СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе расчитана на 4 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 6 кл»

Приложение к основной образовательной программе




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г.Сальска


Рассмотрена Рекомендована Утверждена

на заседании ШМО педагогическим советом приказом №247

учителей русского языка и протокол № 1от29.08.2017 г. по МБОУ СОШ№5 литературы от 30.08.2017 г.

протокол № 1 от 28.08.2017г. Директор _________ Руководитель__ В.Ф.Веретенникова М.Е.Сенченко


Рабочая программа

по литературе


для 6 «Б» класса.



Учитель Веретенникова Валентина Фёдоровна



2017-2018 учебный год.




1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по.литературе 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:

1.ФГОС ООО(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)

2.Образовательная программа общеобразовательного учреждения утверждена приказом директора МБОУСОШ №5 от30.05.2017 № 247

3.Учебный план МБОУСОШ № 5 утверждён приказом директора от13.06.2017 № 185

4.Календарный учебный график МБОУСОШ №5 утверждён приказом директора от08.06.2017 № 179

5.Примерная программа по учебному предмету:Программа для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М., «Русское слово», 2009 г.

Для реализациии данной прграммы используется учебно-методический комплекс под редакцией Г.С.Меркина

Состав УМК:

Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор – составитель Г.С.Меркин. М., «Русское слово», 2014 г


2.Цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета.


Целью изучения предмета.литературы в 6.классе является обеспечение в целом последовательного формирования читателя – школьника ,его включение в эстетическую деятельность.

Основными задачами обучения предмету литературы в .6 .классе являются:

  1. обогащение и расширение кругозора учащихся;

  2. освоение текстов художественных произведений;

  3. формирование умения определять характер литературного героя и особенности его художественного образа;

  4. формирование эстетического вкуса;

  5. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру;

  6. формирование основных навыков интерпретации литературно – художественных произведений.

В процессе обучения учащиеся должны

научиться и знать:

  1. авторов и содержание изученных произведений;

  2. основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристикам, отношения с другими героями, авторская оценка).

уметь

  1. характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

  2. владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки, взгляды, речевую характеристику;

  3. использовать различные формы пересказа;

  4. создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

  5. отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении ( пять стихотворных размеров силлаботонического стихосложения);

  6. привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

  7. работать со справочными материалами.

Место учебного предмета в учебном плане.

На обучение предмету литературы отводится..140. часов в год (4..в неделю). В связи с тем, что государственные праздники...приходятся на(23 февраля,9 мая и 25 марта –день каникул), а уроки литературы в 6 «б» классе выпадают на вторник,четверг и субботу в соответствии со школьным расписанием , фактически будет проведено.102.., программа будет выполнена за счёт уплотнения материала по зарубежной литературе.


2. Планируемые результаты

Результаты изучения предмета «Литература»: рабочая программа ориентирована на достижение

личностных результатов, включающих:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметных результатов, включающих:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметных результатов, включающих:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
    в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:


Познавательная деятельность

  • Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.

  • Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

  • Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.


Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

.

3. Основное содержание тем учебного курса.

1. Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

2. Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3. Из устного народного творчества Предания, легенды, сказки.Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

4. Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

5. Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение.

6. Из литературы XIX века

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

6.2 А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

6.4 Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

6.9 А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

7. Из литературы XX века

7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теориялитературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

7.2 А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде

7.3C.A. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.Для заучивания наизустьС.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

7.6 Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизустьН.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.

7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.

7.8 В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.

8. Из зарубежной литературы

8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.




Тематическое планирование. Базовый уровень (105 часов)

Тема

Дата

Литература и читатель-1 час

6 «Б»

Книга и ее роль в жизни человека. 

02.09

Греческая мифология-4часа

Мифы о героях. «Пять веков».

05.09

Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей»

06.09

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

07/09

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

09.09

Устное народное творчество-4 часа

Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана»

12.09

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках».

13.09

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках».

14.09

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

16.09

Древнерусская литература-5 часа

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

19.09

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

20.09

М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

21.09

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

23.09

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

26.09

Литература 18 века (М.В.Ломоносов)-5 часа

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

27.09

М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

28.09

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

30.09

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

03.10

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий.

04.10

Литература 19 века-59 час

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

05.10

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая История баллады.

07.10

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

10.10

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

11.10

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

12.10

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

14.10

Тема природы в лирике А. С. Пушкина«Редеет облаков летучая гряда»

17.10

Лирика природы. А.С. Пушкин«Зимнее утро».

18.10

Лирика природы. А.С. Пушкин«Зимнее утро».

19.10

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

21.10

Конкурс выразительного чтения

24.10

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

25.10

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

26.10

Ссора Дубровского с Троекуровым.

28.10

Отец и сын Дубровские.

07.11

Отец и сын Дубровские.

08.11

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

09.11

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

11.11

Дубровский и Маша Троекурова.

14.11

Дубровский и Маша Троекурова.

15.11

Анализ эпизода по плану.

16.11

Подготовка к классному сочинению №1- сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

18.11

Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

21.11

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

22.11

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова«Тучи».

23.11

вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

25.11

вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

28.11

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

29.11

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

30.11

Выразительное чтение наизусть

02.12

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

05.12

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

06.12

«Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в Повести Гоголя2

07.12

«Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в Повести Гоголя

09.12

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

12.12

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

13.12

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

14.12

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

16.12

Подготовка к классному сочинению №2 по повести «Тарас Бульба».

19.12

Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба».

20.12

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

21.12

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

23.12

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

26.12

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

27.12

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

28.12

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

11.01

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта.Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.(«В полном разгаре…»)

13.01

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

16.01

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого«Детство».

17.01

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого«Детство».

18.01

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого«Детство».

20.01

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого«Детство».

23.01

Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди».

24.01

Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди».

25.01

Домашнее сочинение-размышление. Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?

27.01

В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей.

30.01

В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей.

31.01

Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

01.02

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко«В дурном обществе».

03.02

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко«В дурном обществе».

06.02

Дети и взрослые в повестиВ.Г.Короленко«В дурном обществе».

07.02

Дети и взрослые в повестиВ.Г.Короленко«В дурном обществе».

08.02

Подготовка к сочинению №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)».

10.02

Классное сочинение №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)».

13.02

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

14.02

Сатирические и ю мористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

15.02

Сатирические и ю мористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

17.02

А.П. Чехов«Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

20.02

А.П. Чехов«Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

21.02

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

22.02

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

24.02

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

27.02

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни

28.02

Мир природы и человека в стихотворения х И.А. Бунина («Нев идно птиц.Покорно чахнет…»)

01.03


И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

03.03

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

06.03

А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

07.03

«Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

10.03

«Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

13.03

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

14.03

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

15.03

А.И. Куприн.«Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

17.03

А.И. Куприн.«Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

20.03

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

21.03

«Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

22.03

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

03.04

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

04.04

М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца» — сказка-быль. Особенности жанра.

05.04

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

07.04

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

10.04

Смысл названия сказки- былиМ.М.Пришвина«Кладовая солнца».

11.04

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

12.04

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

14.04

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

17.04

Проблема жестокости, справедливости, подвига в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа».

18.04

Проблема долга, справедливости, подвига в стихотворениях А.А. АхматовойРодная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

19.04

Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

21.04

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

24.04

В.П. Астафьев.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

25.04

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

26.04

Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

28.04

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

03.05

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей»

05.05

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

08.05

Зарубежная литература-15 часов

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь».

10.05


Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь».

12.05


«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

15.05

Краткие Сведения о братьях Гримм.

16.05

Сходство и Различия народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка»

17.05

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина.

19.05

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина.

22.05

Краткие сведения об О. Генри.

23.05

Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

24.05

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих».ождь краснокожих"й и всерьёз.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

26.05

Языковые средства создания комического.

29.05

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»

30.05

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»

31.05

Сочинений - 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!