Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету(курсу)«Литература»
Класс 7
Сроки реализации программы 2019 – 2020 учебный год
Разработала:
Шаповалова Светлана Георгиевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ильичёвская СОШ»
с.Ильичёвка, 2019 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литература» для 7 класса составлена на основе следующей
нормативно-правовой базы:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.20210 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;
2.Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичёвская средняя общеобразовательная школа» -2-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол № 1 от 29.08.2016 года и утверждена на заседании совета школы – Протокол № 2 от 31.08.2016года и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016 года.)
3.Рабочие программы. Предметная линия учебниковВ.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. 5-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждении/ (В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др.). 12-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 2016.
4. Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объёме 70 часов в 7 классе.
Цели программы:
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметныерезультаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
Устное народное творчество(5ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольгаи Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
Из древней русской литературы(3ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века (29ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века (24ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме»
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«Очем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М.М.Зощенко « Беда»
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Из зарубежной литературы (4ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата По плану | проведения Фактически |
1 1 | Вводный урок. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | 1 | | |
| Устное народное творчество (5ч) | | | |
2 2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз-ного», «Сороки-Ведь-мы», «Петр и плотник». | 1 | | |
3 | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» Прославление мирного труда героя – труженика. | 1 | | |
| Вн. чт Былина «Садко». | 1 | | |
5 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях». | 1 | | |
6 | Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | 1 | | |
| Из древнерусской литературы (3ч) | | | |
7 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | | |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | 1 | | |
9 | РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственный облик человека в древнерусской литературе». | 1 | | |
| Из литературы 18 века (2ч) | | | |
10 | Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | 1 | | |
| Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | 1 | | |
| Из литературы 19 века (30ч) | | | |
12 | А.С.Пушкин и русская история. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. | 1 | | |
| «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. | 1 | | |
| «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | 1 | | |
| РР Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов». | 1 | | |
16 | А.С. Пушкин «Станционный смотри-тель», цикл «повести Белкина. | 1 | | |
17 | Дуня и Минский. | 1 | | |
18 | М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | 1 | | |
19 | Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | 1 | | |
20 | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. | 1 | | |
21 | РР Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | | |
22 | Н.В.Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | | |
23 | Образ Запорожской Сечи в повести. Осада польского города Дубно. | 1 | | |
24 | Трагедия Тараса Бульбы. | 1 | | |
25 | Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». | 1 | | |
26 | РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | 1 | | |
27 | И.С.Тургенев. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк». | 1 | | |
|
28 | Стихотворения в прозе. РР Обучение домашнему сочинению. | 1 | | |
29 | Н.А.Некрасов – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» Тема подвига русских женщин. | 1 | | |
30 | Вн. чт. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. | 1 | | |
31 | Вн. чт. А.К. Толстой «Василий Шибанов». | 1 | | |
32 | М.Е.Салтыков – Щедрин. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | 1 | | |
33 | Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности. | 1 | | |
34 | Вн.чт.Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик». | 1 | | |
35 | Л.Н.Толстой. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы». | 1 | | |
36 | Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | 1 | | |
37 | Урок контроля. | 1 | | |
38 | А.П.Чехов. – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон». | 1 | | |
39 | Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». Проблематика рассказа. | 1 | | |
40 | Вн.чт.Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня». | 1 | | |
41 | «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. | 1 | | |
Из литературы 20 века |
42 | И.А.Бунин. Судьба и творчество. «Цифры».любовь Нефеда к больному ребенку. | 1 | | |
43 | Рассказ «Лапти». Самоотверженная. | 1 | | |
44 | М.Горький. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава). | 1 | | |
45 | «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство». | 1 | | |
46 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство». | 1 | | |
47 | РР. Сочинение – характеристика литературного героя. | 1 | | |
48 | «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»). | 1 | | |
49 | Л.А.Андреев. Личность писателя. Рассказ «Кусака». | 1 | | |
50 | В.В.Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. | 1 | | |
51 | Личность поэта. «Необычайное приключение…». | 1 | | |
52 | А.П.Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | 1 | | |
53 | А.П. Платонов. « Юшка». | 1 | | |
54 | Вн.чт.А.П.Платонов.«В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова. | 1 | | |
55 | Рр Сочинение «Нужны ли нам сочувствие и сострадание?» | 1 | | |
56 | Б.Л.Пастернак. Стихи. | 1 | | |
57 | А.Т.Твардовский. – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения. | 1 | | |
58 | Вн.чт. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | 1 | | |
59 | Ф.Абрамов.и его рассказ «О чем плачут лошади». | 1 | | |
60 | Е.Носов. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа. | 1 | | |
61 | Е. Носов «Живое пламя». | 1 | | |
62 | ВН.чт.Ю.П.Казаков.и его рассказ «Тихое утро». | 1 | | |
63 | «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева. | 1 | | |
64 | | 1 | | |
65 | Вн.чт. М.М.Зощенко «Беда». | 1 | | |
66 | «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | 1 | | |
67 | Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш.Акуджава. «По Смоленской дороге…». | 1 |
68 | Из литературы народов России. Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я снова пришел сюда и сам не верю…», «О моей родине». | 1 | | |
69 | О.Генри. «Дары волхвов». | | | |
70 | Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Итоговый урок. | | | |