СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке для 1 класса (в соответствии с ФГОС НОО), 2018 год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке для 1 класс в соотсетствии ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке для 1 класса (в соответствии с ФГОС НОО), 2018 год»

Рабочая программа на уровне начального общего образования разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)


Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования


Основной образовательной программы начального общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»


Программа отвечает требованиям ФГОС НОО начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Примерных программ по учебным предметам:

Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина.


Примерные программы начального общего образования. В. 2 ч. Ч. 2. Музыка, 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2009. – 232с. – (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64с.


Уроки музыки. 1 – 4 классы. Поурочные разработки. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256с. – (Стандарты второго поколения).


Методическое оснащение уроков музыки в начальной школе (1-4 классы) по программе Критской Е.Д, Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. – КИПНО (ПКиПП) СОО, 2008.


Репертуарный сборник песен для пения на уроках музыки в начальной школе (по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). / А.К. Дроздова. – КИПНО (ПКиПП) СОО, Курск - 2011.


УМК: Музыка. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.

Музыка. Рабочая тетрадь для 1 класс. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2014

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 класс: Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 128с.: ноты

Фонохрестоматии музыкального материала к УМК «Музыка». 1 класс. 3 аудиокассеты 2002г

Фонохрестоматии музыкального материала к УМК «Музыка». 1 класс. mp 3 СD.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» 1 класс

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности

  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий

  • уважительное отношение к культуре других народов:

  • эстетические потребности, ценности  и чувства

  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации


Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;

  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.


Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 1 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  • жанры музыки (песня, танец, марш);

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:

  • выявлять жанровое начало музыки;

  • оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.



Общая характеристика учебного предмета

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Отличительной особенностью программы является охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженных, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Учебник и рабочая тетрадь имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка вечные темы – темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

В учебнике для 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты», которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Авторы стремились к тому, чтобы события, которые сопровождают жизнь ребенка, соответствовали временным рамкам учебных четвертей и помогали связывать музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг. Это необходимо, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной, постичь своеобразие выражения чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира в музыкальных произведениях. Их восприятию способствуют игровые методы, увлекательный рассказ, сказка.

Большое внимание в учебнике для 1 класса уделяется расширению эмоционально-смыслового словаря детей, развитию речевых навыков, необходимых для выражения своего отношения к музыке, отклика на её характер и настроение. С этой целью на страницах учебника предложены яркие определения, эпитеты, метафоры. Помощь в систематизации словарного запаса детей может оказать такой разворот учебника, как «Твой музыкальный словарик», где можно найти названия музыкальных инструментов, танцев, исполнительских коллективов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.


Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 1 классе отводится 33 часа, Количество учебных недель – 33.

Рабочая программа предусматривает изучение музыки в объеме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Поурочное планирование имеет изменения: в разделе 1 «Музыка вокруг нас» не 16ч, а 15ч (две темы «Музыкальные инструменты» и «Звучащие картины» - соединены). Поэтому на изучение музыки в 1 классе отводится 32 часа, кол-во учебных недель-32.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Методы музыкального образования и воспитания школьников

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод концентричности организации музыкального материала;

-метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

-метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

-метод игры;

-метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).


Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 1 класса предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

Экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.


Основные виды контроля при организации контроля работы:

Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ 1 КЛАСС

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

15.

Добрый праздник среди зимы

Текущий – (УСТНО)
письменный

Тест

32.

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

Урок-концерт

Итоговый – письменный


Тест.

Составить программу концерта, нарисовать афишу к спектаклю



СХЕМА-СЕТКА 1 КЛАСС

п/п

Наименование раздела


Количество часов

1

«Музыка вокруг нас»

15

2

«Музыка и ты»

17


ИТОГО:

32







Содержание программы предмета «Музыка» 1 класс.


№ п/п

Название раздела, темы

Содержание тем

1 класс – 32ч


1

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» - 15ч


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.


2

Раздел 2. «Музыка и ты»-17ч


Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова - краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.









Тематическое планирование музыки в 1 классе



Тема


Кол-во часов


Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)


1 класс 32ч

Раздел 1 «Музыка вокруг нас»

И Муза вечная со мной!


Хоровод муз.


Повсюду музыка слышна.


Душа музыки – мелодия.


Музыка осени.


Сочини мелодию.


Азбука, азбука каждому нужна…


Музыкальная азбука.


Музыкальные инструменты.


Садко.


Музыкальные инструменты.

Звучащие картины.


Разыграй песню.


Пришло Рождество, начинается торжество.


Родной обычай старины.


Добрый праздник среди зимы.

15ч

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике.

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.


Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; усвоение первоклассниками жизненного содержания музыкальных сочинений; Познавательные: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов; овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;

Регулятивные: опора на имеющий жизненно- музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями; планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»).

Раздел 2 «Музыка и ты»


Край, в котором ты живешь.


Художник, поэт, композитор.


Музыка утра.


Музыка вечера.


Музыкальные портреты. Разыграй сказку.


Музы не молчали.


Мамин праздник.


У каждого свой музыкальный инструмент.


Музыкальные инструменты: фортепиано.


Музыкальные инструменты: лютня, клавесин.


Чудесная лютня.


Звучащие картины.


Музыка в цирке.


Дом, который звучит.


Опера-сказка.



Ничего на свете лучше нету…


Афиша, программа…


Твой музыкальный словарик. Урок-концерт.

17ч

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта


Личностные: понимание значения музыки в жизни общества, человека; осознание особенностей деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

Познавательные: усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов; овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений; выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (включая выполнение заданий в рабочих тетрадях, поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).

Регулятивные: опора на имеющий жизненно- музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями; оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке; освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой, работе в паре при восприятии и исполнении музыки; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании.


Содержание примерного музыкального материала 1 класс:

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

     «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский - Корсаков.
      «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
      Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      «Гусляр Садко». В. Кикта.
      «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
      «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
      «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
      «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
      «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
      «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
      «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
      «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
      «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
      Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

  Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
      «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
      «Наигрыш». А. Шнитке.
      «Утро». Э. Денисов.
      «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
      «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
      «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      «Вечер». В. Салманов.
      «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
      «Менуэт». Л. Моцарт.
      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
      «Баба Яга». Детская народная игра.
      «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
      Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
      «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
      «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
      «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
      «Волынка». И. С. Бах.
      «Колыбельная». М. Кажлаев.
      «Колыбельная». Г. Гладков.
      «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
      Лютневая музыка. Франческо да Милано.
       «Кукушка». К. Дакен.
      «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
      «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
      Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
      «Клоуны». Д. Кабалевский.
      «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
      Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
      «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
      «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
      «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
      «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
      «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
      «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтин



Учебно-тематическое планирование в 1 класс


№ п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе

Контро-льные работы

Практи-ческие и др.

Раздел «Музыка вокруг нас»


15ч



1

И Муза вечная со мной!


1



2

Хоровод муз.


1



3

Повсюду музыка слышна.


1



4

Душа музыки - мелодия.


1



5

Музыка осени.


1



6

Сочини мелодию.


1



7

«Азбука, азбука каждому нужна…».


1



8

Музыкальная азбука.

1



9

Музыкальные инструменты.


1



10

«Садко». Из русского былинного сказа.


1



11

Музыкальные инструменты (флейта).

Звучащие картины (арфа).

1



12

Разыграй песню.

1



13

Пришло Рождество, начинается торжество.


1



14

Родной обычай старины.


1



15

Добрый праздник среди зимы.

Обобщение тем 1 раздела.

1


тест

Раздел «Музыка и ты»


17ч



16

Край, в котором ты живешь.


1



17

Художник, поэт, композитор.

1



18

Музыка утра.


1



19

Музыка вечера.


1



20

Музыкальный портрет.


1



21

Музы не молчали.


1



22

Разыграй сказку


1



23

Мамин праздник.


1



24

У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные инструменты: фортепиано.

1



25

Музыкальные инструменты: арфа, флейта, лютня клавесин.

1



26

Чудесная лютня (по алжирской сказке)


1



27

Звучащие картины.


1



28

Музыка в цирке.


1



29

Дом, который звучит.


1



30

Опера-сказка.

1



31

«Ничего на свете лучше нет…»


1



32

Афиша, программа…

Твой музыкальный словарик. Обобщение тем 2 раздела.


1


Тест, программа,

афиша


Общее количество часов:

32















Развернутое учебно-тематическое планирование в 1 классе


п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

(всего)

Практическая работа


Слушание

Разучивание

Муз-но-ритм-кая деят-ность

Работа в тетради на печатной основе


Тема года: «Музыка, музыка, всюду нам слышна» - 32 ч




1

Раздел 1 «Музыка вокруг нас «


«И Муза вечная со мной!»

С. 8-9

(15ч)



1



Па-де-де

из балета «Щелкунчик»

П. И. Чайковский

№1



«Песня о школе»

Муз. Д. Ка-балевский,

сл. В. Вик-торова



ИГРА «Имена»



стр.3-5, 6-7

2

Хоровод муз.

С. 10-11

1

Обр. Е. Кузнецова

- «Берёзка» -русский хоровод

№2

- «Хора и сырба» - молдавские нар.наигры-ши. №3

«Сиртаки»-греческий танец

М. Теодо-ракис №4

«Песня о школе»

Муз. Д.Кабалевс-кий,

Сл. В. Викторова


«Во поле берёза стояла»-р.н.п

ИГРА «Имена»


3

Повсюду музыка слышна.

С. 12-13

1

-Марш дерев солдатиков,

№5

-Сладкая грёза-

№6

пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского

«Пёстрая песенка»

муз. И. Яку-шенко,

сл. З. Пет-ровой

ИГРА В КОМПОЗИ-ТОРА

Литератур-ный материал для импровиза-ции


4

Душа музыки - мелодия.

С. 14-15

1

- Полька,

№7

- Вальс

№8

пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского


«Пёстрая песенка» муз. И. Яку-шенко,

сл. З. Пет-ровой




5


Музыка осени.

С. 16-17

1

«Осенняя песнь»

П. Чайков-ский

«Осень, осень» р.н.п.





«Капельки»

Муз. В. Пав-ленко, сл. Э. Богдановой


Пластичес-кое инто-нирование к песне «Осень, осень»


Муз.-ритм.игра

«Капельки»


6

Сочини мелодию.

С. 18-19

1

«Осень»

Г. Свиридов из муз-ных иллюстрации к повести «Метель»

№9

«Дождик»

О. Юдахина

№11


«Скворушка прощается»

Муз. Т. Попатенко,

сл. М. Ивенсена.

№10



Пластичес-кое интонирование к песне «Скворушка прощается»


7

«Азбука, азбука каждому нужна…».

С. 20-21

1

Г. Фрид «Песенка о буквах»

№14


«Азбука»

Муз. А. Островского, сл. З. Петровой



стр.8

8

Музыкальная азбука. С. 22-23

1

В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод»

№12

«Семь подружек»

Муз. В. Дроцкевич,

Сл. В. Сергеева



Муз.-ритм.игра

«Качели»

стр.9

9

Музыкальные инструменты.

С. 24-25

1

«Пастушья песня» фран.

нар.песня

№14

Полянка» рус.нар. наигрыш

(они и сви-рель) №15


«Во кузнице»

рус.нар.наигр

(трио рожеч-ников) №16


«Как под яблонькой»

имров. на тему р.н.п

(гусли) №17

«Камышин-ка-дудочка»

Муз. В. Топ-лянова, сл. В. Татаринова

Игра «Угадай инструмент» и имитация игры на ДМИ

стр.10-11

10

«Садко».

С. 26-27

Картины:

«Гусляры» В. Васнецова,


Лель и Снегурочка (Федоскино),


1

«Колыбель-ная Волховы»

№18 «Заиграйте, мои гусель-ки», №19

Н.А.Римский-Корсаков из оперы «Садко»

«Дудочка»

р.н.п

Имитация игры на ДМИ

стр.16

11

Музыкальные инструменты (флейта).

С. 28-29

1

«Пастораль-ная симфония №6» (фрагмент) Л.Бетховен

№20

«Шутка»

И.С.Бах

№21

«Мелодия»

из оперы «Орфей

и Эвридика»

К.Глюк

№22

«Дудочка»

Белорус.н.п.

Имитация игры на ДМИ

стр.17


Звучащие картины (арфа).

С. 30-31

Картины:

«Лель и Снегурочка». Федоскино,

«Флейтист» Х. Терб-рюггена,

«Алымова за арфой» Д. Левицкий, «Гусляры» В. Васнецов.


1

*«Фрески Софии Киевской»

К.Кикта

№23

*«Кукушка»

Л.Дакен

№24

«Былинный наигрыш» №25

«Пастушка»

франц. нар. песенка»

Имитация игры на ДМИ


12

Разыграй песню.

С. 32-33

1

«Почему медведь зимой спит» муз. Л.Книппер,

сл. А. Коваленкова

№26

«Почему медведь зимой спит»

Инсцениров-ка песни


13

Пришло Рождество, начинается торжество.

С.34-35

1

«Тихая ночь» международ-ный рож-дественский гимн

Ф. Грубер №28 (хор),

№27 (соло)


«Зимняя сказка» муз. и сл. Е. Кры-лова



14

Родной обычай старины.

С.36-37

1

«Щедрик»- украинская народная колядка

№29

«Риу, риу, чиу» -евро-пейская нар.колядка

№30

колядка

«Все идут, спешат на праздник» -

или

«В лесу роди-лась ёлочка» Л. Бекман, сл. Р. Куда-шёвой.

Игра « Будь внимателен»


15

Добрый праздник среди зимы. Обобщение тем 1 раздела.

С. 38-39

1

-Марш №31 -Вальс снеж-ных хлопьев №32,

«Па-де-де» №1 из балета «Щелкучик» П. Чайковский

Исполнение песен по выбору уч-ся


Игра « Будь внимателен»

Тест №1

16

Раздел 2 Музыка и ты

Край, в котором ты живешь.

С. 42-43

(17ч)


1



Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковский

«Моя Россия»

муз. Г. Стру-ве, сл. Н. Соловьёвой



«Добрый день»

Я. Дубравин,

сл. В. Сус-лова



Игра «Узнай по голосу»


17

Художник, поэт, композитор.

С. 44-45

1

«Пастораль»

А. Шнитке №1

«Пастораль» Г. Свиридов

№2

«Песенка о солнышке, радуге,радости» №33

«Добрый день»

Я. Дубравин,

сл. В. Сус-лова

Игра «Узнай по голосу»


18


Музыка утра.

С.46-47

1

«Зимнее утро» П. Чайковский из «Детского альбома»№3,

«Утро» Э. Григ №4,

«Доброе ут-ро» из кан-таты «Песни утра, весны и мира» Д. Кабалевский

№5

«Доброе утро»

Д. Каба-левский, сл. Ц. Солодаря


Игра «Узнай по голосу»

Стр.20

19

Музыка вечера.

С. 48-49

1

«Утро в лесу. Вечер» муз. В. Салманов

№6, №7

«Вечерняя музыка» муз. В Гаврилин

№8

«Вечерняя сказка» из «Дет. альбом»

А. Хачатурян

№9

«Мелодия» А. Хачату-рян,

сл. П. Синя-вского


Стр.21

20

Музыкальный портрет.

Разыграй сказку

С. 50-53

1

«Болтунья»

С. Прокофьев сл. А. Барто

№12


«Баба-Яга» из «Дет. альб»

П. Чайковс-кий №11


«Песенка Б-Яги» С. Соснин

№13



«Мелодия» А. Хачату-рян,

сл. П. Синя-вского


Детская песня «Баба-Яга»,


песенка -дразнилка «Баба-Яга» обр. М. Иор-данского


Игра «Баба-Яга»


21

Музы не молчали.

С. 56--57

1

Симфония №2 Богатырская А. Бородин

№15




Р.н.п. «Солдатуш-ки, бравы ребятушки»

№16




Муз. ритм.

игра «Не опоздай»

стр.12-13-ритм

22


Мамин праздник.

С.60-61

1

«Колыбель-ная» И. Дуна-евский

№10



«Спасибо» муз. И. Арсе-ева, сл. З. Петровой

или

«Вот какая бабушка» муз. Т. Попа-тенко



стр.22-23

23

У каждого свой музыкальный инструмент.

С. 54-55

1

«Волынка» И.С. Бах (фо-но)

№17


«У каждого свой муз – ный инст-румент»

эстон. нар песня

№14





Муз. ритм.

игра «Не опоздай»


24

Музыкальные инструменты.

(фортепиано)

С.58-59

1

«Кукушка» Л. Дакен (фо-но) №18


«Сладкая грёза» П. И. Чайковский




25

Музыкальные инструменты: лютня, клавесин..

С.62-63

1

«Волынка» И.С. Бах

(фо-но) №17

«Менуэт»

И. Конради (лютня) №19

«Тамбурин»

Ж-Рамо №20 (клавесин)

Романс

Н. Йерес №21 (гитара)


«Доми-солька» муз.О. Юда-хина, сл. В. Ключникова

Муз.- ритм. игра «Погре-мушка и бубен»




26

Чудесная лютня.

С. 64-65

1

«Чудесная лютня» по алжирской сказке


«Золотые рыбки» из балета «Конёк-Горбунок»

Р. Щедрин

№24


«Доми-солька» муз.О. Юда-хина, сл. В. Ключникова

Муз.- ритм. игра «Погре-мушка и бубен»

стр .24-25

27

Звучащие картины.

С.66-67

Репродукции с картин:

М. Каваджо «Юноша с лютней»,

В. Тропинина «Гитарист»,

О. Ренуара «Девушка за пианино»,

Я. Молерана «Дама за клавесином»



«Волынка» И.С. Бах (фо-но)

№17

«Менуэт» И. Конради (лютня) №19

«Тамбурин»Ж-Рамо (клавесин) №20

Романс

Н. Йерес (гитара) №21


Игра «Угадай муз.инструмент по звучанию

По выбору уч-ся


28

Музыка в цирке.

С.68-69

1

«Выходной марш» и «Колыбель-ная» из к/ф «Цирк» Д. Кабалевский

№22

«Клоуны»

Д. Кабалевс-кий №23


«Слон и скрипочка»

В. Кикта, сл. В. Тата-ринова


Муз.-ритм игра «К нам гости пришли»

стр.27

29

Дом, который звучит.

С.70-71

1

Опера «Волк и семеро козлят» М. Коваль

*песня мамы козы,

*тема Малыша. Воинствен-ный марш.

*закл. хор козлят №27


*«Семеро козлят» №26

Муз.игра

«Слушай звуки»

стр.28-29

30

Опера-сказка.

С.72-73

1

Опера «Муха-Цокотуха» заключ.хор


Опера «Муха-Цокотуха» заключ.хор



Муз.игра

«Слушай звуки»


31

«Ничего на свете лучше нету…»

С.74-75

1

Муз-ная фантазии В. Ливанова и Ю. Энтина «Бременские музыканты»

№28-31


«Песня друзей» из м/ф «Брем. муз-ты»



Муз.-зтим игра « К нам гости пришли»


32

Афиша. Программа…

Твой музыкальный словарик. Обобщение тем 2 раздела.

С.76-79

1

Составь программу концерта для родителей

(уч. с.78-79)




Исполни по выбору песни.

Угадай слова (уч. с.78-79)

стр.30-32 нарисуй афишу, итоговый тест



Приложение


п/п

Наименование разделов и тем урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по

плану

коррек

ция


Календарно-тематическое планирование

музыки в 1 классе

1.

Раздел 1 «Музыка вокруг нас»


И Муза вечная со мной! С. 8-9

15ч

1



04.09



2.

Хоровод муз. С. 10-11

1

11.09



3.

Повсюду музыка слышна. С. 12-13

1

18.09



4.

Душа музыки – мелодия. С. 14-15

1

25.09



5.

Музыка осени. С. 16-17

1

02.10



6.

Сочини мелодию. С. 18-19

1

09.10




7.

Азбука, азбука каждому нужна… С. 20-21

1

16.10




8.

Музыкальная азбука. С. 22-23

1

23.10



9.

Музыкальные инструменты. С. 24-25

1

13.11



10.

Садко. С. 26-27

1

20.11



11.

Музыкальные инструменты. С. 28-29

Звучащие картины. С. 30-31

1

27.11



12.

Разыграй песню. С. 32-33

1

04.12



13.

Пришло Рождество, начинается торжество. С.34-35

1

11.12



14.

Родной обычай старины. С.36-37

1

18.12



15.

Добрый праздник среди зимы. С. 38-39.Обобщение тем 1 раздела

1

25.12


Тест №1

16.

Раздел 2 «Музыка и ты»

Край, в котором ты живешь. С. 42-43

17ч

1


15.01



17.

Художник, поэт, композитор. С. 44-45

1

22.01



18.

Музыка утра. С.46-47

1

29.01



19.

Музыка вечера. С. 48-49

1

05.02


11.02-17.02-каникулы

20.

Музыкальные портреты. Разыграй сказку. С. 50-53

1

19.02



21.

Музы не молчали. С. 56--57

1

26.02



22.

Мамин праздник. С.60-61

1

05.03



23.

У каждого свой музыкальный инструмент. С. 54-55

1

12.03



24.

Музыкальные инструменты: фортепиано. С. 58-59

1

19.03



25.

Музыкальные инструменты: лютня, клавесин.

С.62-63

1

02.04



26.

Чудесная лютня. С. 64-65

1

09.04



27.

Звучащие картины. С.66-67

1

16.04



28.

Музыка в цирке. С.68-69

1

23.04



29.

Дом, который звучит. С.70-71

1

30.04



30.

Опера-сказка. С.72-73

1

07.05



31.

Ничего на свете лучше нету… С.74-75

1

14.05



32.

Афиша, программа… Твой музыкальный словарик. Урок-концерт. С.76-79

Обобщение тем 2 раздела.

1

21.05


Итоговый тест, составить программу, нарисовать афишу


Итого

32























Перечень литературы и средств обучения

Методические пособия для учителя:

1. Затямина Т. А. Современные уроки музыки / Т. А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.

2. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост.– М.: Глобус, 2008г

3. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

4. Музыка.1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В. Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010

5. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. - (Методика).


Дополнительная литература для учащихся:

1. Кленов А. С. Я познаю мир: дет.энцикл.: Музыка / Авт. А. С. Кленов. под общ.ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.

2. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М: Музыка, 1994. 367с.: ил.

3. Уроки музыки. Н. Кончаловская, П. Синявский


MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

11.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

12.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

13. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс


Средства обучения.

  1. Печатные пособия:

*Портреты композиторов (комплект – стенд);

2. Информационно – коммуникативные средства:

* «Праздничный календарь» (2 СД)

3. Технические средства обучения:

*музыкальный центр, ноутбук, проектор.

4. Учебно-практическое оборудование:

* музыкальные инструменты (баян, ксилофон, бубен, трещётки).

Критерии и нормы оценивания результатов

По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

  • Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.


Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

  • Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

  • Тесты

  • Кроссворды.

  • Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

  • Блиц-ответы (письменно и устно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

  • «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

  • Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

  • Ведение творческой тетради по музыке.

  • Проектная деятельность.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.Тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов

«4» - 7-9,

«3» - 5-6,

«2» - менее 5 правильных ответов.

2. Тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов

«4» - 14-17,

«3» - 10-13,

«2» - менее 10 правильных ответов

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Баллы

Уровни усвоения учебного материала

Слушание музыки

Хоровое пение

Контр. работа

«5» – отлично

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

-ученик выполнил работу без ошибок и недочетов;

-допустил не более одного недочета


«4»хорошо

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

-ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов



«3»удовлетво-рительно

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритми-ческие неточности;

-пение невыразительное.

правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

-не более 2 грубых ошибок;

или не более 1 грубой и 1негрубой ошибки и 1недочета;

или не более 2-3 не-грубых ошибок;

или 1 негрубой ошибки и трех недочетов;

при отсутствии ошибок, но при 4-5 недочетов.

«2»-неудовлет-ворительно

Ответ неправильный, непонимание сути вопроса, отсутствие записей в рабочей тетради

-полное незнание текста

(не рекомендуется снижать оценку за фальшивое пение, следует учитывать физиологические особенности строения голосового аппарата

допустил число ошибок и недочетов, больше нормы, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.


Тест №1 1 полугодие 1 класс

Тема раздела: « Музыка вокруг нас»

  1. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

  1. Выберите верное утверждение:


а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

3. Выберите верное утверждение:

а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

  1. Найдите лишнее:

Народные инструменты – это… Симфонические инструменты – это…

а) флейта а) флейта

б) гусли б) гусли

в) дудка в) арфа

  1. Найдите лишнее:

Народные праздники – это

а) Новый год

б) Рождество

в) 1 сентября







Итоговый тест 1 класс 2 полугодие

Тема раздела: « Музыка и ты»

  1. Приведи в соответствие (соедини стрелками):

Какие средства в своей работе использует:

1) Поэт а) краски

2) Художник б) звуки

3) Композитор в) слова

  1. Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:

а) светлыми б) нежными в) сумрачными

3. Найди лишнее:

Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…

а) «О маме»

б) «Богатырская симфония»

в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

4. Найди лишнее: (подчеркни)

Духовые народные инструменты – это…

а) Волынка б) Рожок в) Дудка г) Скрипка

  1. Назовите композитора песни «Болтунья»:

а) Д.Б. Кабалевский б) С.Прокофьев

  1. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?

а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш

б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец

в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня

Так же для проведения итогового мониторинга можно использовать выполнение творческих заданий из рабочей тетради для 1 класса издательства «Просвещения», авторов методического комплекта: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.







Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов


Урок 1. И Муза вечная со мной!

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.


Урок 2. Хоровод муз.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.


Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».


Урок 4. Душа музыки - мелодия.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жиз­ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня - напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец - движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.


Урок 5. Музыка осени.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

Урок 6. Сочини мелодию.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».


Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.


Урок 8. Музыкальная азбука.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.


Урок 9. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».


Урок 10. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».


Урок 11. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.


Урок 12. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, на каких - профессиональная, сочиненная композиторами.


Урок 13. Разыграй песню.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.


Урок 14. Пришло Рождество, начинается торжество.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями..


Урок 15. Родной обычай старины.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.


Урок 16. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.


Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов


Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь


Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.


Урок 19. Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.


Урок 20. Музыка вечера.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.


Урок 21. Музыкальные портреты.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А. Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.


Урок 22. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.


Урок 23. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.


Урок 24. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Урок 25. Музыкальные инструменты.

Музыкальный инструмент.

Встреча с музыкальным инструментом – фортепиано. Внешний вид, тембр, выразительные возможности. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.


Урок 26. Музыкальные инструменты - лютня, клавесин.

Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.


Урок 27. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.

Урок 28. Звучащие картины.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

Урок 29. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Урок 30. Дом, который звучит.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Урок 31. Опера-сказка.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Урок 32 . «Ничего на свете лучше нету».

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Урок 33. Афиша. Программа… Твой музыкальный словарик...

(Урок-концерт.)

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.






























47



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!