Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 70»
Рабочая учебная программа
по информатике и ИКТ
(10-11 класс, 70 часов)
Разработала:
Шуткова С.А.,
учитель информатики
Рассмотрена и рекомендована
на заседании МО учителей
математики
протокол №___ от ___________
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
_______________________
Новокузнецк, 2019 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план объемом 70 часов (1 час в неделю), осваивается учащимися после изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (8-9 классы).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.
Федеральный базиный учебный план и примерные планы для образовательных учрежденийРФ, реализующих программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28.06.2016г. № 2/16-з).
Примерная основная образовательная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010г.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета Информатика и ИКТ на этапе среднего общего образования ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов. В том числе по 35 часов в 10 и 11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель:
Обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.
Общеобразовательный курс информатики и ИКТ в 10-11 классах, опираясь на уровень общей грамотности учащихся (прежде всего математический), решает следующие задачи
Задачи: Сформировать
представление о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
основы логического и алгоритмического мышления;
умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
представление о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Создать условия для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивацию обучающихся к саморазвитию..
Учебно-методическое обеспечение курса
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, вышедшим в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2018 г.), включающим в себя:
Информатика: учебник для 10 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика: учебник для 11 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика: рабочая тетрадь для 10 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Информатика: рабочая тетрадь для 11 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская Л.Л. Босовой http://metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/
Федеральный образовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru.
Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ / http://webpractice.cm.ru
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований Образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих, заключающихся в освоении системы базовых знаний, овладении умениями информационной деятельности, развитии и воспитании учащихся, применении опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Согласно рекомендациям Минобр науки РФ, общеобразовательный курс информатики и ИКТ базового уровня предлагается изучать в классах социально-экономического профиля и в классах универсального обучения. В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления, что соответствует направленности образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета
10 класс Введение. Информация и информационные процессы |
Введение. Информация и информационные процессы | Информация, её свойства и виды Информационная культура и информационная грамотность Этапы работы с информацией Некоторые приёмы работы с текстовой информацией Содержательный подход к измерению информации Алфавитный подход к измерению информации Единицы измерения информации Системы Информационные связи в системах Системы управления Обработка информации Задачи обработки информации Кодирование информации Поиск информации Передача информации Хранение информации Кодировка АSCII и её расширения Стандарт UNICODE Информационный объём текстового сообщения Общие подходы к кодированию графической информации О векторной и растровой графике Кодирование цвета Цветовая модель RGB,, HSB, CMYK Звук и его характеристики Понятие звукозаписи Оцифровка звука |
Математические основы информатики |
Тексты и кодирование | Кодирование информации |
Системы счисления | Общие сведения о системах счисления Позиционные системы счисления Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления Сложение чисел в системе счисления с основанием q Вычитание чисел в системе счисления с основанием q Умножение чисел в системе счисления с основанием q Деление чисел в системе счисления с основанием q Двоичная арифметика. Представление целых чисел Представление вещественных чисел |
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики | Понятие множества Операции над множествами Мощность множества Логические высказывания и переменные Логические операции Логические выражения Предикаты и их множества истинности Основные законы алгебры логики Логические функции Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение Логические элементы, сумматор, триггер Решение логических задач методом рассуждений Использование таблиц истинности для решения логических задач Решение логических задач путём упрощения логических выражений |
11 класс Дискретные объекты | |
Алгоритмы и элементы программирования |
Алгоритмические конструкции | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма Способы записи алгоритма Последовательная алгоритмическая конструкция Ветвящаяся алгоритмическая конструкция Циклическая алгоритмическая конструкция |
Составление алгоритмов и их программная реализация | Структурная организация данных Некоторые сведения о языке программирования Pascal. Общие сведения об одномерных массивах Задачи поиска элемента с заданными свойствами Проверка соответствия элементов массива некоторому условию Удаление и вставка элементов массива Перестановка всех элементов массива в обратном порядке Сортировка массива Общее представление о структурном программировании Вспомогательный алгоритм Рекурсивные алгоритмы Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal |
Анализ алгоритмов | Понятие сложности алгоритма Анализ программ с помощью трассировочных таблиц Другие приёмы анализа программ |
Математическое моделирование | Общие сведения о моделировании Компьютерное моделирование |
Использование программных систем и сервисов |
10-11 класс Компьютер — универсальное устройство обработки данных | Этапы информационных преобразований в обществе История развития устройств для вычислений Поколения ЭВМ Принципы Неймана-Лебедева Архитектура персонального компьютера Перспективные направления развития компьютеров Структура программного обеспечения Системное программное обеспечение Системы программирования Прикладное программное обеспечение Файловая система компьютера Правовое регулирование в области информационных ресурсов Правовые нормы использования программного обеспечения |
10 класс Подготовка текстов и демонстрационных материалов | Виды текстовых документов Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации Создание текстовых документов на компьютере Средства автоматизации процесса создания документов Совместная работа над документом Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации |
Работа с аудиовизуальными данными | Компьютерная графика и её виды Форматы графических файлов Понятие разрешения Цифровая фотография Виды компьютерных презентаций Создание презентаций |
11 класс Электронные (динамические) таблицы | Объекты табличного процессора и их свойства Некоторые приёмы ввода и редактирования данных Копирование и перемещение данных Редактирование книги и электронной таблицы Форматирование объектов электронной таблицы Общие сведения о функциях Математические и статистические функции, финансовые функции, текстовые функции Диаграммы Сортировка данных Фильтрация данных Условное форматирование Подбор параметра |
Базы данных | Общие представления об информационных системах Предметная область и её моделирование Представление о моделях данных Реляционные базы данных Этапы разработки базы данных СУБД и их классификация Работа в программной среде СУБД Манипулирование данными в базе данных |
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве |
Компьютерные сети | Компьютерные сети и их классификация Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей Работа в локальной сети Как устроен Интернет История появления и развития компьютерных сетей Информационные службы Коммуникационные службы Сетевой этикет Всемирная паутина Поиск информации в сети Интернет О достоверности информации, представленной на веб ресурсах |
Социальная информатика | Понятие информационного общества Информационные ресурсы, продукты и услуги Информатизация образования Россия на пути к информационному обществу |
Информационная безопасность | Правовое регулирование в области информационных ресурсов Правовые нормы использования программного обеспечения О наказаниях за информационные преступления Информационная безопасность Защита информации |
Тематическое планирование к рабочей программе по информатике и ИКТ,
10-11 класс, 70 часов
Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика
№ | Название тематического блока в соответствии с ПОО СОО | Название темы | Количество часов |
Общее | Теория | Практика |
| Введение. Информация и информационные процессы | Информация и информационные процессы | 6 | 3 | 3 |
| Использование программных систем и сервисов | Компьютер и его программное обеспечение | 5 | 3 | 2 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 5 | 2 | 3 |
Обработка информации в электронных таблицах | 6 | 2 | 4 |
| Математические основы информатики | Представление информации в компьютере | 9 | 5 | 4 |
Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 | 5 | 3 |
| Алгоритмы и элементы программирования | Алгоритмы и элементы программирования | 9 | 5 | 4 |
Информационное моделирование | 8 | 4 | 4 |
| Информационно коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве | Сетевые информационные технологии | 5 | 2 | 3 |
Основы социальной информатики | 3 | 2 | 1 |
| Резерв учебного времени | 6 | 2 | 4 |
| Итого: | 70 | 35 | 35 |
Формы контроля по дисциплине
Одной из дополнительных целей обучения информатике является подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Поэтому основной формой итогового и промежуточного контроля является тестовая работа в электронном виде или на бумажном носителе;
практическая работа;
контрольная работа.
Требования к уровню подготовка учащихся
В таблице представлены планируемые предметные результаты по темам
Информация и информационные процессы |
Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой) |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Использовать знания о месте информатики в современной картине мира; Строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; Использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах. |
Компьютер и его программное обеспечение |
Выпускник на базовом уровне научится: Аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификаций его программного обеспечения; Применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; Использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач по выбранной специализации; Соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; Понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; Использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; Понимать принцип управления робототехническим устройством; Осознанно подходить к выбору ИКТ средств для своих учебных целей; Диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом; Использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; Узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера. |
Представление информации в компьютере |
Выпускник на базовом уровне научится: Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; Определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; Использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях ,в науке и технике. |
Элементы теории множеств и алгебры логики |
Выпускник на базовом уровне научится: Строить логические выражения по заданной таблице истинности; Решать несложные логические уравнения. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе при составлении поисковых запросов. |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов |
Выпускник на базовом уровне научится: Создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: (не предусмотренно примерной программой. |
Обработка информации в электронных таблицах |
Выпускник на базовом уровне научится: Использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; Представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Разрабатывать и использовать компьютерно математические модели; Оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; Интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; Анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу. |
Алгоритмы и элементы программирования |
Выпускник на базовом уровне научится: Определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; Узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательносей; создавать их на основе несложные программы анализа данных; Читать и понимать несложные программы, написанные на языке Паскаль; Выполнять пошагово несложные алгоритмы управления исполнителями и анализировать числовые и текстовые данные; Создавать на языке Паскаль программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; Понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анадиза данных; Получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти; Применять навыки и опыт разработки программ в среде программирования Паскаль, включая их тестирование и отладку; Использовать основные конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы. |
Информационное моделирование |
Выпускник на базовом уровне научится: Находить оптимальный путь во взвешенном графе; использовать компьютерно- математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, полученные в ходе моделирования реальных процессов; Использовать табличные базы данных, составлять запросы, выполнять сортировку и поиск записей в базах данных; Описывать базы данных и средства доступа к ним, наполнять разработанную базу данных. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; Применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; Создавать учебные многотабличные базы данных. |
Сетевые информационные технологии |
Выпускник на базовом уровне научится: Использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах; Использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы; Использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Использовать компьютерные сети и определять их роль в современном мире; Узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права; Анализировать доменные имена компьютеров и адреса доркументов в Интернете; Понимать общие принципы разработки и функционирования интернет приложений; Создавать web-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; Организовать личное информационное пространство Критически оценивать информацию, полученную в Интернете. |
Основы социальной информатики |
Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой) |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: Использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. |
Литература
Стандарт среднего (полного)образования по информатике и ИКТ - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart Примерная программа среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям
Программа курса «Информатика» (Базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина)/Цветкова М.С. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ремурс] Базовый уровень. Методическоу пособие для учителя. / Авторы-составители: М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. – Эл. издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Цифровые образовательные ресурсы - http://www.school-collection.ru
11