Приложение к основной образовательной программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г.Сальска
Рассмотрена Рекомендована Утверждена
на заседании ШМО педагогическим советом приказом №247
учителей русского языка и протокол № 1от29.08.2017 г. по МБОУ СОШ№5 литературы от 30.08.2017 г.
протокол № 1 от 28.08.2017г. Директор _________ Руководитель__ В.Ф.Веретенникова М.Е.Сенченко
Рабочая программа
по литературе
для 6 «Б» класса.
Учитель Веретенникова Валентина Фёдоровна
2017-2018 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по.литературе 6 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
1.ФГОС ООО(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)
2.Образовательная программа общеобразовательного учреждения утверждена приказом директора МБОУСОШ №5 от30.05.2017 № 247
3.Учебный план МБОУСОШ № 5 утверждён приказом директора от13.06.2017 № 185
4.Календарный учебный график МБОУСОШ №5 утверждён приказом директора от08.06.2017 № 179
5.Примерная программа по учебному предмету:Программа для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. М., «Русское слово», 2009 г.
Для реализациии данной прграммы используется учебно-методический комплекс под редакцией Г.С.Меркина
Состав УМК:
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор – составитель Г.С.Меркин. М., «Русское слово», 2014 г
2.Цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета.
Целью изучения предмета.литературы в 6.классе является обеспечение в целом последовательного формирования читателя – школьника ,его включение в эстетическую деятельность.
Основными задачами обучения предмету литературы в .6 .классе являются:
обогащение и расширение кругозора учащихся;
освоение текстов художественных произведений;
формирование умения определять характер литературного героя и особенности его художественного образа;
формирование эстетического вкуса;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру;
формирование основных навыков интерпретации литературно – художественных произведений.
В процессе обучения учащиеся должны
научиться и знать:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристикам, отношения с другими героями, авторская оценка).
уметь
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки, взгляды, речевую характеристику;
использовать различные формы пересказа;
создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении ( пять стихотворных размеров силлаботонического стихосложения);
привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
работать со справочными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане.
На обучение предмету литературы отводится..140. часов в год (4..в неделю). В связи с тем, что государственные праздники...приходятся на(23 февраля,9 мая и 25 марта –день каникул), а уроки литературы в 6 «б» классе выпадают на вторник,четверг и субботу в соответствии со школьным расписанием , фактически будет проведено.102.., программа будет выполнена за счёт уплотнения материала по зарубежной литературе.
2. Планируемые результаты
Результаты изучения предмета «Литература»: рабочая программа ориентирована на достижение
личностных результатов, включающих:
воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Метапредметных результатов, включающих:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Метапредметные результаты также включают:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметных результатов, включающих:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:
Познавательная деятельность
Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
.
3. Основное содержание тем учебного курса.
1. Введение
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
3. Из устного народного творчества Предания, легенды, сказки.Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
4. Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
5. Из литературы XVIII века.
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. Развитие речи: выразительное чтение.
6. Из литературы XIX века
6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
6.2 А.С. ПУШКИН Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
6.4 Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
6.6 Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза. Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер. Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
6.9 А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении. Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
7. Из литературы XX века
7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. Теориялитературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
7.2 А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде
7.3C.A. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.Для заучивания наизустьС.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
7.5 М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
7.6 Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Для заучивания наизустьН.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
7.8 В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
8. Из зарубежной литературы
8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
8.2 БРАТЬЯ ГРИММ Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Развитие речи: рассказ от другого лица.
8.3 ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Тематическое планирование. Базовый уровень (105 часов)
№ | Тема | Дата |
Литература и читатель-1 час | 6 «Б» |
-
| Книга и ее роль в жизни человека. | 02.09 |
Греческая мифология-4часа |
-
| Мифы о героях. «Пять веков». | 05.09 |
-
| Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей» | 06.09 |
-
| Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 07/09 |
-
| Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 09.09 |
Устное народное творчество-4 часа |
-
| Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана» | 12.09 |
-
| Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках». | 13.09 |
-
| Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках». | 14.09 |
-
| Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» | 16.09 |
Древнерусская литература-5 часа |
-
| Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 19.09 |
-
| Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 20.09 |
-
| М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 21.09 |
-
| Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 23.09 |
-
| Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 26.09 |
Литература 18 века (М.В.Ломоносов)-5 часа |
-
| Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 27.09 |
-
| М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 28.09 |
-
| Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 30.09 |
-
| Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 03.10 |
-
| М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 04.10 |
Литература 19 века-59 час |
-
| В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 05.10 |
-
| Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая История баллады. | 07.10 |
-
| Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 10.10 |
-
| Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | 11.10 |
-
| Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 12.10 |
-
| Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 14.10 |
-
| Тема природы в лирике А. С. Пушкина«Редеет облаков летучая гряда» | 17.10 |
-
| Лирика природы. А.С. Пушкин«Зимнее утро». | 18.10 |
-
| Лирика природы. А.С. Пушкин«Зимнее утро». | 19.10 |
-
| В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 21.10 |
-
| Конкурс выразительного чтения | 24.10 |
-
| А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 25.10 |
-
| А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 26.10 |
-
| Ссора Дубровского с Троекуровым. | 28.10 |
-
| Отец и сын Дубровские. | 07.11 |
-
| Отец и сын Дубровские. | 08.11 |
-
| Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 09.11 |
-
| Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 11.11 |
-
| Дубровский и Маша Троекурова. | 14.11 |
-
| Дубровский и Маша Троекурова. | 15.11 |
-
| Анализ эпизода по плану. | 16.11 |
-
| Подготовка к классному сочинению №1- сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | 18.11 |
-
| Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | 21.11 |
-
| М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 22.11 |
-
| Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова«Тучи». | 23.11 |
-
| вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 25.11 |
-
| вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 28.11 |
-
| Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 29.11 |
-
| Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | 30.11 |
-
| Выразительное чтение наизусть | 02.12 |
-
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 05.12 |
-
| Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 06.12 |
-
| «Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в Повести Гоголя2 | 07.12 |
-
| «Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в Повести Гоголя | 09.12 |
-
| Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 12.12 |
-
| Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 13.12 |
-
| Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 14.12 |
-
| Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 16.12 |
-
| Подготовка к классному сочинению №2 по повести «Тарас Бульба». | 19.12 |
-
| Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба». | 20.12 |
-
| И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 21.12 |
-
| И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 23.12 |
-
| И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 26.12 |
-
| И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 27.12 |
-
| И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 28.12 |
-
| Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 11.01 |
-
| Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта.Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.(«В полном разгаре…») | 13.01 |
-
| Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 16.01 |
-
| Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого«Детство». | 17.01 |
-
| Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого«Детство». | 18.01 |
-
| Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого«Детство». | 20.01 |
-
| Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого«Детство». | 23.01 |
-
| Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 24.01 |
-
| Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 25.01 |
-
| Домашнее сочинение-размышление. Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго? | 27.01 |
-
| В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей. | 30.01 |
-
| В.Г.Короленко.«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей. | 31.01 |
-
| Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын. | 01.02 |
-
| Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко«В дурном обществе». | 03.02 |
-
| Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко«В дурном обществе». | 06.02 |
-
| Дети и взрослые в повестиВ.Г.Короленко«В дурном обществе». | 07.02 |
-
| Дети и взрослые в повестиВ.Г.Короленко«В дурном обществе». | 08.02 |
-
| Подготовка к сочинению №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 10.02 |
-
| Классное сочинение №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 13.02 |
-
| Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 14.02 |
-
| Сатирические и ю мористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 15.02 |
-
| Сатирические и ю мористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 17.02 |
-
| А.П. Чехов«Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 20.02 |
-
| А.П. Чехов«Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 21.02 |
-
| Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 22.02 |
-
| Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 24.02 |
-
| Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 27.02 |
-
| Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни | 28.02 |
-
| Мир природы и человека в стихотворения х И.А. Бунина («Нев идно птиц.Покорно чахнет…») | 01.03 | |
-
| И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 03.03 |
-
| И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 06.03 |
-
| А.И. Куприн.Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 07.03 |
-
| «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 10.03 |
-
| «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 13.03 |
-
| Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 14.03 |
-
| Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 15.03 |
-
| А.И. Куприн.«Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 17.03 |
-
| А.И. Куприн.«Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 20.03 |
-
| С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 21.03 |
-
| «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 22.03 |
-
| «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 03.04 |
-
| М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 04.04 |
-
| М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 05.04 |
-
| М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 07.04 |
-
| М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 10.04 |
-
| Смысл названия сказки- былиМ.М.Пришвина«Кладовая солнца». | 11.04 |
-
| В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 12.04 |
-
| В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 14.04 |
-
| В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 17.04 |
-
| Проблема жестокости, справедливости, подвига в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа». | 18.04 |
-
| Проблема долга, справедливости, подвига в стихотворениях А.А. АхматовойРодная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 19.04 |
-
| Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 21.04 |
-
| Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 24.04 |
-
| В.П. Астафьев.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 25.04 |
-
| Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 26.04 |
-
| Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев | 28.04 |
-
| Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 03.05 |
-
| Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 05.05 |
-
| Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | 08.05 |
Зарубежная литература-15 часов |
-
| Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | 10.05 | |
-
| Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | 12.05 | |
-
| «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 15.05 |
-
| Краткие Сведения о братьях Гримм. | 16.05 |
-
| Сходство и Различия народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» | 17.05 |
-
| «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина. | 19.05 |
-
| «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина. | 22.05 |
-
| Краткие сведения об О. Генри. | 23.05 |
-
| Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 24.05 |
-
| О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих».ождь краснокожих"й и всерьёз.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | 26.05 |
-
| Языковые средства создания комического. | 29.05 |
-
| Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | 30.05 |
-
| Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | 31.05 |
Сочинений - 6