Рабочая программа по предмету Физическая культура составлена для 4–9 классов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии ФКГОС НОО на основе АОП НОО (вариант 1), Программы для 4-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: Сб.1, М.;ВЛАДОС.2011г.под ред. В.В.Воронковой.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г.№1089;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФКГОС ГБОУ РК «Керченская специальная школа-интернат» утверждённой приказом от 30.08.2018г. №___;
Учебным планом ГБОУРК«Керченская специальная школа-интернат» на 2018/2019 учебный год.
Срок реализации программы 6 лет.
Курс «Физическая культура» изучается с 4 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 612 ч):
в 4 классе - 102ч, в 5классе - 102 ч, в 6 классе-102 ч, в 7 классе- 102 ч, в 8 классе – 102 ч, в 9 классе – 102ч.
Цель: Формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
• формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков (сила, быстрота, выносливость, ловкость и другое);
• коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
• формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физической культуры и спорта;
• воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
• усвоение обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 4-9 классов структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры с изучением элементов (пионербол, волейбол, баскетбол, футбол),подвижные игры с использованием всех изучаемых видов. Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных знаний, умений и навыков.
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» являются:
-умение выполнять упражнение по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений;
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре;
4 класс
Цели и задачи:
-укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся;
-приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
-формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны знать:- правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание; название снарядов и гимнастических элементов; понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями; правила изучаемых игр;
Обучающиеся должны уметь: -осуществлять построение и перестроение в шеренгу, колонну; выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!"; лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке; произвольным способом; выполнять опорный прыжок через гимнастического козла; выполнять бег с преодолением небольших препятствий, а также бег на короткие и длинные дистанции; выполнять прыжки в длину и высоту с разбега; метать мяч в цель и на дальность; играть в подвижные игры, выполнять элементы изучаемых спортивных игр.
Содержание предмета
Основы знаний
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Техника безопасности на уроках при изучении видов лёгкой атлетики.
Ходьба
Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы.
Бег
Понятие низкий и высокий старты. Быстрый бег на месте до 10 с. Бег на скорость 30м. Челночный бег (3×10 м). Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 -60м. Понятие эстафета (круговая). Расстояние 5—15 м.
Прыжки
Прыжки с ноги на ногу до 20 м, в высоту способом перешагивание (внимание на мягкость приземления). Прыжки в длину с места и с разбега (зона отталкивания — 60—70 см), на результат (внимание на технику прыжка).
Метание
Метание мяча в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность, ширина коридора 10—15 м.
Гимнастика
Теоретические сведения
Гигиена школьника во время и после занятий физическими упражнениями.
Правила безопасности на уроках гимнастики.
Строевые упражнения
Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчет на «первый — второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из одной колонны в две,три колонны.
ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов.
Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные положения движения головы, конечностей, туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами: комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.
Акробатические упражнения
Элементы акробатических упражнений: кувырок назад, комбинация из кувырков, «мостик» с помощью учителя.
Простые и смешанные висы и упоры
Вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь.
Переноска груза и передача предметов
Передача набивного мяча в колонне и шеренге. Переноска гимнастической скамейки, бревна, гимнастического козла, гимнастического мата.
Лазание и перелезание
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла.
Равновесие
Ходьба по наклонной доске (угол 20°). Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см.
Опорный прыжок
Опорный прыжок через гимнастического козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись.
Ритмическая гимнастика. Танцевальные упражнения.
Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом. Комплексы упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Комплексы упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Упражнения для развития пространственной ориентировки.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений): построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). Ходьба по ориентирам. Бег по начерченным на полу ориентирам. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту до определенного ориентира с контролем и без контроля зрением. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 до 15 с. Повторить задание и самостоятельно остановиться. Ходьба в колонне приставными шагами до определенного ориентира (6—8 м) с определением затраченного времени.
Баскетбол
Ознакомление с правилами игры. Ловля, передача и ведение мяча на месте. Передачи мяча одной рукой и двумя руками от груди. Повороты в движении. Бросок после ведения мяч. Штрафные броски. Ведение мяча с обводкой предметов. Учебная игра в мини-баскетбол.
Пионербол
Ознакомление с правилами игры. Передачи мяча сверху и снизу в парах в движении. Верхняя прямая подача на точность. Прием мяча, отскочившего от сетки. Подачи на точность. Передачи в прыжке у сетки. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Прием мяча, отскочившего от сетки. Нападающий удар. Взаимодействие игроков. Учебная игра.
Футбол.
Ознакомление с правилами игры. Передача низом на месте и в движении. Ведение, обводка, удары внутренней частью подъема. Короткая и средняя передача, остановка, жонглирование. Стандартные положения. Встречная передача, передача дугой. Ведение, обводка, удары по воротам. Передача в два касания на месте и в движении. Учебная игра мини-футбол.
Подвижные игры с предметами и без предметов с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 10 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 18 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 30 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
5 класс.
Цели и задачи:
укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся;
развитие и совершенствование двигательных умения и навыков;
Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны уметь: - выполнять команды "Направо!", "Налево!", "Кругом!", соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; выполнять элементы в акробатических упражнениях; выполнять опорный прыжок через козла; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональный способ преодоления препятствия; выбирать наиболее удачный способ переноски груза; выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4-5мин; бег на время30- 60м; челночный бег; выполнять прыжок в длину с места и с разбега способом "согнув ноги" из зоны отталкивания не более 1 м; прыгать в высоту способом "перешагивание" с трёх шагов разбега; метать малый мяч в цель и на дальность; координировать движения рук и ног при беге по полосе препятствия и кроссу; подавать нижнюю прямую подачу; разыгрывать мяч на три паса при игре в волейбол- пионербол; ловить и передавать мяч при игре в баскетбол; вести мяч с различными заданиями; выполнять передачи мяча ногой; вести попеременно правой левой ногой; выполнять штрафные удары по воротам.
Обучающиеся должны знать: правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; приемы выполнения команд: «Налево!», «Направо!» «Кругом!»; фазы прыжка в длину и высоту с разбега; как бежать по прямой и по повороту; колличество играков на площадке и поле по видам спортивных игр; правила игры в баскетбол, волейбол и футбол.
Содержание предмета
Основы знаний
Человек занимается физкультурой. Правила безопасности на уроках лёгкой атлетики.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Фазы прыжка в длину и высоту с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в длину и высоту.
Ходьба
Сочетание разновидностей ходьбы по инструкции учителя. Ходьба с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий.
Бег
Медленный бег в равномерном темпе до 4-5 мин. Бег на скорость с высокого и низкого старта. Челночный бег с предметами. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег ( по кругу).
Прыжки
Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание».
Метание
Метание малого мяча на дальность с разбега. Метание мяча в цель с места. Броски набивного мяча с места.
Гимнастика
Теоретические сведения
Гигиена школьника после занятий физическими упражнениями.
Правила безопасности на уроках гимнастики.
Строевые упражнения
Ходьба в различном темпе по залу. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три). Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятие «интервал». Ходьба в обход с поворотами на углах, с остановками по сигналу.
ОР и корригирующие упражнения с предметами и без предметов.
Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Упражнения с гимнастическими палками, с большими обручами, с малыми мячами, с набивными мячами; на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения
Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лежа на спине. Полушпагат.
Простые и смешанные висы и упоры
Мальчики: вис согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке и перекладине.
Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа на гимнастической стенке и перекладине;
Переноска груза и передача предметов
Передача набивного мяча в колонне и шеренге. Переноска гимнастической скамейки, бревна, гимнастического козла, гимнастического мата.
Лазание и перелезание
Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазания. Лазание по гимнастической стенке по диагонали. Лазание по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий.
Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке на носочках, на пятках, выпадами, полуприседами. Равновесие на левой (правой) ноге без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием через веревочку (высота 20-30см.).
Опорный прыжок
Прыжок через козла с наскоком и соскоком прогнувшись.Прыжки через козла ноги врозь.
Танцевальные упражнения. Ритмическая гимнастика.
Ходьба с сохранением правильной осанки под музыку. Танцевальный шаг с подскоком, приставной шаг вперед, в сторону, шаг галопом. Комплексы упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Упражнения для развития пространственной ориентировки.
Построение в различных местах зала. Ходьба по диагонали по начерченной линии, «змейкой», по ориентирам. Повороты кругом без контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты с контролем и без контроля зрения.
Баскетбол
Основные правила игры в баскетбол. Основная стойка баскетболиста. Передвижение без мяча и с мячом: вправо, влево, вперёд, назад. Ведение мяча на месте и в движении. Ловля и передача двумя руками на месте. Игры с элементами баскетбола« Не дай мяч водящему», «Охотники и утки». Учебная игра по упрощенным правилам.
По баскетболу учащиеся должны знать: правила игры в баскетбол,
Уметь: вести мяч с различными заданиями; правильно ловить и передавать мяч.
Пионербол
Ознакомление с правилами игры. Расстановка и перемещение игроков на площадке. Ловля мяча над головой. Подача мяча двумя руками снизу. Нападающий удар в прыжке. Боковая подача. Учебная игра.
Футбол.
Ознакомление с правилами игры. Передача мяча внутренней стороной стопы, остановка стопой, вбрасывание из-за боковой. Ведение мяча попеременно правой, левой ногой. Штрафные удары по воротам.
Подвижные игры с предметами и без предметов с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 10 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 18 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 30 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
6 класс.
Цели и задачи:
-укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся;
-формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в занятиях физической культурой.
-воспитание культуры санитарно–гигиенических навыков.
-воспитание устойчивых морально–волевых качеств.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны уметь: - подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений; соблюдать дистанцию в движении; выполнять прыжок через козла; сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне; преодолевать подряд несколько препятствий с включением лазанья, перелезания,; комбинировать акробатические элементы; выполнять висы и упоры; ходить спортивной ходьбой; пробежать в медленном равномерном темпе 5-6 мин; правильно финишировать в беге на 30-60 м; челночный бег; правильно передовать эстафетную палочку; правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги" и в прыжках в высоту способом "перешагивание"; метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега; преодолевать полосу препятствия; перемещаться на площадке, разыгрывать мяч при игре в волейбол; при игре в баскетбол выполнять передачу от груди; вести мяч попеременно (правой и левой) рукой. Бросать в корзину двумя руками снизу с места. Выполнять элементы футбола;
Обучающиеся должны знать: как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; как избежать травмы при выполнении гимнастических упражнений; фазы прыжка в высоту и в длину с разбега; правила передачи эстафетной палочки; выполнять бег по дистанции; правила поведения игроков во время игры в баскетбол, футбол; правила перехода при игре в волейбол;
Содержание предмета
Основы знаний
Основные части тела. Как укреплять свои кости и мышцы. Правила безопасности на уроках лёгкой атлетики.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Фазы прыжка в высоту с разбега. Техника безопасности при выполнении прыжков в длину, висоту и беге.
Ходьба
Ходьба с изменением направлений. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Понятие о спортивной ходьбе.
Бег
Медленный бег до 5 мин. Бег с ускорением (60м.). Бег с ускорением (30м.). Челночный бег (3х10м.). Кроссовый бег 300-500м. Бег с преодолением препятствий. Эстафеты с передачей палочки.
Прыжки
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание
Метание малого мяча в цель с места. Метание малого мячам на дальность с разбега. Броски набивного мяча с места.
Гимнастика
Теоретические сведения
Знание терминологии физических упражнений. Правила безопасности на уроках гимнастики.
Строевые упражнения
Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки на месте и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали.
ОР и корригирующие упражнения без предметов и с предметами
Упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц; основные движения головы, конечностей, туловища.
Упражнения с гимнастическими палками, с большими обручами, с малыми мячами, с набивными мячами. Упражнения на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения
Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Два последовательных кувырка вперед и назад. Мост из роложения лёжа.«Полушпагат» с опорой руками о пол.
Переноска груза и передача предметов
Переноска набивных мячей, гимнастических матов, скамейки, козла, бревна. Передача по кругу, в колонне, в шеренге предметов. Передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева, направо, и наоборот.
Ритмическая гимнастика, Танцевальные упражнения
Ходьба под музыку, с остановками в конце музыкальной фразы. Танцевальный шаг на носках. Шаг с подскоком. Приставной шаг вперед. Сочетание танцевальных шагов. Комплексы упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Лазание и перелезание
Лазание по гимнастической стенке различными способами, с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками, с предметом в руке. Передвижение в висе на руках на гимнастической стенке вверх, вниз, вправо влево. Лазание по наклонной скамеке с перелезанием на противоположную скамеку.
Равновесие
Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке, на бревне. Ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук с хлопками под ногой, с набивным мячом в руках. Повороты в приседе, на носках. Соскок с бревна с сохранением равновесия при приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений.
Опорный прыжок
Прыжок ноги врозь через козла и с наскоком на козёл, соскок прогнувшись. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую - правую руку.
Упражнения для развития пространственной ориентировки.
Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или бег на месте 5,10,15с, не сообщая учащимся времени. Произвольное выполнение ОРУ, исключающих положение основной стойки, в течение 5-10с. Отжимание в упоре лёжа, поднимание опускание туловища из положения лёжа.
Баскетбол
Основные правила игры. Правила поведения при игре в баскетбол. Остановка шагом. Выпрыгивание вверх. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении. Броски мяча по корзине снизу и от груди. Учебная игра.
Волейбол - Пионербол
Расстановка и перемещение игроков на площадке. Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах. Нижняя прямая подача. Розыгрыш мяча на три паса. Нападающий удар в прыжке у сетки. Учебная игра.
Подвижные игры с предметами и без предметов на основе элементов бега, прыжков, метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 10 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 12 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 36 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
7 класс.
Цели и задачи:
-укрепление здоровья и закаливания организма;
-формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков;
-воспитание культуры санитарно–гигиенических навыков,
-поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
-воспитание устойчивых морально–волевых качеств.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны уметь:- различать и правильно выполнять команды: "Шире шаг!", "Короче шаг!", "Чаще шаг", "Реже шаг!"; выполнять опорный прыжок через козла; различать фазы опорного прыжка; удерживать равновесие на гимнастическом бревне в усложненных условиях; выполнять простейшие комбинации на гимнастическом бревне и в акробатике; выполнять висы и упоры; лазать и перелазывать через препятствия; соблюдать правила безопасности; выполнять стартовый разгон с плавным переходом в бег на 30-60м; бежать с переменной скоростью 5 мин; равномерно в медленном темпе 8 мин; передовать эстафетную палочку; выполнять полет в группировке, в прыжках в длину с разбега способом "согнув ноги"; выполнять переход через планку в прыжках в высоту с разбега способом "перешагивание"; выполнять метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м и в цель; выполнять верхнюю прямую подачу; играть в волейбол - пионербол; выполнять в баскетболе остановку в прыжке, выполнять броски по корзине двумя руками от груди с места; выполнять элементы футбола и применять их в двусторонней игре.
Обучающиеся должны знать: как правильно выполнять размыкания уступами; как перестроиться из колонны по одному в колонну по два, по три; как осуществлять страховку при выполнении другим воспитанником упражнения на бревне. значение ходьбы для укрепления здоровья человека, основы кроссового бега, бег по виражу, правила соревнований; права и обязанности игроков; как предупредить травмы в спортивных играх; когда и сколько раз выполняются штрафные броски при игре в баскетбол; правила спортивных игр.
Содержание предмета
Основы знаний
Что такое двигательный режим. Правила безопасности на уроках лёгкой атлетики
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Значение ходьбы для укрепления здоровья человека. Основы кроссового бега. Бег по виражу.
Ходьба
Продолжительная ходьба (20-30 мин.) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба «змейкой». Ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед).
Бег
Бег с низкого и высокого старта и стартовый разбег, выполнения бега по дистанции, финиширование. Бег с ускорением и на время (30-60м.). Медленный бег до 8 мин. Кроссовый бег на 500-800м. Бег с преодолением препятствий. Эстафетный бег с передачей эстафетной палочки.
Метание
Метание малого мяча в цель с места. Метание малого мяча на дальность с разбега. Метания набивного мяча различными способами. Толкание набивного мяча на дальность.
Прыжки
Запрыгивания на препятствия высотой 60-80см. Прыжки со скакалкой до 2 мин. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».
Гимнастика
Теоретические сведения
Самоконтроль и его основные приемы. Правила безопасности на уроках гимнастики.
Строевые упражнения
Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, флангах, дистанции. Размыкание уступами по счету. Повороты направо, налево при ходьбе на месте. Выполнение команд: «Чаще шаг!», «Реже шаг!». Ходьба «змейкой» Ходьба с различными положениями рук.
ОР и корригирующие упражнения без предметов и спредметами
Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Упражнения с гимнастическими палками, со скакалками, с гимнастическими обручами. Упражнения на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения
Стойка на руках, переворот боком (для мальчиков). Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. «Мост» из положения лёжа. «Шпагат» с опорой руками о пол.
Переноска груза и передача предметов
Передача набивного мяча над головой в колонне. Подготовка места занятий в зале. Переноска снарядов: скамейки, маты, козёл, бревно.
Ритмическая гимнастика. Танцевальные упражнения
Простейшие сочетания танцевальных шагов. Чередование ходьбы на месте с шагом «галопом» в сторону в темпе музыки. Комбинация упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Лазание и перелезание
Передвижение вправо, влево в висе на гимнастической стенке. Подтягивание в висе на гимнастической стенке (на результат). Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием.
Равновесие
Ходьба на носках приставными шагами, с поворотом, с различными движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке спиной вперед. Расхождение вдвоем при встрече на гимнастической скамейке, на бревне. Упоры, стойка на одной ноге.
Опорный прыжок
Прыжок, согнув ноги через козла. Прыжок ноги врозь через козла.
Упражнения для развития пространственной ориентировки
Построение в колонну по два (по ориентирам и без них). Ходьба «змейкой» по ориентирам. Прохождение расстояния до 7м. от одного ориентира до другого с контролем и без контроля зрения. Выполнение и.п.: упор присев, упор лежа, упор стоя на коленях, упор сидя сзади. Ходьба боком, с удержанием равновесия, переноской различных предметов.
Баскетбол
Основные правила игры. Штрафные броски. Остановка в шаге и в прыжке. Ведение мяча с изменением направления. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Броски мяча в корзину от груди, от плеча. Игры с элементами баскетбола. Учебная игра по упрощенным правилам.
Волейбол
Правила и обязанности игроков, техника игры в волейбол, предупреждение травматизма, верхняя передача мяча двумя руками над собой, приём и передача мяча сверху и снизу в парах, нижняя прямая подача, учебная игра.
Подвижные игры с предметами и без предметов на основе элементов бега, прыжков, метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 10 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 12 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 36 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
8 класс.
Цели и задачи:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
-воспитание устойчивых морально–волевых качеств.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны уметь: - соблюдать интервал дистанцию при выполнении ходьбы и бега; выполнять движения и воспроизводить их с заданной амплитудой без контроля зрения; изменять направление движения по команде; выполнять опорный прыжок способом "согнув ноги" и "ноги врозь"; выполнять простейшие комбинации на бревне; создавать комбинацию упражнений в акробатике; выполнять висы и упоры; проводить анализ выполненного движения обучающихся; бежать с переменной скоростью в течение 6 минут, в различном темпе; выполнять прыжки в длину, высоту, метать в цель и на дальность, толкать набивной мяч; преодолевать любые препятствия; принимать и передавать мяч сверху, снизу в парах после перемещений при игре в волейбол; выполнять ловлю и передачу мяча в парах в движении шагом. Ведение мяча в беге. Выполнение бросков в движении и на месте с различных положений и расстояния.Выполнять элементы футбола: ведение, передача, удары по мячу, щтрафные удары по воротам.
Обучающиеся должны знать: требования к строевому шагу; как перенести одного ученика двумя различными способами; фазы опорного прыжка. простейшие правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в эстафетах; как измерять пульс; знать температурные нормы для занятий; каким наказаниям подвергаются игроки при нарушении правил в спортивных играх, правила игры; как правильно выполнять штрафные при игре в баскетбол и футбол;
Содержание предмета
Основы знаний
Что такое двигательный режим. Правила безопасности на уроках лёгкой атлетики.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию. Правила передачи Эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Ходьба
Ходьба на скорость (до 15-20 мин.). Прохождение на скорость отрезков от 50-100м. Ходьба группами наперегонки.
Бег
Бег в медленном темпе до 8-12 мин. Бег с различного старта. Бег с ускорением и на время (30-60м). Кроссовый бег на 500-1000м по пересеченной местности. Бег с преодолением препятствий. Эстафетный бег с передачей палочки.
Прыжки
Выпрыгивание и спрыгивание с препятствия. Выпрыгивания вверх из низкого приседа с набивным мячом. Прыжки на одной ноге через препятствия с усложнениями. Прыжки со скакалкой на месте и с продвижением. Прыжок в длину способом «согнув ноги» с разбега. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания».
Метание
Броски набивного мяча различными способами. Метание малого мячам в цель и на дальность. Толкание набивного мяча со скачка в сектор.
Гимнастика
Теоретические сведения
Самоконтроль и его основные приёмы. Правила безопасности на уроках гимнастики.
Требования к строевому шагу. Фазы опорного прыжка.
Строевые упражнения
Закрепление всех видов перестроений. Ходьба в различном темпе, направлениях. Повороты на месте и в движении направо, налево, кругом. Перестроение из одной ширенги в две,три и обратно.
ОР и корригирующие упражнения без предметов и с предметами.
Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.
С гимнастическими палками, со скакалками, с набивными мячами.
Упражнения на гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения
Кувырок вперёд, назад. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Из положения, лёжа выполнить «мост». «Полушпагат» с опорой руками о пол.
Переноска груза и передача предметов
Техника безопасности при переноске снарядов.
Передача набивного мяча в колонне между ног.
Переноска нескольких снарядов по группам (на время).
Ритмическая гимнастика
Простейшие сочетания танцевальных шагов. Комплес упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Лазание и перелезание
Лазание на скорость различными способами по наклонной гимнастической скамейке и стенке. Лазание в висе на руках и ногах по бревну. Подтягивание в висе на гимнастической стенке.
Равновесие
Быстрое передвижение по бревну. Полушпагат с различными положениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием с пола предметов. Простейшие комбинации на бревне.
Опорный прыжок
Совершенствование опорного прыжка ноги врозь через козла (девочки), согнув ноги (мальчики).
Упражнения для развития пространственной ориентации.
Построение в две колонны с соблюдением заданного интервала и дистанции. Фигурная маршировка до различных ориентиров. Выполнение и.п.: упор присев, упор лежа, упор стоя на коленях, упор сидя сзади без контроля зрения. Передвижение в колонне прыжками с соблюдением определенной дистанции.
Баскетбол
Закрепить основные правила игры в баскетбол.
Ловля и передача мяча в парах в движении, ведение мяча с обводкой препятствий, выполнение бросков мяча по корзине с различных положений и расстояния, игры с элементами баскетбола, учебная игра.
Волейбол
Закрепить правила игры в волейбол; наказание при нарушениях правил игры; приём и передача мяча сверху и снизу в парах; верхняя прямая и нижняя подача; прямой нападающий удар; блок (ознакомление); учебная игра.
Подвижные игры с предметами и без предметов на основе элементов бега, прыжков и метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 8 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 8 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 42 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
9 класс.
Цели и задачи:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
-воспитание устойчивых морально–волевых качеств.
Планируемые результаты освоения предмета.
Обучающиеся должны уметь: пройти в быстром темпе по ровной площадке или по пересеченной местности; пробежать в медленном темпе 8-10 мин; бегать на короткие дистанции30-60м, челночный бег, на среднюю дистанцию 800-1000 м; преодолевать в максимальном темпе полосу препятствий на дистанции до 200 м; прыгать в длину с полного разбега способом "согнув ноги" на результат и в обозначенное место; прыгать в высоту с полного разбега способом "перешагивание"; метать малый мяч в цель и на дальность с полного разбега в коридор 10 м и в обозначенное место; толкать набивной мяч весом 2 кг на результат; выполнять все виды подач, выполнять прямой нападающий удар; блокировать нападающие удары при игре в волейбол; выполнять передачу из-за головы при передвижении бегом; ведение мяча с обводкой,штрафные броски в кольцо при игре баскетол; выполнять все элементы игры футбол: передача, ведение, удары по мячу ногой, штрафные удары по варотам.
Обучающиеся должны знать: что такое строй; как выполнять перестроения, как проводятся соревнования по видам спорта. как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку перед соревнованиями; влияние занятий спортом на трудовую подготовку; что значит "тактика игры», роль судьи при спортивных играх;
Содержание предмета
Основы знаний
Понятие спортивной этики. Правила безопасности на уроках лёгкой атлетики.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Как самостоятельно провести легкоатлетическую разминку перед соревнованиями.
Ходьба
Ходьба на скорость с переходом в бег и обратно. Фиксированная ходьба.
Бег
Медленный бег 10-12 мин. Кроссовый бег 800-1000м. Бег на скорость 30-60м. Челночный бег. Эстафетный бег с передачей палочки.
Прыжки
Специальные упражнения в высоту и в длину. Прыжок в длину с полного разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание
Метание различных предметов в цель и на дальность с места, с разбега. Броски набивного мяча на дальность.
Гимнастика
Теоретические сведения
Виды гимнастики. Правила безопасности на уроках гимнастики.
Строевые упражнения
Выполнение строевых команд (четкость и правильность) за предыдущие годы.
Фигурная маршировка. Размыкание в движении на заданный интервал.
ОР и корригирующие упражнения без предметов и с предметами
Упражнения на осанку, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц, основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Упражнения с гимнастическими палками, со скакалкой, с набивными мячами, с гимнастическими обручами.
Акробатические упражнения
Комбинация акробатических упражнений из 5-6 элементов. Стойка на одной ноге (ласточка), кувырок вперёд. стойка на лопатках, мост, кувырок назад полушпагат.
Простые и смешанные висы и упоры
Повторение ранее изученных висов и упоров. Вис на время с различными положениями ног.
Переноска груза и передача предметов
Передача набивного мяча в колонне справа, слева. Передача нескольких предметов в кругу. Переноска снарядов для выполнения упражнений.
Ритмическая гимнатика
Сочетание разученных танцевальных шагов. Комплекс упражнений с предметами и без под музыкальное сопровождение.
Лазание и перелезание
Преодоление препятствий с перелезанием через них, подлезанием.
Равновесие
Упражнения на гимнастической скамейке, гимнастическом бревне.
Опорный прыжок
Совершенствование всех видов ранее изученных прыжков с увеличением высоты снаряда, расстояния мостика от козла. Преодоление полосы препятствий.
Упражнения для развития пространственной ориентации.
Поочередные однонаправленные и разнонаправленные движения рук. Поочередные однонаправленные и разнонаправленные движения рук и ног. Совершенствование поочередной координации в ходьбе. Ходьба «зигзагом» по ориентирам с контролем и без контроля зрения.
Баскетбол
Понятие о тактике игры, практическое судейство.
Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении, ловля и передача мяча двумя руками в парах, тройках, ведение мяча с изменением направления, броски мяча в корзину с различных положений, учебная игра.
Волейбол
Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться; закрепить правила игры в волейбол; приём и передача мяча сверху и снизу в парах; верхняя прямая и нижняя подача; прямой нападающий удар; блокирование мяча; учебная игра.
Подвижные игры с предметами и без предметов на основе элементов бега, прыжков и метания, эстафеты.
Тематическое планирование:
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения |
2 | Кроссовая подготовка | 8 |
3 | Лёгкая атлетика | 24 |
4 | Гимнастика | 20 |
5 | Подвижные игры | 8 |
6 | Игры с элементами спортивных игр баскетбол, волейбол, футбол. | 42 |
7 | Повторение | |
| Итого: | 102 |
Резерв в объёме 10% от общего количества часов.
23