СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программма и тематическое планирование по обществознанию 5-9

Просмотр содержимого документа
«Программа по обществознанию.»

Рабочая программа по обществознанию на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом Примерной программы воспитания (2020 г.).

Пояснительная записка

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы. Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Целями обществоведческого образования в основной школе являются:

— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;

— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации  — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;

— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и  в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и  действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Шестиклассник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Шестиклассник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.

Семиклассник научится:

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Семиклассник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Восьмиклассник научится:

  • понимать и правильно использовать основные экономические термины;

  • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

  • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

  • характеризовать функции денег в экономике;

  • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

  • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Восьмиклассник получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Девятиклассник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина;

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Девятиклассник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

6 класс – 34 часа

Водный урок(1 час)

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (20 ч.)


ГЛАВА 1 ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА.

Принадлежность к двум мирам. Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.

Человек – личность. Индивид, индивидуальность, личность.

Отрочество – особая пора. Основные возрастные периоды жизни человека.

Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

Потребности и способности человека.

Когда возможности ограничены. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Мир увлечений.

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК и ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..

Деятельность человека. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

Труд – основа жизни.

Учение – деятельность школьника.

Познание человеком мира и самого себя. Познание человеком мира и себя.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (11 ч.)

ГЛАВА 3 ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

Отношения с окружающими.

Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.

Человек в группе. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство.

Отношения со сверстниками.

Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Семья и семейные отношения.

Резерв времени 1 час.


7 класс – 34 часа

Введение (1 ч.)

Водный урок

РАЗДЕЛ 1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (2 ч.)


Глава 1 Мы живём в обществе.

Как устроена общественная жизнь. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Учимся ценить социальную солидарность.

Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.

РАЗДЕЛ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ (2 ч.)

Что значит жить по правилам. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Учимся общаться в интернете.

РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ (10 ч.)

Экономика и её основные участники. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Учимся принимать рациональное решение.

Производственная деятельность человека. Производство - основа экономики. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

Учимся прогнозировать успешность своего дела.

Обмен, торговля, реклама. Распределение. Обмен. Потребление. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама.

Учимся быть думающими покупателями.

Домашнее хозяйство. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Экономические функции домохозяйства

Учимся быть финансово грамотными.

Бедность и богатство. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций..

Учимся помогать тем, кто нуждается в помощи.

Человек в обществе: труд и социальная лестница. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.

Учимся планированию своего жизненного пути.

РАЗДЕЛ 4. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО. (6 ч.)

Зачем людям государство.

Учимся использовать государственные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ и его права.

Почему важны законы.

Учимся читать и уважать закон.

Культура и её достижения.

Учимся изучать и охранять памятники культуры своего края.

РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 ч)

Биологическое в человеке. Проблемы окружающей среды. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

РАЗДЕЛ 6. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО. (10 ч.)

Глава 2. Наша Родина – Россия.

Наша страна на карте мира. Наше государство – Российская Федерация.

Учимся быть патриотом.

Государственные символы России. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.

Учимся уважать государственные символы России.

Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.

Учимся уважать Конституцию.
Гражданин России. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Учимся быть достойным гражданином.

Мы – многонациональный народ.

Учимся уважать людей любой нации.

Защита Отечества.

Учимся быть мужественным.

Резерв времени 1 час

8 класс – 34 часа

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО. (5 ч.)

Что делает человека человеком? Биологическое и социальное в человеке. . Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Человек, общество, природа. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Взаимосвязь общества и природы.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Современное российское общество, особенности его развития.

Тест №1 по теме «Личность в обществе».


РАЗДЕЛ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛШЬТУРЫ (9 ч.)

Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы.

Мораль.

Моральный выбор – это ответственно.

Учимся поступать морально.

Образование. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

Наука в современном обществе. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России.

Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества.

Влияние искусства на развитие личности и общества.

Тест №2 по теме «Сфера духовной культуры».


РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (7 ч.)

Социальная структура общества. Социальная сфера жизни общества Социальные общности и группы.

Социальные статусы и роли. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.

Семья как малая группа. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Нации и национальные отношения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.

Учимся жить в многонациональном обществе.

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

Социальная политика государства. Социальная политика Российского государства.

Тест №3 по теме «Социальная сфера».



РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИКА (12 ч.)

Экономика и её роль в жизни общества. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

Главные вопросы экономики. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем.

Рыночная экономика. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.

Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.

Предпринимательская деятельность.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.

Инфляция и семейная экономика. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Банковские услуги. Предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

Страховые услуги: Страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.

Рынок труда и безработица.

Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

Тест №4 по теме «Экономика».

Резерв времени 1 час

9 класс – 33 часа

РАЗДЕЛ 1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (11 ч.)

Глава 1. Политика (11 ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Разделение властей.

Государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.

Политические режимы. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы.

Правовое государство.

Гражданское общество и государство.

Учимся участвовать в жизни общества.

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения. Роль политических партий и движений в общественной жизни. Гражданское общество. Местное самоуправление.

Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Практикум по теме «Политика».

Тест №1 по теме «Политика»


РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (21 ч.)

Глава 2. Гражданин и государство (8 ч.)

Основы конституционного строя РФ. Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.

Права и свободы человека и гражданина.

Высшие органы государственной власти в РФ. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.

Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.

Судебная система Российской Федерации.

Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Практикум по теме «Гражданин и государство».

Тест №2 по теме «Гражданин и государство»


Глава 3. Основы российского законодательства. (13 ч.)

Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.

Трудовые правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.

Учимся устраиваться на работу.

Семья под защитой закона. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.

Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Уголовно-правовые отношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право.

Практикум по теме «Основы российского законодательство».

Тест №3 по теме «Основы российского законодательство»


Резерв времени 1 час



3. Календарно-тематическое планирование

6 класс (34 часа)

Название раздела, тема

Часы

Контроль

Корректировка

1

Вводный урок.

1




РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

20




ГЛАВА 1 ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА.

12



2-3

Принадлежность к двум мирам.

2



4-5

Человек – личность.

2



6-7

Отрочество – особая пора.

2



8-9

Потребности и способности человека.

2



10-11

Когда возможности ограничены.

2



12

Мир увлечений.

1



13

Тест №1. «Загадка человека».

1

Тест№1



ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК и ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

9



14-15

Деятельность человека.

2



16-17

Труд – основа жизни.

2



18-19

Учение – деятельность школьника.

2



20-21

Познание человеком мира и самого себя.

2



22

Тест №2 «Человек и его деятельность »

1

Тест №2



ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.

11



23-24

Отношения с окружающими.

2



25 - 26

Общение.

2



27-28

Человек в группе.

2



29-30

Отношения со сверстниками

2



31

Конфликты в межличностных отношениях

1



32

Семья и семейные отношения

1



33

Тест №3. «Человек среди людей»

1

Тест №3


34

Резервное время

1




.

7 класс (34 часа)

Название раздела, тема

Часы

Контроль

Корректировка

1

Вводный урок.

1




РАЗДЕЛ 1. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ

2



2-3

Как устроена общественная жизнь..

2




РАЗДЕЛ 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ

2



4-5

Что значит жить по правилам.

2

Тест №1



РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

10



6-7

Экономика и её основные участники

2



8-9

Производственная деятельность человека.

2



10-11

Обмен, торговля, реклама

2



12-13

Домашнее хозяйство.


2



14-15

Бедность и богатство.


2

Тест №2



РАЗДЕЛ 4. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО.

6



16-17

Зачем людям государство.


2



18-19

Почему важны законы.


2



20-21

Культура и её достижения.


2




РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА


2



22-23

Человек и природа.

2

Тест №3



РАЗДЕЛ 6. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО.

10



24

Наша страна на карте мира. Наше государство – Российская Федерация.


1



25

Государственные символы России.


1



26-27

Конституция Российской Федерации.


2



28-29

Гражданин России.


2



30-31

Мы – многонациональный народ.


2



32-33

Защита Отечества.


2

Тест №4


34

Резервное время

1




8 класс (34 часа)

Название раздела, тема

Часы

Контроль

Корректировка


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО

5



1

Что делает человека человеком?

1



2

Человек, общество, природа.

1



3


Общество как форма жизнедеятельности людей.

1



4

Развитие общества

1



5

Тест №1 по теме «Личность и общество»

1

Тест №1



РАЗДЕЛ 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛШЬТУРЫ

9



6

Сфера духовной жизни

1



7

Мораль

1



8

Моральный выбор – это ответственность

1



9

Учимся поступать морально.

1



10

Образование

1



11

Наука в современном обществе

1



12

Религия как одна из форм культуры

1



13

Влияние искусства на развитие личности и общества.

1



14

Тест №2 по теме «Сфера духовной культуры»

1

Тест №2



РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

7



15

Социальная структура общества

1



16

Социальные статусы и роли

1



17

Семья как малая группа.




18

Нации и межнациональные отношения

1



19

Социализация личности и отклоняющееся поведение.

1



20

Социальная политика государства.

1



21

Тест №3 по теме «Социальная сфера»

1

Тест №3



РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИКА

12



22

Экономика и ее роль в жизни общества

1



23

Главные вопросы экономики

1



24

Рыночная экономика

1



25

Производство – основа экономики

1



26

Предпринимательская деятельность

1



27

Роль государства в экономике.

1



28

Инфляция и семейная экономика.

1



29

Банковские услуги.

1



30

Страховые услуги:

1



31

Рынок труда и безработица.

1



32

Современный работник.

1



33

Тест №4 по теме «Экономика».

1

Тест №4


34

Резервное время

1





9 класс (33 часа)

Название раздела, тема

Часы

Контроль

Корректировка


РАЗДЕЛ 1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

11



1

Политика и власть

1



2

Государство

1



3

Политические режимы

1



4

Правовое государство

1



5

Гражданское общество и государство

1



6

Учимся участвовать в жизни общества.

1



7

Участие граждан в политической жизни

1



8

Политические партии и движения

1



9

Межгосударственные отношения.

1



10

Практикум по теме «Политика»

1



11

Тест по теме «Политика»

1

Тест №1



РАЗДЕЛ 2 ПРАВО

21



12

Основы конституционного строя РФ.

1



13

Права и свободы человека и гражданина

1



14

Высшие органы государственной власти в РФ.

1



15

Россия – федеративное государство.

1



16

Судебная система Российской Федерации.

1



17

Правоохранительные органы.

1



18

Практикум по теме «Гражданин и государство».

1



19

Тест №2 по теме «Гражданин и государство»

1

Тест №2


20

Роль права в жизни человека, общества и государства.

1



21

Правоотношения и субъекты права

1



22

Правонарушения и юридическая ответственность

1



23

Гражданские правоотношения

1



24

Трудовые правоотношения

1



25

Учимся устраиваться на работу

1



26

Семья под защитой закона

1



27

Административные правонарушения

1



28

Уголовно-правовые отношения

1



29

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1



30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1



31

Практикум по теме «Основы российского законодательство».

1



32

Тест №3 по теме «Основы российского законодательство»

1

Тест №3


33

Резервное время

1