Пояснительная записка.
Программа работы по коррекции звукопроизношения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и на основе методических рекомендаций О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Е.В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов» и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Содержание рабочей программы предусматривает интегрированный подход к видам деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижении поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушение звукопроизношения:
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.
Фомичева М.Ф. Формирование у детей правильного произношения. М.: «Просвещение», 1989.
Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».
Актуальность программы: к дефектам звукопроизношения относятся дислалия (механическая и функциональная), дизартрия и стёртая дизартрия. В последние годы эти дефекты:
получили большую распространённость;
наблюдаются в составе сложных речевых расстройств;
проявляются в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп;
дислалия в большинстве случаев проявляется в сочетании со стёртой дизартрией;
усложнение симптоматики нарушений звукопроизношения приводит к тому, что на их фоне в дальнейшем развивается дисграфия, препятствующая нормальному овладению грамотой.
Цель данной программы: формирование у обучающихся правильной устной речи.
Задачи:
формировать правильное произношение фонем;
учить различать оппозиционные фонемы;
развивать связную речь;
развивать артикуляторную моторику, фонематические процессы;
обогащать и активизировать словарный запас обучающихся, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня их общего речевого развития;
создать условия для автоматизации правильного произношения и его закрепления.
Предполагаемы результаты: ребенок в ходе реализации данной программы должен:
Научится правильно произносить звуки.
Пользоваться этими звуками в речи.
Различать оппозиционные фонемы.
Овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Овладеть навыками построения связного высказывания.
Организация работы по программе:
Коррекция нарушений речи обучающихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по принципу однородности речевых нарушений обучающихся из параллельных классов. В первых классах группы комплектуются из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет обучающимся опираться на уже имеющиеся у них знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Содержание программы по разделам:
I этап – диагностика. Цель: постановка логопедических заключений, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
исследование неречевых психических функций;
сбор анамнестических данных;
обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
II этап – подготовительный. Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
развитие подвижности органов артикуляции;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие слухового восприятия.
III этап – постановка звуков. Цель: постановка звуков (изолированных).
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции.
IV этап – автоматизация звуков. Цель: закрепление звуков в речи.
автоматизация правильного произношения звуков;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции.
V этап – дифференциация звуков. Цель: четко произносить звуки, схожие по звучанию (артикуляторным и акустическим признакам).
развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза;
развитие психических функций;
активизация и расширение словарного запаса.
VI этап – этап формирования коммуникативных умений инавыков. Цель: сформировать у обучающихся умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Общее количество часов 36-40. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).
Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю – индивидуальная.
Работа по данной программе создаёт условия для развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования учебных умений.
Личностные требования:
положительно относиться к занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;
с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;
ориентироваться на понимание своих успехов и неудач;
самостоятельно оценивать собственную деятельность.
Метапредметные требования:
Регулятивные действия – принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в определённом темпе, принимать и понимать словесную инструкцию, осуществлять итоговый самоконтроль.
Познавательные действия включают в себя общеучебные действия – обрабатывать полученную информацию, предоставленную в устной и письменной формах.
Коммуникативные действия - осуществлять учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи. Они развивают способность ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
Предметные требования:
правильно произносить звуки, пользоваться ими в речи.
пользоваться расширенным словарным запасом и грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;
развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.
Список использованной литературы:
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008.
Фомичева М.Ф. Формирование у детей правильного произношения. М.: «Просвещение», 1989.
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.:
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Е.В. Мазанова. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.