УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4
142306, Московская обл., г. Чехов, ул. Солнышевская, д. 2 8(496)726-83-92, 8(496)726-82-93 | | https://licey4.edumsko.ru [email protected] |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ лицей №4 Протокол №1 от 30.08.2023. Руководитель ШМО: /__________/______________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ лицей №4 Протокол №1 от 30.08.2023. /__________/ О.П. Фомина/ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ лицей №4 Приказ № 348-ОД от 31.08.2023 /_________/Т. С. Коржова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Мир вокруг нас»
Уровень образования: начальное общее образование
Количество часов: 35
Учебный год: 2023-24
г. Чехов 2023г.
Содержание курса
Раздел 1. Мой мир
Природа — наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы.
Раздел 2. Осень
Времена года. Смена времён года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью. Осень в зоопарке. Деятельность человека осенью. Охрана природы.
Раздел 3. Зима
Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лёд. Исследование образования льда и его свойств.
Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой. Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.
Часть 2.
Раздел 1. Провожаем зиму
Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма.
Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой.
Раздел 2. Весна
Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения.
Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства.
Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилёт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнёзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны.
Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.
Раздел 3. Лето
Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения.
Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие птичьих гнёзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы.
Практикумы:
Рисование соками овощей и фруктов;
Условия прорастания луковиц лука;
Скорость прорастания луковиц лука;
Получение отпечатков коры деревьев;
Получение отпечатков листьев;
Игра «Береги природу»;
Как правильно засушить растения;
Наблюдение за жизнью муравейника;
Новогодние украшения из тростника;
Почему почва не промерзает под снегом;
Изготовление новогодних украшений (снежинки);
Исследование образования льда и его свойств;
Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.; Фенологические наблюдения;
Рисование соками растений;
Наблюдение за прорастанием семян фасоли;
Наблюдение за появлением корней черенков традесканции;
Наблюдение за прилётом и пением птиц;
Наблюдение за развитием головастиков;
Наблюдение за развитием личинки комара;
Определение возраста у двустворчатого моллюска;
Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы;
Наблюдение за цветением растений летом;
Определение возраста сосны;
Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием соцветия);
Исследование состава газонной растительности;
Наблюдение за строительством паутины и питанием паука.
Экскурсии:
Природа вокруг меня;
Осень в зоопарке;
Зимний парк;
Зима в зоопарке;
Природное сообщество.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Формы и виды контроля
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса являются:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Метапредметными результатами освоения курса являются:
Регулятивные УУД: овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
Познавательные УУД: освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
Коммуникативные УУД: развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов |
| 1 класс | |
1 | Мой мир | 4 |
2 | Осень | 7 |
3 | Зима. | 5 |
4 | Провожаем зиму | 3 |
5 | Весна | 7 |
6 | Лето | 7 |
| Всего: | 33 |
№ | Название темы | Кол-во часов |
| 2 класс | |
1 | Мой мир | 4 |
2 | Осень | 7 |
3 | Зима. | 5 |
4 | Провожаем зиму | 4 |
5 | Весна | 7 |
6 | Лето | 7 |
| Всего: | 35 |
№ | Название темы | Кол-во часов |
| 3 класс | |
1 | Мой мир | 4 |
2 | Осень | 7 |
3 | Зима. | 5 |
4 | Провожаем зиму | 3 |
5 | Весна | 7 |
6 | Лето | 8 |
| Всего: | 35 |
№ | Название темы | Кол-во часов |
| 4 класс | |
1 | Мой мир | 4 |
2 | Осень | 7 |
3 | Зима. | 5 |
4 | Провожаем зиму | 3 |
5 | Весна | 8 |
6 | Лето | 7 |
| Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Основное содержание | Формы проведения занятий | Цифровые образовательные ресурсы |
Мой мир (4 ч) |
1 | Природа — наш дом | Значение природы в жизни человека. | Беседа. Игра | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2 | Природа — наш дом | Отношение человека к природе | Беседа. Игра | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3 | Природа в моей жизни | Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха и воды. | Рассказ-беседа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
4 | Природа в моей жизни | Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи | Беседа. Конкурс загадок. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Осень (7ч) |
5 | Времена года | Смена времён года. | Рассказ – беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
6 | Времена года | Влияние времени года на жизнь человека | Рассказ- беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
7 | Осень пришла | Признаки осени. | Рассказ- беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
8 | Осень пришла | Наступление осени по фенологическому и астрономическому календарю | Рассказ- беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
9 | Растения осенью | Изменения растений осенью. Экскурсия в природу. | Экскур-сия. | |
10 | Растения осенью | Изменения растений осенью. Сочиняем сказку. | Творчес-кая работа. | |
11 | Осенние листья | Многообразие окраски осенних листьев. Конкурс рисунков. | Конкурс рисунков. | |
Зима (5 ч) |
12 | Зима настала | Признаки зимы. Наступление зимы по фенологическому и астрономическому календарю | Беседа. Виктори-на. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
13 | Зима настала | Наступление зимы по фенологическому и астрономическому календарю | Виртуальная экскур-сия. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
14 | Снежинки | Наблюдение за снежинками. | Виртуальная экскур-сия. Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
15 | Снежинки | Почему почва не промерзает под снегом | Поисково-познавательная деятель-ность. Беседа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
16 | Снег и лёд | Исследование образования льда и его свойств. | Практическая работа | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Провожаем зиму (3 ч) |
17 | Птицы зимой | Подкормка птиц. Изготовление кормушки. | Беседа. Практическая работа | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
18 | Птицы зимой | Подкормка птиц. Запас корма. Кормление птиц. | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
19 | Звери зимой | Забота о зверях и рыбах в зимнее время. | Рассказ- беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Весна (7 ч) |
20 | Весна идёт | Признаки весны. Природные явления весной. | Беседа. Наблюде-ния. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
21 | Весна идёт | Фенологические наблюдения. | Виртуальная экскур-сия. Наблюдения. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
22 | Растения весной | Цветение растений. | Рассказ – беседа. Виктори-на. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
23 | Растения весной | Опыление растений. | Интер-активная экскурсия | |
24 | Деревья весной | Сокодвижение у деревьев. | Рассказ – беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
25 | Деревья весной | Цветение деревьев | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
26 | Первоцветы | Первоцветы. Сохранение природы. | Беседа. Игра. Конкурс рисунков. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Лето (7 ч) |
27 | На пороге лето | Наступление лета по фенологическому и астрологическому календарю | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
28 | На пороге лето | Периоды лета | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
29 | Растения летом | Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. | Беседа. Виртуальная экскур-сия. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
30 | Растения летом | Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения | Беседа. Виртуальная экскур-сия. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
31 | Я изучаю жизнь растений | Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
32 | Я изучаю жизнь растений | Цветочный календарь | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
33 | Итоговый урок | Работа с фенологическим календарём | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Итого: 33 часа |
2 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Основное содержание | Формы проведения занятий | Цифровые образовательные ресурсы |
Мой мир (4 ч) |
1 | Моя роль в жизни природы | Сохранение природы. | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2 | Моя роль в жизни природы | Деятельность человека по сохранению природы | Беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3 | Что помогает мне познавать природу | Органы чувств. Их роль в познании природы | Беседа. Практи-кум. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
4 | Что помогает мне познавать природу | Роль чувств в познании природы. Экскурсия в природу. | Экскур- сия. | |
Осень (7ч) |
5 | Осенние листья | Многообразие окраски осенних листьев | Беседа. Творчес-кая работа | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
6 | Деревья осенью | Взаимосвязь растительного и животного мира | Виртуаль-ное путешест-вие | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
7 | Деревья осенью | Взаимосвязь растительного и животного мира. Сочиняем сказку. | Беседа. Виртуальная экскур-сия. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
8 | Грибы | Роль грибов в природе | Беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
9 | Грибы | Съедобные и ядовитые грибы | Виктори-на | |
10 | Животные готовятся к зиме | Подготовка жилища. Запас корма. Смена окраски. | Рассказ – беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
11 | Животные готовятся к зиме | Подготовка к подкормке животных зимой. | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Зима (5 ч) |
12 | Снег и лёд | Исследование образования льда и его свойств. | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
13 | Растения зимой | Природа зимой. Свои наблюдения. | Рассказ-беседа. Виртуальное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
14 | Растения зимой | Природа зимой. Экскурсия в природу. | Экскур-сия. | |
15 | Экскурсия. Зимний парк | Изучение следов животных (собака, кошка) | Экскур-сия. Игра. | |
16 | Экскурсия. Зимний парк | Изучение следов животных (ворона, синица) | Экскур-сия. Игра. | |
Провожаем зиму (4 ч) |
17 | Птицы зимой | Подкормка птиц. Изготовление кормушек. Запас корма. Кормление птиц. | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
18 | Звери зимой | Забота о зверях и рыбах в зимнее время. | Расска-беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
19 | Заочная экскурсия. Зима в зоопарке | Особенности поведения животных в зоопарке. (Животные, проживающие на улице.) | Виртуаль-ное путешест-вие. | |
20 | Заочная экскурсия. Зима в зоопарке | Особенности поведения животных в зоопарке. (Животные, проживающие в зимнее время в тёплых помещениях.) | Виртуаль-ное путешест-вие. | |
Весна (7 ч) |
21 | Первоцветы | Первоцветы. Сохранение природы ( опасность поджога сухой травы) | Рассказ-беседа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
22 | Как из семени вырастить растение. Практическая работа | Выращивание рассады. Зеленый лук. | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
23 | Как из семени вырастить растение | Выращивание рассады. Прорастание семян фасоли или гороха. | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
24 | Уход за растениями | Правила ухода за комнатными растениями. | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
25 | Уход за растениями | Наблюдение за появлением корней черенков традесканции | Рассказ-беседа. Наблю-дения. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
26 | Звери весной | Поведение животных весной. | Расска-беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
27 | Звери весной | Появление потомства | Расска-беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Лето (7 ч) |
28 | Как собирают гербарий и другие биологические коллекции | Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. | Рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
29 | Как собирают гербарий и другие биологические коллекции | Оборудование и его назначение. | Рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
30 | Я наблюдаю за птицами | Разнообразие птичьих гнезд. Забота о потомстве у птиц. | Рассказ- беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
31 | Я наблюдаю за птицами | Связь строения ноги и клюва птицы с её образом жизни | Рассказ- беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
32 | Животные летом | Развитие земноводных и насекомых. | Рассказ- беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
33 | Животные летом | Особенности сезонного питания животных | Рассказ- беседа. Виртуаль-ное путешест-вие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
34 | Итоговый урок | Защита проектов. | Защита проектов. | |
35 | Итоговый урок | Защита проектов. | Защита проектов. | |
Итого: 35 часа |
3 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Основное содержание | Формы проведения занятий | Цифровые образовательные ресурсы |
Мой мир (4 ч) |
1 | Как изучают природу | Наблюдение. | Рассказ-беседа. Практическая работа | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
2 | Как изучают природу | Эксперимент ( опыт) | Рассказ-беседа. Опыт. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3 | Какое оборудование помогает проводить наблюдение и опыт | Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, линейка, термометр) | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
4 | Какое оборудование помогает проводить наблюдение и опыт | Микроскоп | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Осень (7ч) |
5 | Животные готовятся к зиме | Подготовка жилища. Запас корма. Смена окраски. Подготовка к подкормке животных зимой. | Рассказ-беседа. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
6 | Насекомые осенью | Наблюдение за муравейником | Рассказ-беседа. Наблюдение. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
7 | Насекомые осенью | Подготовка к зиме. | Рассказ-беседа. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
8 | Птицы осенью | Поведение птиц осенью | Рассказ-беседа. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
9 | Птицы осенью | Поведение птиц осенью. Защита проектов | Защита проектов. | |
10 | Экскурсия в парк | Наблюдение и выводы. Изменения в природе | Экскур-сия. | |
11 | Заочная экскурсия в зоопарк. | Правила поведения в зоопарке Наблюдения за изменениями животных осенью | Рассказ-беседа. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Зима (5 ч) |
12 | Растения зимой | Природа зимой. Сочинение. | Рассказ-беседа. Творчес-кая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
13 | Животный мир зимой | Подкормка животных. Трудности жизни животных зимой | Рассказ-беседа. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
14 | Я готовлюсь к Новому году | Изготовление новогодних игрушек из природных материалов | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
15 | Я готовлюсь к Новому году | Изготовление новогодних игрушек из природных материалов | Рассказ-беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
16 | Экскурсия. Зимний парк | Изучение следов животных. | Экскур-сия. | |
Провожаем зиму (3 ч) |
17 | Птицы и звери зимой | Подкормка птиц. Изготовление кормушек. Запас корма. Кормление птиц. Помощь зверям. | Практическая работа. | |
18 | Заочная экскурсия. Зима в зоопарке | Особенности поведения животных в зоопарке. | Заочная экскурсия | |
19 | Зима в моей жизни | Деятельность человека зимой. Охрана природы. | Рассказ-беседа. Виктори-на. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Весна (7 ч) |
20 | Насекомые весной | Появление и превращения насекомых. | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
21 | Насекомые весной | Какую пользу и вред приносят насекомые природе | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
22 | Птицы весной | Прилет птиц. Пение птиц. | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
23 | Птицы весной | Поведение птиц весной. Строительство гнезд | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
24 | Обитатели водоема весной. Позвоночные. | Поведение рыб и земноводных. | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
25 | Обитатели водоема весной. Позвоночные. | Наблюдение за развитием головастиков | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
26 | Обитатели водоема весной. Беспозвоночные | Наблюдение за развитием личинки комара. | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсия | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Лето (8 ч) |
27 | Как собирают гербарий и другие биологические коллекции | Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. | Беседа-рассказ. Виртуальная экскурсияПракти-ческая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
28 | Природное сообщество. Экскурсия | Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания | Экскур-сия. | |
29 | Природное сообщество. | Приспособление к среде обитания. Защита проектов | Защита проектов. | |
30 | Наука экология | Предмет изучения экологии | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
31 | Наука экология | Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
32 | Наука экология | Предмет изучения экологии. Защита проектов. | Защита проектов. | |
33 | Я играю и повторяю | Что важного и интересного я узнал о лете | Игровая програм-ма. | |
34 | Итоговый урок | Защита проектов. | Защита проектов. | |
35 | Итоговый урок. | Защита проектов. | Защита проектов. | |
Итого: 35 часа |
4 класс
№ п/п | Наименования разделов и тем | Основное содержание | Формы проведения занятий | Цифровые образовательные ресурсы |
Мой мир (4 ч) |
1 | Экскурсия. Природа вокруг меня | Многообразие в природе. Форма и окраска листьев. Отпечатки коры деревьев. | Экскур-сия | |
2 | Природа вокруг меня. Практическая работа | Отпечатки листьев и коры деревьев. | Беседа. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
3 | Природа в творчестве | Природа как источник духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
4 | Играем и повторяем | Природа в жизни человека: польза и вред природе. | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
Осень (7ч) |
5 | Природа осенью. | Взаимосвязь растительного и животного мира | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
6 | Грибы | Роль грибов в природе. Викторина. | Беседа. Виктори-на. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
7 | Заочная экскурсия в зоопарк. | Правила поведения в зоопарке Наблюдения за изменениями животных осенью | Заочная экскурсия в зоопарк. | |
8 | Экскурсия в природу | Изменения в природе. Наблюдение и выводы. Сочинение. | Экскур-сия в природу | |
9 | Осень в моей жизни | Деятельность человека осенью. Охрана природы | Рассказ-беседа. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
10 | Осень в моей жизни | Деятельность человека осенью. Охрана природы. Защита проектов. | Защита проектов. | |
11 | Играем и повторяем | Что важного и интересного я узнал об осени | Игра | |
Зима (5 ч) |
12 | Растения зимой | Природа зимой. Сочинение. | Беседа-рассказ. Творчес-кая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
13 | Животный мир зимой | Подкормка животных. Трудности жизни животных зимой | Беседа-рассказ. Виктори-на. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
14 | Я готовлюсь к Новому году | Изготовление новогодних игрушек из природных материалов | Беседа-рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
15 | Я готовлюсь к Новому году | Икебана. Вместо ёлки – зимний букет. | Беседа-рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
16 | Экскурсия. Зимний парк | Наблюдение и изучение следов животных и птиц. | Экскур-сия. | |
Провожаем зиму (3 ч) |
17 | Птицы и звери зимой | Подкормка птиц. Изготовление кормушек. Запас корма. Кормление птиц. Помощь зверям. | Беседа-рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
18 | Зима в моей жизни | Деятельность человека зимой. Охрана природы. | Беседа-рассказ. Игра. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
19 | Играем и повторяем | Что важного и интересного я узнал о зиме. | КВН | |
Весна (8 ч) |
20 | Весна идёт | Признаки весны. Природные явления весной. | Беседа. Виртуальное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
21 | Растения и животные весной. | Наблюдения и умозаключения. | Рассказ-беседа. Наблюде-ния. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
22 | Первоцветы | Первоцветы. Сохранение природы «Красная книга». Конкурс плакатов. | Беседа-рассказ. Конкурс. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
23 | Размножение растений. | Акция «Посади дерево» | Беседа-рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
24 | Размножение растений. | Выращивание культурных растений в комнатных условиях. | Беседа-рассказ. Практическая работа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
25 | В весеннем лесу. Экскурсия. | Краски, звуки и запахи весны. | Экскур-сия. | |
26 | Весна в моей жизни | Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными и растениями весной. | Беседа-рассказ. Виртуальное путешествие | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
27 | Я играю и повторяю | Что важного и интересного я узнал о весне | Игровая програм-ма | |
Лето (7 ч) |
28 | Растения летом | Развитие растений летом. Правила поведения в лесу. Ядовитые дикорастущие растения | Рассказ-беседа. Заочное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
29 | Животные летом | Жизнь животных летом. Правила поведения в лесу. Опасные для жизни животные. | Рассказ-беседа. Заочное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
30 | Природное сообщество. Экскурсия | Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания | Экскур-сия. | |
31 | Как собирают гербарий и другие биологические коллекции | Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. | Рассказ-беседа. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
32 | Наука экология | Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы | Рассказ-беседа. Заочное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
33 | Лето в моей жизни | Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы | Рассказ-беседа. Заочное путешествие. | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 |
34 | Я играю и повторяю | Что важного и интересного я узнал о лете. Викторина. | Виктори-на | |
35 | Итоговый урок. | Защита проектов. | Защита проектов. | |
Итого: 35 часа |