СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по наставничеству

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество. Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель». Потенциал наставничества выражается в выстраивании бесконфликтных взаимоподдерживающих отношений между обучающимися (наставничество в системе «ученик – ученик»). Наставничество способствует налаживанию конструктивных коммуникаций с родителями школьников (наставничество в системе «учитель – родитель»). Также его возможности проявляются в обеспечении педагогической поддержки учащихся (наставничество в системе «учитель – ученик»).

Просмотр содержимого документа
«Программа по наставничеству»















Номинация

«Лучшая система наставничества»

















Куратор наставничества МБОУ СОШ с.Урняк:

Исламова Г.Х.





















Содержание:







1.Введение

2. Назначение программы наставничества педагогических работников в

образовательной организации.

3. Цель и задачи программы наставничества.

4. Ожидаемые результаты реализации программы наставничества

5. Сроки реализации программы наставничества.

6. План реализации программы наставничества педагогических работников в

образовательной организации.

7. Заключение

































Введение

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество. Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель». Потенциал наставничества выражается в выстраивании бесконфликтных взаимоподдерживающих отношений между обучающимися (наставничество в системе «ученик – ученик»). Наставничество способствует налаживанию конструктивных коммуникаций с родителями школьников (наставничество в системе «учитель – родитель»). Также его возможности проявляются в обеспечении педагогической поддержки учащихся (наставничество в системе «учитель – ученик»).

Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым специалистам в период адаптации: в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта; в совершенствовании педагогического мастерства; в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога; в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся и т. д

Назначение программы наставничества педагогических работников в образовательной организации.

Организация наставничества в образовательной организации. Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:

- имеет опыт работы в должности не менее 5-х лет;

- имеет высокие положительные результаты работы;

- пользуется авторитетом в коллективе;

- способен по своим моральным и профессиональным качествам оказывать

квалифицированную помощь наставляемому в работе;

- обладает коммуникативными навыками;

- обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы. Наставник назначается правовым актом руководителя образовательной организации не позднее одного месяца со дня приема молодого специалиста на работу. Кандидатура наставника утверждается с его личного письменного согласия. Наставляемый подписывает приказ о назначении ему наставника. Продолжительность периода осуществления наставничества составляет три года. В случае быстрого и эффективного освоения наставляемым необходимых профессиональных знаний и навыков по ходатайству наставника перед руководителем наставничество может быть завершено досрочно. Максимальное число закрепленных специалистов за одним наставником – не более трех человек. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо. При этом на него возлагаются следующие функции:

- назначение наставников;

- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных

совещаниях;

- оказание методической и практической помощи наставникам в

планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы

наставников;

- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми

индивидуальных планов обучения, анализ эффективности деятельности

наставника;

- отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе. Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в течение пяти рабочих дней со дня назначения составляет индивидуальный план наставничества. В индивидуальном плане предусматриваются:

- мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;

- мероприятия по оказанию содействия в работе по предмету, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве воспитателя, участию в методической работе, работе со школьной документацией, работе по саморазвитию, работе с родителями и др.

- мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами, многоуровневой системой оценки качества образования (ВСОКО), методикой проведения интерактивных уроков с использованием цифровых ресурсов Российской электронной школы и др; Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником. Завершение наставничества Не позднее 5 рабочих дней со дня завершения периода наставничества наставник готовит отзыв об итогах выполнения наставляемым индивидуального плана обучения с последующим представлением на утверждение руководителю образовательной организации.

Цель и задачи программы наставничества.

Целью наставничества является создание условий, способствующих самореализации, успешной адаптации, повышению уровня профессионализма и социализации, личностному и профессиональному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.

Основной задачей наставничества является организация процесса профессионального становления, оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемому. В соответствии с определенными задачами можно выделить содержание деятельности наставника.

Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.

Результатом реализации программы наставничества будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательной организации, занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных проектов, улучшение экономического и кадрового потенциалов региона адаптация начинающих педагогов в учреждении и как результат, закрепление молодых специалистов в школе; активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии; обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания; совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся; использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.

Оценка наставнических отношений способствует обеспечению безопасности наставляемого и позволяет куратору программы в образовательной организации предоставить соответствующую поддержку наставническим взаимоотношениям.

Процедура настоящей оценки должна проводиться на индивидуальной основе по окончании каждой встречи наставника и наставляемого и включать в себя опрос о наставнической деятельности наставника, результатах развития наставляемого, влиянии процесса наставничества на наставника и подопечного.

При необходимости и при желании наставника и наставляемого возможно вести оффлайн или онлайн дневник, доступный для изучения исключительно куратору.

Мониторинг о процессе и результатах реализации программы наставничества в образовательной организации может осуществляться по запросу регионального центра наставничества.

В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества в образовательной организации на сайте образовательной организации можно создать раздел «Наставничество», в котором стоит размещать и своевременно обновлять следующую информацию:

1) реестр наставников и наставляемых;

2) портфолио наставников и наставляемых;

3) перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества образовательной организации;

4) анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества и т. д.

Сроки реализации программы наставничества.

I этап: Запуск программы, август 2022 года.

II этап: Практическая реализация программы - сентябрь 2021 года - август 2024 года.

III этап: Завершение программы - август 2024 года.

План реализации программы наставничества педагогических работников в образовательной организации.

Программа наставничества предполагает взаимодействие молодого педагога, имеющий недостаточный профессионализм или нового сотрудника с опытным педагогом, оказывающим поддержку в педагогической деятельности.

Программа наставничества «Учитель-учитель» разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации региональных проектов национального проекта «Образование», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография».

В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2021 года.

Сроки

Содержание работы

Ответственные

В течение года

  1. Осуществление ряда мероприятий по переходу на профессиональный стандарт

  2. Индивидуальное консультирование педагогов по научно-методическим вопросам и подготовке к конкурсам

Участники проблемной группы

Август

1. В рамках проекта «Школа молодого учителя»:

- Закрепление наставников (кураторов) за молодыми специалистами.

- Консультация «Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности»

2.Вводно-установочный педсовет по вхождению в проект наставничества 2022-2023 уч. года.

Зам. директора по УВР, Исламова Г.Х.

руководители ШМО




Зам. директора по

УВР

Сентябрь

  1. Запуск деятельности муниципальной стажировочной площадки «Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов по открытым вопросам реализации ФГОС.

  2. В рамках проекта «Школа молодого учителя»:

  • Мастер-класс «Приемы и методы работы с обучающимися.

  • Консультация «Планирование образовательной деятельности»

  1. Организация деятельности муниципальных наставников (по особому плану)

  1. Консультация по подготовке к участию в очной части конкурса «Лучшие практики наставничества»

Зам. директора по УВР, Исламова Г.Х.


Учителя, ответственные за проведение мероприятия: Гарифуллина М.Ф.

Наставляемая: Хакимова Г.Р.



Зам. директора по

ВР



Заключение

Таким образом, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Внедрение целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Среди задач по реализации целевой модели наставничества можно отметить:

- Улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах.

- Создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.

- Формирование открытого и эффективного сообщества вокругобразовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности. Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение. Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги.

- Проблемы молодого специалиста в новом коллективе.

- Проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.