СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по информатике 11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике 11 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

г. Новошахтинска Ростовской области

ПРИНЯТО

Протокол заседания

методического объединения

учителей естественно-математического цикла

от 26.08.2021г. №1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ И. Н. Лавренюк

27.08.2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область Математика и информатика

Наименование учебного курса Информатика и ИКТ

Уровень общего образования основное общее образование

Класс 11

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Количество часов: 34 часа ,

в неделю 1 час

Учитель Казанцева Елена Владимировна


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

II. Содержание учебного предмета (с включением тематического планирования с учетом модуля воспитательной программы «Школьный урок» с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы)




















Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 11 класса разработана на основе примерной программы по информатике основного общего образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:


Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. закона от 02.07.2021г.);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.21 №115;

- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (с изменениями приказ Минпросвещения РФ №766 от 23.12.2020 г.).


Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15 в редакции протокола от 04.02.2020г. № 1/20).


Постановления:

- Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (зарегистрирован 29.01.2021 № 62296);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 №10 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16".


Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 11 декабря 2020 г.);

- приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».


Письма:

- письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области по составлению учебного плана на 2021 - 2022 учебный год от 17.05.2021г. № 24/3.1-7095.

- Устав МБОУ СОШ №14;

- Основная образовательная программа МБОУ СОШ № 14;

- Календарный график МБОУ СОШ № 14 на 2021 – 2022 учебный год;

- Локальный акт МБОУ СОШ № 14 о рабочей программе;

- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2021 – 2022 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений;


Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Хеннером Е.К., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Программа рассчитана на изучение информатики и ИКТ в 11классе общеобразовательной средней школы объемом 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю).

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в году ориентировано на использование учащимися учебника:

  • «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Содержание рабочей программы, теоретическая часть и количество практических работ для 11 класса адаптировано под тематическое содержание данного учебника, который соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту полного общего образования.

Учебник и практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта к предметным, личностным и метапредметным результатам обучения.

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов по информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).

На основании приказа № 140 от 27 мая 2020 г. «О выполнении программ по учебным предметам» с 10 класса перенесена тема «Типовые задачи обработки массивов, комбинированный тип данных» в количестве 5 часов на следующие уроки: 1) «Типовые задачи обработки массивов», «Практическая работа № 14 «Программирование обработки одномерных массивов»», «Практическая работа № 15 «Программирование обработки двумерных массивов»» - 03.09.2020 г.; 2) «Комбинированный тип данных», «Практическая работа № 16 «Программирование обработки записей»» - 10.09.2020 г.

Цели и задачи освоения дисциплины

Обучение информатике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Основные задачи рабочей программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.


Дополнительной целью изучения курса является подготовка учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не является обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расширением количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4-х предметов, информатика становится востребованной при поступлении на многие популярные специальности.


Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».


Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Для выполнения практических заданий на работу с информационными технологиями в 11 классе могут использоваться различные варианты программного обеспечения. В учебнике, в разделе, посвященном разработке сайтов, дается описание конструктора сайтов KompoZer (СПО). Непосредственно в практикуме присутствует описание работы с реляционной СУБД LibreOfficeBase, также относящейся с свободно-распространяемому программному обеспечению. В качестве ПО для моделирования используется табличный процессор Excel. При необходимости задания этих двух разделов могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора. В 11 классе предусмотрено 18 практических работ + 3 практические работы, перенесённые с 10 класса.

Практические работы:

  • Практическая работа№ 1 «Программирование обработки одномерных массивов»

  • Практическая работа2 «Программирование обработки двумерных массивов»

  • Практическая работа3 «Программирование обработки записей»

  • Практическая работа4 «Модели систем»

  • Практическая работа. № 5 «Знакомство с СУБД»

  • Практическая работа. № 6 «Создание базы данных «Приемная комиссия»»

  • Практическая работа. № 7 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)»

  • Практическая работа. № 8 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

  • Практическая работа. № 9 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»»

  • Практическая работа. № 10 «Создание отчета»

  • Практическая работа. № 11 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»

  • Практическая работа. № 12 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц»

  • Практическая работа. № 13 «Интернет. Сохранение загруженных web–страниц»

  • Практическая работа. № 14 «Интернет. Работа с поисковыми системами»

  • Практическая работа. № 15 «Разработка сайта «Моя семья»»

  • Практическая работа. № 16 «Разработка сайта «Животный мир»»

  • Практическая работа. № 17 «Разработка сайта «Наш класс»»

  • Практическая работа. № 18 «Получение регрессионных моделей»

  • Практическая работа. № 19 «Прогнозирование»

  • Практическая работа. № 20 «Расчет корреляционных зависимостей»

  • Практическая работа21 «Решение задачи оптимального планирования»


Все формы контроля знаний, умений и навыков по продолжительности рассчитаны на 10-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ, письменных работ, устного опроса.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме зачета, тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в формевыполнения итоговой практической работы.

Согласно авторских и примерных рабочих программ, контрольные работы не проводятся. Тематическое и итоговое оценивание учащихся осуществоляется по результатам практичеких работ.


Место предмета в учебном плане школы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе – 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и 11 классе – 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю, но программа будет реализована в 11 классе за 34 часа, потери часов нет.



Планируемые результаты освоения учебного курса

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW;

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора;

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов;

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов;

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

  • Общая характеристика курса информатики и ИКТ

  • Программа ориентирована, главным образом, на формирование научных понятий, а не только лишь на выработку практических навыков и умений. Это предполагает особую организацию учебного процесса в форме учебной деятельности школьников.

  • Содержание учебной деятельности должно развертываться в теоретической форме – от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Освоение понятий должно происходить не в форме отработки словесных формулировок, а путем введения учащихся в новый круг задач и включением их в деятельность по поиску общего способа их решения.

  • Поиск способа решения новой задачи является мотивационным ядром учебной деятельности, той ценностной установкой учеников, которая складывается в виде формального эффекта обучения как личностно-смысловое образование, основа желания и умения учиться.

  • Когда ученики обнаруживают, что задача не может быть решена теми способами, которыми они уже владеют, они сами заявляют о необходимости поиска новых способов действия. Иными словами, уже начав действовать, уже стремясь получить результат, дети фиксируют невозможность его немедленного достижения и необходимость открытия «чего-то нового». Т.о. новое понятие или способ действия не возникает для детей случайно; каждое следующее понятие с необходимостью вытекает из предыдущего. При этом принципиально, что поисковые действия детей (их пробы, мнения, предложения, вопросы) должны быть направлены не на внешние чувственно-представленные, непосредственно наблюдаемые свойства вещей, а на общий принцип их строения. Вскрывая этот общий принцип посредством собственных действий, осуществляемых не в словесной, а предметно-чувственной форме, ребенок тем самым обнаруживает существенное отношение, лежащее в основании нового понятия.

  • Отношение, которое дети обнаруживают, преобразуя объект изучения, не обладает чувственной наглядностью, оно нуждается в особом – модельном способе презентации. При этом не всякое изображение можно назвать учебной моделью, а лишь такое, которое отображает внутренние особенности объекта, не наблюдаемые непосредственно, и обеспечивает их дальнейший анализ. Учебная модель, выступая как продукт мыслительного анализа, затем сама может стать особым средством мыслительной деятельности.

  • С одной стороны, в процессе построения модели происходит абстракция отношения от его предметных носителей. С другой стороны, уже построенная модель, в которой отношение представлено материально, позволяет преобразовывать ее, открывая новые свойства этого отношения. Преобразовывая и переконструируя учебную модель, школьники получают возможность изучать свойства отношения как такового, без «затемнения» привходящими обстоятельствами. Представленная моделью абстракция затем конкретизируется в различных частных условиях, что позволяет применять найденный общий способ к целому классу частных задач.

  • Для того чтобы дети смогли через собственные поисковые действия открыть новый способ действия, необходимы особые формы организации совместной учебной деятельности класса и учителя. Основой этой организации является общеклассная дискуссия, в которой каждое высказанное предложение оценивается остальными участниками обсуждения с точки зрения соответствия способа действия и достигнутого результата. Предложения учителя подлежат такому же контролю и оценке, что и предложения учеников. При этом достоинства и недостатки предлагаемых способов действия оцениваются содержательно и ученики участвуют в выработке критериев контроля и оценки наряду с учителем. Благодаря этому у школьников складывается способность к самоконтролю и самооценке как базисным компонентам умения учиться.

  • Осуществление школьниками учебной деятельности способствует формированию у них таких мыслительных действий, как рефлексия, анализ и планирование, являющихся основой теоретического мышления и, одновременно развитию других познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти. Это дает основание говорить о развивающем значении специальной организации учебной деятельности школьников.


Содержание учебного курса

«Информатика и ИКТ», 11 класс


№ п/п


Наименование

разделов и тем


Всего часов

Из них



Теория

(ч.)

Контрольные работы

(ч.)


Практика

(ч.)


1

Типовые задачи обработки массивов, комбинированный тип данных

2

1

-

1


2

Информационные системы и базы данных

11

3

1

7


2

Интернет

9

2

-

7


3

Информационное моделирование

9

4

1

4


4

Социальная информатика

2

2

-

-


5

Резерв

1






Итого

34

12

2

19


  1. Программирование


1. Работа с массивами.

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале

- правила организации ввода и вывода значений массива

- правила программной обработки массивов

Учащиеся должны уметь:

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Практическая работа № 1 «Программирование обработки одномерных массивов»

Практическая работа № 2 «Программирование обработки двумерных массивов»

2.Комбинированный тип данных.

Учащиеся должны знать:

- правила описания комбинированного типа данных, понятие записи

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с файлами

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на работу с комбинированным типом данных

Практическая работа№ 3 «Программирование обработки записей»


  1. Информационные системы и базы данных

3. Системный анализ.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем

- что такое «системный подход» в науке и практике

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель

- использование графов для описания структур систем

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Практическая работа. № 4 «Модели систем»

4. Базы данных.

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

Практическая работа. № 5 «Знакомство с СУБД»

Практическая работа. № 6 «Создание базы данных «Приемная комиссия»»

Практическая работа. № 7 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)»

Практическая работа. № 8 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой»

Практическая работа. № 9 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»»

Практическая работа. № 10 «Создание отчета»


  1. Интернет

5. Организация и услуги Интернет.

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Практическая работа. № 11 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»

Практическая работа. № 12 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц»

Практическая работа. № 13 «Интернет. Сохранение загруженных web -страниц

Практическая работа. № 14 «Интернет. Работа с поисковыми системами»

6. Основы сайтостроения.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов

Практическая работа. № 15 «Разработка сайта «Моя семья»»

Практическая работа. № 16 «Разработка сайта «Животный мир»»

Практическая работа. № 17 «Разработка сайта «Наш класс»»


  1. Информационное моделирование

7. Компьютерное информационное моделирование.

Учащиеся должны знать:

- понятие модели

- понятие информационной модели

- этапы построения компьютерной информационной модели

Практическая работа. № 18 «Получение регрессионных моделей»

8. Моделирование зависимостей между величинами.

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

Учащиеся должны уметь

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами

9. Модели статистического прогнозирования.

Учащиеся должны знать:

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Практическая работа. № 19 «Прогнозирование»

10. Модели корреляционной зависимости.

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MSExcel)

Практическая работа. № 20 «Расчет корреляционных зависимостей»

11. Модели оптимального планирования.

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в табличном процессоре)

Практическая работа21 «Решение задачи оптимального планирования»


  1. Социальная информатика

12. Информационное общество.

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

13. Информационное право и безопасность.

Учащиеся должны знать:

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности


№ п/п

Название раздела


Типовые задачи обработки массивов, комбинированный тип данных

1

«Типовые задачи обработки массивов», «Практическая работа № 1 «Программирование обработки одномерных массивов»», «Практическая работа № 2 «Программирование обработки двумерных массивов»»

2

«Комбинированный тип данных», «Практическая работа № 3 «Программирование обработки записей»»

Информационные системы и базы данных

3

Правила поведения и ТБ. Понятие системы. Инструктаж по ТБ

4

Модели системы. Системный анализ. Информационная система

5

Практическая работа №4 «Модели систем». Инструктаж по ТБ

6

Базы данных. СУБД

7

Практическая работа № 5 «Знакомство с СУБД». Инструктаж по ТБ

8

Практическая работа № 6 «Создание базы данных «Приемная комиссия»». Инструктаж по ТБ

9

Практическая работа № 7 «Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)». Инструктаж по ТБ

10

Практическая работа № 8 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». Инструктаж по ТБ

11

Практическая работа № 9 «Реализация сложных запросов в базе данных «Приемная комиссия»». Инструктаж по ТБ

12

Практическая работа № 10 «Создание отчета». Инструктаж по ТБ

13

Контрольная работа № 1 по теме «Информационные системы и базы данных»

Интернет

14

Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WWW – Всемирная паутина

15

Практическая работа № 11 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». Инструктаж по ТБ

16

Практическая работа № 12 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». Инструктаж по ТБ

17

Практическая работа № 13 «Интернет. Сохранение загруженных web–страниц». Инструктаж по ТБ

18

Практическая работа № 14 «Интернет. Работа с поисковыми системами». Инструктаж по ТБ

19

Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на web-странице

20

Практическая работа № 15 «Разработка сайта «Моя семья»». Инструктаж по ТБ

21

Практическая работа № 16 «Разработка сайта «Животный мир»». Инструктаж по ТБ

22

Практическая работа № 17 «Разработка сайта «Наш класс»». Инструктаж по ТБ

Информационное моделирование

23

Компьютерное информационное моделирование

24

Моделирование зависимостей между величинами

25

Модели статистического прогнозирования

26

Практическая работа № 18 «Получение регрессионных моделей». Инструктаж по ТБ

27

Практическая работа № 19 «Прогнозирование». Инструктаж по ТБ

28

Моделирование корреляционных зависимостей. Вычисление коэффициента корреляционной зависимости между величинами

29

Практическая работа № 20 «Расчет корреляционных зависимостей». Инструктаж по ТБ

30

Модели оптимального планирования. Практическая работа № 21 «Решение задачи оптимального планирования». Инструктаж по ТБ

31

Контрольная работа № 2 по темам «Интернет. Информационное моделирование»

Социальная информатика

32

Информационные ресурсы. Информационное общество

33

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

34

Резерв




ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • три философские концепции информации

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

  • роль информационных процессов в системах

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума

  • основные типы задач обработки информации

  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере

  • архитектуру персонального компьютера

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера

  • назначение и топологии локальных сетей

  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

  • что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP -адреса, доменная система имен),

  • способы организации связи в Интернете

уметь

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

  • анализировать состав и структуру систем

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

  • применять меры защиты личной информации на ПК

  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы

  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями

  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Критерии и нормы оценки

Оценка практических работ

Оценка «5»

  • Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

  • работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

  • ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

  • ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

  • учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся

  • не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;

  • допустил не более 5% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если

  • выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если

  • ученик совсем не выполнил работу.

Критерии оценок для теста:

Оценка «5» - 86% и выше

Оценка «4» - 71% - 85%

Оценка «3» - 50% - 70%

Оценка «2» - 49% и ниже

Критерии оценок для творческого проекта:

  • эстетичность оформления,

  • содержание, соответствующее теме работы,

  • полная и достоверная информация по теме,

  • отражение всех знаний и умений учащихся в данной программе,

  • актуальность выбранной темы в учебно-воспитательном процессе



Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 10 класса
  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базо­вый уровень: учебник для 11 классов. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2017.

  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К.  Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


ЦОР

  1. http://rusedu.ru - информатика и информационные технологии

  2. http://informatka.ru - информатика

  3. http://1september.ru – издательство «1 сентября»

  4. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

  5. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

  6. http://www.ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании

  7. http://www.ug.ru - Учительская газета

  8. http://www.1september.ru - «Первое сентября»

  9. http://www.lbz.ru – сайт издательства БИНОМ

  10. http://www.teacher.fio.ru - Учитель.ru - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!