СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 4 класс под редакцией Е. Критской

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке 4 класс под редакцией Е. Критской»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рекомендовано

педагогическим советом

Протокол №1

от . .2021 г


Согласовано

зам. директора по УВР

МБОУ СОШ №3 г.Суража

_________Бойко Н.В.

. .2021 г

Утверждено

Директор МБОУ СОШ№3 ______Бабуренкова И.М.

Приказ № 92/1

от . .2021 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

4 класс




Разработана

учителем музыки

высшей категории

Яновской Ж.Н.











2021 - 2022 учебный год


Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена в соответствии с:


- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; -примерной программой основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой «Музыка»; - учебным планом МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области на 2021/2022 учебный год; - положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета МБОУ СОШ № 3 г. Суража Брянской области от _____2021 г., пр. № .



Цели и задачи учебного предмета

Рабочая программа способствует реализации цели предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач музыкального образования младших школьников:

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;

–эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

– любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;

– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности;

– знание основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;

– основа для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);

– навыки оценки и самооценки результатов музыкально - исполнительской и творческой деятельности;

– основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга.


Обучающийся получит возможность для формирования:

– устойчивого интереса к музыкальному искусству, мотивации к внеурочной музыкально - эстетической деятельности, потребности в творческом самовыражении;

- гражданской идентичности на основе личностного принятия культурных традиций, уважения к истории России;

-чувства гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;

- толерантности на основе представлений об этнической самобытности музыкального искусства разных народов;

- представлений об эстетических идеалах человечества, духовных отечественных традициях;

- способности видеть в людях лучшие качества;

- способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно – исполнительскими и учебными задачами;

- различать способ и результат собственных и коллективных действий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;

- осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.


Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;

- высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;

- принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;

- действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

- использовать знаково-символические средства, в т. ч. схемы, для решения учебных (музыкально - исполнительских) задач;

- воспринимать и анализировать тексты, в т.ч. нотные;

– строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- устанавливать аналогии;

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

Обучающийся получит возможность научиться:

- расширять свои представления о музыке и музыкантах, о современных событиях музыкальной культуры;

- фиксировать информацию о явлениях музыкальной культуры с помощью инструментов ИКТ;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);

- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно - музыкальной выразительности;

- произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;

- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в т. ч. в проектной деятельности;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения.


Обучающийся получит возможность научиться:

- открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

- проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе импровизаций, хорового пения, коллективной творческой деятельности;

- участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.


Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.










































Содержание учебного предмета


Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины. Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.

Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Выразительное, интонационно- осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально- литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Выразительное, интонационно- осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Выразительное, интонационно -осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.


Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-концерты, а также, программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.


Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос. Форма промежуточной аттестации - тестирование.











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

п/п

Раздел программы.

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт


Раздел 1: «Россия – Родина моя»




1

Мелодия. «Ты запой мне эту песню…».

1



2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…».

1



3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

1



4

«Я пойду по полю белому…».

1



5

«На великий праздник собралася Русь!»

1




Раздел 2: «День, полный событий»




6

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…».

1



7

Зимнее утро. Зимний вечер.

1



8

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

1



9

Музыка ярмарочных гуляний.

1



10

Святогорский монастырь.

1



11

«Приют, сияньем муз одетый…».

1




Раздел 3: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»




12

Композитор – имя ему народ.

1



13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

1



14

О музыке и музыкантах.

1




Раздел 4: « В концертном зале!»




15

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

1



16

Обобщающий урок.

1



17

«Патетическая» соната Л. Бетховена. Годы странствий.

1




Раздел 5: « В музыкальном театре»




18

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1



19

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. (Сцена в лесу).

1



20

Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

1



21

Русский Восток. Восточные мотивы.

1



22

Балет И.Стравинского «Петрушка».

1



23

Театр музыкальной комедии.

1




Раздел 6: « О России петь – что стремиться в храм»




24

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1



25

Светлый праздник.

1



26

Святые земли Русской.

1



27

Создатели славянской письменности. Кирилл и Мефодий.

1




Раздел 7: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»




28

Праздники русского народа: Троицын день.

1




Раздел 8: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»




29

Прелюдия. Исповедь души.

1



30

Мастерство исполнителя.

1



31

В интонации спрятан человек.

1



32

Тестирование на промежуточной аттестации.

1



33

Музыкальный сказочник.

1



34

Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок-концерт.

1















































Литература:


- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 4 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2014.

- Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.

- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 класс / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019.

- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4кл.: М.: Просвещение, 2004;

Пособие для учителя /Сост. Е. Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;

- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс

1(CD) mp3,M., Просвещение, 2009 г.










































Аннотация к рабочей программе по музыке 4 класс


Рабочая программа по предмету «Музыка, 4» составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897; - примерной программы основного общего образования по музыке; - авторской рабочей программой Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой «Музыка, 4».


Для реализации программы используется учебно - методический комплект:

- Сергеева, Г. П. Музыка. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.

- Сергеева, Г. П. Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь : учебное пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

- Музыка. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» : 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2004.

- Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 класс / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015.

- Музыка. 2 – 4 классы : промежуточный и итоговый контроль (на основе требований авторской программы Е. Д. Критской). – М.: Просвещение, 2015.

- Музыка. Фонохрестоматия. / 4 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2009. - (CD-ROM).

- Мультимедийные уроки по Музыке 4 класс (по программе Критской Е. Д.).

- Музыка в школе. Выпуск 1 : Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. - М.: Музыка, 2013.


Количество часов на изучение предмета 1 час в неделю (за год 34 часа).


Рабочая программа основного общего образования по музыке для 4 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя