Содержание рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………3
Учебно-тематический план……………………………………………..8
Содержание изучаемого курса………………………………………….8
Календарно-тематическое планирование……………………………..10
Методическое обеспечение……………………………………………14
Пояснительная записка
Программа по обучению детей игре на свирели рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Игра на свирели помимо развития общемузыкальных способностей способствует развитию музыкального и фонематического слуха. Методика обучения игре на свирели включает в себя элементы Орф-педагогики, а также систему ритмического воспитания преподавателя СПб консерватории Н. Бергер.
Главной целью обучения игре на свирели является приобщение детей к музыкальному творчеству, активному музицированию. Древняя китайская мудрость говорит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Свирель выбрана для музицирования по следующим причинам:
1. Свирель очень хорошо подходит для развития музыкальности, т.к. она обладает очень
красивым тембром, близким к человеческому голосу.
2. Свирель может освоить почти каждый ребенок.
3. Свирель- это мостик к блокфлейте и деревянным духовым инструментам из-за близости аппликатуры.
4. Свирель хорошо сочетается со струнными или ударными инструментами. Очень хорошо подходит для сопровождения движений.
5. На свирели можно исполнять не только народные, но и классические произведения, т.к. многие композиторы прошлого, чье творчество дети изучают на уроках музыки, писали свои творения и для свирели.
В мире существуют три знаковые системы - буква, цифра, нота, две из которых осваиваются всеми. Что касается третьей, то она остается привилегией, доступной только тем детям, чьи родители, осознавая необходимость всестороннего развития ребенка, даже не претендуя на дальнейшую профессиональную направленность, отдают его учиться в музыкальную школу. А ведь есть профессии, в том числе связанные с современными технологиями, которые предполагают хотя бы начальное знание музыкальной грамоты. Без этих знаний невозможно программирование звука (с этой проблемой сталкиваются школьники, изучающие информатику), а программист – одна из перспективных специальностей. Эти же знания необходимы для профессии звукорежиссера.
Являясь духовым инструментом, свирель одновременно может решить вопрос дыхательных упражнений, став оздоровительным моментом, так как правильным типом дыхания при игре на духовых инструментах является диафрагмальное дыхание, которое решает оздоровительные задачи.
Взяв в руки свирель, каждый ребенок с первых занятий учится музыке через собственное музицирование. При этом ребенок становится проводником всех идей композитора,
пропуская через себя мысли и чувства, передаваемые звуками. Кроме того, так как инструмент есть у каждого, работают все учащиеся, на занятиях нет пассивных слушателей.
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 5-х классовявляются следующие нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовые акты Федерального уровня:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273«Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями от 24.07.2015г)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299.
4. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с «Рекомендациями»)
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года №03-255 «О введении ФГОС ООО»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993.
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N18638.
8. Письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228 Минобрнауки «Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО»
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель программы:
Сформировать у детей желание и потребность активно общаться с музыкой – музицировать.
Обогатить музыкально-слуховой опыт детей в процессе общения с музыкой.
Дополнить и расширить знания, умения и навыки, которые дети получают на основных музыкальных занятиях.
Пробудить интерес к звуковому разнообразию мира.
Содействовать развитию всех компонентов здоровья ребенка: психофизического и духовно-нравственного.
Выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее развития.
Образовательные задачи:
Расширить представления детей в рамках образовательного курса «Музыка».
Научить играть на свирели.
Овладеть навыками импровизации.
Научить понимать и пользоваться музыкальной терминологией.
Овладеть навыками нотной грамоты.
Уметь донести до слушателей муз. образ исполняемого произведения.
Заложить основы музыкальной культуры.
Развивающие задачи:
Развивать музыкально-художественный вкус учащихся.
Развивать фантазию, творческое воображение.
Развивать индивидуальные интересы и способности.
Развить стойкий интерес к музыкальному творчеству и музыкальному искусству в целом
Воспитательные задачи:
Сформировать познавательный интерес к музыкальной культуре.
Сформировать эстетическую потребность в посещении концертных залов, муз.театров,
создании домашней фонотеки с шедеврами музыкального искусства.
3. Уметь работать самостоятельно и в коллективе.
Педагогические принципы, положенные в основу программы.
Принцип индивидуального и группового подхода.
Принцип сочетания коллективной и индивидуальной работы.
Принцип культуросообразности.
Принцип использования здоровьесберегающих технологий.
Принцип взаимопонимания и взаимоуважения.
Условия реализации образовательной программы:
Данная программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Для осуществления этой программы необходимо:
- наличие инструментов (свирелей) у каждого ребенка
- наличие хорошей материально-технической базы
- методическое оснащение
Формы и режимы занятий:
Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы, используемые на занятиях:
показ руководителя
беседа
объяснение
прослушивание записей
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.
При необходимости, проводятся дополнительные индивидуальные консультации для детей.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны
слушать и слышать друг друга
понимать и пользоваться музыкальной терминологией
различать музыкальные стили и направления
овладеть навыками нотной грамоты
осознанно пользоваться средствами музыкальной выразительности при исполнении музыкальных произведений
освоить навыки игры на свирели.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Результатом работы становятся выступления солистов и ансамбля свирелей на праздниках, участие в районных и городских конкурсах и фестивалях.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Исполнительская установка | 4 | 2 | 2 |
2 | Основы постановки рук и пальцев | 8 | 4 | 4 |
3 | Освоение основных приемов исполнения | 18 | 4 | 14 |
4 | Музыкальная грамота | 16 | 4 | 12 |
5 | Дыхание | 6 | 2 | 4 |
6 | Артикуляция | 6 | 2 | 4 |
7 | Звукообразование | 6 | 2 | 4 |
8 | Импровизация | 6 | 2 | 4 |
| Итого: | 70 | 22 | 48 |
Содержание изучаемого курса
Исполнительская установка. Знакомство с инструментом. Положение корпуса и головы. Правила игры сидя, стоя. Сохранение правильной исполнительской установки.
Основы постановки рук и пальцев. Положение рук при игре. Свободное движение рук в локтях. Постановка пальцев на свирели. Двигательные упражнения. Движения рук и пальцев.
Освоение основных приемов исполнения. Нон легато. Легато. Аппликатура.
Основной диапазон.
Музыкальная грамота. Освоение нотной записи. Простейшие ритмические рисунки. Ритмический аккомпанемент. Игры с ритмом.
Дыхание. Исполнительское дыхание. Отличие физиологического дыхания от исполнительского. Опора. Игры на дыхание. Артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Навыки правильной артикуляции.
Активизация артикуляционного аппарата.
Звукообразование. Атака. Остановка выдоха. Движение языка.
Импровизация. Импровизации на одном – трех звуках. Метрические и аметрические импровизации.
Примерный репертуар.
Народные наигрыши. Исполнение одноголосных попевок. Звуки «си – ля», позиция 1-2. Народные попевки. Импровизированная игра – ритмизация. «Баркаролла» Ж..Оффенбах. «Колыбельная» р.н.п. Сочинение мелодии. «Уж как зоренька-заря» р.н.п. «Аллилуйя» В. Моцарт «Баркаролла», «Колыбельная», «Здравствуй, утенок» в.н.п. «Во поле береза стояла» р.н.п. «Петушок» б.н.п. «Колыбельная» Е. Крылатов «Пастушья песня» фр.н.п. «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов «Сонная песенка» Р. Паулс «Колыбельная» И. Дунаевский «Белка» А. Березняк «Дождик» н.п. «Пой, пой» Л. Прима. «Камышинка-дудочка» Е. Поплянинова «Rocking goose» амер.н.п. «Танец» В. Моцарт «По дороге домой» Э.Градески |
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащийся должен:
освоить основные приемы игры
освоить навыки исполнительского дыхания, уметь исполнять произведения содержащие небольшие по объему фразы
освоить навыки правильной артикуляции
уметь читать запись простых муз. произведений и ритмических рисунков
импровизировать в диапазоне терции, с использованием простейших ритмов
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
теория | практика | планируемая | фактическая |
1 | Знакомство с инструментом. | 1 | | 02.09.19-06.09.19 | |
2 | Знакомство с инструментом. | | 1 | 02.09.19-06.09.19 | |
3 | Положение корпуса и головы. | 1 | | 09.09.19-13.09.19 | |
4 | Положение корпуса и головы. | | 1 | 09.09.19-13.09.19 | |
5 | Правила игры сидя, стоя. | 1 | | 16.09.19-20.09.19 | |
6 | Правила игры сидя, стоя. | 1 | | 16.09.19-20.09.19 | |
7 | Сохранение правильной исполнительской установки. | | 1 | 23.09.19-27.09.19 | |
8 | Сохранение правильной исполнительской установки. | | 1 | 23.09.19-27.09.19 | |
9 | Положение рук при игре. Свободное движение рук в локтях. | | 1 | 01.10.19-05.10.19 | |
10 | Положение рук при игре. Свободное движение рук в локтях. | | 1 | 01.10.19-05.10.19 | |
11 | Постановка пальцев на свирели. | | 1 | 08.10.19-12.10.19 | |
12 | Постановка пальцев на свирели. | | 1 | 08.10.19-12.10.19 | |
13 | Двигательные упражнения. . Движения рук и пальцев. | 1 | | 15.10.19-19.10.19 | |
14 | Двигательные упражнения. . Движения рук и пальцев. | | 1 | 15.10.19-19.10.19 | |
15 | Нон легато. Легато. | 1 | | 22.10.19-26.10.19 | |
16 | Нон легато. Легато. | | 1 | 22.10.19-26.10.19 | |
17 | Аппликатура. Основной диапазон. | | 1 | 29.10.19-02.11.19 | |
18 | Аппликатура. Основной диапазон. | 1 | | 29.10.19-02.11.19 | |
19 | Освоение нотной записи. | 1 | | 12.11.19-16.11.19 | |
20 | Освоение нотной записи. | 1 | | 12.11.19-16.11.19 | |
21 | Простейшие ритмические рисунки. | | 1 | 19.11.19-23.11.19 | |
22 | Простейшие ритмические рисунки. | | 1 | 19.11.19-23.11.19 | |
23 | Ритмический аккомпанемент. | | 1 | 26.11.19-30.11.19 | |
24 | Ритмический аккомпанемент. | | 1 | 26.11.19-30.11.19 | |
25 | Игры с ритмом. | 1 | | 03.12.19-07.12.19 | |
26 | Игры с ритмом. | | 1 | 03.12.19-07.12.19 | |
27 | Исполнительское дыхание. | | 1 | 10.12.19-14.12.19 | |
28 | Исполнительское дыхание. | | 1 | 10.12.19-14.12.19 | |
29 | Отличие физиологического дыхания от исполнительского. | 1 | | 17.12.19-21.12.19 | |
30 | Отличие физиологического дыхания от исполнительского. | 1 | | 17.12.19-21.12.19 | |
31 | Опора. Игры на дыхание. | 1 | | 24.12.19-28.12.19 | |
32 | Опора. Игры на дыхание. | | 1 | 24.12.19-28.12.19 | |
33 | Артикуляционная гимнастика. | | 1 | 14.01.20-18.01.20 | |
34 | Артикуляционная гимнастика. | | 1 | 14.01.20-18.01.20 | |
35 | Навыки правильной артикуляции. | | 1 | 21.01.20-25.01.20 | |
36 | Навыки правильной артикуляции. | | 1 | 21.01.20-25.01.20 | |
37 | Активизация артикуляционного аппарата. | 1 | | 28.01.20-01.02.20 | |
38 | Активизация артикуляционного аппарата. | | 1 | 28.01.20-01.02.20 | |
39 | Атака. Остановка выдоха. | | 1 | 04.02.20-08.02.20 | |
40 | Атака. Остановка выдоха. | | 1 | 04.02.20-08.02.20 | |
41 | Движение языка. | | 1 | 11.02.20-15.02.20 | |
42 | Движение языка. | | 1 | 11.02.20-15.02.20 | |
43 | Импровизации на одном – трех звуках. | | 1 | 18.02.20-21.02.20 | |
44 | Импровизации на одном – трех звуках. | | 1 | 18.02.20-21.02.20 | |
45 | Метрические и аметрические импровизации. | 1 | | 25.02.20-01.03.20 | |
46 | Метрические и аметрические импровизации. | | 1 | 25.02.20-01.03.20 | |
47 | Народные наигрыши. Исполнение одноголосных попевок. | | 1 | 04.03.20-08.03.20 | |
48 | Народные наигрыши. Исполнение одноголосных попевок. | | 1 | 04.03.20 08.03.20 | |
49 | Звуки «си – ля», позиция 1-2. | | 1 | 11.03.20-15.03.20 | |
50 | Звуки «си – ля», позиция 1-2. | | 1 | 11.03.20-15.03.20 | |
51 | Импровизированная игра – ритмизация. | 1 | | 18.03.20-22.03.20 | |
52 | Импровизированная игра – ритмизация. | | 1 | 18.03.20-22.03.20 | |
53 | Импровизированная игра – ритмизация. | | 1 | 01.04.20-05.04.20 | |
54 | Импровизированная игра – ритмизация. | | 1 | 01.04.20-05.04.20 | |
55 | «Колыбельная» р.н.п. | | 1 | 08.04.20-12.04.20 | |
56 | «Колыбельная» р.н.п. | | 1 | 08.04.20-12.04.20 | |
57 | Сочинение мелодии. | | 1 | 15.04.20-19.04.20 | |
58 | Сочинение мелодии. | | 1 | 15.04.20-19.04.20 | |
59 | «Во поле береза стояла» р.н.п. | | 1 | 22.04.20-26.04.20 | |
60 | «Во поле береза стояла» р.н.п. | | 1 | 22.04.20-26.04.20 | |
61 | «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | | 1 | 29.04.20-03.05.20 | |
62 | «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | | 1 | 29.04.20-03.05.20 | |
63 | «Дождик» н.п. | | 1 | 04.05.20-08.05.20 | |
64 | «Дождик» н.п. | | 1 1 | 04.05.20-08.05.20 | |
65 | «Петушок» б.н.п. | | 1 | 11.05.20-15.05.20 | |
66 | «Петушок» б.н.п. | | 1 | 11.05.20-15.05.20 | |
67 | Занятие- концерт | | 1 | 18.05.20-22.05.20 | |
68 | Занятие- концерт | | 1 | 18.05.20-22.05.20 | |
69 | Занятие- концерт | | 1 | 25.05.20-29.05.20 | |
70 | Занятие- концерт | | 1 | 25.05.20-29.05.20 | |
Методическое обеспечение
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965 Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа.Л.Музыка,1970 Вейс В.Ступеньки в музыку. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л.,1975 Петрушин Музыкальная психология М.,1997 | Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975 Эльконин. Психология игры. Москва. Просвещение.1978 г. | Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи М., 190 8 г. | |
Методическая литература для учителя.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.,2000 |
Апраксина О. Методика музыкального воспитания. Москва. Просвещение.1983. |
Белобородова В.Развитие музыкального слуха Москва, АПН, 1956 г. |
Бырченко П.С. С песенкой по лесенке Москва, Музыка, 1982 г. |
Добровольская Н., Орлова Н . Что надо знать учителю о детском голосе. |
Емельянов В. Развитие голоса, координация и тренаж Санкт-Петербург 1996 г. |
Играем на концерте. / Сост. Евтух Е. , СПб.,1999. Жилин В. «Блокфлейта в 1 классе» Челябинская обл. 1997 г. В. Жилин В. «Дразнилки» (упражнения для блок флейт) Челябинская обл. 1997 г. Жилин В.«Чемодан с сюрпризом» (упражнения для блокфлейты) Чел. обл., 1998г. Космовская М. Научно-методическое руководство игры на свирели. Курск,1993 Космовская М. Девять уроков игры на свирели.1995 . |
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб-метод пособие, М. 2001 Начальные уроки игры на блокфлейте / Сост. Покровский А., М., Музыка,1982. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах, М.1982. Рокитянская Т. Обучение игре на блокфлейте в группе // Искусство в школе.1998, №1. |
Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993 |
Островский А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании |
современной музыки. Сб. «Вопросы методики воспитания слуха» Ленинград, 1967 г |
Струве Г. Музыка для всех Москва Молодая гвардия, 1978 г. |
Струве Г. Хоровое сольфеджио Москва, Музыка, 1986 г. |
Смелова Э. «Свирель поет» Москва 1991 г. |
Стулова Г.П. Что необходимо знать учителю-хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми. М., 2003 |
Школяр Л., Красильникова М., Критская Е., Усачева В., Медушевский В., Школяр В. Теория и методика музыкального образования детей М., 1999. |
Пособия для учащихся
Аудио и видео материалы с записями выступлений лучших образцов хоровых коллективов, солистов.
Энциклопедический словарь юного музыканта М.,1985
Музыкальные энциклопедии и словари для детей.
Пушечников И. Азбука начинающего блокфлейтиста. М., Музыка, 1991.
Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта. СПб,1998 г.
15