М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский педагогический колледж» (ОГБПОУ «РПК»)
Приложение №
К основной образовательной программе
Начального общего образования
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»
(утверждена приказом директора №__от_____20__г.)
Рабочая программа внеурочной деятельности
По общекультурному направлению «Общение»
«Учусь общаться!»
3 класс
Программа рассчитана на результат 2 уровня
Разработали: Мишкова Е.Э., Мнацаканова А.Г.
Рязань, 2023.
Пояснительная записка
По определению Петровского, “общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”.
Актуальность данной программы заключается в недостаточно - сформированном уровне коммуникативных умений, навыков у обучающихся начальных классов, а также незнание норм, правил поведения в обществе, следствием, которых является сложность взаимодействия с окружающими людьми. Так как младший школьный возраст является сензитивным (благоприятным) периодом для формирования коммуникативных умений и навыков, норм и правил поведения разработана данная программа. Она позволяет устранить выше перечисленные проблемы, посредством использования механизмов социализации школьников.
Рабочая программа по внеурочной деятельности краеведение для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральный государственный Общеобразовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) от 31 мая 2021 г. №287;
СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 24 декабря 2020 года N 44;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель: формирование у детей навыков эффективного общения для обеспечения полноценного взаимодействия, сотрудничества и возможности саморазвития.
Задачи:
Образовательные:
Знать:
-что такое общение и как правильно общаться;
-что такое мимика и жесты;
-что такое портрет культурного человека, и какой он должен быть;
-как общаться с незнакомыми людьми,
-что такое конфликт и как его предотвратить;
-что такое дружба, и какие у нее есть «законы»;
-что входит в речевой этикет, и какие есть виды;
Уметь:
-Уметь слышать и слушать других;
-Уметь правильно общаться и вести себя при встрече с незнакомыми людьми;
-Уметь использовать правильно мимику, жесты и позы в общении;
-Уметь придерживаться речевого этикета;
-Уметь преодолевать внутренние барьеры в общении;
Развивающие:
- развивать навыков сотрудничества и взаимодействия;
- развивать языковую культуру;
- развивать психические процессы (мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
- развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Воспитательные:
- формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;
- формирование адекватной оценки себя и других;
Формы организации и контроля:
Тренинг;
Рассказ, беседа (теория);
Создание продукта (синквейн, памятка, буклет, кластер);
Просмотр видеофрагментов;
Проигрывание ситуаций;
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Часы |
1 | Вводная беседа. | Беседа | 1ч |
2 | «Секреты общения» | Рассказ, беседа | 1ч |
3 | «Правила знакомства, представления и обращения» | Беседа, создание памятки | 1ч |
4 | «Как можно общаться без слов» | Беседа, тренинг | 1ч |
5 | «Барьеры общения» | Беседа, создание буклета | 1ч |
6 | «Застенчивость» | Тренинг, рассказ, беседа | 1ч |
7 | «Разговор с незнакомым на улице» | Беседа, тренинг (проработка ситуаций), создание буклета | 1ч |
8 | «Портрет культурного человека» | Беседа, игра | 1ч |
9 | «Речевой этикет» | Рассказ, беседа, обсуждение, создание синквейна | 1ч |
10 | «Этикет народов мира» | Беседа, рассказ, выполнение упражнений, создание памятки | 1ч |
11 | «Школьный этикет общения» | Беседа, проведение упражнений на роли, создание схемы | 1ч |
12 | «Роль мимики, жестов и позы в общении» | Беседа, рассказ, игры с элементами тренинга | 1ч |
13 | «Как предотвратить конфликт» | Беседа, создание памятки | 1ч |
14 | «Учимся слушать и слышать друг друга» | Беседа, рассказ, создание схемы | 1ч |
15 | «Что такое дружба?» | Беседа, рассказ, просмотр видеофрагмента | 1ч |
16 | «В дружбе есть свои законы» (Я в кругу сверстников) | Беседа, рассказ, создание памятки | 1ч |
17 | «Общение в семье» | Рассказ, беседа | 1ч |
18 | Итоговое занятие | Беседа | 1ч |
СОДЕРЖАНИЕ
1. «Вводная беседа»: что такое общение, какое оно бывает, зачем нужно, чем будем заниматься на следующих занятиях;
2. «Секреты общения»: вспомним что такое общение, какую роль общение играет в жизни человека, с какими людьми приятно общаться(качества), с какими людьми сложно и неприятно общаться(качества), разбор и анализ ситуаций, создание кластера «Секреты общения» - качества человека и поступки, благодаря которым с вами будут желать общаться)
3. «Правила знакомства, представления и обращения»: для чего нам нужно знакомство, слова, используемые при знакомстве, представлении и обращении, правила хорошего тона при знакомстве, создание памятки, подведение итогов;
4. «Как можно общаться без слов»: что значит общение без слов, невербальные средства общения, мимика человека, упражнения «разговор через стекло», «два друга», подведение итогов, упражнение «корзина».
5. «Барьеры общения»: что такое общение(актуализация), что такое барьеры общения, способы их преодоления, практикум по их преодолению с помощью упражнений (постановка различных ситуаций), создание буклета с советами по преодолению барьеров в общении, подведение итогов;
6. «Застенчивость»: что такое застенчивость, кто такой застенчивый человек, застенчивость – это хорошо или плохо, способы преодоления застенчивости, практикум по преодолению застенчивости «различная походка», «хвастовство», подведение итогов;
7. «Разговор с незнакомым на улице»: вспоминаем кто же такой незнакомец, почему родителя запрещают с ними много взаимодействовать, опасаться, что может произойти. Проработка различных ситуаций, обсуждение, как надо вести себя при встрече с незнакомцем, и что категорически нельзя делать. Создание буклета « Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми». Подведение итогов
8. «Портрет культурного человека»: кто такой культурный человек, качества культурного человека, каких качеств мне хватает, упражнение «волшебный магазин», подведение итогов;
9. «Речевой этикет»: что такое речевой этикет, вежливые слова, разбор жизненных ситуаций, постановка ситуаций, создание синквейна по теме, подведение итогов;
10. «Этикет народов мира»: рассказываем в каких странах, какие правила этикета (как правильно здороваться, прощаться, про что можно говорить, а про что нельзя, как вести себя при общении, какие жесты нельзя использовать, как вести себя за столом). Помимо рассказа и беседы, часть работы проводится через работу с информационными картами по странам (создание памяток), также небольшие упражнения на закрепление знаний (также через Learning Aps на соотнесение). Подведение итогов.
11. «Школьный этикет общения»: обсуждение правил поведения в школе, вспоминаем между кем и кем могут быть взаимоотношения (между учителями, между учителем и учеником, между учениками, между учениками сотрудниками школы). Упражнение на показ, воспроизведение данных ролей. Вспоминаем и дополняем, как мы общаемся с людьми в разных взаимоотношениях. Создается в группах схемы взаимоотношений с разными людьми школы. Подведение итогов.
12. «Роль мимики, жестов и позы в общении»: что такое мимика, жесты(актуализация), как определить настроение человека по мимике, жестам, позе, что может сказать о человеке его поза, игра «угадай эмоцию», «покажи свое настроение жестами», подведение итогов;
13. «Как предотвратить конфликт»: что такое конфликт, способы его решения, анализ конфликтных ситуаций, поиск путей решения, создание памятки «как предотвратить конфликт», подведение итогов;
14. «Учимся слушать и слышать друг друга»: что значит слышать друг друга, что значит слышать, слушать, давать ответ, почему это важно в общении, проигрывание ситуаций, обсуждение, создание схемы понятий;
15. «Что такое дружба?»: что такое дружба, кто такой настоящий друг, как сохранить дружбу, просмотр видеоролика о дружбе, анализ, подведение итогов;
16. «В дружбе есть свои законы» (Я в кругу сверстников): (продолжение прошлого занятия), проигрывание ситуаций на тему дружбы, обсуждение, качества друга, создание памятки «законы дружбы».
17. «Общение в семье»: что такое семья, роль семьи в нашей жизни, роли внутри семьи, особенности общения с членами семьи, проигрывание ситуаций, подведение итогов;
18. Итоговое занятие: что вы узнали, чему научились, что запомнилось больше всего, что вам пригодилось, обобщение полученных знаний.
Личностные результаты:
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания:
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
Работа с информацией:
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные:
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
Совместная деятельность:
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные:
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.