Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора МБОУ Кузнецовская СОШ
______________ Е.В.Жировова
Приказ от 29.08.2017 № 162
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию 6 класс
базовый уровень основного общего образования
количество часов 34
учитель Макарова Оксана Фёдоровна
Программа разработана на основе авторской программы по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2013 г.
Учебник для учащихся: Л.Н.Боголюбов Обществознание 6 класс М.: «Просвещение» 2014.
2017-2018 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе:
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Примерной образовательной программы основного общего образования по обществознанию, рекомендованной к использованию Министерством образования и науки РФ, с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидата педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидата педагогических наук, помещенной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2011.
Учебно-методический комплекс:
Учебник для учащихся: Л.Н.Боголюбов Обществознание 6 класс М.: «Просвещение» 2014.
Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой/авт.-сост. И.Ю.Буйволова, -Волгоград: Учитель, 2016.
Место учебного предмета в учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 6 классе 35 учебных недель (35 часов).
Содержание курса.
Введение.
Глава 1. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Глава 2. Человек среди людей. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Глава 3. Нравственные основы жизни. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Кол – во часов |
1 | 06.09. | Введение | 1 |
| | Глава 1. Человек в социальном измерении. | 13 |
2-4 | 13.09. 20.09. 27.09. | Человек – личность | 3 |
5-6 | 04.10. 11.10. | Познай самого себя | 2 |
7/8 | 18.10. 25.10. | Человек и его деятельность | 2 |
9/10 | 08.11 15.11. | Потребности человека | 2 |
11/12 | 22.11. 29.11. | На пути к жизненному успеху | 2 |
13/14 | 06.12. 13.12. | «Человек в социальном измерении» | 2 |
| | Глава II. Человек среди людей. | 9 |
15/16 | 20.12. 27.12. | Межличностные отношения | 2 |
17/18 | 10.01. 17.01. | Человек в группе | 2 |
19/20 | 24.01. 31.01. | Общение | 2 |
21/22 | 07.02. 14.02. | Конфликты в межличностных отношениях | 2 |
23 | 21.02. | «Человек среди людей» | 1 |
| | Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) | 7 |
24/25 | 28.02. 07.03. | Человек славен добрыми делами | 2 |
26 | 14.03. | Будь смелым | 1 |
27 | 21.03. | Человек и человечность | 1 |
28 | 04.04. | «Нравственные основы жизни» | 1 |
| | Итоговое повторение | 6 |
29/30 | 11.04. 18.04. | «Человек и общество» | 2 |
31-32 | 25.04. 16.05. | Человек в системе общественных отношений | 2 |
33/34 | 23.05. 30.05. | Повторение по темам 6 класса | 2 |
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания | Руководитель МО |
педагогического совета | |
МБОУ «Кузнецовская СОШ» | |
28.08.2017 № 2 | |
_____________________ Жировова Е.В. | __________________Славецкая М.В. |
подпись руководителя | подпись руководителя |
| № 1 от 27.08.2017 |
10