Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНА на
ШМО педагогов ДО
«___» сентября 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
(возраст учащихся 7 – 8 лет)
Срок реализации – 1 год
Руководитель:
Даренская И. В., учитель начальных классов,
I квалификационная категория;
Исакова А. В., учитель начальных классов,
I квалификационная категория
г. Каменск – Уральский
2017-2018 уч. год
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная дополнительная образовательная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня (классных, школьных, городских).
Новизна дополнительной образовательной программы:
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и трудовое обучение, которое не имеет теоретической базы, но овладение основами этого предмета носит ярко выраженный практический характер, а потому обоснования и объяснения выполняемых действий часто отсутствуют.
Объединение этих предметов в один позволяет использовать положительные стороны каждого из них, снизить указанные отрицательные моменты, повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся: целесообразно отобранный и выстроенный математический материал (особенно его геометрическая составляющая) не только имеет определенную собственную ценность, но и выступает в качестве опорной базы (на ней специальным образом строится практическая деятельность учащихся, в процессе которой обращается особое внимание на использование математических знаний для освоения способов моделирования и конструирования различных объектов). Математическая часть курса условно может быть разделена на два блока: арифметический, который полностью соответствует уже упомянутой программе, и геометрический, материал которого выстраивается в постепенной последовательности увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Именно в соответствии с принятой в курсе структурой геометрического материала выстраивается система учебных заданий практического и конструкторского характера: сначала изготавливаются и преобразовываются объекты из линейных элементов, затем — объекты из плоскостных фигур (это аппликации отдельных объектов и их композиции, модель часов и др.), а после этого при изучении многогранников и объемных тел осуществляется изготовление моделей уже объемных объектов (платяного шкафа, гаража, карандашницы цилиндрической формы, асфальтового катка и др.).
Организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изученного (или изучаемого) геометрического материала является одной из ведущих линий в методике обучения по курсу «Математика и конструирование», которая включает в себя следующие основные этапы реализации: изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры; работа с изготовленной моделью (или чертежом): выполнение совокупности специально разработанных практических заданий с целью наиболее полного выявления основных свойств данной фигуры и обобщения полученных результатов, а также развития конструкторского мышления и конструкторских умений (деление фигуры на части, составление фигур разной формы из одних и тех же частей, преобразование фигур по заданным условиям и др.); фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим; использование модели и ее свойств для выполнения следующих заданий, в которых исследуемая модель включается уже как составная часть более сложной фигуры, объекта, чертежа; изготовление по технологической карте, рисунку, чертежу различных объектов, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Ведущей линией в методике обучения курсу «Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала.
Актуальность:
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики и геометрии, стремится развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомится со многими интересными вопросами математики и геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данных наук. Решение математических и геометрических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику и технологию. Объединение этих предметов в один позволяет повысить результаты обучения по каждому из этих предметов, так как создаются условия для одновременного и взаимосвязанного развития мыслительной и практической деятельности учащихся: целесообразно отобранный и выстроенный математический материал (особенно его геометрическая составляющая) не только имеет определенную собственную ценность, но и выступает в качестве опорной базы (на ней строится практическая деятельность учащихся, в процессе которой обращается особое внимание на использование математических знаний для освоения способов моделирования и конструирования различных объектов).
Педагогическая целесообразность:
Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков, соблюдение единства педагогических требований, которые направлены на удовлетворение потребностей ребёнка в интеллектуальном, нравственном совершенствовании.
Цель дополнительной образовательной программы:
формирование элементов технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений
Задачи дополнительной образовательной программы:
- дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления,
- усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
- развивать познавательные способности и общеучебные умения и навыки; интеллектуальное развитие учащихся,
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
- развивать пространственное воображение, аккуратность, внимание, умение анализировать, синтезировать и комбинировать.
Отличительная особенность дополнительной образовательной программы:
Актуальность – создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность – математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении.
Практическая направленность – содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации – во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Междисциплинарная интеграция – применим к смежным наукам (уроки математика и технология).
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 7 - 8 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.
Режим занятий – 2 часа в неделю.
Форма проведения занятий:
- игры;
- опыты;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- дискуссии, беседы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные, мепапредметные и предметные результаты освоения курса на первой ступени школьного обучения в ходе освоения курса обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами; элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы); элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; элементарные правила общения (знание правил общения и их применение); интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира; первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний; потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач; выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
- познавательные УУД: строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах; описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи; понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами; применять полученные знания в изменённых условиях; осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях); осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
- коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос; уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения; принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь. самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировано его обосновывать; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты: термины: точка, прямая, отрезок, луч, угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, ломаная линия, вершина ломаной, звено ломаной, длина ломаной, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, сантиметр, дециметр; отличия прямой от отрезка, отличие прямой от луча, луча от отрезка; основные свойства прямой; названия и назначение материалов (бумага, картон и др.);название и назначение каждого из инструментов и приспособлений (линейка, чертежный треугольник, циркуль, ножницы, гладилка, кисточка для клея и др.);
правила безопасной работы перечисленными инструментами и правила их хранения;
технологию сгибания и складывания бумаги, правила вырезания и склеивания деталей из бумаги.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе |
теоретических | практических |
1 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | 0,5 | 0.5 |
3 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 | | 1 |
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | | 1 |
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | 1 | | 1 |
10 | Изготовление аппликации «Песочница». | 1 | | 1 |
11 | Луч. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 1 | | 1 |
13 | Сантиметр. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Угол. Развернутый угол. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Прямой угол. Непрямые углы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Закрепление пройденного. | 1 | | 1 |
20 | Многоугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Прямоугольник. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Квадрат. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Дециметр. Соотношения между сантиметром и дециметром. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Метр. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Соотношения между метром и дециметром. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Составление фигур из заданных частей. | 1 | | 1 |
28 | Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 1 | | 1 |
29 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей. | 1 | | 1 |
30 | Оригами. Изготовление изделия «Гриб». | 1 | | 1 |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Бабочка». | 1 | | 1 |
32 | Оригами. Изготовление изделия «Рыбка». | 1 | | 1 |
33 | Оригами. Изготовление изделия «Бабочка». | 1 | | 1 |
| ИТОГО ЧАСОВ: | 33 | 10 | 23 |
Содержание программы
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Геометрическая составляющая | Конструирование
|
1 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | 1 | Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Вычерчивание прямой. Свойства прямой. | Организация рабочего места. |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением). Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков.
| Организация рабочего места. |
3 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 1 | | Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. – и их назначением.
|
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. | 1 | | Практическое выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и при том только одну). |
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 1 | | Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. |
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 1 | Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с использованием отрезков (схематический чертеж).
| |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 1 | Обозначение геометрических фигур буквами. Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения).
| Правила безопасной работы с инструментами: ножницами. |
8 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | | Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии выполнения этих операций. |
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | 1 | | Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет». |
10 | Изготовление аппликации «Песочница». | 1 | | Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Песочница». |
11 | Луч. | 1 | Луч. | |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 1 | Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с использованием циркуля. | Правила безопасной работы с инструментами: циркулем. |
13 | Сантиметр. | 1 | Длина. Единицы длины: сантиметр. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
| Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с помощью линейки с делениями. |
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | 1 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
| |
15 | Угол. Развернутый угол. | 1 | Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге тупого угла. | Практические работы с бумагой: изготовление моделей развернутого, прямого, тупого и острого углов.
|
16 | Прямой угол. Непрямые углы. | 1 | Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов. | |
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | 1 | Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов. | Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем. |
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 1 | Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине. | |
19 | Закрепление пройденного. | 1 | | Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем. |
20 | Многоугольник. | 1 | Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник. Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором из трех предложенных. | |
21 | Прямоугольник. | 1 | Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: четырехугольник, пятиугольник и др. | Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.
|
22 | Противоположные стороны прямоугольника. | 1 | Прямоугольник. Вычерчивание прямоугольника на бумаге с клетчатой разлиновкой. | Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
|
23 | Квадрат. | 1 | Квадрат. Вычерчивание квадрата на бумаге с клетчатой разлиновкой. | Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. |
24 | Дециметр. Соотношения между сантиметром и дециметром. | 1 | Длина. Единицы длины: дециметр. Соотношение между сантиметром и дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
| |
25 | Метр. | 1 | Длина. Единицы длины: метр.
| Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой. |
26 | Соотношения между метром и дециметром. | 1 | Соотношение между дециметром метром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины. | |
27 | Составление фигур из заданных частей. | 1 | Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек.
| |
28 | Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 1 | | Изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников |
29 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей. | 1 | | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоскостных моделей различных объектов в рамках заданного контура и по словесному описанию. |
30 | Оригами. Изготовление изделия «Гриб». | 1 | | Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб». Обозначение на чертеже линии сгиба. |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Бабочка». | 1 | | Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Бабочка» |
32 | Оригами. Изготовление изделия «Рыбка». | 1 | | Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Рыба» |
33 | Оригами. Изготовление изделия «Зайчик». | 1 | | Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Зайчик» |
Календарно-тематическое планирование
1 «А» класс
№ п/п | Тема | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (фактически) |
1 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | Сентябрь | |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | Сентябрь | |
3 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | Сентябрь | |
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. | Сентябрь | |
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | Октябрь | |
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | Октябрь | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | Октябрь | |
8 | Повторение и закрепление пройденного. | Октябрь | |
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | Ноябрь | |
10 | Изготовление аппликации «Песочница». | Ноябрь | |
11 | Луч. | Ноябрь | |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | Ноябрь | |
13 | Сантиметр. | Декабрь | |
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | Декабрь | |
15 | Угол. Развернутый угол. | Декабрь | |
16 | Прямой угол. Непрямые углы. | Декабрь | |
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | Январь | |
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | Январь | |
19 | Закрепление пройденного. | Январь | |
20 | Многоугольник. | Январь | |
21 | Прямоугольник. | Февраль | |
22 | Противоположные стороны прямоугольника. | Февраль | |
23 | Квадрат. | Февраль | |
24 | Дециметр. Соотношения между сантиметром и дециметром. | Март | |
25 | Метр. | Март | |
26 | Соотношения между метром и дециметром. | Март | |
27 | Составление фигур из заданных частей. | Апрель | |
28 | Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | Апрель | |
29 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей. | Апрель | |
30 | Оригами. Изготовление изделия «Гриб». | Апрель | |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Бабочка». | Май | |
32 | Оригами. Изготовление изделия «Рыбка». | Май | |
33 | Оригами. Изготовление изделия «Зайчик». | Май | |
Календарно-тематическое планирование
1 «В» класс
№ п/п | Тема | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (фактически) |
1 | Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге. | Сентябрь | |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | Сентябрь | |
3 | Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | Сентябрь | |
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой. | Сентябрь | |
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | Октябрь | |
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | Октябрь | |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | Октябрь | |
8 | Повторение и закрепление пройденного. | Октябрь | |
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги. | Ноябрь | |
10 | Изготовление аппликации «Песочница». | Ноябрь | |
11 | Луч. | Ноябрь | |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | Ноябрь | |
13 | Сантиметр. | Декабрь | |
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков. | Декабрь | |
15 | Угол. Развернутый угол. | Декабрь | |
16 | Прямой угол. Непрямые углы. | Декабрь | |
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый. | Январь | |
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | Январь | |
19 | Закрепление пройденного. | Январь | |
20 | Многоугольник. | Январь | |
21 | Прямоугольник. | Февраль | |
22 | Противоположные стороны прямоугольника. | Февраль | |
23 | Квадрат. | Февраль | |
24 | Дециметр. Соотношения между сантиметром и дециметром. | Март | |
25 | Метр. | Март | |
26 | Соотношения между метром и дециметром. | Март | |
27 | Составление фигур из заданных частей. | Апрель | |
28 | Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | Апрель | |
29 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей. | Апрель | |
30 | Оригами. Изготовление изделия «Гриб». | Апрель | |
31 | Оригами. Изготовление изделия «Бабочка». | Май | |
32 | Оригами. Изготовление изделия «Рыбка». | Май | |
33 | Оригами. Изготовление изделия «Зайчик». | Май | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Примерная основная образовательная программа, Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. В 2ч. Математика и конструирование / С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина – М.: Просвещение, 2000 .
Форма проведения занятий:
- практико – ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработки определённой темы);
- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определённой работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Техническое оснащение занятий
Печатные пособия
- Демонстрационные таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса: Точка. Линия. Отрезок. Луч. Угол. Виды углов. Ломаная. Вершина и звено ломаной. Геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, окружность, круг). Свойства геометрических фигур. Способы построения геометрических фигур и др.
- Технологические карты и технологические рисунки.
- Дидактический раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска.
- Магнитная доска.
- Мультимедийный проектор
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
- Ноутбук для учителя.
- Ноутбуки на каждого ученика.
Учебно-практическое оборудование
- Готовые образцы аппликаций и поделок оригами.
- Набор инструментов для работы с геометрическим материалом: простой карандаш, линейка, чертежный треугольник, циркуль, линованная и нелинованная бумага.
- Набор «Конструктор».
- Раздаточный материал – геометрические фигуры (на каждого ученика).
Оборудование класса
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
- Демонстрационная подставка (для образцов, изготовляемых изделий).
- Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Методы, используемые на занятиях:
1) Наглядный метод – стенды, наглядные пособия;
2) Словесный метод – беседа, обсуждения, дискуссии;
3) Практические занятия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня (классных, школьных, городских)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2004.
2. Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2009.
3. А.Л.Чекин Математика: 1 класс: Учебник: В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.