Номинация
«Лучшая система наставничества»
Куратор наставничества МБОУ СОШ с.Урняк:
Исламова Г.Х.
Содержание:
1.Введение
2. Назначение программы наставничества педагогических работников в
образовательной организации.
3. Цель и задачи программы наставничества.
4. Ожидаемые результаты реализации программы наставничества
5. Сроки реализации программы наставничества.
6. План реализации программы наставничества педагогических работников в
образовательной организации.
7. Заключение
Введение
Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов, обеспечение успеха каждого ученика, создание в образовательной организации материально-технических и психологопедагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество. Благодаря наставничеству возможно обеспечить профессиональный рост педагогов, в данном случае речь идет о наставничестве в системе «учитель – учитель». Потенциал наставничества выражается в выстраивании бесконфликтных взаимоподдерживающих отношений между обучающимися (наставничество в системе «ученик – ученик»). Наставничество способствует налаживанию конструктивных коммуникаций с родителями школьников (наставничество в системе «учитель – родитель»). Также его возможности проявляются в обеспечении педагогической поддержки учащихся (наставничество в системе «учитель – ученик»).
Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательной организации. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым специалистам в период адаптации: в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта; в совершенствовании педагогического мастерства; в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций; в организации индивидуальной образовательной траектории молодого педагога; в овладении новыми формами и методами оценивания учебных достижений учащихся и т. д
Назначение программы наставничества педагогических работников в образовательной организации.
Организация наставничества в образовательной организации. Наставник назначается из числа опытных педагогических работников, соответствующих следующим требованиям:
- имеет опыт работы в должности не менее 5-х лет;
- имеет высокие положительные результаты работы;
- пользуется авторитетом в коллективе;
- способен по своим моральным и профессиональным качествам оказывать
квалифицированную помощь наставляемому в работе;
- обладает коммуникативными навыками;
- обладает управленческими навыками: умеет формулировать и ставить цели и задачи, планировать работу, организовывать и контролировать работу, анализировать полученные результаты и вносить коррективы. Наставник назначается правовым актом руководителя образовательной организации не позднее одного месяца со дня приема молодого специалиста на работу. Кандидатура наставника утверждается с его личного письменного согласия. Наставляемый подписывает приказ о назначении ему наставника. Продолжительность периода осуществления наставничества составляет три года. В случае быстрого и эффективного освоения наставляемым необходимых профессиональных знаний и навыков по ходатайству наставника перед руководителем наставничество может быть завершено досрочно. Максимальное число закрепленных специалистов за одним наставником – не более трех человек. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо. При этом на него возлагаются следующие функции:
- назначение наставников;
- рассмотрение вопросов организации наставничества на оперативных
совещаниях;
- оказание методической и практической помощи наставникам в
планировании их работы, обучении, профессиональной адаптации наставляемых;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы
наставников;
- заслушивание отчетов наставников об итогах выполнения наставляемыми
индивидуальных планов обучения, анализ эффективности деятельности
наставника;
- отстранение от наставничества наставников, недобросовестно относящихся к работе. Исходя из потребности наставляемого в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник в течение пяти рабочих дней со дня назначения составляет индивидуальный план наставничества. В индивидуальном плане предусматриваются:
- мероприятия по оказанию содействия в ознакомлении с правовыми актами, регламентирующими профессиональную деятельность наставляемого, иными документами и материалами, необходимыми для работы;
- мероприятия по оказанию содействия в работе по предмету, организации урочной и внеурочной деятельности, работе в качестве воспитателя, участию в методической работе, работе со школьной документацией, работе по саморазвитию, работе с родителями и др.
- мероприятия по ознакомлению наставляемого с формами и методами, многоуровневой системой оценки качества образования (ВСОКО), методикой проведения интерактивных уроков с использованием цифровых ресурсов Российской электронной школы и др; Индивидуальный план обучения подписывается наставляемым по согласованию с наставником. Завершение наставничества Не позднее 5 рабочих дней со дня завершения периода наставничества наставник готовит отзыв об итогах выполнения наставляемым индивидуального плана обучения с последующим представлением на утверждение руководителю образовательной организации.
Цель и задачи программы наставничества.
Целью наставничества является создание условий, способствующих самореализации, успешной адаптации, повышению уровня профессионализма и социализации, личностному и профессиональному развитию наставляемого, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
Основной задачей наставничества является организация процесса профессионального становления, оказание помощи в профессиональной адаптации наставляемому. В соответствии с определенными задачами можно выделить содержание деятельности наставника.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.
Результатом реализации программы наставничества будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства представителей предприятий, предпринимателей и образовательной организации, занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных проектов, улучшение экономического и кадрового потенциалов региона адаптация начинающих педагогов в учреждении и как результат, закрепление молодых специалистов в школе; активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии; обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания; совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся; использованию в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
Оценка наставнических отношений способствует обеспечению безопасности наставляемого и позволяет куратору программы в образовательной организации предоставить соответствующую поддержку наставническим взаимоотношениям.
Процедура настоящей оценки должна проводиться на индивидуальной основе по окончании каждой встречи наставника и наставляемого и включать в себя опрос о наставнической деятельности наставника, результатах развития наставляемого, влиянии процесса наставничества на наставника и подопечного.
При необходимости и при желании наставника и наставляемого возможно вести оффлайн или онлайн дневник, доступный для изучения исключительно куратору.
Мониторинг о процессе и результатах реализации программы наставничества в образовательной организации может осуществляться по запросу регионального центра наставничества.
В целях обеспечения открытости реализации целевой модели наставничества в образовательной организации на сайте образовательной организации можно создать раздел «Наставничество», в котором стоит размещать и своевременно обновлять следующую информацию:
1) реестр наставников и наставляемых;
2) портфолио наставников и наставляемых;
3) перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества образовательной организации;
4) анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества и т. д.
Сроки реализации программы наставничества.
I этап: Запуск программы, август 2022 года.
II этап: Практическая реализация программы - сентябрь 2021 года - август 2024 года.
III этап: Завершение программы - август 2024 года.
План реализации программы наставничества педагогических работников в образовательной организации.
Программа наставничества предполагает взаимодействие молодого педагога, имеющий недостаточный профессионализм или нового сотрудника с опытным педагогом, оказывающим поддержку в педагогической деятельности.
Программа наставничества «Учитель-учитель» разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации региональных проектов национального проекта «Образование», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и национального проекта «Демография».
В федеральном проекте «Учитель будущего» через наставничество решается задача и профессионального роста педагогических работников. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2021 года.
Сроки | Содержание работы | Ответственные |
В течение года | Осуществление ряда мероприятий по переходу на профессиональный стандарт Индивидуальное консультирование педагогов по научно-методическим вопросам и подготовке к конкурсам | Участники проблемной группы |
Август | 1. В рамках проекта «Школа молодого учителя»: - Закрепление наставников (кураторов) за молодыми специалистами. - Консультация «Нормативно-правовое и методическое обеспечение образовательной деятельности» 2.Вводно-установочный педсовет по вхождению в проект наставничества 2022-2023 уч. года. | Зам. директора по УВР, Исламова Г.Х. руководители ШМО Зам. директора по УВР |
Сентябрь | Запуск деятельности муниципальной стажировочной площадки «Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов по открытым вопросам реализации ФГОС. В рамках проекта «Школа молодого учителя»: Мастер-класс «Приемы и методы работы с обучающимися. Консультация «Планирование образовательной деятельности» Организация деятельности муниципальных наставников (по особому плану) Консультация по подготовке к участию в очной части конкурса «Лучшие практики наставничества» | Зам. директора по УВР, Исламова Г.Х. Учителя, ответственные за проведение мероприятия: Гарифуллина М.Ф. Наставляемая: Хакимова Г.Р. Зам. директора по ВР |
Заключение
Таким образом, поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики. Внедрение целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Среди задач по реализации целевой модели наставничества можно отметить:
- Улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах.
- Создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокругобразовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности. Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение. Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги.
- Проблемы молодого специалиста в новом коллективе.
- Проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.