Рассмотрено Рассмотрено Утверждено на заседании на заседании на заседании методического методического педагогического совета объединения совета ОКОУ ОКОУ «Курская школа» учителей трудового «Курская школа»
обучения, СБО и ИЗО
ОКОУ «Курская школа»
Протокол от 27.08.19г. № 1 Протокол от 28.08.19. № 1 Протокол от 29.09.19 г. № 1
Директор школы
__________П.В. Сеин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
5 класс
Учитель: Ю.А. Лукашенко
Курск 2019
,Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; Уставом и локальными актами Школы.
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 классов создана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.
Программа для 5 классов составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в предыдущих классах и рассчитана на 34 часа учебного времени в каждом классе.
Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями. Задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно -прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря. Коррекция мелкой моторики.
В программу включены следующие разделы:
Рисование с натуры.
Декоративное рисование.
Рисование на тему.
Беседы об изобразительном искусстве.
Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, элементы программированного обучения, беседа, здоровьесберегающие, информационно- коммукационные, индивидуальная работа, дифференцированный подход.

Основное оборудование.
Акварельные краски.
Цветные карандаши.
Гуашь.
Мелки восковые.
Художественные кисти №2-№10.
Альбомы для рисования.
Бумага рисовальная. Палитра.
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
Выполнение самостоятельных практических работ;
Тестирование для 5 классов (предполагает выявление знаний учащихся за год). Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений, осуществляется путём наблюдения.
Основной формой организации ИЗО учащихся является урок.
Технологии обучения: игровые моменты, релаксационные упражнения, элементы программированного обучения, беседа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
5 класс
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Примечания |
I. | Рисование с натуры. | 10 | |
II. | Декоративное рисование. | 10 | |
III. | Рисование на тему. | 7 | |
IV. | Беседы об изобразительном искусстве. | 7 | |
ИТОГО часов | 34 | |
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ( 10 часов)
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры дорожных знаков («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (пирамидка). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (русская изба в перспективе). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 5 класса;
Тёплые и холодные цвета, называть их;
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).
Уметь:
Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);
Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;
Устанавливать последовательность выполнения рисунка;
Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии;
Передавать объём предметов доступными средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ( 10 часов)
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Самостоятельное составление узора в полосе из растительных форм. Геометрический орнамент в круге. Герб города Курска. Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование новогодних карнавальных очков.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта» (эскиз карандашом). Декоративное рисование плаката «8 Марта» (оформление в цвете). Самостоятельное составление узора из растительных элементов. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана). Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 5 класса;
Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе; Уметь:
Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;
Соблюдать последовательность при рисовании узоров;
Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (7 часов)
Осень в лесу. Дерево зимой. Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые).
Основные требования к знаниям и умениям.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 5 класса;
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов). Уметь:
Отражать свои наблюдения в рисунке;
Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше);
Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;
Работать акварельными и гуашевыми красками.
Отражать свои наблюдения в рисунке*;
Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше) **;
Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного**;
Работать акварельными и гуашевыми красками**.
БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (7 часов)
Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)». Беседа «Декоративно-прикладное искусство (Федоскино, Жостово, Палех)». Беседа «Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа «Марьино – Курская область и ее достопримечательности». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители». Беседа. Прошлое нашей родины в произведениях художников.
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Вов.
Планируемые результаты:
Знать:
Речевой материал 1 – 5 класса;
Виды изобразительного искусства;
Понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.
Уметь:
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;
Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц;
Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Календарно-тематическое планирование.
№ | ТЕМА УРОКА | ДАТА |
| 1 ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | Беседа. Произведения мастеров народных промыслов и искусство родного края. | 3.09 |
2 | Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов. | 10.09 |
3 | Самостоятельное составление узора в полосе из растительных форм. | 17.09 |
4 | Геометрический орнамент в круге. | 24.09 |
5 | Натюрморт: яблоко и керамический стакан. | 01.10 |
6 | Осень в лесу. | 08.10 |
7 | Герб города Курска. | 15.10 |
8 | Беседа. Декоративно-прикладное искусство. | 22.10 |
| 2 ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | Беседа. Народное декоративно-прикладное искусство. | 5.11 |
2 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (ваза). | 12.11 |
3 | Рисование дорожных знаков. | 19.11 |
4 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы. | 26.11 |
5 | Оформление пригласительного предмета. | 3.12 |
6 | Рисование новогодних карнавальных очков. | 10.12 |
7 | Дерево зимой (барельеф). | 17.12 |
8 | Рисование на тему: «Лес зимой». | 24.12 |
| 3 ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | Беседа. Марьино. Курская область и ее достопримечательности. | 14.01 |
2 | Рисовании с натуры человека в движении. | 21.01 |
3 | Рисование с натуры: «Зимние развлечения» | 28.01 |
4 | Рисование с натуры цветочного горшка с растениями. | 04.02 |
5 | Рисование узора в квадрате из растительных форм с применение осевых линий. | 11.02 |
6 | Рисование объемного прямоугольного предмета (русская изба в перспективе). | 18.02 |
7 | Рисование на тему: «Я защитник отечества» | 25.02 |
8 | Плакат к 8 Марта (эскиз карандашом). | 3.03 |
9 | Плакат к 8 Марта (оформление в цвете). | 10.03 |
10 | Беседа. «Мы победим». | 17.03 |
11 | Беседа. Прошлое нашей родины в произведениях художников. | 24.03 |
| 4 ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | Иллюстрирование отрывка из художественного произведения. | 7.04 |
2 | Рисование с натуры игрушки. | 14.04 |
3 | Иллюстрирование отрывка из художественного произведения. | 21.04 |
4 | Самостоятельное составление узора из растительных элементов. | 28.04 |
5 | Беседа. Великая Отечественная война в произведения советских художников. | 12.05 |
6 | Рисование симметричных форм (бабочки, стрекозы, жуки). | 19.05 |
7 | Рисование с натуры весенних цветов. | 26.05 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века. М., Просвещение, 1983.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы- М., Просвещение, 1975.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -
М., Педагогика, 1974.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.
Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.
Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965. 11. Шпикалова Т..Я.Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.