученные знания при решении финансовых задач;

- способность применять основные закономерности создания и принципы

функционирования систем финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.

Предметные планируемые результаты

В результате освоения дисциплины учащиеся научатся:

-Понимать основные принципы финансовой жизни общества;

-Понимать и правильно использовать экономические термины;

-Проводить простейшие финансовые расчеты;

-Работать с различными источниками финансово-экономической информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

-Находить необходимые для финансовых расчетов данные в различных

информационных источниках;

-Рассчитывать финансовые показатели, характеризующие деятельность

хозяйствующих субъектов;

-Анализировать во взаимосвязи финансово-экономические явления, процессы и институты;

-Обосновывать выбор данных для расчета финансово-экономических

показателей;

-Практическим навыкам анализа экономических процессов и явлений в области функционирования валютного рынка.

Метапредметные планируемые результаты

Учащиеся научатся:

-Выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, использовать различные методы обработки и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

-Работать в коллективе и самостоятельно, презентовать результаты своей деятельности.

Личностные планируемые результаты- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду, стремления строить свое будущее на основе грамотного финансового планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.



















УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика


1

Вводное занятие.

2

1

1

Входная диагностика (тестирование)

Раздел 1. Банковские услуги

2

Приём депозитов

3

1

2

Проведение расчетов

3

Кредиты

3

1

2

Решение практических задач

4

Пластиковые карты

3

1

2

Игра

5

Денежные переводы. Платежи

2

1

1

Решение практических задач

6

Купля, продажа ценных бумаг

2

1

1

Игра

7


Итоговая работа по разделу 1. Урок-погружение «Пользуемся грамотно банковскими услугами»

3

1

2


Раздел 2. Валюта в современном мире

8

Валюты разных стран

2

1

1

Игра

9

Конвертируемость валюты

2

1

1

Мини-исследование

10

Курс валюты

2

1

1

Проведение расчетов

11

Криптовалюты

2

1

1

Мини-исследование

12

Итоговая работа по разделу 3. Урок-погружение «Путешествие в страну Валютляндию»

3

1

2


13

Итоговое занятие

3

1

2

Выходная диагностика (тестирование)

14

Резерв

3

1

2




35

12

23







СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА


Вводный урок.

Теория. Введение в «Финансовую грамотность»

Практика. Входная диагностика (тестирование)

Раздел 1. Банковские услуги

Тема 1. Приём депозитов

Теория. Сущность депозитов. Процентная ставка. Возможность пополнения вклада. Капитализация процентов. Сроки вклада. Система страхования банковских вкладов.

Практика. Расчёт дохода по вкладу с учётом инфляции, срока вклада, условий начисления процентов.

Тема 2. Кредиты

Теория. Сущность кредитов. Процентная ставка. Виды кредитов. Условия договора кредитования. Кредитное законодательство.

Практика. Поиск наиболее выгодных условий кредитования.

Тема 3. Пластиковые карты.

Теория. Виды пластиковых карт. Платёжные системы. Плюсы и минусы современных пластиковых карт.

Практика. Решение кейса «Что пластиковые карты нам готовят?». Игра «Правда или ложь?» (место проведения игры МБОУ «Школа №144»)

Тема 4. Денежные переводы. Платежи.

Теория. Условия осуществления денежных переводов. Виды платёжных операций банков.

Практика. Решение практических задач по платёжным операциям.

Тема 5. Купля, продажа ценных бумаг.

Теория. Разновидности ценных бумаг. Субъекты деятельности на рынке ценных бумаг. Особенности сделок при купле, продаже ценных бумаг.

Практика. Игра «Если брокер ты, это хорошо, а когда наоборот…» (место проведения игры МБОУ «Школа №144»)

Тема 6. Итоговая работа по разделу 1. Урок-погружение «Пользуемся грамотно банковскими услугами»

Теория. Актуализация знаний по теме «Банковские услуги».

Практика. Урок-погружение «Пользуемся грамотно банковскими услугами»


Раздел 2. Валюта в современном мире

Тема 1. Валюты разных стран

Теория. Знакомство с валютами разных стран

Практика. Игра «Правда или ложь?» (место проведения игры МБОУ «Школа №144»)

Тема 2. Конвертируемость валюты

Теория. Понятие конвертируемости. Свободно конвертируемые валюты. Частично конвертируемые валюты. Неконвертируемые валюты.

Практика. Мини-исследование «Конвертируемость рубля».

Тема 3. Курс валюты.

Теория. Валютный курс. Факторы, влияющие на изменение валютного курса. Валютный курс для покупателя и продавца.

Практика. Расчет купли-продажи валюты при различных условиях.

Тема 4. Криптовалюты

Теория. Понятие криптовалют. Виды криптовалют. Транзакция.

Практика. Мини-исследование «Криптовалюты. Как их использовать?»

Тема 7. Итоговая работа по разделу 3. Урок-погружение «Путешествие в страну Валютляндию»

Теория. Актуализация знаний по теме «Валюта в современном мире».

Практика. Урок-погружение «Путешествие в страну Валютляндию»

Итоговое занятие.

Теория. Актуализация знаний по темам «Банковские услуги» и «Валюта в современном мире».

Практика. Выходная диагностика (тестирование). Встреча с сотрудниками банка (место проведения МБОУ «Школа №144»)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ урока

Тема занятия

Дата

1-2

Вводное занятие

05.09.-12.09

Раздел 1. Банковские услуги

3-5

Приём депозитов

12.09.-26.09

6-8

Кредиты

03.10.-17.10

9-11

Пластиковые карты

24.10.-14.11

12-13

Денежные переводы. Платежи

21.11-28.11

14-15

Купля, продажа ценных бумаг

05.12-12.12

16-18

Итоговая работа по разделу 1. Урок-погружение «Пользуемся грамотно банковскими услугами»

19.12 -16.01.

Раздел 2. Валюта в современном мире

19-20

Валюты разных стран

23.01-30.01

21-22

Конвертируемость валюты

06.02-13.02

23-24

Курс валюты

20.02-27.02

25-26

Криптовалюты

06.03-13.03

27-29

Итоговая работа по разделу 3. Урок-погружение «Путешествие в страну Валютляндию»

20.03.-10.04.

30-32

Итоговое занятие

17.04-08.05

33-35

Резерв

15.05-29.05


Итого: 35 часов










ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

В ходе реализации программы факультатива «Финансовая грамотность» используются следующие методы текущего контроля успеваемости

обучающихся при проведении практических занятий:

- тестирование,

- проведение расчётов,

- решение практических задач,

- игра.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Раздел программы

Форма контроля

Критерий оценки

Система оценки

1

Вводное занятие

Тестирование (13 заданий)

1 балл- менее трёх правильных ответов

2 балла-3-5 правильных ответов

3 балла- 6-8 правильных ответов

4 балла- 9-11 правильных ответов

5 баллов - 12-13 правильных ответов

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы


Раздел 1

2

Приём депозитов

Проведение расчетов (10 заданий)

Знания

теоретического материала;

правильное применение теоретических

знаний при проведении расчётов.

1 балл- менее трёх правильно проведённых расчётов

2 балла- 3-4 правильно проведённых расчёта

3 балла- 5-6 правильно проведённых расчётов

4 балла- 7-8 правильно проведённых расчётов

5 баллов – 9-10 правильно проведённых расчётов

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы


3

Кредиты

Решение практических задач (10 задач)

Знания

теоретического материала;

умения делать необходимые выводы; правильное применение теоретических

знаний при решении практических вопросов и задач.

1 балл- менее трёх правильно решенных задач

2 балла- 3-4 правильно решённые задачи

3 балла- 5-6 правильно решенных задач

4 балла- 7-8 правильно решенных задач

5 баллов – 9-10 правильно решенных задач

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы


4

Пластиковые карты

Игра «Правда или ложь?»

(15 вопросов)

1 балл- менее четырёх правильных ответов

2 балла-4-6 правильных ответов

3 балла- 7-9 правильных ответов

4 балла- 10-12 правильных ответов

5 баллов - 13-15 правильных ответов

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы

5

Денежные переводы. Платежи

Решение практических задач (7 задач)

Знания

теоретического материала;

умения делать необходимые выводы; правильное применение теоретических

знаний при решении практических вопросов и задач.

1 балл- 1 правильно решенная задача

2 балла- 2-3 правильно решённые задачи

3 балла- 4 правильно решенные задачи

4 балла- 5-6 правильно решенных задач

5 баллов – 7 правильно решенных задач

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы

6

Купля, продажа ценных бумаг

Игра «Если брокер ты, это хорошо, а когда наоборот…» (5 заданий)

1 балл- 1 правильно выполненное задание

2 балла- 2 правильно выполненных задания

3 балла- 3 правильно выполненных задания

4 балла- 4 правильно выполненных задания

5 баллов – 5 правильно выполненных заданий

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы

Раздел 2

7

Валюты разных стран

Игра «Правда или ложь?»

1 балл- менее четырёх правильных ответов

2 балла-4-6 правильных ответов

3 балла- 7-9 правильных ответов

4 балла- 10-12 правильных ответов

5 баллов - 13-15 правильных ответов

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы

8

Курс валюты

Проведение расчетов (5 заданий)

Знания

теоретического материала;

правильное применение теоретических

знаний при проведении расчётов.

1 балл- 1 правильно выполненное задание

2 балла- 2 правильно выполненных задания

3 балла- 3 правильно выполненных задания

4 балла- 4 правильно выполненных задания

5 баллов – 5 правильно выполненных заданий

0-2 балла- низкий уровень освоения программы

3 балла- средний уровень освоения программы

4-5 баллов- высокий уровень освоения программы





МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Презентации:

  1. «Роль финансовой грамотности в жизни человека, семьи, государства»

  2. «Депозиты»

  3. «Кредит. Какой выбрать?»

  4. «Пластиковые карты»

  5. «Как производятся денежные переводы и платежи»

  6. «Ценные бумаги»

  7. «Знакомство с валютами разных стран»

  8. «Что такое конвертируемость валюты?»

  9. «Курс валюты. От чего он зависит?»

  10. «Криптовалюты»

Игры:

  1. «Правда или ложь?» (тема «Пластиковые карты»)

  2. «Если брокер ты, это хорошо, а когда наоборот…» (тема «Купля продажа ценных бумаг»)

  3. «Правда или ложь?» (тема «Валюты разных стран»)

Тесты:

  1. Входная и выходная диагностики

Кейсы:

  1. «Что пластиковые карты нам готовят?» (тема «Пластиковые карты»)

Задания:

  1. На проведение расчётов

  2. На решение практических задач

Темы исследовательских работ:

  1. «Конвертируемость рубля»

  2. «Криптовалюты. Как их использовать?»




МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Компьютеры

  2. Видеозаписи

  3. Доски, маркеры, магниты

  4. Мультимедиа-проектор

  5. Интерактивная доска

  6. Канцтовары

  7. Различные расходные материалы для подготовки к уроку-погружению























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

3.Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – (Простые финансы).

4.Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В.
Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – (Простые финансы).

5.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

6.Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. (Дополнительное образование:Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).


Источники информации в Интернете:

minfin.ru

ranepa.ru

вашифинансы.рф

fmc.hse.ru

финграм.профпереподготовка.рф

goodideasfund.ru

хочумогузнаю.рф

youtube.com







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!