Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей _____________________________________ (указывается направление) руководитель ШМО _______________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 201___г.№ __ | СОГЛАСОВАНА зам. директора по ________ _____________ / ____________________/ (подпись) (фамилия, инициалы) «______» августа 201___г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «Школа № 26» от «____» августа 201__г. №___ ___________________ /А.А. Лифенко/ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
7 класс (базовый уровень)
на 2017- 2018учебный год
Моисеевой Натальи Вячеславовны,
учителя музыки
Г.о. Балашиха – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе Примерной программы основного общего образования по музыке к учебникам Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой.
Учебный предмет изучается в 7 классе, рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на следующие виды работ:
Виды контроля | I четверть | II четверть, I полугодие | III четверть | IV четверть, II полугодие | Год |
административный контроль | - | - | - | - | - |
контрольных (проверочных) работ | - | 1 | - | 1 | 2 |
Итого | - | 1 | - | 1 | 2 |
Данный учебный предмет имеет своей целью формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры. Учебный предмет «Музыка» нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
В качестве приоритетных задач в данной программе выдвигаются следующие задачи:
- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;
-освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- установление внутренних взаимосвязей и первоначальных знаний о музыке;
- установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пения, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении.
При проведении уроков используются групповые, коллективные, классные и внеклассные формы организации учебного процесса.
В программе также представлен региональный компонент. Музыкальная культура России в прямом или косвенном смысле так или иначе связана с Москвой и Московской областью. Многие русские композиторы учились, творили, жили и родились в нашем регионе. Поэтому при рассказе о творчестве того или иного композитора обязательно делается акцент на факт из жизни или творчества, который бы подтверждал, вышеизложенное. Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть ее историю, выявить связь с современностью, любовь к своему народу, к своему краю. Одно из направлений реализации регионального компонента на уроках музыки – это народная музыка (фольклор). Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне. Поэтому на уроках музыки вокально-хоровая работа строится, в частности и на изучении народных обрядовых песен при подготовке к праздникам Рождества Христова, Масленницы, Пасхи.
Итоговый контроль проводится в форме тестирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», изучение которой направлено на:
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка» обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовного развития, социализация, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию4
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа. Своего края, основ культурного наследия России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-ценностный, социально-ориентированный взгляд на мир а его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей т сопереживание им;
Компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов Росии и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Регулятивные УУД:
- умений самостоятельно ставить учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации4 умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - 18 ЧАСОВ
Классика и современность (1 час)
В музыкальном театре. Опера (1 час)
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»(1 час).
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля».
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»(2 часа)
Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре. Балет (1 час)
Балет Тищенко «Ярославна» (2 часа)
Героическая тема в музыке (1 час)
В музыкальном театре«Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» (2 часа).
В данных темах раскрываются следующие содержательные линии: стиль как отражение эпохи национального характера. Индивидуальностикомпозитора: Россия-Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера6 увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др.. Балет дивертисмент, сольные и массовые танцы, па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Опера Ж. Бизе «Кармен» (2 часа).
Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскимильо. Балет Кармен-Сюита. Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образ «масок» и Тореодора.
Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» (1 час)
Сюжеты и образы духовной музыки (1час).
«Высокая месса». «От страдания к радости».«Всенощное бдение» Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Рок опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» (1 час).
Вечные темы. Главные образы.
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» (1 час).
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.
«Гоголь-сюита» А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» (1 час).
Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты-извечные маги…»
В данных темах раскрываются следующие содержательные линии: сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - 17 ЧАСОВ
Музыкальная драматургия-развитие музыки (1 час)
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка (1 час)
Камерная инструментальная музыка: этюд (1 час).
Транскрипция (1 час)
Циклические формы инструментальной музыки (1 час)
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.
Соната (2 часа)
Л. Бетховен Соната № 8». В.А. Моцарт «Соната № 11», С.С. Прокофьев «Соната № 2»
Симфоническая музыка (5 часов)
Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена, Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В.С. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская»)Д. Шостаковича.
Симфоническая картина «празднества» К. Дебюсси (1 час)
Инструментальный концерт (1 час)
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Дж. Гершвин«Рапсодия в стиле блюз» (1 час)
Пусть музыка звучит! (1 час)
В данных темах раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Заключительный урок-концерт (1 час)
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Основные понятия и термины | Дата по плану | Дата по факту |
7.1 | 7.2 | 7.3 | 7.4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - 18 ЧАСОВ |
1 | 1 | Классика и современность | Классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, разновидности стиля | 1 уч. неделя | | | | |
2 | 2 | В музыкальном театре. Опера | Опера, виды опер, этапы сценического действия, составляющие оперы (ария, трио, речитатив, картина, сцена) | 2 уч. неделя | | | | |
3 | 3 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | Драматургия. Развитие оперы, интонационно-образный анализ музыки | 3 уч. неделя | | | | |
4 | 4 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | Имена композиторов и их музыкальные произведения | 4 уч. неделя | | | | |
5 | 5 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | Драматургия. Развитие оперы, интонационно-образный анализ музыки | 5 уч. неделя | | | | |
6 | 6 | В музыкальном театре. Балет | Балет. Типы балетного танца | 6 уч. неделя | | | | |
7 | 7 | Балет Тищенко «Ярославна» | Драматургия, развитие балета, интонационно-образный анализ музыки, тембры музыкальных инструментов | 7 уч. неделя | | | | |
8 | 8 | Балет Тищенко «Ярославна» Тест. | Драматургия, развитие балета, интонационно-образный анализ музыки, тембры музыкальных инструментов | 8 уч. неделя | | | | |
9 | 9 | Героическая тема в музыке. | Героическая тема в музыкальных произведениях | 9 уч. неделя | | | | |
10 | 10 | В музыкальном театре «Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Дж. Гершвин; драматургия развития оперы, музыкально-жизненные события | 10 уч. неделя | | | | |
11 | 11 | В музыкальном театре «Мой народ-американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | Дж. Гершвин; драматургия развития оперы, музыкально-жизненные события | 11 уч. неделя | | | | |
12 | 12 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | Драматургия. Развитие оперы, интонационно-образный анализ музыки | 12 уч. неделя | | | | |
13 | 13 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | Драматургия. Развитие оперы, интонационно-образный анализ музыки | 13 уч. неделя | | | | |
14 | 14 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» | Драматургия, развитие балета, интонационно-образный анализ музыки, тембры музыкальных инструментов | 14 уч. неделя | | | | |
15 | 15 | Сюжеты и образы духовной музыки | Месса. Интонационно-образный анализ музыки | 15 уч. неделя | | | | |
16 | 16 | Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда» | Драматургия, развитие оперы | 16 уч. неделя | | | | |
17 | 17 | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта» Тест. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | 17 уч. неделя | | | | |
18 | 18 | «Гоголь-сюита» А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | Сюита. Полистилистика. Интонационно-образный анализ музыки | 18 уч. неделя | | | | |
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ - 17 ЧАСОВ |
19 | 1 | Музыкальная драматургия-развитие музыки | Основные принципы развития музыки | 19 уч. неделя | | | | |
20 | 2 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | Светская и духовная музыка | 20 уч. неделя | | | | |
21 | 3 | Камерная инструментальная музыка: этюд | Этюд | 21 уч. неделя | | | | |
22 | 4 | Транскрипция | Транскрипция. Средства музыкальной выразительности. Ф. Лист, М.А. Балакирев, Ф. Бузони | 22 уч. неделя | | | | |
23 | 5 | Циклические формы инструментальной музыки | Циклическая форма музыки. Тембры инструментов | 23 уч. неделя | | | | |
24 | 6 | Соната | Соната, сонатная форма, интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | 24 уч. неделя | | | | |
25 | 7 | Соната | Соната, сонатная форма, интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | 25 уч. неделя | | | | |
26 | 8 | Симфоническая музыка (в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, В.С. Калинникова, П.И. Чайковского, Д.Б. Шостаковича.) | Симфония, особенности строения симфонии. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Имена композиторов-симфонистов, Связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | 26 уч. неделя | | | | |
27 | 9 | Симфоническая музыка (в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, В.С. Калинникова, П.И. Чайковского, Д.Б. Шостаковича.) | Симфония, особенности строения симфонии. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Имена композиторов-симфонистов, Связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | 27 уч. неделя | | | | |
28 | 10 | Симфоническая музыка (в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, В.С. Калинникова, П.И. Чайковского, Д.Б. Шостаковича.) | Симфония, особенности строения симфонии. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Имена композиторов-симфонистов, Связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | 28 уч. неделя | | | | |
29 | 11 | Симфоническая музыка (в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, В.С. Калинникова, П.И. Чайковского, Д.Б. Шостаковича.) | Симфония, особенности строения симфонии. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Имена композиторов-симфонистов, Связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | 29 уч. неделя | | | | |
30 | 12 | Симфоническая музыка (в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, В.-А. Моцарта, С.С. Прокофьева, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, В.С. Калинникова, П.И. Чайковского, Д.Б. Шостаковича.) | Симфония, особенности строения симфонии. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Имена композиторов-симфонистов, Связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | 30 уч. неделя | | | | |
31 | 13 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | Импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина | 31 уч. неделя | | | | |
32 | 14 | Инструментальный концерт | Инструментальный концерт, строение инструментального концерта. Интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. А.И. Хачатуряна | 32 уч. неделя | | | | |
33 | 15 | Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | Джаз, симфоджаз и их отличительные черты | 33 уч. неделя | | | | |
34 | 16 | Пусть музыка звучит. Тест | Интонационно-образный анализ музыки. Жанровая принадлежность. Фольклор, этно музыка, хит, мюзикл, рок опера и их отличительные особенности. Тембры музыкальных инструментов | 34 уч. неделя | | | | |
35 | 17 | Заключительный урок-концерт «Наполним музыкой сердца» | Основные принципы развития музыки. | 35 уч. неделя | | | | |
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс _______
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Изменения | Причины |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |