СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по коррекции агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции агрессивности у детей с интеллектуальными нарушениями»

Коррекция агрессивного поведения

На основе изучения и анализа теоретических источников по проблеме коррекции агрессивного поведения в коррекционной общеобразовательной организации было разработано и реализовано содержание собственной опытно-экспериментальной деятельности.

Работа по коррекции агрессивности проводилась по трём направлениям:

- непосредственно работа с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями;

- работа с родителями обучающихся;

- консультирование олигофренопедагогов по вопросам агрессивного поведения обучающихся.

Надо учитывать, что без изменения отношения к своим детям со стороны родителей, агрессивность, как и прочие варианты отклоняющегося поведения, с трудом поддаются корректировке. Именно поэтому первым шагом на пути реализации программы по коррекции агрессивности стало проведение собрания, где родителей оповестили о начале проведения работы по коррекции агрессивного поведения, была представлена информация о его возможных причинах, способах реагирования, а также озвучена возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Основная цель коррекционной работы с родителями и педагогами – это исключение таких факторов в общении взросло го с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

Можно выделить основные задачи работы с родителями и педагогами:

- переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния;

- помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей;

- расширить знания взрослых об эмоциональной сфере детей, особенностях и причинах проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью.

Достаточно часто причиной агрессивности детей бывает агрессивное поведение самих родителей, их безразличное или жестокое отношение к своим детям, равнодушие к эмоциональному миру ребенка.

На информационном этапе работы c родителями в форме родительского собрания оформлены и предоставлены родителям брошюры: «Условия воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей», «Рецепты избавления от гнева».

Второй – формирующий – этап был организован в форме тренинга для родителей.

Родителям была рекомендована литература по решаемой проблеме: Р.Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» [2], Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» [3].

Работа с педагогами тоже осуществлялась в два этапа. На информационном этапе был осуществлен сбор информации по тематике исследования, проводилось анкетирование педагогов «Анкетирование педагога по методике Лаврентьевой, Титаренко», проведен информационный семинар по данной проблеме, где говорилось о задачах, поставленных коррекционной программой и способах сотрудничества, методах и формах педагогической работы. Шла речь о необходимости ежедневного подкрепления получаемых навыков в практической жизни учащихся, обусловленной спецификой обучающихся с нарушениями интеллекта. В ходе развернутого семинара была затронута следующая тематика: «Агрессивность - что это? Опасность для окружающих или защитная реакция?», «Какими бывают виды агрессивности детей младшего школьного возраста», «Особенности агрессивности у детей с умственной отсталостью», «Способы воздействия и реагирования в ситуациях агрессивного поведения детей».

Было проведено ознакомление педагогического персонала с самой программой, в том числе с терапевтическими сказками, каждая из которых направлена на отработку и высвобождение какой-либо негативной эмоции. Рекомендовано аппелировать к ним в случае возникновения ситуаций, описанных в сказках. В ходе проведения семинара выяснилось, что понятие агрессии у многих ассоциируется только с физической агрессией, косвенная и т.п. формы агрессии не воспринимаются как таковая.

На формирующем этапе, сориентированном на середину программы и проводимом в форме совещания, проведено обсуждение возникших к этому времени вопросов.

В апробируемой программе по коррекции агрессивности младших школьников с интеллектуальными нарушениями использовали игровые методики, предлагаемые К.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Н.Л. Кряжевой, К. Фопель, И.В. Шевцовой, Е.В. Карповой, Е.Е. Варламовой. На протяжении всего курса использовалась музыкотерапия как в форме пассивного восприятия, так и в активной форме (на последнем занятии). В основу сказкотерапии легли терапевтические сказки Хухлаевой Е.В.

Важно, чтобы работа начиналась с этапа отреагирования гнева, чтоб дать свободу скрытым переживаниям, в том числе боли, обиде, разочарованию. В противном случае ребенок может сопротивляться дальнейшей работе. Только после этого проводится работа, направленная на осознание собственного эмоционального мира и чувств других людей, на приёмы овладения гневом и развитию адекватной самооценки.

Основными методами, используемыми на протяжение всей работы, были игротерапия, психогимнастика и сказкотерапия. Для проведения занятий использовалась просторная сенсорная комната, рядом с которой находится небольшое классное помещение, оснащенное школьными партами для занятий арт-терапией. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня длительностью 35 минут в период с 22.09.2019 по 18.11.2019 года. Всего проведено 17 занятий. Структура коррекционной программы приведена в таблице 5.



Таблица 5 – Структура коррекционной программы

Блок

Занятия

Основные методы и приемы воздействия

1 блок

3 - 5

Бумаготерапия

2 блок

6 - 8

Изотерапия

3 блок

9 - 11

Лепка из пластилина, глины, соленого теста

4 блок

12 - 14

Работа с цветным рисом

5 блок

15 - 17

Инсценировки с элементами сочинения историй



На этапе формирующего эксперимента использовались разнообразные методы и приемы, оказывающие влияние на эмоциональную сферу детей и снижающие проявления агрессивности: игротерапия, бумаготерапия, изотерапия, лепка, рисование цветным рисом, сочинение историй, сказкотерапия, музыкотерапия, рефлексия, методы вербального и невербального общения, релаксационные упражнения, психогимнастика.

Выделены три этапа программы: ориентировочый, конструктивно-формирующий и обобщающий этапы, описанные в Таблице 6.

На ориентировочном этапе основной метод, который использовался, – это игротерапия в сочетании с музыкотерапией, так как игра является наиболее доступным и интересным видом деятельности детей данной категории. Этот метод помогает детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру. Так же игры способствуют развитию произвольного поведения, эмоционально-волевой и интеллектуальной сторон. Для повышения эффективности программы эти игры должны быть интересны по своему содержанию, значимы для детей и касаться всех сторон их жизни. Так же здесь использовались игры на мимическое и пантомимическое самовыражение. Метод игротерапии использовался в большей степени на ориентировочном и обобщающе- закрепляющем этапах, на конструктивно-формирующем этапе он применялся в вводной и заключительной частях занятий.


Таблица 6 – Этапы коррекционной программы

Этап

Цель

Задачи

Ориентировочный этап (с 1 по 2 занятия)

Создание располагающей атмосферы, настрой на совместную работу.

-установление эмоционального контакта с детьми;

- первоначальное знакомство с участниками группы и установление позитивных взаимоотношений;

-уточнение причин и форм проявления агрессии;

-создание интереса к занятиям.

Конструктивно- формирующий этап (с 3 по17) занятия)

Коррекция агрессивности и её проявлений в поведении детей.

-обучение детей приемлемым способам выражения гнева ;

-выработка способностей эффективного общения;

-формирование сферы мотиваций ;

-расширение эмоциональной сферы ;

-принятие и осознание себя и своих возможностей;

-развитие психических функций.

Обобщающезакрепляющий этап (с 24 по 25 занятия)

Закрепление, отработка полученных навыков; подведение итогов.

-обобщение и закрепление полученных навыков на предыдущем этапе ;

- закрепление позитивных, доверительных отношений между участниками группы;

-перенос вновь приобретенного опыта в реальные жизненные ситуации.


На конструктивно-формирующем этапе как одно из направлений музыкотерапии мы использовали хоровое пение, которое является эффективнейшим средством воспитания инициативы, фантазии, творческих способностей детей, в том числе и детей с интеллектуальными нарушениями. Оно наилучшим образом содействует развитию эмоциональности, помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствует формированию мировоззрения детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

Как мы видим из Таблицы 5, конструктивно-формирующий этап был разбит на блоки (5 блоков по 3 занятия). В каждом новом блоке менялся центральный метод работы с детьми.

Бумаготерапия является достаточно доступным и увлекательным методом, даже для умственно отсталых детей. Плюс ее в том, что с основным материалом – бумагой – можно совершать множество действий: мять, рвать, склеивать, резать и т.д. По мере освоения действий задания усложняются и не перестают заинтересовывать детей.

Изотерапия в работе с агрессивными умственно отсталыми детьми ценна тем, что дает возможность детям выражать в невербальной форме свои эмоции и переживания, что для детей более доступно. Кроме того, рисование позволяет ребенку выплеснуть агрессию на бумагу. Как считает А.И. Захаров, рисование – это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях [1]. Много может сказать так же и характеристика рисунка – сила нажима на карандаш, цветовая гамма.

Метод лепки (из пластилина, глины, соленого теста) очень важен для выплеска эмоционального и физического напряжения. Он способствует повышению уверенности в себе, формированию интереса к исследовательской деятельности и стимулированию познавательной потребности.

Рисование цветным рисом представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка. Этот метод позволяет избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствует снятию напряжения, тревожности и фобий. Цветной рис является необычным, ярким красочным материалом, тем самым привлекая детей к деятельности и проявлению творческих способностей. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии ребенка (рассказ о готовом рисунке, сочинение истории, раскрывающий смысл рисунка). С помощью данного материала мы создавать целые картины на подносе с рисом, а затем и самим рисом, приклеивая его на основу (бумагу).

Данный метод позволяет:

- проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне;

- отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;

- изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;

- способствует регрессу ребенка к прошлому опыту с целью повторного переживания определенных жизненных ситуаций и освобождения.

Сочинение историй способствует освобождению от многих переживаний и осознанию внутреннего конфликта, побуждает к самоизменению и самореализации. Вербализация внутренних переживаний ребенка во многом ведет к освобождению от этих переживаний. Разумеется, сочинение для ребенка с интеллектуальными нарушениями процесс, представляющий сложность. Еще раз подчеркнём, что состав их неоднороден, и есть ребята, для которых именно такой метод терапии оказалось наиболее эффективным. На начальном этапе работы экспериментатор начинал историю, и также продолжал её, но с помощью детей, затем вклад детей в создание истории увеличивался. На последующих занятиях подразумевается, что дети сами смогут создавать рассказы от начала до конца. Если окончание истории ребенка будет отрицательным, содержащим агрессивные элементы, то следует спросить других детей о том, какой могла бы быть еще данная часть истории, или предлагали свой ответ, содержащий альтернативные решения. Истории предлагалось начинать со слов: «Однажды...», «Давным- давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...». Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него напряжение.

Так же в качестве дополнительных методов использовались: релаксационные упражнения, которые способствовали уменьшению гиперактивности, внутренней и эмоциональной напряженности, физической разгрузки, как предпосылок агрессивных актов; рефлексия – отработка навыков реакции собственных эмоциональных состояний с целью обучения детей дифференциации, рефлексии, фиксации, контролю и вербализации эмоциональных состояний; психогимнастика способствовала овладению навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, положительному настою на занятия и положительным взаимоотношениям между участниками группы.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1) Вводная часть (3-5 минут) занятия включает в себя ритуал знакомства, приветствия, создание положительного настроя на занятие, установление эмоционального контакта с детьми и планирование деятельности занятия.

2) Основная часть (25-30 минут) занимает большую часть занятия, отвечает главной цели и выполняет основные коррекционно-развивающие задачи. Она ориентирована на расширение сферы осознания эмоций и переживаний, нахождение конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях и осознание собственных мотивов поведения, развитие творческого воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

3) Заключительная часть (3-5 минут) направлена на подведение итогов, снятие эмоционального и мышечного напряжения, закрепление выработанных в течение занятия знаний и умений, условия для переноса этих знаний и умений в реальные отношения.

Занятия строились на принципах полного безоценочного принятия ребенка, уважительного отношения, установления доброжелательных отношений. В ходе работы часто возникала необходимость многократного проговаривания, повторения инструкций. Из занятия в занятие закрепляли упражнения, разобранные на предыдущих этапах деятельности. Педагогам в процессе обучающего семинара были даны рекомендации использовать примеры из изучаемых терапевтических сказок, в ходе ежедневного воспитательного процесса. Примерный тематический план приведен в Приложении Д.

На первом занятии было очень трудно овладеть вниманием школьников. Камилла Г. просто отказалась участвовать в работе. Почти всем понадобилась помощь. Однако дети слегка раскрепостились к концу занятия. С восторгом была воспринята игра в приведения, особенно мальчиками. Алексеем Т., Степаном М, Денисом В. Им приходилось не раз напомнить, что «мы добрые приведения и хотим всего лишь пошутить». В ходе упражнения «В лесу» участникам группы было сложно расслабиться.

Интересно, что на третьем занятии во время игры-упражнения «Лев на охоте», очень активны были Кристина Т. и Виктория С. Камилла Г. наконец-то включилась в общую работу при изготовлении оригами льва, т.е. для этого ребенка подошёл такой метод коррекции как бумаготерапия. Дети оказались достаточно отзывчивы при прослушивании сказки про львенка. Отмечались громкие выкрики с места со стороны Алексея Т. Ребятам предложено поиграть своими новыми львами. Кристина Т. стала «мамой-львицей», Вячеслав Х - старшим братом, Денис В –отцом-львом , Степан В.- львенком. От лица автора - Ирина З.

Основной темой пятого занятия была работа с гневом. Было предложено на выбор нарисовать гнев или вылепить из пластилина. Дети исследуемой группы охотнее откликнулись на рисунок. Чувство гнева ассоциировалось у детей с черным ураганом, драконом, черной тучей или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства. У одного ребенка лист просто был исчиркан черной ручкой. На занятии обсудили с ребятами их рисунки, проявляя при этом искренний интерес. Считаю, что данный этап прошёл достаточно успешно. Те дети, у которых изначально диагностировался высокий уровень агрессивности и уровень выше среднего очень активно работали, за исключением Алексея Т., который так и не смог справиться с заданием. У двоих выявился конкретный обидчик. После того, как было предложено сделать с рисунком всё, что хочется, исследуемые рвали, мяли, топтали ногами, при этом Степан М. вслух ругался матом. Замечания в связи с этим не делались, поскольку чем полнее ребенок выскажется, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению эмоционального состояния в целом.

На шестом занятии проводилась коррекция вербальной агрессии. Особенно младших школьников с интеллектуальными нарушениями впечатлила сказка про крокодильчика, у которого от сказанных плохих слов один за другим выпали все зубы. Очень охотно ребята играли в игру «Поругай с закрытыми глазами».

Основной частью 7-го занятия было изготовление маски. Маски получились самыми разнообразными. Для мальчиков с высоким уровнем агрессивности характерными были угрожающие маски с большими зубами, преобладанием либо темных, либо красных цветов. На этапе обмена масками и обсуждения понадобилась помощь психолога.

Десятое занятие посвящено преодолению обиды, а также других негативных чувств, в том числе по отношению к родителям, обучению взаимодействию, умению расслаблять мышцы лица и всего тела. При выполнении упражнения «Волшебные ножницы» детям снова понадобилась помощь в обозначении испытываемых эмоций.

Центральной темой 11-го занятия было обсуждение сказки «Праздник дружбы», сочинение её продолжения с подачи специалиста и лепка главного героя сказки.

В сказке причинами агрессивного поведения Тигренка являются его заниженная самооценка и невозможность в кругу своих братьев проявить свои способности, хоть раз испытать успех и радость от победы. Братья постоянно смеялись над его неудачами, и каждый раз он делал вывод: «я хуже всех», «я слабее всех», «я ни на что не способен».

И когда Тигренок решил поискать новых друзей, его отношения с ними не складывались, поскольку он имел только негативный опыт общения. Только мудрый Ворон помог Тигренку осознать свои чувства, понять, почему он так себя ведет, и изменить свое поведение.

Агрессивное поведение было связано с обидой, ущемленным самолюбием и с тем, что Тигренок был неуверен в себе, в своих собственных силах. Ворон помог ему сформировать недостающие умения и навыки общения, а также изменить его внутренние установки по отношению к другим. В результате Тигренок первый раз за все время почувствовал себя сильным, потому что защитил зайчат от Волчонка; хорошим — потому что решил починить мячик, который испортил. Школьники с заниженной самооценкой (Камилла Г., Степан М.) с особенным интересом слушали сказку. Алексей Т. на занятии отсутствовал.

Завершающие занятия направлены на закрепление полученных навыков, новых способов поведения, приемов расслабления. Конспект одного из занятий приведен в Приложении Ж.

Во время реализации ориентировочного этапа с целью создания благоприятной атмосферы, настроя на совместную работу использовались такие игры и упражнения, как: «В лесу», «Клубочек», «Гусеница», «Серебряное копытце», «Я грустный, когда…», «Сиамские близнецы», «Липучка», «Путаница» и другие.

На 2 этапе с целью коррекции агрессивных проявлений детей, избавления от накопившихся негативных эмоций и мышечного напряжения мы использовали следующие упражнения: «Приведения», «Корм для птиц», «Снежки», «На море», «Аппликации», «Попади в мишень», «Агрессия – в клочки», «Маски», «Я рисую свой гнев», «Закончи рисунок», «Обзывалка», «Волшебные ножницы», «Свирепый тигр», «Рубка дров», «Вылепим проблему», «Лепим человека», «Лепим раздражающего вас человека», «Рисовая фантазия», «Раскрашиваем рисом», «Злой человек», «Однажды…», «Продолжи историю» и другие.

На обобщающе-закрепляющем этапе с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков использовались такие упражнения: «Ассоциации», «Я люблю», «Поссорились два петушка», «Зеркала», «Художник», «Комплимент», «Добрые пожелания» и другие. Календарно –тематическое планирование приведено в Приложении Д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!