Ростовская область Кашарский район с. Россошь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Россошанская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Россошанская СОШ
Приказ от «_31__» ____07______2019 №__55__
__________/Сторчилов В.И./
(подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _музыке______________
учебный год 2019
Уровень общего образования, класс: 9
количество часов: 34
Учитель: Васильева Ольга Ивановна
Категория: первая
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак М.: Дрофа, 2018..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского
Учебник: - Искусство. Музыка. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2018г.
I.Предметные результаты освоения содержания предметной области «Искусство» «музыка» в 9 классе должны отражать:
Музыка:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
ТРЕБОВАНИЯ К уровню подготовки выпускников
По итогам освоения программы «Музыка» 9класс учащиеся должны:
знать/понимать:
знать специфику музыки как вида искусства;
знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
понимать особенности искусства различных эпох;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
уметь:
аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных на уроках в 9классах);
обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной программы.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина.Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
— в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
— в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
— в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
— в формировании основ художественного мышления;
— в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
9 класс |
понимать роль музыки в жизни человека; значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; оценивать произведения разных направлений музыкального искусства; иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии; определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства; иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох; иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. | проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы, развивать навыки проектной деятельности; совершенствовать умения и навыки самообразования. сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения; исполнять песни разных жанров; формировать свой песенный репертуар; ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве. |
Требования к уровню подготовки учащихся -9 классов
В области личностных результатов
Будут сформированы
- эмоционально-ценностное отношение к искусству на основе присвоения художественного опыта человечества;
- формирование культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа
- возможность реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-музыкально-ценностное отношение к произведениям разных видов искусства, художественно-эстетический вкус, эмпатия, эмоциональноая отзывчивость и заинтересованность отношения к искусству;
—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников
Получат возможность для формирования
—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Будут сформированны
-понимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
-понимать позицию слушателя
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно-историческом развитии современного социума
-представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
-развитие устойчивой потребности в общении с мировым искусством в собственной внеурочной и внешкольной деятельности
Получат возможность для формирования
-творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться
-осуществлять поиск нужной информации, используя дополнительный материал
-ориентироваться в способах решении исполнительской и творческой задачи
- проводить сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыкального и изобразительного искусства, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать связи и отношения между явлениями культуры
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
Получит возможность научиться
-соотносить различные произведения по настроению, формам, по средствам музыкальной выразительности (мелодия, ритм, динамика, темп)
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться
-учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия музыки
-принимать активное участие в коллективной музыкально-творческой деятельности
-Понимать важность исполнения и работы по группам
Получит возможность научиться
- культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности
- контролировать свои действия в индивидуальной и коллективной работе
- проявлять инициативу в коллективной музыкально- творческой деятельности
- умение строить речевые высказывания для передачи своего впечатления от музыки;
- усвоить культурные традиции, нравственные эталоны и нормы социального поведения
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
- ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения;
- уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства, применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
II. Основное содержание курса. «Музыка»
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы — формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Изучение предмета в основной школе «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании .формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Содержание учебного предмета искусство Музыка в 9 классе
В 9 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка как часть духовной культуры», которая раскрывается в трех крупных разделах – «Что такое «музыка сегодня?», «Человек в музыке»,»Новые музыкальные взаимодействия Главная тема 9 классов - «Человек в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Новые музыкальные взаимодействия трактуются в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций и современности , и новое, пришедшее вместе с XX веком. 21 векомТаким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных теченийВедущей содержательной линией программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.
В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое много образие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Содержание музыкального материала учебного предмета музыка 9 класс
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярной современной. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе осмысливаются образцы современной популярной музыки, джазовых произведений, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО предмета «МУЗЫКА» 9 КЛАСС
Что такое музыка сегодня
Тема утраченной гармонии и в современной музыке(на примере Симфонии№6 Г.Канчели)..
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Разучивание А.Островского «Песня остается с человеком».
Настоящая музыка не бывает «старой» ». Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы ушедшего прошлого в произведениях искусства( на примере стихотворения Д.Самойлова «Двор моего детства» и вокальной пьесы Г.Свиридова «По осеннему кычет сова….)
Художественный материал:
Поэзия
Д.Самойлов.Двор моего детства.
Музыка
Г.Свиридов»По осеннему кычет сова…»
Живопись:Е.Куманьков.У Сивцева Вражка;Петровские ворота; Последние дни.Гнездинский переулок;
В.Шарманщик Воплощение красоты и гармонии в музыке( на примере первой части концерта для кларнета и первой части концерта Б.Чайковского)
Преходящее и неизменное в искусстве( на примере стихотворения Р.Гамзатова
«Вернулся я…"
Полифоничность современной звуковой среды.Коллективное обсуждение вопросов «Что такое искусство, и что такое попса?»
«Как человек может противостоять агрессии сегодняшней музыкальной среды?»
Поэтический материал:А.Банников.»Сбе-жать бы из дому сейчас»
Музыкальный материал по выбору учащихся.
Многообразие функций музыки.Мода в музыке.Воплощение традиций в музыке( на примере фортепианной пьесы А.Караманова »Ave Marja»
Профессия «композитор» сегодня.
Традиции и инновации в творчестве Э.Денисова
Э.Денисов. Живопись(слушание) Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки 20 века.
Слушание по желанию.
Человек в музыке Любительские пения, как форма самовыражения человека .Коллективное обсуждение вопросов, связанных Слушание:Ш.Гуно Кавантина-Валентина .Куплеты Мафестофеля .Из оперы «Фауст»Слушание «Когда на него ты глядишь»
А.Дольский. Исполнение желаний.
Р.Щедрин .Веселый марш монтажников-высотников из кинофильма »Высота»
В.Высоцкий Песня о друге. Из кинофильма «Вертикаль»(слушание. Участие в исполнении)
Б.Окуджава .Песенка об Арбате
Образ героя авторской песни; его приоритеты и ценности( на примере песен Б.Окуджавы «Настоящих людей так немного…» и А.Галича «Я в путь собирался всегда налегке….Пение: Муз .С.Никитина, стихи Д.Сухарева ,Ю.Визбора. Александра
Революционное значение рок музыки .Черты общности и отличия авторской песни и рок-песни .Слушание: Песни из репертуара Мишель, Вчера, Земляничные поляны, Помогите.
Рок-музыка в СССР ,ее отличие от музыки , исполняемой ВИА
Размышлять о позитивном и негативном воздействии средств массовой информации на эмоциональное состояние человека и духовно-нравственное состояние общества
Новые музыкальные взаимодействия
О музыке «легкой» и «серьезной» история Стилевые взаимо-действия Слияние акаде-мической и массовой музыки в современных условиях Об особенностях музыкаль-ного концерта: музыка и зрелище
Слушание: М.Глинка, стихи Е.Баратынского.»Не искушай меня без нужды…»
И.Штраус .Сказки Венского леса .Фрагмент Зачем мы ходим на концерт Музыкальная сцена сегодня
Слушание:Д.Шостакович.Песня о встречном ветре,А.Эшпай.Москвичи (слушание,участие в исполнении) Размежива-ние и сближение
«легкой» и «серьезной» музыки в отечествен-ной 20-21веков С.Губайдулин. Музыка к мультфильму « Маугли»(слушание)
А.Шнитке .Музыка к кинофильму «Маленькие трагедии»Фрагменты
Г.Канчели. Чито, грито, чито маргарито.Из кинофильма»Мимино»(слушание
Слушание:А.Шнитке Серенада для пяти исполнителей 1и 3 части
Музыкальный материал:Ж.М.Жарр.В ожидании Кусто.Фрагмент(слушание)
Музыкальные фрагменты из кукольного спектакля»необыкновенный концерт» Коллективное обсуждение вопроса:»Роль композитора и исполнителя во время проведения концерта»
Слушание :А.Пахмутова, стихи Н.Добронравова.Как молоды мы были(слушание, участие в исполнении)
Солнце из репертуара»RAMMSTEJN» Живопись
Д.Веласкес.Портрет инфанты Маргариты;
П.ПикассоПортрет инфанты Маргариты(по Веласкету)
Музыка
А.Пярт.Коллаж на тему Bach(слушание) Музыкальный материал:
Г.Ф.Гендель.Музыка на воде.Увертюра(слушание)
ДЖ.Пучинни.Ария принца Калафа.Из оперы «Турандот»(слушание
9. НРК совмещены с основными темами уроков музыки
III.Тематическое планирование по музыке в 9 классе
№ | Тема главы и урока | количество | Дата | Дата |
часов | план | факт |
| Глава1 Что такое «музыка сегодня» | | | |
1 | О понятии «современная музыка» Гимн РФ | 1 | 04.09 | |
2 | . Почему меняется музыка | 1 | 11.09 | |
3 | . Как меняется музыка Гимн Ростовской области | 1 | 18.09 | |
4 | О неизменном в музыке | 1 | 25.09 | |
5 | . Музыкальная среда НРК | 1 | 02.10 | |
6 | Какая музыка нам нужна | 1 | 09.10 | |
7 | . «Новая» жизнь «старой» музыки НРК | 1 | 16.10 | |
8 | Современное композиторское творчество | 1 | 23.10 | |
9 | Обобщающий УРОК по теме: «Что такое «музыка сегодня» | 1 | 30.10 | |
| Глава 2 Человек в музыке | | | |
10 11 | Виды музыки в современном мире | 1 1 | 13.11 20.11 | |
12 | «Искусство — это твой собствен- ный голос» | 1 1 | 27.11 | |
13 | Музыка и музицирование | 1 | 04.12 | |
14 | О любительской музыке НРК | 1 | 11.12 | |
15 | Авторская песня | 1 | 18.12 | |
16 | Герой авторской песни | 1 | 25.12 | |
17 18 | Рок-музыка | 2 | | |
19 20 | Герой рок-песни | 2 | | |
21 | О разности вкусов НРК | 1 | | |
22 | Обобщающий урок по теме: «Человек в музыке» | 1 | | |
| Глава3 Новые музыкальные взаимодействия | | | |
23 | О музыке «легкой» и «серьезной»: история | 1 | | |
24 | О музыке «легкой» и «серьезной»: современность | 1 | | |
25 26 | Стилевые взаимодействияНРК | 2 | | |
27 | Об особенностях музыкально- го концерта: музыка и зрелище | 1 | | |
28 29 | Зачем мыходим на концерт Зачем мыходим на концертНРК | 1 1 | | |
30 | Музыкальная сцена сегодня НРК | 1 | | |
31 | Контрольная работа по теме: «Новые музыкальные взаимодействия | 1 | | |
32 | Выход за пределы сцены | 1 | | |
33 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК по теме : «Человек в музыке. Что такое музыка сегодня?» | 1 | | |
34 | Заключение. Музыка — целый мир | 1 | | |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора
Методического совета ______________________
МБОУ Россошанская СОШ (подпись)
от « 31.08 » 2017 г. № 1 « 31.08 2017 » г.
___________( Сторчилова А.И. )
подпись (Ф.И.О руководителя МС)
21