МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендовано педагогическим советом Протокол №1 от . .2021 г | Согласовано зам. директора по УВР МБОУ СОШ №3 г.Суража _________Бойко Н.В. . .2021 г | Утверждено Директор МБОУ СОШ№3 ______Бабуренкова И.М. Приказ № 92/1 от . .2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
4 класс
Разработана
учителем музыки
высшей категории
Яновской Ж.Н.
2021 - 2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; -примерной программой основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой «Музыка»; - учебным планом МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области на 2021/2022 учебный год; - положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области от _____2021 г., пр. № .
Цели и задачи учебного предмета
Рабочая программа способствует реализации цели предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач музыкального образования младших школьников:
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
–эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;
– знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
– навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;
– основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;
- гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;
-чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
- толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
- представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;
- способности видеть в людях лучшие качества;
- способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;
- различать способ и результат собственных и коллективных действий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
- высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
- принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
- использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;
- воспринимать и анализировать тексты, в т.ч. нотные;
– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- устанавливать аналогии;
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;
- фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности;
- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;
- участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины. Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Выразительное, интонационно- осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально- литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Выразительное, интонационно- осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Выразительное, интонационно -осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос. Форма промежуточной аттестации - тестирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ
№ п/п | Раздел программы. Тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт |
| Раздел 1: «Россия – Родина моя» | | | |
1 | Мелодия. «Ты запой мне эту песню…». | 1 | | |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». | 1 | | |
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | 1 | | |
4 | «Я пойду по полю белому…». | 1 | | |
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | | |
| Раздел 2: «День, полный событий» | | | |
6 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». | 1 | | |
7 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | | |
8 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | | |
9 | Музыка ярмарочных гуляний. | 1 | | |
10 | Святогорский монастырь. | 1 | | |
11 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 | | |
| Раздел 3: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | | |
12 | Композитор – имя ему народ. | 1 | | |
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 | | |
14 | О музыке и музыкантах. | 1 | | |
| Раздел 4: « В концертном зале!» | | | |
15 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 | | |
16 | Обобщающий урок. | 1 | | |
17 | «Патетическая» соната Л. Бетховена. Годы странствий. | 1 | | |
| Раздел 5: « В музыкальном театре» | | | |
18 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | | |
19 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. (Сцена в лесу). | 1 | | |
20 | Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). | 1 | | |
21 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 1 | | |
22 | Балет И.Стравинского «Петрушка». | 1 | | |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | | |
| Раздел 6: « О России петь – что стремиться в храм» | | | |
24 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | | |
25 | Светлый праздник. | 1 | | |
26 | Святые земли Русской. | 1 | | |
27 | Создатели славянской письменности. Кирилл и Мефодий. | 1 | | |
| Раздел 7: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | | |
28 | Праздники русского народа: Троицын день. | 1 | | |
| Раздел 8: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | | | |
29 | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | | |
30 | Мастерство исполнителя. | 1 | | |
31 | В интонации спрятан человек. | 1 | | |
32 | Тестирование на промежуточной аттестации. | 1 | | |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | | |
34 | Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт. | 1 | | |
Литература:
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 4 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2014.
- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.
- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 класс / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4кл.: М.: Просвещение, 2004;
Пособие для учителя /Сост. Е. Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс
1(CD) mp3,M., Просвещение, 2009 г.
Аннотация к рабочей программе по музыке 4 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка, 4» составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; - примерной программы основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой «Музыка, 4».
Для реализации программы используется учебно - методический комплект:
- Сергеева, Г. П. Музыка. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь : учебное пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.
- Музыка. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» : 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2004.
- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 класс / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.
- Музыка. 2 – 4 классы : промежуточный и итоговый контроль (на основе требований авторской программы Е. Д. Критской). – М.: Просвещение, 2015.
- Музыка. Фонохрестоматия. / 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2009. - (CD-ROM).
- Мультимедийные уроки по Музыке 4 класс (по программе Критской Е. Д.).
- Музыка в школе. Выпуск 1 : Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. - М.: Музыка, 2013.
Количество часов на изучение предмета 1 час в неделю (за год 34 часа).
Рабочая программа основного общего образования по музыке для 4 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.