СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по информатике для 10-11 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по информатике для 10-11 класса, базовый уровень. БУП 2004г. Учебник "Информатика 10-11" автор Семакин. 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа по информатике для 10-11 класса»


Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 70»











Рабочая учебная программа

по информатике и ИКТ

(10-11 класс, 70 часов)




Разработала:

Шуткова С.А.,

учитель информатики






Рассмотрена и рекомендована

на заседании МО учителей

математики

протокол №___ от ___________





Утверждаю:

Зам. директора по УВР

_______________________






Новокузнецк, 2019 г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план объемом 70 часов (1 час в неделю), осваивается учащимися после изучения курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (8-9 классы).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.

  • Федеральный базиный учебный план и примерные планы для образовательных учрежденийРФ, реализующих программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28.06.2016г. № 2/16-з).

  • Примерная основная образовательная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010г.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета Информатика и ИКТ на этапе среднего общего образования ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов. В том числе по 35 часов в 10 и 11 классах, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель:

  • Обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

Общеобразовательный курс информатики и ИКТ в 10-11 классах, опираясь на уровень общей грамотности учащихся (прежде всего математический), решает следующие задачи

Задачи: Сформировать

  • представление о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;

  • основы логического и алгоритмического мышления;

  • умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;

  • представление о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;

  • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.

  • Создать условия для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивацию обучающихся к саморазвитию..

Учебно-методическое обеспечение курса

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, вышедшим в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2018 г.), включающим в себя:

  • Информатика: учебник для 10 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика: учебник для 11 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  • Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика: рабочая тетрадь для 10 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Информатика: рабочая тетрадь для 11 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  • Цифровые образовательные ресурсы. Авторская мастерская Л.Л. Босовой http://metodist.Lbz.ru/authors/informatika/3/

  • Федеральный образовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru.

  • Сетевые компьютерные практикумы по Информатике и ИКТ / http://webpractice.cm.ru

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований Образовательного стандарта и Примерной программы в их теоретической и практической составляющих, заключающихся в освоении системы базовых знаний, овладении умениями информационной деятельности, развитии и воспитании учащихся, применении опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности. Согласно рекомендациям Минобр науки РФ, общеобразовательный курс информатики и ИКТ базового уровня предлагается изучать в классах социально-экономического профиля и в классах универсального обучения. В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления, что соответствует направленности образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета

10 класс

Введение. Информация и информационные процессы

Введение. Информация и информационные процессы

  • Информация, её свойства и виды

  • Информационная культура и информационная грамотность

  • Этапы работы с информацией

  • Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

  • Содержательный подход к измерению информации

  • Алфавитный подход к измерению информации

  • Единицы измерения информации

  • Системы

  • Информационные связи в системах

  • Системы управления

  • Обработка информации

  • Задачи обработки информации

  • Кодирование информации

  • Поиск информации

  • Передача информации

  • Хранение информации Кодировка АSCII и её расширения

  • Стандарт UNICODE

  • Информационный объём текстового сообщения

  • Общие подходы к кодированию графической информации

  • О векторной и растровой графике

  • Кодирование цвета

  • Цветовая модель RGB,, HSB, CMYK

  • Звук и его характеристики

  • Понятие звукозаписи

  • Оцифровка звука

Математические основы информатики

Тексты и кодирование

Кодирование информации

Системы счисления

  • Общие сведения о системах счисления

  • Позиционные системы счисления

  • Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления

  • Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

  • Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q

  • Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q

  • «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

  • Сложение чисел в системе счисления с основанием q

  • Вычитание чисел в системе счисления с основанием q

  • Умножение чисел в системе счисления с основанием q

  • Деление чисел в системе счисления с основанием q

  • Двоичная арифметика.

  • Представление целых чисел

  • Представление вещественных чисел

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

  • Понятие множества

  • Операции над множествами

  • Мощность множества

  • Логические высказывания и переменные

  • Логические операции

  • Логические выражения

  • Предикаты и их множества истинности

  • Основные законы алгебры логики

  • Логические функции

  • Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение

  • Логические элементы, сумматор, триггер

  • Решение логических задач методом рассуждений

  • Использование таблиц истинности для решения логических задач

  • Решение логических задач путём упрощения логических выражений

11 класс

Дискретные объекты

  • Графы, деревья и таблицы

  • Алгоритмы нахождения кратчайших путей

Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции

  • Понятие алгоритма. Свойства алгоритма

  • Способы записи алгоритма

  • Последовательная алгоритмическая конструкция

  • Ветвящаяся алгоритмическая конструкция

  • Циклическая алгоритмическая конструкция

Составление алгоритмов и их программная реализация

  • Структурная организация данных

  • Некоторые сведения о языке программирования Pascal.

  • Общие сведения об одномерных массивах

  • Задачи поиска элемента с заданными свойствами

  • Проверка соответствия элементов массива некоторому условию

  • Удаление и вставка элементов массива

  • Перестановка всех элементов массива в обратном порядке

  • Сортировка массива

  • Общее представление о структурном программировании

  • Вспомогательный алгоритм

  • Рекурсивные алгоритмы

  • Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal

Анализ алгоритмов

  • Понятие сложности алгоритма

  • Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

  • Другие приёмы анализа программ

Математическое моделирование

  • Общие сведения о моделировании

  • Компьютерное моделирование

Использование программных систем и сервисов

10-11 класс

Компьютер — универсальное устройство обработки данных

  • Этапы информационных преобразований в обществе

  • История развития устройств для вычислений

  • Поколения ЭВМ

  • Принципы Неймана-Лебедева

  • Архитектура персонального компьютера

  • Перспективные направления развития компьютеров

  • Структура программного обеспечения

  • Системное программное обеспечение

  • Системы программирования

  • Прикладное программное обеспечение

  • Файловая система компьютера

  • Правовое регулирование в области информационных ресурсов

  • Правовые нормы использования программного обеспечения

10 класс

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

  • Виды текстовых документов

  • Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации

  • Создание текстовых документов на компьютере

  • Средства автоматизации процесса создания документов

  • Совместная работа над документом

  • Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов

  • Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации

Работа с аудиовизуальными данными

  • Компьютерная графика и её виды

  • Форматы графических файлов

  • Понятие разрешения

  • Цифровая фотография

  • Виды компьютерных презентаций

  • Создание презентаций

11 класс

Электронные (динамические) таблицы

  • Объекты табличного процессора и их свойства

  • Некоторые приёмы ввода и редактирования данных

  • Копирование и перемещение данных

  • Редактирование книги и электронной таблицы

  • Форматирование объектов электронной таблицы

  • Общие сведения о функциях

  • Математические и статистические функции, финансовые функции, текстовые функции

  • Диаграммы

  • Сортировка данных

  • Фильтрация данных

  • Условное форматирование

  • Подбор параметра

Базы данных

  • Общие представления об информационных системах

  • Предметная область и её моделирование

  • Представление о моделях данных

  • Реляционные базы данных

  • Этапы разработки базы данных

  • СУБД и их классификация

  • Работа в программной среде СУБД

  • Манипулирование данными в базе данных

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Компьютерные сети

  • Компьютерные сети и их классификация

  • Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей

  • Работа в локальной сети

  • Как устроен Интернет

  • История появления и развития компьютерных сетей

  • Информационные службы

  • Коммуникационные службы

  • Сетевой этикет

  • Всемирная паутина

  • Поиск информации в сети Интернет

  • О достоверности информации, представленной на веб ресурсах

Социальная информатика

  • Понятие информационного общества

  • Информационные ресурсы, продукты и услуги

  • Информатизация образования

  • Россия на пути к информационному обществу

Информационная безопасность

  • Правовое регулирование в области информационных ресурсов

  • Правовые нормы использования программного обеспечения

  • О наказаниях за информационные преступления

  • Информационная безопасность

  • Защита информации

Тематическое планирование к рабочей программе по информатике и ИКТ,

10-11 класс, 70 часов

Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика

Название тематического блока в соответствии с ПОО СОО

Название темы

Количество часов

Общее

Теория

Практика

Введение. Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы

6

3

3

Использование программных систем и сервисов

Компьютер и его программное обеспечение

5

3

2

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

5

2

3

Обработка информации в электронных таблицах

6

2

4

Математические основы информатики

Представление информации в компьютере

9

5

4

Элементы теории множеств и алгебры логики

8

5

3

Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмы и элементы программирования

9

5

4

Информационное моделирование

8

4

4

Информационно коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Сетевые информационные технологии

5

2

3

Основы социальной информатики

3

2

1

Резерв учебного времени

6

2

4


Итого:

70

35

35

Формы контроля по дисциплине

  • Одной из дополнительных целей обучения информатике является подготовка к сдаче единого государственного экзамена. Поэтому основной формой итогового и промежуточного контроля является тестовая работа в электронном виде или на бумажном носителе;

  • практическая работа;

  • контрольная работа.

Требования к уровню подготовка учащихся

В таблице представлены планируемые предметные результаты по темам

Информация и информационные процессы

Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой)

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Использовать знания о месте информатики в современной картине мира;

  • Строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;

  • Использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.

Компьютер и его программное обеспечение

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификаций его программного обеспечения;

  • Применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

  • Использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач по выбранной специализации;

  • Соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • Понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;

  • Использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

  • Понимать принцип управления робототехническим устройством;

  • Осознанно подходить к выбору ИКТ средств для своих учебных целей;

  • Диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;

  • Использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;

  • Узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.

Представление информации в компьютере

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • Определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • Использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях ,в науке и технике.

Элементы теории множеств и алгебры логики

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Строить логические выражения по заданной таблице истинности;

  • Решать несложные логические уравнения.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе при составлении поисковых запросов.

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: (не предусмотренно примерной программой.

Обработка информации в электронных таблицах

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  • Представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Разрабатывать и использовать компьютерно математические модели;

  • Оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;

  • Интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • Анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;

  • Узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательносей; создавать их на основе несложные программы анализа данных;

  • Читать и понимать несложные программы, написанные на языке Паскаль;

  • Выполнять пошагово несложные алгоритмы управления исполнителями и анализировать числовые и текстовые данные;

  • Создавать на языке Паскаль программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • Понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти)..

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анадиза данных;

  • Получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;

  • Применять навыки и опыт разработки программ в среде программирования Паскаль, включая их тестирование и отладку;

  • Использовать основные конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.

Информационное моделирование

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Находить оптимальный путь во взвешенном графе; использовать компьютерно- математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, полученные в ходе моделирования реальных процессов;

  • Использовать табличные базы данных, составлять запросы, выполнять сортировку и поиск записей в базах данных;

  • Описывать базы данных и средства доступа к ним, наполнять разработанную базу данных.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • Применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее;

  • Создавать учебные многотабличные базы данных.

Сетевые информационные технологии

Выпускник на базовом уровне научится:

  • Использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;

  • Использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;

  • Использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Использовать компьютерные сети и определять их роль в современном мире;

  • Узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;

  • Анализировать доменные имена компьютеров и адреса доркументов в Интернете;

  • Понимать общие принципы разработки и функционирования интернет приложений;

  • Создавать web-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы;

  • Организовать личное информационное пространство

  • Критически оценивать информацию, полученную в Интернете.

Основы социальной информатики

Выпускник на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой)

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.




Литература


  1. Стандарт среднего (полного)образования по информатике и ИКТ - http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart Примерная программа среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям

  2. Программа курса «Информатика» (Базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы (И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина)/Цветкова М.С. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ремурс] Базовый уровень. Методическоу пособие для учителя. / Авторы-составители: М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. – Эл. издание. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  6. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  7. Цифровые образовательные ресурсы - http://www.school-collection.ru

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!