СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературе для 11 класса.
Содержание программы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала XX века (2 часа)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. Бунин (5 часов)
Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
М.Горький (6 часов).
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в . рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. Куприн (2 часа).
Повести
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Ьаг§о Арраззюпаго (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
У литературной карты России(1 час).
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).
НРК: творчество бурятских писателей: Ц.Дона, Х.Намсараева, Г.Галсанова, Ч.Цыдендамбаева.
«Серебряный век» русской поэзии(1 час).
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты(9 часов).
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В.Я. Брюсов
Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.
В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Ко всей теме «Символизм и русские поэты-символисты»
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. Блок (8 часов)
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Преодолевшие символизм (1 час) Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
Н.С. Гумилев (2 часа).
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
А.А. Ахматова (4 часа).
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».
М.И. Цветаева (3 часа).
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
У литературной карты России
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов(2 часа).
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия»И.Бабеля, «Донскиерассказы»М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В.В. Маяковский (5 часов).
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».
С.А. Есенин (5 часов).
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Ша ганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов(1 час).
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
А.Н. Толстой
Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».
Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».
М.А. Шолохов (5 часов).
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
У литературной карты России
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.
М.А. Булгаков (5 часов).
Романы «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б.Л. Пастернак (4 часа).
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго ».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интел лигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
А.П. Платонов (4 часа).
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик », повесть «Джан ».
Литература периода Великой Отечественной войны(3 часа)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
А.Т. Твардовский
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Литературный процесс 50 — 80-х годов (3 часа).
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопныйреализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
В.М. Шукшин (3 часа).
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
А.И. Солженицын (4 часа).
Повесть «Один день Ивана Денисовича ».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
У литературной карты России
Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов(12 часов)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
Тематическое планирование по литературе.
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Уроки развития речи. | |
Классные сочинения | Домашние сочинения. | |||
1. | Введение. | 1 |
|
|
2. | Литература начала 20 века | 1 |
|
|
3. | Литература 20-х годов 20 века | 65 | 2 | 2 |
4. | Литература 30-х годов 20 века | 24 | 1 | 1 |
5. | Литература периода Великой Отечественной войны | 4 |
|
|
6. | Литературный процесс 50-80-х годов | 5 |
| 1 |
7. | Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. | 2 |
|
|
| Итого: | 102 |
|
|
Календарно - тематическое планирование
№ | Часы | Изучаемый материал | Теория литературы | ЦОР | Основные виды деятельности учителя и учащихся. Цели урока | Контроль ЗУН | Дата планируемая | Фактическая дата | ||
1 | 1 | Введение. Русская литература 20 века в контексте мировой культуры. |
| Аудиоучебник
| Показать взаимосвязь литературы и общественной жизни с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние. | У.ч.1.с.4-8 (вопрос3 с.8), с.9-14 (вопросы 1-4 с.15) | 02.090 |
| ||
|
| А. Литература первой половины 20-го века
| ||||||||
2 | 1 | Традиции и новаторство в литературе рубежа 19 и 20 веков. |
| Аудиоучебник
| Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век» , «Модернизм», «Декаданс» | У. ч.1, с.16-27, ответить на вопросы с.27 | 07.09 |
| ||
| 5 | Б. И. А. Бунин | ||||||||
3 | 1 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.
| Приемы словесной живописи | Презентация, учебный фильм | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А Бунина на примере его стихов. | Чтение «Антоновских яблок» | 08.09 |
| ||
4 | 1 | Тема угасания дворянских гнёзд в рассказе «Антоновские яблоки». | Лирическая проза |
| Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа « Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| У. ч.1, с.33-40, анализ рассказа | 09.09 |
| ||
5 | 1 | «Вечные темы» в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
|
| Раскрыть философское содержание рассказа И.А Бунина. Аналитическое чтение
| У.ч.1 с. 41-45, перечислить вечные вопросы рассказа |
|
| ||
6 | 1 | Особенности женских образов и темы любви в рассказах И.А.Бунина «Лёгкое дыхание» и «Чистый понедельник». |
|
Аудиокнига Интерактивный тест | Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желания обсудить прочитанное. | Подготовка к сочинению. |
|
| ||
7 | 1 | Сочинение по творчеству И.А.Бунина. |
|
|
| Дописать сочинение |
|
| ||
| 2 | Г. А.И. Куприн
| ||||||||
14. | 1 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | Очерковая проза | Презентация | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Чтение «Гранатового браслета» |
|
| ||
15. | 1 | Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в «Гранатовом браслете». | Романтизированная проза |
| Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести. | Письменно: «Какова роль музыки в раскрытии темы рассказа?» |
|
| ||
16 | 1 | У литературной карты России |
| Урок самостоятельной работы с учебной литературой. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Продолжить список писателей рубежа веков |
|
| ||
| 6 | В. М. Горький
| ||||||||
8. | 1 | М.Горький. Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. | Романтизм Горького |
| Показать особенности романтизма М.Горького, проследить ,как в композиции раскрывается замысел писателя.
| Письменно: «Как реализуются права на свободу в подвиге Данко и эгоизме Ларры?» |
|
| ||
9.
| 1 | Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы (по рассказам Горького). | Тема протеста героя одиночки |
| Показать своеобразие повести на примере рассказа Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| Чтение пьесы «На дне» |
|
| ||
10 | 1 | Пьеса «На дне» как социально-философская драма. | Символическая деталь | Завершить творческую работу Наизусть монолог,анализ | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Тест
|
|
| ||
11 | 1 | Проблема духовной разобщённости людей |
|
|
|
|
|
| ||
12 | 1 | Проблема счастья в пьесе. |
|
|
| Подготовка к сочинению. |
|
| ||
13 | 1 | Р.р.Сочинение по творчеству Горького | «Спор героев о правде» |
| Выявить позиции героев повести и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. | Сочинение
|
|
| ||
17 | 1 | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) Символизм. Истоки русского символизма |
| Урок-презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанилизировать стихи. | Групповые задания по символистам |
|
| ||
18 |
| В мире символистской поэзии: В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый. |
| Групповая работа | Охарактеризовать творчество основоположников русского символизма. | Биография А.Блока |
|
| ||
| 8 | А. А. Блок | ||||||||
19 | 1 | А.Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить». |
| Презентация - рассказ о поэте | Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. | Чтение «Незнакомки», «В ресторане», «Вхожу ли я в темные храмы» |
|
| ||
20 | 1 | Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы». | Циклизация лирики | Аудиозапись | Показать особенности поэтики первой книги Блока. | Анализ «На железной дороге» |
|
| ||
21 | 1 | Тема города в творчестве Блока | реминисценция |
| Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | Учить наизусть «На поле Куликовом» (1 стих-е). |
|
| ||
22 | 1 | Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений Блока. | аллюзия |
| Показать историю и значение образа России в творчестве Блока. | Наизусть «Россия» |
|
| ||
23 | 1 | Поэма «Двенадцать. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. |
|
| Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности | Анализ сюжета и композиции, образы Петрухи, Катьки и 12 красногвардейцев |
|
| ||
24 | 1 | Сюжет поэмы, её герои, своеобразие композиции.
|
|
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Образ Христа в поэме |
|
| ||
25 | 1 | Образ Христа и его сложность, многозначность финала поэмы. |
|
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Подготовка к сочинению.
|
|
| ||
26 | 1 | Сочинение по творчеству Блока. |
|
|
| Дописать сочинение, инд.сообщение по ТВ-ву Анненского |
|
| ||
27 | 1 | Преодолевшие символизм. Истоки акмеизма, пафос и проблематика манифестов футуризма. | Манифесты, акмеизм, футуризм | Лекция, беседа |
| Биография Гумилёва, чтение и анализ стихов «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «6 чувство» |
|
| ||
28-29 | 2 | Н.С.Гумилёв. Жизнь и творчество. Героизация действительности в поэзии Гумилёва, романтическая традиция в его поэзии.
|
|
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | СПР по одному из вопросов на с.234 |
|
| ||
| 4 | А. А. Ахматова. |
|
|
|
|
| |||
30 | 1 | А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в её лирике глубины человеческих переживаний. | Исповедальность лирического произведения |
| Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики | Чтение стихов |
|
| ||
31 | 1 | Тема любви и искусства в творчестве Ахматовой. |
| исследование | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | У.ч.1.с.246-253, наизусть 1 стих-е |
|
| ||
32 | 1 | Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. | микроцикл | Комбинированный практикум | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Чтение «Реквиема», У.ч.1, с.253-260 |
|
| ||
33 | 1 | Поэма «Реквием». История создания и публикации. Победа исторической памяти над забвением. |
| Аудиозапись | Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. | Сочинение по тв-ву Ахматовой |
|
| ||
34 | 1 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Историзм поэтического мышления поэта, ассоциативная манера его письма.
| ассоциативность |
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | «Бессонница», «Тристиа», др. |
|
| ||
35 | 1 | Представление Мандельштама о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в его поэзии. |
|
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. |
|
|
| ||
36 | 1 | Игорь Северянин и Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. Слово в их художественном мире поэзии. |
|
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Биография В.Маяковского |
|
| ||
37 | 1 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. | Образная гиперболизация |
| Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере. | «Нате!»,»Юбилейное», «В.И.Ленин», «Хорошо!» |
|
| ||
38 | 1 | Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.
|
| исследование | Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Читать «Про это», «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой» |
|
| ||
39 | 1 | Особенности любовной лирики Маяковского. |
|
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Читать «Разговор с фининспектором…», «Во весь голос» |
|
| ||
40 | 1 | Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. |
| Комбинированный семинар | Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. | Читать «Прозаседавшиеся», «Скрипка и немножко нервно», «Клоп», «Баня» |
|
| ||
41 | 1 | Сатирические образы в творчестве Маяковского | Поэтические неологизмы |
| Разобраться, что является объектом сатиры в лирике Маяковского. |
|
|
| ||
42 | 1 | Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н.Клюева и С.А.Есенина. | Крестьянская поэзия |
| Показать своеобразие стиля поэтов. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| Биография С.Есенина |
|
| ||
43 | 1 | С.А..Есенин. Жизнь и творчество. Традиции Пушкина и Кольцова в есенинской лирике. |
|
| Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| У.ч.1 с. 404-413 подготовить рассказ |
|
| ||
44 | 1 | Тема Родины в поэзии С.Есенина. | Религиозные мотивы |
| Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | Написать сочинение «Родина в поэзии Есенина» |
|
| ||
45 | 1 | Отражение в лирике Есенина особой связи природы и человека. |
| исследование | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | Наизусть 3 стих-ия |
|
| ||
46 | 1 | Светлое и трагическое в поэзии Есенина. | Философская лирика |
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Чтение и анализ поэмы «Анна Снегина» |
|
| ||
47 | 1 | Поэма «Анна Снегина» | Лироэпическая поэма | беседа | Показать, что «Анна Снегина»- одно из выдающихся произведений русской литературы. | Домашнее сочинение «Мой Есенин». |
|
| ||
| 3 | М. И. Цветаева.
| ||||||||
48 | 1 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы: тема Родины и творчества. |
| Урок-презентация | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| ПР по теме «Родина в ТВ-ве Ц.» или «Какова миссия поэта и поэзии, по мнению Ц.?» |
|
| ||
49 | 1 | Конфликт времени и вечности, пространства и Вселенной в творчестве Цветаевой. | Поэтический темперамент |
| Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи.
| Анализ цикла «Стихи к Блоку» |
|
| ||
50 | 1 | Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
| Дискретность (прерывистость) стиха Фольклор и литература. |
| Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини произведений.
| Зачётная работа: анализ одного стихотворения.
|
|
| ||
51 | 1 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии. |
|
| Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| Чтение и анализ стихотворений о природе |
|
| ||
52 | 1 | Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. | Философская лирика |
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения.
| Чтение романа «Доктор Живаго» |
|
| ||
53 | 1 | Роман «Доктор Живаго.История создания и публикации романа. |
|
| Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя. | Чтение и анализ стихотворений Юрия Живаго |
|
| ||
54 | 1 | Цикл стихотворений Юрия Живаго и его связь с общей проблематикой романа. | Цикл стихотворений. |
| Раскрыть идею и художественные особенности романа.
| Полугодовой срез знаний |
|
| ||
55-56 | 2 | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов |
| Лекция и семинар | Показать актуальность и одновременную ценность произведений данного периода. |
|
|
| ||
57 | 1 | Литературный процесс 30-40-х годов |
| лекция | Показать актуальность и одновременную ценность произведений данного периода. | Н.Островский биография, чтение «Как закалялась сталь». |
|
| ||
58 | 1 | Н.Островский «Как закалялась сталь» | Автобиографическое произведение | Учебная презентация | Разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. | Биография Шолохова, обзор «Поднятой целины», история создания «Тихого Дона» - инд. сообщения |
|
| ||
59 | 1 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Истрия создания романа-эпопеи «Тихий Дон». | Роман-эпопея |
| Познакомить с вехами биографии и творчества М. Шолохова. | Образ Григория Мелехова |
|
| ||
60-61 | 2 | Судьба и характер Григория Мелехова. | Хронотоп романа-эпопеи | Групповая работа, беседа | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Анализ исторических процессов в романе-эпопее |
|
| ||
62-63 | 2 | Глубина постижения исторических процессов в романе «Тихий Дон» |
| семинар |
| Сочинение по ТВ-ву Шолохова (ч.2 с. 98) |
|
| ||
63А | 1 | У литературной карты России. НРК
|
| Семинар по бурятской литературе 30-40-х годов | Показать духовную атмосферу десятилетия и её отражение в литературе. | Биография Булгакова ч.2 с. 105-111 |
|
| ||
64 | 1 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» |
| Урок-презентация | Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички лини романа. | Чтение сатирических глав |
|
| ||
65 | 1 | Эпическая широта и сатирическое начало в романе.
| Очерк нравов | Просмотр кинофрагментов | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Чтение и анализ ершалаимских глав |
|
| ||
66-67 | 2 | Библейские мотивы и образы в романе. Фигура Понтия Пилата и тема совести в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа, проблема нравственного выбора в романе. |
| киноуроки | Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. | Характеристика образов Мастера и Маргариты |
|
| ||
68 | 1 | Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. |
| Просмотр кинофрагментов. |
| Сочинение по творчеству Булгакова (ч.2, стр. 137) |
|
| ||
69-70 | 2 | Жизнь и творчество А.Платонова. Повесть «Сокровенный человек». | Индивидуализированный стиль писателя |
| Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести.
| Чтение и анализ «Котлована» |
|
| ||
71-72 | 2 | Повесть Платонова «Котлован» |
| семинар | Тип платоновского героя -- мечтателя, романтика, правдоискателя | Доделать письменно последний вопрос |
|
| ||
73 | 1 | Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. |
| Урок СР с учебной литературой. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Доделать конспект |
|
| ||
74 | 1 | Осмысление великой Победы в литературе 50-80-х годов. |
| Подготовка к семинару | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Подготовка к семинару |
|
| ||
75 | 1 | Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-80-х годов | Историко-биографическое повествование | семинар |
| ПР по военной теме |
|
| ||
76-77 | 2 | Оттепель и появление громких (эстрадных) и тихих лириков. | «оттепель» | Лекция и семинар с групповой работой. |
| Анализ одного стихотворения (на выбор) |
|
| ||
78 | 1 | «Деревенская проза». | Понятие «деревенской прозы» | Лекция. |
| Биография Астафьева |
|
| ||
79-80 | 2 | Творчество В.П.Астафьева |
| беседа | Рассмотреть проблемы одиночества и разрушения человеческих связей в современном мире. | Чтение повести «Последний срок» |
|
| ||
81 | 1 | В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Последний срок» | Собирательный образ эпохи | беседа | Нравственные уроки писателя | Чтение и анализ «Прощание с Матёрой» |
|
| ||
82-83
| 2 | В.Распутин «Прощание с Матёрой» | Собирательный образ эпохи | Эвристическая беседа | Рассмотреть проблемы одиночества и разрушения человеческих связей в современном мире. | Чтение «Пожара» |
|
| ||
84 | 1 | В.Распутин. Повесть «Пожар». | Собирательный образ эпохи | Эвристическая беседа | Рассмотреть проблемы одиночества и разрушения человеческих связей в современном мире. | Биография Шукшина, рассказы «Чудик», «В профиль и анфас», «Срезал» и др. |
|
| ||
85 | 1 | В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах писателя. | Пародийность художественного языка | Комбинированный: лекция и беседа по текстам | Раскрыть идеи и художественные особенности рассказов | Чтение сказки «До третьих петухов» |
|
| ||
86 | 1 | В.М.Шукшин. Сказка «До третьих петухов». | Пародийность художественного языка | Эвристическая беседа | Раскрыть идею произведения. | Подготовка к ПР |
|
| ||
87 | 1 | Герой В.Шукшина. Кто он такой? |
| Урок самостоятельной работы |
| Биография А.Солженицына. Читать рассказ «Один день Ивана Денисовича». |
|
| ||
88-89 | 2 | Лагерная тема в литературе. Жизнь и творчество А.И.Солженицына.. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» | Двуединство автора и героя в эпосе | Лекция, беседа | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Читать рассказ «Матрёнин двор». |
|
| ||
90-91 | 2 | А.И.Солженицын «Матрёнин двор». | Двуединство автора и героя в эпосе | Эвристическая беседа. | Раскрыть идею и художественные особенности рассказа |
|
|
| ||
92 | 1 | Новейшая русская проза и поэзия. |
| Урок СР с учебной литературой |
| Биография Бродского, стихотворения»На смерть Жукова», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «На смерть друга» и др. |
|
| ||
93
| 1 | Поэзия и судьба Иосифа Бродского. |
| Урок-беседа |
| Письменный анализ стих-ия |
|
| ||
94-95 | 2 | Авторская песня 60-80-х годов |
| Урок-концерт |
| Чтение пьесы Вампилова «Утиная охота» |
|
| ||
96 | 1 | Драматургия Вампилова. | драма | беседа |
|
|
|
| ||
97-102 | 6 | Подготовка к сочинению по литературе.
|
|
|
|
|
|
|
Произведения для заучивания наизусть.
И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
А.А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте.
С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к блоку («Имя твоё—птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». Родная земля.
Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
29