Пояснительная записка
к курсу «Уроки речевого творчества»
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития. Успехи учащихся связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильного потребления слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом, над развитием творческой активности ученика — вот основное содержание занятий кружка «Речь и речевое творчество».
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляют в строгое русло их речевую деятельность. Чтобы дети хорошо говорили, живо, эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо «ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, которых он читает, представлять те места, тех людей о которых говорит или пишет. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.
Все эти наблюдения дети получают только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий. К.Д.Ушинский считал, что главными упражнениями в развитии речи ребёнка, его творчества, должны быть сочинения устные и письменные, но они должны быть «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно и письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз».
ЦЕЛЬ: углубить и расширить знания учащихся по русскому языку и литературному чтению, развивать активное, самостоятельное, творческое мышление, речь, эмоциональный мир ребёнка, пробуждать его творческую активность.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
развивать интерес к русскому языку и литературному чтению как к учебному предмету;
пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
обогащать словарный запас;
через творческое задание прививать интерес учащихся к любому проявлению творчества;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
углублять и расширять знания и представления о литературном языке.
учить высказывать своё мнение, не бояться быть непонятым окружающими.
Воспитывающие:
воспитывать культуру речи;
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать дружеские отношения в коллективе;
создавать ситуацию комфортности и успешности творческой деятельности.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность, познавательные способности;
развивать эмоционально — чувственную сферу;
приобщать школьников к самостоятельной творческой работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Общая характеристика курса
Организационные условия реализации программы
Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы — 4 года (с 1 по 4 класс). Работа начинается с 1 класса, проводится во внеурочное время. Годовой цикл предусматривает 33ч (в 1 классе), 34 ч (2 — 4 классы).
Основные принципы построения программы
Программа разработана. в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом образовательного процесса школы на основе методических разработок Н.Н. Каландаровой «Уроки речевого творчества» Москва, «ВАКО», 2008г
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Принципы, на которые опирается содержание и структура курса «Речь и речевое творчество»:
художественно-эстетический принцип;
принцип интеграции;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам.
Примерная структура урока
формулировка темы учащимися;
эмоциональная речевая разминка;
конкурс скороговорителей (чтецов);
орфографическая, грамматическая, интеллектуальная минутка;
языковые игры, весёлая минутка;
составление словарика и словарная работа;
работа над лексическим, этимологическим значением слова;
работа с фразеологизмами и устаревшими словами;
работа с деформированными предложениями, планом, текстом;
речевое творчество (коллективное и индивидуальная).
Основные технологии построения программы
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
игровые технологии;
технология проблемного обучения;
технология сотрудничества;
здоровьесберегающие технологии;
технология проблемного обучения;
информационно - коммуникативные;
технология проектной деятельности
Результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения учащимися данной программы:
Легко вступать в обсуждаемую тему разговора
Свободно выражать свои мысли как устно и письменно
Приводить веские аргументы к своим суждениям
Иметь богатый словарный запас
Бать коммуникабельным
Мыслить нешаблонно
Быть уверенным в себе, психологически ориентироваться на успешность любой деятельности
Иметь адекватную самооценку
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к окружающим людям;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации ;
Овладение навыками осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно- следственных связей, построения рассуждений;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свои мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов и сотрудничества;
Активное использование речевых средств и средств иформационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Содержание курса
1-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
2-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
3-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, настроений.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
4-й класс
Развитие речевых умений и навыков (устная форма).
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.
Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и в произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.
После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования. Познавательная беседа. Решение педагогических задач.
В первом классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
Тематическое планирование
к курсу «Уроки речевого творчества»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма деятельности учителя | Дата |
1 год обучения. | |
1 | Мои игрушки | 1 | Познавательная беседа. Ролевая игра. | |
2 | Мои цветы. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. | |
3 | Мои животные | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. | |
4 | Осень. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь описывать сезонные изменения и характерные признаки времени года. | |
5 | Во саду ли, в огороде. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь различать культурные и дикорастущие растения. | |
6 | Ягодная полянка. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
7 | Листопад. | 1 | Познавательная беседа. Работа с пословицами | |
8 | Веселый праздник. | 1 | Рассказ. Беседа. Игра. | |
9 | Цветная сказка. | 1 | Путешествие в сказку. | |
10 | Чем пахнут ремесла. | 1 | Познавательная беседа. Ролевая игра. | |
11 | Внимание, дорога! | 1. | Познавательная беседа. Ролевая игра. Просмотр мультфильма. | |
12 | Мой день рождения. | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций | |
13 | Моя мечта. | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. | |
14 | Спорт в моей жизни. | 1 | Познавательная беседа. Спортивные эстафеты. | |
15 | В гостях у сказки. | 1 | Путешествие в сказку. | |
16 | Моя зима. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь описывать сезонные изменения и характерные признаки времени года. | |
17 | Книжкин дом. | 1 | Беседа. Посещение библиотеки. | |
18 | Век живи - век учись. | 1 | Познавательная беседа. Конкурс рисунков. | |
19 | Хлеб - всему голова. | 1 | Познавательная беседа. Работа с пословицами | |
20 | Я и природа. | 1 | Познавательная беседа. Конкурс рисунков. | |
21 | Бабушкины руки. | 1 | Познавательная беседа. Рисование. Анкетирование. | |
22 | Мой любимый сказочный герой. | 1 | Беседа. Рисование. Просмотр мультфильмов. | |
23. | Как я помогаю маме. | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. | |
24 | Какие разные деревья. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь различать культурные и дикорастущие растения. | |
25 | Моя сказка. | 1 | Беседа. Инсценирование. | |
26 | Мой любимый город. | 1 | Рассказ. Беседа. Рисование. | |
27 | Моя комната. | 1 | Беседа. Рассказ- описание. | |
28 | Я в магазине. | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. | |
29 | Бабочки. | 1 | Познавательная беседа. Конкурс рисунков. | |
30 | Моя весна. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь описывать сезонные изменения и характерные признаки времени года. | |
31 | Мое лето. | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. Уметь описывать сезонные изменения и характерные признаки времени года. | |
32 | Мое любимое время года. | 1 | Познавательная беседа. Конкурс рисунков | |
33 | Я и безопасность. | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. | |
2 год обучения |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма деятельности | Дата |
1 | Что такое творчество? | 1 | Рассказ учителя. Работа над лексическим значением слов. | |
2 | Моё настроение. | 1 | Чтение рассказа Драгунского В.Ю. «Заколдованная буква». Рассказ учителя. | |
3 | Мои летние каникулы. | 1 | Составление тематического словаря. Чтение стихотворений. | |
4 | Автопортрет. | 1 | Работа над кроссвордом. Рассказ учителя. Слушание забавных стихов и песенок. | |
5 | Я и моя семья. | 1 | Транскрибирование слов. Чтение считалок. Разгадывание ребусов. | |
6 | Эмоции. | 1 | Чтение стихотворений и сказки. Познавательная беседа. | |
7 | Слово. Чувства. Образ. | 1 | Составление словарика. Разгадывание кроссвордов. Проведение игры. Беседа. | |
8 | Эмоции и творчество. | 1 | Рассказ учителя. Составление словарика. Работа над фразеологизмами. | |
9 | Мы играем в слова. | 1 | Проведение речевых игр. Разгадывание кроссвордов и ребусов. | |
10 | Пословицы и поговорки. | 1 | Работа над антонимами. Работа над пословицами. Инсценирование пословицы. | |
11 | Сочинение по пословице. | 1 | Работа над синонимами. Игры с пословицами. | |
12 | Загадки и шутки. | 1 | Проведение конкурсов. Составление словарика. Работа с загадками – шутками. | |
13 | Мы сочиняем считалки. | 1 | Работа со словами. Рассказ учителя. Сочинение считалок. | |
14 | Мы сочиняем скороговорки. | 1 | Письмо по памяти. Инсценирование скороговорок. Сочинение скороговорок. | |
15 | Что я люблю. | 1 | Работа над фразеологизмами. Составление предложений с пиктограммами. | |
16 | Смекай, решай, отгадывай! | 1 | Решение олимпиадных заданий. | |
17 | Эмоции. Мимика и жесты. | 1 | Чтение стихотворения. Работа над фразеологизмами и устаревшими словами. | |
18 | Я и компьютер. | 1 | Рассказ учителя. Выполнение игровых упражнений. Чтение анаграмм. | |
19 | Новогодняя ёлка в школе. | 1 | Рассказ учителя. Составление словарика по теме. Речевые игры. | |
20 | Мы сочиняем сказку. | 1 | Письмо по памяти. Пантомимика по сказке. Знакомство с новыми понятиями. | |
21 | Настроение животных. | 1 | Познавательная беседа. Знакомство с этимологией слова. Речевые игры. | |
22 | Моё любимое животное. | 1 | Знакомство с крылатыми выражениями. Беседа о словах. Языковые игры. | |
23 | Наши фантазии. | 1 | Работа над синонимами, фразеологическими выражениями. Чтение стихотворений. | |
24 | Настроение цветов. | 1 | Составление словарика. Разгадывание кроссвордов по иллюстрациям. | |
25 | Мой любимый цветок. | 1 | Работа над лексическим значением слова. Беседа о цветах. Языковые игры. | |
26 | Село и город. | 1 | Познавательная беседа. Составление словаря. Орфографическая минутка. Работа с кроссвордом. | |
27 | Домашние животные. | 1 | Чтение стихотворений. Составление словарика. Работа над загадками. | |
28 | Полюбуйся, весна наступает! | 1 | Работа над загадками. Рассказ учителя. Орфографическая минутка. Подбор рифмы. | |
29 | Зима и Весна. | 1 | Работа над лексическим значением слов. Чтение стихотворений и сказки. Беседа по картине. | |
30 | Космическое путешествие. | 1 | Составление словарика. Игры со словами. Чтение стихотворения. | |
31 | Мои друзья. | 1 | Словарный диктант с комментированием. Беседа. Письмо по памяти. | |
32 | О чём нам рассказывают предметы? | 1 | Письмо по памяти. Орфографическое проговаривание. | |
33 | В гостях у этикета. | 1 | Составление словарика и предложений. Чтение стихотворений. Драматизация. Тест. | |
34 | Литературная игра - КВН | 1 | Состязание команд. | |
3 год обучения |
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма деятельности | Дата |
1 | Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки. | 1 | Ролевая игра | |
2 | Волшебная сказка. | 1. | Сочинение и инсценировка сказки. | |
3 | Слово и образ. Грибы. | 1. | Составление словарика грибника. | |
4 | Сентябрь холоден, да сыт. | 1. | Сочинение | |
5 | Считалки. | 1 | Сочинение , игра | |
6 | К. Чуковский «Федорино горе» | 1 | Рисование диафильма. Рассказывание сказки по диафильму. | |
7 | Этика и этикет | 1 | Ролевая игра. Сочинение миниатюры. | |
8 | Честно- нечестно | 1 | Ролевая игра | |
9 | Текст. | 1 | Выделение основной мысли, опорных слов и темы текста. | |
10 | Типы текстов. | 1 | Классификация текстов. | |
11 | Весёлые и грустные слова. | 1 | Работа со словариком настроений. Сочинение. | |
12 | Капризуля. | 1 | Работа со словариком настроений. Сочинение. | |
13 | Зимнее настроение. | 1 | Сочинение-миниатюра. | |
14 | Сказка « Про снежинку» | 1 | Рисование диафильма. Пересказ сказки. | |
15 | Поздравительное письмо. | 1 | Сочинение поздравительного письма. | |
16 | Знакомство с жанром « побасенка» | 1. | Сочинение побасенки. | |
17 | «Небылица» | 1 | Структура жанра. Сочинение небылицы. | |
18 | Многозначные слова | 1 | Познавательная беседа. Сочинение «О ручке» | |
19. | Пословица | 1 | Сочинение по пословице. | |
20. | Потешка | 1 | Творческое задание по потешке. | |
21. | Я - фантазёр | 1 | Сочинение на тему « Я превратился……» | |
22 | Моя мама | 1 | Сочинение. Рисование. | |
23. | Поздравительное письмо. | 1 | Формы поздравительного письма. | |
24 | Хвастливое и ворчливое настроение. | 1 | Работа со словариком настроений. Сочинение. | |
25 | Слова – друзья и слова - враги | 1 | Употребление антонимов в речи. Сочинение- миниатюра | |
26 | Скороговорки | 1 | Сочинение скороговорок | |
27 | Бытовая сказка | 1 | Сочинение сказки | |
28 | Моё любимое дерево. | 1 | Составление рассказа по плану. | |
29 | Моё любимое животное | 1 | Составление сказки о животном | |
30 | Сравнительное описание | 1 | Познавательная беседа | |
31 | Сравнительное описание | 1 | Сочинение | |
32 | Что я знаю о своей безопасности | 1 | Урок-отчёт | |
33 | Умники и умницы | 1 | Олимпиада | |
34 | Проект «Наша газета» | 1 | Защита проекта. | |
| | | | |
4 год обучения |
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма деятельности | Дата |
1 | Пиктография | 1 | Беседа. Работа с деформированными предложениями. Работа с текстом и планом. | |
2 | Осенний листок. | 1 | Беседа. Орфографическая минутка. Словообразовательный анализ слова. Работа с деформированным текстом. | |
3 | Цветная радуга. | 1 | Орфографическая минутка. Работа над этимологией слова. Работа с деформированным текстом. | |
4 | Смеяться и плакать. | 1 | Лексическая работа. Работа с деформированным текстом и предложениями. Составление словарика. | |
5 | Что значит слово «ДОБРОТА»? | 1 | Работа с рассказом – сказкой Ш.Сильверстейна. Работа с пословицами. | |
6 | Сочинение стихотворений. | 1 | Беседа. Интеллектуальная минутка. Работа с деформированным текстом и предложениями. | |
7 | Я и мечта. | 1 | Беседа. Чтение по ролям. Работа над этимологией слова. Работа с текстом. | |
8 | Сочинение – миниатюра «В цирке». | 1 | Фонетическая минутка. Работа со стихотворением. Работа с деформированным текстом и предложениями. | |
9 | Что значит слово «ДРУЖБА»? | 1 | Работа со словосочетаниями. Тест. Работа с пословицами. Работа с деформированным текстом и предложениями. | |
10 | Сравнительное описание. | 1 | Беседа. Орфографическая минутка. Работа с деформированным текстом, планом и предложениями. Работа над этимологией слова. | |
11 | Мои чувства. | 1 | Беседа. Орфографическая минутка. Работа с деформированным текстом, предложениями. | |
12 | Моя любимая одежда. | 1 | Работа по культуре речи. Беседа. Тест. | |
13 | Моя любимая фотография. | 1 | Работа над лексическим, этимологическим значением слова. Чтение и сочинение чистоговорок. Работа с деформированным текстом и предложением. | |
14 | В мире профессий. | 1 | Беседа. Работа над этимологией слова. Составление словарика. Работа с деформированным текстом. | |
15 | Кем я хочу быть? | 1 | Беседа. Работа над этимологией слова. Составление словарика. Работа со стихотворениями и пословицами. | |
16 | Смекай, решай, отгадывай! | 1 | Олимпиада. | |
17 | Моя любимая игра. | 1 | Беседа. Работа с загадками. Интеллектуальная минутка. Работа со стихотворениями и пословицами. | |
18 | Моя школа. | 1 | Грамматическая минутка. Работа со стихотворением. Составление словарика. | |
19 | Сравнительное описание. | 1 | Беседа. Работа с фразеологизмами. Тест. | |
20 | Кактусы. | 1 | Беседа. Грамматическая и интеллектуальная минутка. Лексическая работа. Работа с деформированным текстом, планом. | |
21 | Загадки наоборот. | 1 | Литературная викторина. Беседа. Работа с фразеологизмами. | |
22 | Загадки о весне. | 1 | Беседа. Орфографическая минутка. Рассказ учителя. Коллективное сочинение загадок. | |
23 | Мои бабушка и дедушка. | 1 | Литературная викторина. Работа с рассказом В.Сухомлинского. | |
24 | Волшебная сказка. | 1 | Литературная викторина. Сочинение сказки. Драматизация. | |
25 | Реклама. Заметка в газету. | 1 | Составление рассказа по фразеологизму. Лексическая работа над словом. Сочинение рекламы. | |
26 | Сочинение - миниатюра по началу. | 1 | Грамматическая работа. Тест. Работа над сочинением – миниатюрой. | |
27 | Укрась слово. | 1 | Беседа. Составление рассказа по синтаксической модели. Художественное творчество. Выставка рисунков – эмблем. | |
28 | Сочиняем вдвоём. | 1 | Орфографическая работа. Работа с деформированным планом. Составление рассказа по опорным словам. | |
29 | Что я знаю о цифре 7? | 1 | Познавательная беседа. Решение лингвистических задач. Интеллектуальная минутка. | |
30 | Аквариум. | 1 | Беседа. Работа с деформированным текстом, планом. | |
31 | Вулканы. | 1 | Рассказ учителя. Словарная работа. Составление словарика. Работа с деформированным текстом, планом. | |
32 | Какие бывают дожди? | 1 | Рассказ учителя. Языковые игры. Работа с деформированным текстом, планом. | |
33 | Что красивее всего? | 1 | Словарная работа. Литературная викторина. Грамматическая работа. | |
34 | Проект «Мы сочиняем..» | 1 | Защита проекта. | |
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества М. «ВАКО» 2009, 1 – 4 класс.
Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. Начальная школа,2000, №12,с.44-47
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение» 1991, с.93
Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. М. Издательский центр Академия, 2002, с. 464
Прохорова Л.Н. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
Родин И. Творческие работы и задания по развитию речи по русскому языку. «Книга по требованию»- 2014г.
Дик Н.Ф. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе. Ростов на Дону. «Феникс» - 2012 – 312с.
Дик Н.Ф. Урок игра: ура! ура! Ростов на Дону. «Феникс» - 2008. с.315
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. М.: «АЙРИС – пресс» - 2011- с.224
Волина В. Этимологический словарь. М.: «АСТ – Пресс» - 1996, с. 96
Орг А.О., Белицкая М.Г. Олимпиады по русскому языку. М.: «Экзамен». 2010. с.93
Крутецкая В.А. Творческие и контрольные задания по русскому языку. Санкт – Петербург «Литера», 2009, с. 94
Аудиоматериалы. Флеш-носитель
Диск. Развитие речи. 1- 4 классы. Тесты.
Диск к журналу «Начальная школа» № 9 – 12 /2011год
Презентации к занятиям «Речь и речевое творчество», разработанные творческой группой учителей начальной школы.