Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка,
ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
Заместитель директора по УВР ____________(Кочура А. В.) «___» ___________201 __г. | | |
СОГЛАСОВАНО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
Уровень образования (класс) начальное общее, 2 «Б»
Количество часов - 34
Учитель – Прядунова Л. В.
Программа разработана на основе авторской программы С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, «Математика и конструирование» 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
2017 год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, письма Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296, и авторской программы С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, «Математика и конструирование» 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания обучающихся уже в начальной школе.
Цель курса:
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
Принципы программы.
Актуальность – создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность – математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении.
Практическая направленность – содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации – во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки математика и технология).
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.
Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения курсом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений обучающихся.
Ведущей линией в методике обучения курсу «Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности обучающихся на базе изучаемого геометрического материала.
Основные положения содержания и структуры курса.
1. Преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и трудового обучения, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое моделирование».
2. Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, например: изучение свойств диагоналей прямоугольников, знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с телами вращения (цилиндр, шар).
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности обучающихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.
Один из разделов курса посвящён Оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.
В процессе изучения курса «Математика и конструирование дети учатся:
· работать с чертежом, технологической картой и составлять их;
· работать с чертёжными инструментами;
· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
На освоение курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» во 2 «Б» классе начальной школы считаю целесообразным отвести 1 ч в неделю, всего 34 часа в год.
Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью обучающихся, а также предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В целом курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников. Развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения курса «Математика и конструирование».
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
В ходе работы у детей развивается пространственное воображение, формируются графические умения и навыки, элементы конструкторского мышления. Кроме того, этот курс создаёт условия для развития логического мышления учащихся. Учит работать быстро, аккуратно.
Ожидаемые результаты
Обучающийся научится:
чертить и изготовить модель: отрезка, угла, круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Самостоятельно изготавливать несложные изделия по образцу и по описанию, проводить анализ образца изготовленного изделия, вносить в изготовленный объект изменения по заданным условиям; узнавать и выполнять простейшие соединения деталей конструктора: обычное, жесткое, шарнирное, внахлестку.
Содержание программы.
2 класс (34 часа)
1. Простейшие геометрические фигуры
Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы. Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники, квадраты, треугольники) Деление квадрата на прямоугольники, квадраты, треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур.
Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).
Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).
2. Окружность. Круг.
Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.
Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток». Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.
Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент.
Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов. Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор, автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных геометрических фигур.
Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.
3. Конструктор и техническое моделирование.
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы.
4. Систематизация и обобщение знаний.
Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Темы. | Количество часов |
1 | Простейшие геометрические фигуры. | 14 |
2 | Окружность. Круг. | 17 |
3 | Конструктор и техническое моделирование. | 2 |
4 | Систематизация и обобщение. | 1 |
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование» во 2 «Б» классе на 2017 – 2018 учебный год.
№ | Раздел | Тема урока | Виды деятельности | Формы организации образовательного процесса. | Дата |
план | факт |
1 | Простейшие геометрические фигуры. 14 часов. | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник. | Вводное занятие | 04.09 | |
2 | Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник | Практическая работа | 11.09 | |
3 | Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | Комбинированное занятие | 18.09 | |
4 | Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | Практическая работа | 25.09 | |
5 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | исследование | 02.10 | |
6 | Диагонали прямоугольника и их свойства. | Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | исследование | 09.10 | |
7 | Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. | исследование | 16.10 | |
8 | Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. | Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | Практическая работа | 23.10 | |
9 | Середина отрезка | Находить середину отрезка с помощью циркуля и линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | Познавательная лаборатория | 06.11 | |
10 | Середина отрезка | Находить середину отрезка с помощью циркуля и линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | Познавательная лаборатория | 13.11 | |
11 | | Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля | Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) | Практическая работа | 20.11 | |
12 | Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | Практическая работа | 27.11 | |
13 | Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | Практическая работа | 04.12 | |
14 | Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) | Практическая работа | 11.12 | |
15 | Окружность. Круг. 17 часов. | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | исследование | 18.12 | |
16 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | исследование | 25.12 | |
17 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | исследование | 15.01 | |
18 | Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | исследование | 22.01 | |
19 | Построение прямоугольника, вписанного в окружность | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность | Практическая работа | 29.01 | |
20 | | Практическая работа «Изготовление ребристого шара» | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. | Практическая работа | 05.02 | |
21 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | Изменять изготовленное изделие по предложенному условию | Практическая работа | 12.02 | |
22 | Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия.. | Практическая работа | 19.02 | |
23 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля | Практическая работа | 26.02 | |
24 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. | Практическая работа | 05.03 | |
25 | Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) | Читать технологическую карту и выполнять по ней действия | Познавательная лаборатория | 12.03 | |
26 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. | Практическая работа | 19.03 | |
27 | Изготовление чертежа по рисунку изделия | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. | исследование | 02.04 | |
28 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Выполнять чертёж по рисунку изделия | Творческая мастерская | 09.04 | |
29 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» | Дополнять чертёж недостающим размером | Творческая мастерская | 16.04 | |
30 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре. | Практическая работа | 23.04 | |
32 | Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре. | Практическая работа | 30.04 | |
32 | Конструктор и техническое моделирование. 2 часа. | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Практическая работа | 07.05 | |
33 | Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Творческая мастерская | 14.05 | |
34 | Систематизация и обобщение. 1 час. | Выставка-презентация изготовленных моделей. | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов | Итоговое занятие-выставка | 21.05 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция |
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014. Пособие для учащихся Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2017 г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике и конструированию, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В пособии представлен учебный материал, соответствующий программе курса «Математика и конструирование», который создаёт условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся, помогает формировать элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление детей. |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 2. Магнитная доска. 3. Персональный компьютер с принтером и сканером. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1. Наборы счётных палочек. 2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр. 3. Демонстрационная оцифрованная линейка. 4. Демонстрационный чертёжный треугольник. 5. Демонстрационный циркуль. |