СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по обучению грамоте 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по обучению грамоте 1 класс»

Рабочая программа курса «Обучение грамоте. Обучение письму»

Пояснительная записка

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции УМК «Перспектива», авторской программы Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели и задачи курса:

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Цель курса «Обучение грамоте» освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка.

Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

- сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

- обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

- развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

Данная система обучения грамоте базируется на трех основных принципах:

коммуникативном,

познавательном,

семиотическом (знаковом).


1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

- сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

- дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

- осознать язык как средство общения;

- сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

- изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

- освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

- формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

- обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

- развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

- раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

- осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

- выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

- познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 207 часов (92 часа на обучение первоначальному чтению и 115 часов на обучение письму) в год. Количество часов в год: 207.

Количество часов в неделю: 9 (обучение грамоте 4 часа, письмо 5 часов)

Количество часов по учебным четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

81

63

63

-


Общая характеристика курса

В период обучения грамоте дети получают первоначальные представления о различных формах общения: реального (людей друг с другом) и условного (с миром природы и вещей), сравниваются словесные и несловесные формы общения. Обращается внимание на значение жестов, мимики, выразительных движений, интонации общения, рисунков, осмысливается роль знаков в общении.

Главное внимание отводится обучению чтению и письму как письменным нормам речевого общения. Параллельно идет совершенствование устных форм общения, умений слушать и говорить.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1. Подготовительный период обучения (45 ч)

Учащиеся начинают работу с материалом из первого раздела, который называется «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.      На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму. Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Изображение звуков в схемах. Дети учатся различать устные и письменные формы общения.      Одновременно с азбукой дети работают в Рабочей тетради «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.

2. Основной (букварный) период обучения (144 ч)

В этот период идет овладение звуко-буквенным письмом как наиболее эффективным способом записи мыслей, освоение чтения и письма как видов речевой деятельности, развивается культура речевого общения, совершенствуются коммуникативно-речевые навыки.

В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №1 и  №2 «Мой алфавит».

3. Послебукварный период обучения (18 ч)

Обобщающий (послебукварный) этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».     Основная задача этого периода – закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.

Параллельно с литературной частью азбуки идет работа в Рабочей тетради «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников

Содержание учебного предмета

Фонетика. 

Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. 

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. 

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. 

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация.

 Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

• употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

• употребление ъ и ь как разделительных знаков;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.


Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседник


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

      Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;  

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и)

и мягким знаком;

определять место ударения в слове;    

вычленять слова из предложений;   

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;   

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением; 

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

 устно составлять 3—5 предложений на определенную тему;     

знать гигиенические правила письма;    

 правильно писать формы букв и соединения между ними;   

уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.


Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.   

    Навыки чтения.

I  полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.      

 II  полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.


Планируемые результаты освоения учебного курса

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

• формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Учебно-методический комплект

Учебники

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2015.

2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2015.

3. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

Рабочие тетради, прописи

1. Л. Ф. Климанова, В. И. Романина, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

2. Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2015.

3. Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2015

4. Л. Ф. Климанова. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

5. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015

6. А. А. Бондаренко. Рабочий словарик. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

Методические пособия

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М.: Просвещение, 2015.

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т.д.;

-компьютер и сканер;

- принтер;

- электронные приложения к урокам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!