СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции звукопроизношения для учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование звукопроизношения начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции звукопроизношения для учащихся начальных классов»


Пояснительная записка.


Программа работы по коррекции звукопроизношения разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения и на основе методических рекомендаций О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской «Организация логопедической работы в школе», Е.В. Мазановой «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов» и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Содержание рабочей программы предусматривает интегрированный подход к видам деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижении поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушение звукопроизношения:

  • Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

  • Фомичева М.Ф. Формирование у детей правильного произношения. М.: «Просвещение», 1989.

  • Е.В. Мазанова «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов».

Актуальность программы: к дефектам звукопроизношения относятся дислалия (механическая и функциональная), дизартрия и стёртая дизартрия. В последние годы эти дефекты:

  • получили большую распространённость;

  • наблюдаются в составе сложных речевых расстройств;

  • проявляются в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп;

  • дислалия в большинстве случаев проявляется в сочетании со стёртой дизартрией;

  • усложнение симптоматики нарушений звукопроизношения приводит к тому, что на их фоне в дальнейшем развивается дисграфия, препятствующая нормальному овладению грамотой.

Цель данной программы: формирование у обучающихся правильной устной речи.

Задачи:

  1. формировать правильное произношение фонем;

  2. учить различать оппозиционные фонемы;






  1. развивать связную речь;

  2. развивать артикуляторную моторику, фонематические процессы;

  3. обогащать и активизировать словарный запас обучающихся, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня их общего речевого развития;

  4. создать условия для автоматизации правильного произношения и его закрепления.

Предполагаемы результаты: ребенок в ходе реализации данной программы должен:

  • Научится правильно произносить звуки.

  • Пользоваться этими звуками в речи.

  • Различать оппозиционные фонемы.

  • Овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

  • Овладеть навыками построения связного высказывания.

Организация работы по программе:

Коррекция нарушений речи обучающихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по принципу однородности речевых нарушений обучающихся из параллельных классов. В первых классах группы комплектуются из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет обучающимся опираться на уже имеющиеся у них знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Содержание программы по разделам:

I этап – диагностика. Цель: постановка логопедических заключений, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

  • исследование неречевых психических функций;

  • сбор анамнестических данных;

  • обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

II этап – подготовительный. Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

  • развитие подвижности органов артикуляции;

  • развитие слухового внимания и слухового контроля;

  • развитие слухового восприятия.






III этап – постановка звуков. Цель: постановка звуков (изолированных).

  • коррекция дефектов произношения;

  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);

  • развитие психических функций;

  • развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции.

IV этап – автоматизация звуков. Цель: закрепление звуков в речи.

  • автоматизация правильного произношения звуков;

  • развитие психических функций;

  • развитие мелкой моторики, подвижности органов артикуляции.

V этап – дифференциация звуков. Цель: четко произносить звуки, схожие по звучанию (артикуляторным и акустическим признакам).

  • развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза;

  • развитие психических функций;

  • активизация и расширение словарного запаса.

VI этап – этап формирования коммуникативных умений инавыков. Цель: сформировать у обучающихся умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Общее количество часов 36-40. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю – индивидуальная.

Работа по данной программе создаёт условия для развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования учебных умений.

Личностные требования:

  • положительно относиться к занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

  • фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

  • с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

  • ориентироваться на понимание своих успехов и неудач;

  • самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Метапредметные требования:

  1. Регулятивные действия – принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в определённом темпе, принимать и понимать словесную инструкцию, осуществлять итоговый самоконтроль.

  2. Познавательные действия включают в себя общеучебные действия – обрабатывать полученную информацию, предоставленную в устной и письменной формах.






  1. Коммуникативные действия - осуществлять учебное сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения, умение слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной задачи. Они развивают способность ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

Предметные требования:

  • уметь осуществлять анализ и синтез звукового и слогового состава слова;

    • правильно произносить звуки, пользоваться ими в речи.

    • пользоваться расширенным словарным запасом и грамматическими средствами для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;

    • развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    • овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.



Список использованной литературы:


      1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое посьмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 – 47с.

      2. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2008.

      3. Фомичева М.Ф. Формирование у детей правильного произношения. М.: «Просвещение», 1989.

      4. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.:

      5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.

      6. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

      7. Е.В. Мазанова. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.