Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505,
Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от 28 августа 2018 года № 1 ________(Устименко Ю. А.) подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________(Попова А. Н.) подпись Ф.И.О. 29 августа 2018 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Климова С.В. Приказ № 164 от 30 августа 2018 г . |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Уровень образования (класс): начальное общее, 3 «Б» класс
Количество часов: 34
Учитель Прядунова Людмила Владимировна.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др., 2015г.» и авторской программы внеурочной деятельности по математике С. И. Волковой «Математика и конструирование. 3 класс», 2015 г.
г. Бутурлиновка – 2018 г.
Аннотация.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математика и конструирование» для 3 класса составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3.6 ст.28), ФГОС НОО, с учетом примерных программ внеурочной деятельности «Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др., 2015г.». В соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576, приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577, с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков М.: «Просвещение», 2009 г. Рабочая программа разработана на основе базисного учебного плана и авторской программы С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной «Математика и конструирование. 3 класс. М.: «Просвещение», 2015г. Программа разработана в соответствие с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении.
Данный курс «Математика и конструирование» используется как дополнение к курсу «Математика».
Цели и задачи учебного предмета.
Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.
Курс призван решать следующие задачи:
1) Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами
3) Овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
4)Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
В 3-ем классе особое место занимают упражнения по преобразованию геометрических фигур. Продолжается работа по расширению геометрических знаний: идет знакомство с симметрией, более широко дается понятие периметра и площади фигур. Дети знакомятся с понятиями: симметрично, ось симметрии. Находят ось (оси) симметрии различных геометрических фигур практическим путем. Учатся строить точки и отрезки, симметричные данным. При изучении темы «Периметр» дети вначале практическим путем находят периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур, выводят формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, а также находят периметры более сложных по форме геометрических фигур.
Для формирования представлений о площади сначала уточняются представления детей о площади, затем площади фигур сравниваются с помощью различных мерок. Затем идет знакомство с единицами площади (1см2, 1дм2, 1м2), учатся измерять площадь прямоугольника и вычислять ее косвенным путем, который заключается в измерении длин сторон данной фигуры и в нахождении произведения полученных чисел.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Концепция, заложенная в содержании учебного материала.
Большое значение в данном курсе придается развитию индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении. Изучение курса «Математика и конструирование» создает прочную основу для дальнейшего обучения математике. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой курса кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития.
Особенности данного курса:
существенное усиление геометрического содержания начального курса математики как за счет углубленного изучения того геометрического материала, который входит в программу основного курса, так и за счет его расширения (так, в курс включается изучение некоторых многогранников: прямоугольного параллелепипеда, куба, пирамиды, конуса, шара и др., строятся их модели, выполняются чертежи в трех проекциях и т. п.) и на этой основе решение задач углубления и расширения геометрических представлений и знаний учащихся;
создание условий для формирования у детей графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи обучения с практической деятельностью учащихся.
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные этапы:
изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим и их использование для выполнения последующих заданий;
изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» относится к образовательной области «Математика и информатика».
Согласно базисному плану на изучение данного курса «Математика и конструирование» в 3 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса «Математика и конструирование».
Личностные результаты.
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты.
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление учеников с классификацией фигур, со структурой логического следования. (Например, программа предусматривает изучение классификации треугольников в теме «Виды треугольников».)
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом ученики опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания - формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов.
Формирование навыков. Важное методическое условие реализации этой системы: ученик должен научиться осознанно выполнять действия и лишь затем шлифовать навыки, доводя их до автоматизма. Результат обучения геометрии - не только создание прочных практических навыков измерений и построений фигур, но и формирование представлений о точности.
Содержание программы.
Геометрическая составляющая.
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений.
Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без делений.
Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, рёбра, вершины.
Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата). Свойство диагоналей прямоугольника.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей.
Свойства диагоналей квадрата.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Взаимное расположение двух окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений.
Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование.
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: склеиванием из развертки, сплетением из двух полос бумаги, состоящих из четырех равносторонних треугольников.
Изготовление геометрической игрушки («гнущийся многоугольник») из бумажной полосы, состоящей из 10 равных разносторонних треугольников.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер») и чертежей по рисункам аппликаций («Паровоз»).
Изготовление композиции «Яхты в море».
Изготовление цветка на основе деления круга на 8 равных частей.
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм».
Изготовление изделия «Лебедь» способом оригами.
Техническое моделирование и конструирование. Транспортирующие машины: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей набора «Конструктор» модели подъёмного крана и модели транспортёра.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.
Учащиеся должны знать:
виды треугольников по сторонам и углам;
свойства диагоналей прямоугольника и квадрата;
единицы площади и соотношения между ними;
термины: периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), пирамида, грани пирамиды, рёбра пирамиды, вершина пирамиды, технологическая карта, развёртка;
правила безопасной работы при использовании различных инструментов (циркуль, ножницы, шило, отвёртка и др.);
названия, назначения деталей конструктора.
Учащиеся должны уметь:
делить пополам отрезок с помощью циркуля и линейки без делений;
строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки без делений;
строить прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге, используя свойство его диагоналей;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), прямоугольного треугольника;
делить окружность на 2, 4, 8 равных частей и на 3, 6, 12 равных частей;
изготавливать аппликации и модели несложных изделий по чертежам, по технологической карте; изготавливать несложный чертёж по рисунку аппликации;
рационально размечать материал;
делить отрезок пополам с использованием циркуля и линейки без делений;
изготавливать несложные изделия из деталей набора «Конструктор»;
поддерживать порядок на рабочем месте.
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
исследовательский метод - поможет школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, требующей самостоятельного поиска ответа на вопросы.
Основными методами обучения являются: частично - поисковый; деятельностно - творческий; наблюдения; наглядный, исследовательский, практический, самостоятельный, метод моделирования и конструирования, метод создания игровых ситуаций, метод проектов, проблемное обучение, разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве.
Критерии и система оценки практической работы.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Применяемые формы организации занятий:
индивидуальная;
парная;
групповая;
фронтальная;
дифференцированного обучения;
занятие-игра;
занятие-практикум; занятие-моделирование.
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Планируемые результаты (показатели сформированности УУД) | Виды/формы контроля. |
теоретических | практических |
1. | Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник. | 1 | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, находить ответы. Р. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости. К. Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности. | Практическая работа «Построение отрезка с помощью циркуля». |
2. | Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников по трём сторонам. Виды треугольников по углам. Конструирование моделей различных треугольников. | 2 | 2 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-практикум. | П. Делать предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи, анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Р. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости. К. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | Практическая работа «Построение треугольников по трём сторонам». Конструирование моделей различных треугольников. |
3. | Правильная прямоугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды. Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды. Вершины, рёбра и грани пирамиды. | 1 | 2 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Занятие-практикум. | П. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным. Р.Умение организовать свою деятельность. К. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | Практическая работа «Изготовление модели правильной треугольной пирамиды», «Изготовление каркасной модели правильной треугольной пирамиды». |
4. | Периметр многоугольника. | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. | П. Формирование представления о периметре многоугольника в том числе прямоугольника (квадрата). Р. Осознавать качество и уровень усвоения, сличать свой способ действия с эталоном, составлять план и последовательность действий. К. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | |
5. | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям. | 2 | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Устанавливать аналоги и причинно-следственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы. Р. Оценивать достигнутый результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. К. Слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Практическая работа «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей». |
6. | Чертёж. Изготовление по чертежу аппликации «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок. | 2 | 3 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Анализировать условия и требования учебной задачи, делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, преобразовывать модели с целью выявления общих законов. Р. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, выполнять задания творческого и практического характера. К. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебной задачи, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Практическая работа «Изготовление по чертежу аппликации «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур. Практическая работа «Технологический рисунок.» |
7. | Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море». | | 2 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания. Р. Оценивать достигнутый результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий. К. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оформлять свои мысли в устной форме. | Практическая работа «Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море». |
8. | Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. | 2 | | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Занятие-моделирование. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, находить ответы. Р. Осознавать качество и уровень усвоения, сличать свой способ действия с эталоном. К. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | |
9. | Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2,4,8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей. | 2 | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Устанавливать аналоги и причинно-следственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы. Р. Оценивать достигнутый результат, рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и ее результат. К. Оформлять свои мысли в речи с учетом учебных задач, регулировать собственную деятельность посредством речи, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции. | Практическая работа «Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей.» |
10. | Деление окружности на 3,6,12 равных частей. Изготовление модели часов. | 1 | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Анализировать условия и требования учебной задачи, делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, преобразовывать модели с целью выявления общих законов. Р. Составлять план выполнения заданий, обнаруживать и формулировать учебную задачу совместно с учителем. К. Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной, уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Практическая работа «Изготовление модели часов.» |
11. | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, находить ответы. Р. Осознавать качество и уровень усвоения, сличать свой способ действия с эталоном. К. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Практическая работа «Взаимное расположение окружностей на плоскости». |
12. | Деление отрезка пополам без определения его длины ( с использованием циркуля и линейки без делений) | | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Устанавливать аналоги и причинно-следственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы. Р. Оценивать достигнутый результат, рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и ее результат. К. Оформлять свои мысли в речи с учетом учебных задач, регулировать собственную деятельность посредством речи, проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции. | Практическая работа «Деление отрезка пополам без определения его длины ( с использованием циркуля и линейки без делений)» |
13. | Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг). | | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, структурировать знания. Р. Оценивать достигнутый результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации, принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий. К. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Практическая работа «Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг)» |
14. | Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и аппликаций фигур из частей игры «Танграм» | | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Моделирование. | П. Устанавливать аналоги и причинно-следственные связи, выдвигать и обосновывать гипотезы. Р. Оценивать достигнутый результат, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. К. Слушать и слышать собеседника, вступать с ним в учебный диалог, описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. | Практическая работа «Изготовление аппликации «Паровоз», геометрической игры «Танграм». |
15. | «Оригами». Изготовление изделия «Лебедь» | | 1 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Моделирование. | П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, находить ответы. Р. Осознавать качество и уровень усвоения, сличать свой способ действия с эталоном. К. Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Практическая работа «Изготовление изделия «Лебедь». |
16. | Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр» | | 2 | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, дифференцированного обучения. Занятие-игра. Практическая работа. Конструирование. | П. Анализировать условия и требования учебной задачи, делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи, преобразовывать модели с целью выявления общих законов. Р. Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, выполнять задания творческого и практического характера. К. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом учебной задачи, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Практическая работа «Изготовление по приведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр». |
Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечения
образовательного процесса.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2015 г.
2.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование». 3 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2017 г.
3.Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2017 г.
4.Кац Е. М. Математика. Дино. 3 класс. Сборник занимательных заданий для учащихся. М. : МЦНМО, 2017 г.
2. Технические средства обучения:
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Наборы счётных палочек.
2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
3. Демонстрационная оцифрованная линейка.
4. Демонстрационный чертёжный треугольник.
5. Демонстрационный циркуль.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. school-collection.edu.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505,
Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________(Попова А. Н.)
подпись Ф.И.О.
«29 » августа 2018 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
3 «Б» класс.
2018-2019 учебный год.
Учитель – Прядунова Людмила Владимировна.
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 3 класса учителя начальных классов Прядуновой Людмилы Владимировны, утвержденной приказом по школе № 164 от 2018 г.
г. Бутурлиновка – 2018 год
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема урока | дата |
план | факт |
1 | Повторение пройденного. Отрезок. | 05.09 | |
2 | Построение отрезка, равного заданному, с использованием циркуля (без измерения его длины). | 12.09 | |
3 | Многоугольники. Составление многоугольников из треугольников. | 19.09 | |
4 | Треугольник. Виды треугольников по сторонам: разносторонний и равнобедренный (равносторонний). | 26.09 | |
5 | Построение треугольника по трём сторонам, заданным отрезками (без измерения их длины). | 03.10 | |
6 | Построение треугольника по трём сторонам, заданным их длинами. Соотношение между сторонами треугольника. | 10.10 | |
7 | Конструирование фигур из треугольников. | 17.10 | |
8 | Виды треугольников по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 24.10 | |
9 | Представления о развёртке правильной треугольной пирамиды (на базе вырезанного равностороннего треугольника, разделённого его средними линиями на 4 равных равносторонних треугольника). | 31.10 | |
10 | Практическая работа № 1. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделённых на 4 равных равносторонних треугольника (способ обёртывания). | 14.11 | |
11 | Практическая работа № 2. Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексагон — «гнущийся многоугольник»). | 21.11 | |
12 | Периметр многоугольника. Периметр прямоугольника (квадрата). | 28.11 | |
13 | Свойства диагоналей прямоугольника. Составление прямоугольников (квадратов) из данных частей (выбор трёх нужных частей из пяти предложенных). | 05.12 | |
14 | Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей. | 12.12 | |
15 | Чертёж. Практическая работа № 3. Изготовление по чертежу аппликации «Домик». | 19.12 | |
16 | Закрепление пройденного. | 26.12 | |
17 | Практическая работа № 4. Изготовление по чертежу аппликации «Бульдозер». | 16.01 | |
18 | Практическая работа № 5. Изготовление по технологической карте композиции «Яхты в море». | 23.01 | |
19 | Площадь фигуры. Сравнение площадей. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата). | 30.01 | |
20 | Вычисление площадей фигур, составленных из прямоугольников (квадратов). Площадь прямоугольного треугольника. | 06.02 | |
21 | Вычерчивание круга. Деление круга на 2, 4, 8 равных частей. | 13.02 | |
22 | Практическая работа № 6. Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей. | 20.02 | |
23 | Деление окружности (круга) на 3, 6, 12 равных частей. | 27.02 | |
24 | Практическая работа N 7. Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 равных частей. | 06.03 | |
25 | Взаимное расположение окружностей на плоскости. | 13.03 | |
26 | Деление отрезка пополам с помощью циркуля и линейки без делений (без измерения длины отрезка). | 20.03 | |
27 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 03.04 | |
28 | Практическая работа № 8. Изготовление аппликации «Паровоз» с предварительным изготовлением чертежа по рисунку. | 10.04 | |
29 | Изготовление набора для геометрической игры «Танграм». Составление различных фигур из всех её элементов. | 17.04 | |
30 | Изготовление из бумаги изделия способом оригами. | 24.04 | |
31 | Техническое моделирование. Знакомство с транспортирующими машинами: их назначение, особенности, устройство, использование. | 08.05 | |
32 | Практическая работа № 9. Изготовление из деталей конструктора подъёмного крана. | 15.05 | |
33 | Практическая работа № 9. Изготовление из деталей конструктора подъёмного крана. | 22.05 | |
34 | Что узнали. Чему научились. | 22.05 | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования.
Предмет______________
Класс ______________
Учитель______________
2018-2019 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | Уплотнение программы |
| | | | | Тема вынесена на самостоятельное изучение с последующим контролем |