Приложение к
ООП ООО (приказ от 30.08.2017г. №114)
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
6 класс
Составитель: Залогина Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания
Ынырга 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе, примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию «Обществознание 6-9 классы» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев.
УМК:
Боголюбов, Л.Н. Обществознание 6 класс./ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Обществознание 6 класс/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2014. – 134 с.
Давыдов, О.В. Контрольно-измерительные материалы Обществознание 6 класс/ О.В. Давыдов. - М.: «ВАКО», 2014. – 95 с.
Информация о количестве учебных часов:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета по «Обществознанию».
Личностные результаты
1.Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
1.Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2.Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3.Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4.Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5.Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
1.Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2.Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3.Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4.Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
5.Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6.Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7.Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8.Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9.Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10.Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11.Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12.Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13.Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14.Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15.Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16.Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Загадка человека» (12 ч)
Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Учимся общаться. Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя. Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна... Учимся правильно организовывать свои занятия.
Что человек чувствует, о чем размышляет. Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств. Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Потребности. Какие бывают потребности. Способности. Внутренний мир человека.
Когда возможности ограниченны. Ограниченные возможности, как их преодолеть, расширить границы своих возможностей. Роль друзей в жизни людей с ограниченными возможностями. Практикум «Учимся взаимодействовать с людьми».
Мир увлечений. Что такое свободное время. Увлечения – хобби. Распределение свободного времени. Практикум «Учимся распределять свободное время»
Повторительно обобщающий урок по главе: «Загадка человека». Контрольная работа в форме теста 1 час.
Глава 2. «Человек и его деятельность» (9 ч)
Деятельность человека. Формы деятельности. Условия успешной деятельности.
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться и уважать труд.
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Познание человеком мира и себя. Познание самого себя. Самооценка. Правильная самооценка. Практикум «Учимся себя оценивать»
Повторительно обобщающий урок по главе: «Человек и его деятельность». Контрольная работа в форме теста 1 час.
Глава 3. «Человек среди людей» (11часов)
«Отношения с окружающими» Межличностные отношения. Чувства межличностных взаимоотношений. Какие отношения называются межличностными. Виды межличностных отношений. Стереотип, антипатия.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения.
Человек в группе. Какие бывают группы. Кто может быть лидером. Большие малые группы. С какой группой тебе по пути.
Отношения со сверстниками. Дружба и товарищество. Качества важные для дружбы.
Конфликты в межличностных отношениях. Возникновение конфликта. Стадии развития конфликтной ситуации. Выход из конфликтной ситуации.
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Повторительно обобщающий урок по главе: «Человек среди людей» . Контрольная работа в форме теста 1 час.
Итоговое повторение 1 час
Итоговое повторение по курсу обществознания за 6 класс. Итоговая контрольная работа в форме теста 1 час.
Урок-конференция «Человек и общество» 1 час.
Основные виды деятельности на занятиях: работа с текстом, составление опорного конспекта (графики, схемы, кластеры), заполнение сравнительно – обобщающей таблицы, работа с исторической картой, поиск необходимой информации из разных источников, анализ исторических источников, подготовка и оформление сообщения, доклада, выступление на семинаре, само- и взаимооценка учебной деятельности, проведение сюжетно-ролевых игр, бесед, дискуссий, практических занятий, просмотр видеороликов.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
4. Календарно-тематический план
№ уро-ка | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение. | 1 | |
| ГлаваI. «Загадка Человека» | 12 | |
2 | Принадлежность к двум мирам. | 1 | |
3 | Урок практикум: «Принадлежность к двум мирам» | 1 | |
4 | Человек – личность | 1 | |
5 | Человек – личность. Индивидуальность. | 1 | |
6 | Отрочество особая пора в жизни. | 1 | |
7 | Отрочество особая пора в жизни. | 1 | |
8 | Потребности человека | 1 | |
9 | Когда возможности ограниченны | 1 | |
10 | Урок практикум: «Учимся взаимодействовать с людьми» | 1 | |
11 | Мир увлечений | 1 | |
12 | Урок практикум: «Учимся распределять свое время» | 1 | |
13 | Повторительно обобщающий урок по главе: «Загадка человека» | 1 | |
| Глава II «Человек и его деятельность» | 9 | |
14 | Деятельность человека. | 1 | |
15 | Человек и его деятельность. Формы деятельности. | 1 | |
16 | Труд основа жизни | 1 | |
17 | Труд основа жизни | 1 | |
18 | Учение деятельность человека | 1 | |
19 | Самообразование | 1 | |
20 | Познание человеком мира и себя. | 1 | |
21 | Урок практикум: «Учимся оценивать себя» | 1 | |
22 | Повторительно обобщающий урок по главе: «Человек и его деятельность» | 1 | |
| Глава III «Человек среди людей» | 11 | |
23 | Отношения с окружающими. | 1 | |
24 | Межличностные отношения | 1 | |
25 | Общение | 1 | |
26 | Урок практикум: «Учимся общаться» | 1 | |
27 | Человек в группе | 1 | |
28 | Человек в группе | 1 | |
29 | Отношения со сверстниками | 1 | |
30 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | |
31 | Урок практикум «Учимся вести себя в ситуации конфликта» | 1 | |
32 | Семья и семейные отношения | 1 | |
33 | Повторительно обобщающий урок по главе: «Человек среди людей» | 1 | |
34 | Повторительно обобщающий урок по курсу обществознания за 6 класс. | 1 | |
Спецификация
итоговой диагностической работы по обществознанию 6 класс
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 6 класса, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.
Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по обществознанию.
Работа включает 18 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом.
В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов или записывается слово (словосочетание).
Часть С содержит одно задание с развернутым ответом.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом.
Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс «Обществознание».
Распределение заданий по основным разделам учебного предмета
обществознание
№ задания | Тема | Код по кодификатору | Оценка в баллах |
А1 | Человек в социальном измерении | 1.5 | 1 |
А2 | Человек в социальном измерении | 1.2 | 1 |
А3 | Человек в социальном измерении | 1.6 | 1 |
А4 | Человек в социальном измерении | 1.7 | 1 |
А5 | Человек в социальном измерении | 1.7 | 1 |
А6 | Человек среди людей | 1.7 | 1 |
А7 | Человек среди людей | 1.8 | 1 |
А8 | Человек среди людей | 1.8 | 1 |
А9 | Человек среди людей | 1.8 | 1 |
А10 | Нравственные основы жизни | 2.5 | 1 |
А11 | Нравственные основы жизни | 2.5 | 1 |
В1 | Человек в социальном измерении | 1.4 | 2 |
В2 | Человек в социальном измерении | 1.5 | 2 |
В3 | Человек среди людей | 1.8 | 2 |
В4 | Нравственные основы жизни | 2.5 | 2 |
С1 | Человек в социальном измерении | 1.6 | 3 |
В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:
1. Описывать основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо.
2. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.
3. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм.
4. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
5. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Время выполнения работы – 45 минут
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части.
За верное выполнение каждого задания А1-А11 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный ), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии - 3балла.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии -2 балла
Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный- 0 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за тест в отметку по пятибалльной шкале.
76 – 100% - отметка «5»
56– 75 % - отметка «4»
35 – 55 % - отметка «3»
Максимальное количество баллов 22 балла.
Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс
Вариант 1.
Часть 1
А1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:
1) индивид 3) личность
2) индивидуальность 4) инстинкт
А2. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.
Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А3. К видам деятельности человека относится:
1) сон 3) учеба
2) прием пищи 4) отдых
А4. Общение с друзьями является для человека
1) биологической потребностью 3) интеллектуальной потребностью
2) духовной потребностью 4) социальной потребностью
А5. Верны ли суждения о труде?
А. Труд позволяет человеку ощущать радость от применения своих способностей.
Б. Выбор профессии зависит от интересов и склонностей человека.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А6. Для деловых межличностных отношений характерно
1) обязательное соблюдение формальностей
2) дружеское расположение
3) незнакомство с собеседниками
Разнообразие форм и видов общения
А7. Для лидера социальной группы характерны такие качества, как
1) скромность и незаметность 3) высокомерие и гордость
2) стеснительность 4) собранность и организованность
А8. К средствам общения можно отнести
1) сознание 3) мышление
2) речь 4) мировоззрение
А9. Такой способ решения конфликтов, как сотрудничество, связан с
1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны
2) поиском уступок с каждой стороны
3) односторонними уступками
4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта
А10. Золотое правило морали гласит
1) ко всем людям относись как к самому себе 3) живи для себя
2) дели людей на друзей и врагов 4) выучи все правила поведения
А11. Верны ли суждения о чувстве страха?
А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.
Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. Установите соответствие между описанием потребностей и их видами.
ОПИСАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) стремление к общению с 1) социальные
друзьями 2) духовные
Б) любовь к чтению 3) биологические
В) желание носить теплую одежду
Г) желание сделать карьеру
Д) потребность во вкусной пище
В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением двух, связаны с понятием «работа». Укажите термины, не связанные с этим понятием.
1) кропотливость 2) творческий подход 3) лень 4) усердие 5) уныние
В3. Дополните схему.
Ответ:___________
В4. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.
1. Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим.
2. Подросток грубо ответил на замечания мамы.
3. Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки.
4.Солдат поднялся в атаку.
5. Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания
С1. Что такое деятельность? Приведите три примера разнообразной трудовой деятельности.
Вариант 2.
Часть 1
А1. Вершиной человеческих качеств психологи называют
1) деятельность 3) общение
2) индивидуальность 4) личность
А2. Верны ли суждения о познании мира?
А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.
Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А3. Что отличает деятельность человека от поведения животных?
1) осознанность действий 3) подчинение инстинктам
2) достижение результата 4) забота о потомстве
А4. К биологическим потребностям человека относится потребность в
1) труде 3) отдыхе
2) общении 4) познании
А5. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе?
А. Жизненный успех зависит от здоровья, способностей и умений человека.
Б. Каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А6. Межличностные отношения – это
1) особые связи человека с окружающими людьми
2) контакты человека с домашними любимцами
3) работа со справочной системой Яндекс
4) монолог артиста, произнесенный на сцене.
А7. Совокупность правил поведения, принятых в данной социальной группе,-это
1) законы государства 3) нормы религии
2) групповые нормы 4) общечеловеческие ценности
А8. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию,- это
1) общение 3) диалог
2) коммуникация 4) конфликт
А9. Найдите в предполагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.
1) сотрудничество 2) агрессия 3) компромисс 4) приспособление
А10. На чем должно быть основано правило жизни, которым нужно руководствоваться человеку?
1) на жалости 3) на взаимности
2) на упрямстве 4) на силе
А11. Верны ли следующие суждения о смелости?
А. Смелость противостоит трусости.
Б. Смелыми не рождаются, а становятся.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть 2
В1. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции , данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Цель Б. Действие В. Результат | 1. Процесс осуществления деятельности 2. То, к чему стремятся. 3. Конечный итог, следствие, завершающее собой какие –нибудь явления, развитие чего- нибудь |
В2. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.
ПРИМЕРЫ ГРУПП ВИДЫ ГРУПП
А) семья 1) формальна
Б) учебный класс 2) неформальная
В) парламент
Г) группа друзей
Д) политическая партия
В3. Заполните пропуск в предложении.
Для того чтобы стать личностью необходимы потребности в общении и труде. Это _____ потребности.
В4. Найдите в приведенном списке понятия, связанные с совестью человека.
1. Нравственность 3. Приспособление 5. Внутренний контроль
2. Мораль 4. Угодничество
С1. Что такое потребность? Составьте два предложения, содержащие информацию о потребностях человека.
Ключ для проверки
№ задания | Верный ответ Вариант 1 | Верный ответ Вариант 2 |
Часть А | |
1 | 3 | 1 |
2 | 3 | 4 |
3 | 3 | 1 |
4 | 4 | 3 |
5 | 3 | 3 |
6 | 1 | 1 |
7 | 4 | 2 |
8 | 2 | 4 |
9 | 1 | 2 |
10 | 1 | 3 |
11 | 3 | 3 |
Часть В | |
1 | 22313 | 213 |
2 | 35 | 21121 |
3 | деловые | Социальные потребности |
4 | 134 | 125 |
Часть С | |
1 | Деятельность- способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. | Потребность -осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. |
27