МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ "Каменская основная школа"
РАССМОТРЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | СОГЛАСОВАНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. | УТВЕРЖДЕНО [Укажите должность] ________________________ [укажите ФИО] [Номер приказа] от «[число]» [месяц] [год] г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2388059)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 7 класса
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Древнерусская литература.
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент).
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору). Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе, например, «Русский язык», «Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX – начала XX века.
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века.
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др.
Литература второй половины XX века.
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.
Зарубежная литература.
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы по выбору).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист».
А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико-литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Древнерусская литература |
1.1 | Древнерусские повести. (одна повесть по выбору). Например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 1 | |
Раздел 2. Литература первой половины XIX века |
2.1 | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх).Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент) | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
2.2 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
2.3 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 13 | |
Раздел 3. Литература второй половины XIX века |
3.1 | И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору).Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе. Например, «Русский язык», «Воробей» и др. | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
3.2 | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
3.3 | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
3.4 | Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
3.5 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору).Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
3.6 | Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. (не менее двух). Например, произведения А. К. Толстого, Р. Сабатини, Ф. Купера | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 13 | |
Раздел 4. Литература конца XIX — начала XX века |
4.1 | А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
4.2 | М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
4.3 | Сатирические произведения отечественной и зарубежной литературы. (не менее двух).Например, М. М. Зощенко, А.Т.Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 5 | |
Раздел 5. Литература первой половины XX века |
5.1 | А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
5.2 | Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору).Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
5.3 | В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
5.4 | М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору).Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
5.5 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 6. Литература второй половины XX века |
6.1 | В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др. | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
6.2 | Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков. (не менее четырёх стихотворений двух поэтов): например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
6.3 | Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. (не менее двух).Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
6.4 | Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути. (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др. | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 7. Зарубежная литература |
7.1 | М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы по выбору). | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
7.2 | Зарубежная новеллистика. (одно-два произведения по выбору). Например, П. Мериме.«Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист». | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
7.3 | А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итого по разделу | 7 | |
Развитие речи | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Внеклассное чтение | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
Резервное время | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41727e |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 2 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Резервный урок. Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | 1 | | | | |
2 | Древнерусские повести. (одна повесть по выбору), например, «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении). Темы и проблемы произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc338b6 |
3 | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырех) «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Тематика и проблематика лирических произведений | 1 | | | | |
4 | А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и др. Особенности мировоззрерия поэта и их отражение в творчестве, средства выразительности | 1 | | | | |
5 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Тематика, проблематика, особенности повествования в «Повестях Белкина» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc340ae |
6 | А. С. Пушкин. «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив "блудного сына" в повести «Станционный смотритель» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3420c |
7 | А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Историческая основа поэмы. Сюжет, проблематика произведения. | 1 | | | | |
8 | А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Сопоставление образов Петра I и Карла IX. Способы выражения авторской позиции в поэме | 1 | | | | |
9 | Развитие речи. А. С. Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»(фрагмент) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc33fa0 |
10 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырех). «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и др. Тема одиночества в лирике поэта | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34310 |
11 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Проблема гармонии человека и природы. Средства выразительности в художественном произведении | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34428 |
12 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения. Тема, идея, сюжет, композиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3464e |
13 | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов. Художественные особенности языка произведения и фольклорная традиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3475c |
14 | Развитие речи. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подготовка к домашнему сочинению по произведению | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34860 |
15 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Тематика и проблематика произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34d60 |
16 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и композиция повести. Роль пейзажных зарисовок в повествовании | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc34e6e |
17 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей. Сопоставление Остапа и Андрия | 1 | | | | |
18 | Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы в повести | 1 | | | | |
19 | Резервный урок. Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Авторская позиция и способы ее выражения в повести. Художественное мастерство Н. В. Гоголя в изображении героев и природы | 1 | | | | |
20 | Развитие речи. Развернутый ответ на проблемный вопрос по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | | | | |
21 | И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествователя и героев произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc350a8 |
22 | И. С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе | 1 | | | | |
23 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе например, «Русский язык», «Воробей» и др. Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc352ba |
24 | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тематика, проблематика произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3542c |
25 | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и композиция | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35544 |
26 | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: система образов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3565c |
27 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Идейно-художествннное своеобразие | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35774 |
28 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Идейно-художественное своеобразие | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35878 |
29 | Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» . А. А. Фет. «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта...» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35990 |
30 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35c06 |
31 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»: тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35e2c |
32 | Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему. Идейно-художственное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35a94 |
33 | Историческая основа произведений Р. Сабатини, романтика морских приключений в эпоху географических открытий | 1 | | | | |
34 | Резервный урок. История Америки в произведениях Ф. Купера | 1 | | | | |
35 | Итоговая контрольная работа по литературе XIX века. Литература и история: изображение в литературе исторических событий | 1 | 1 | | | |
36 | А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник». Тематика, проблематика произведений. Художественное мастерство писателя | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc35f3a |
37 | М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др. Идейно-художственное своеобразие ранних рассказов писателя | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36520 |
38 | М. Горький. Сюжет, система персонажей одного из ранних рассказов писателя | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36656 |
39 | Объекты сатиры в произведениях писателей конца XIX — начала XX века. (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека. Понятие сатиры. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36f52 |
40 | Тематика, проблематика сатирических произведений, средства выразительности в них | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3706a |
41 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение "Нужны ли сатирические прозведения?" (по изученным сатирическим произведениям отечественной и зарубежной литературы) | 1 | | | | |
42 | А. С. Грин. Особенности мировоззрения писателя. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3678c |
43 | А. С. Грин. Идейно-художественное своеобразие произведений. Система образов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc368ae |
44 | Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др. Художественное своебразие произведений, средства выразительности | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3626e |
45 | В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.Тематика, проблематика, композиция стихотворения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc369ee |
46 | В. В. Маяковский. Стихотворения. (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др. Система образов стихотворения. Лирический герой. Средства выразительности | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc36b60 |
47 | М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система персонажей, гуманистический пафос произведения | 1 | | | | |
48 | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и др. Идейно-художественное своеобразие произведения. Особенности языка произведений А. П. Платонова | 1 | | | | |
49 | В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37bdc |
50 | Резервный урок. В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики». Авторская позиция в произведении. Художественное мастерство автора | 1 | | | | |
51 | Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков (не менее четырёх стихотворений двух поэтов): например, стихотворения М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.Тематика, проблематика стихотворений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc373f8 |
52 | Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков. Лирический герой стихотворений. Средства выразительности в художественных произведениях | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc375a6 |
53 | Развитие речи. Интерпретация стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков | 1 | | | | |
54 | Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др. Тематика, проблематика, сюжет, система образов одного из рассказов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3798e |
55 | Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. Идейно-художественное своеобразие одного из рассказов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37a9c |
56 | Внеклассное чтение по произведениям отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века | 1 | | | | |
57 | Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова «Всем выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др. Тема, идея, сюжет, система образов одного из произведений. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37e0c |
58 | Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути. Идейно-художественное своеобразие одного из произведений. Отношение автора к героям произведения, их поступкам | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc37f24 |
59 | Внеклассное чтение. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути | 1 | | | | |
60 | Итоговая контрольная работа по литературе XX - началу XXI веков. Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути в художественной литратуре | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc383d4 |
61 | М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Жанр, тематика, проблематика, сюжет романа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3851e |
62 | М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»(главы). Система образов. Дон Кихот как один из «вечных» образов в мировой литературе | 1 | | | | Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38672 |
63 | Зарубежная новеллистика. Жанр новеллы в литературе, его особенности. П. Мериме. Идейно-художественное своеобразие новеллы «Маттео Фальконе» | 1 | | | | Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a64 |
64 | Зарубежная новеллистика. О. Генри. «Дары волхвов», «Последний лист» (одно из произведений по выбору). Жанр, тема, идея, проблематика, сюжет новеллы. Система персонажей. Роль художественной детали в произведении | 1 | | | | |
65 | А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Жанр, тематика, проблематика, сюжет произведения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3808c |
66 | А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Система образов. Образ Маленького принца. Взаимоотношения главного героя с другими персонажами | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc3819a |
67 | А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Образ рассказчика. Нравственные уроки «Маленького принца» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc382bc |
68 | Резервный урок. Итоговый урок. Результаты и планы на следующий год. Список рекомендуемой литературы | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 2 | 0 | |