МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Администрация городского округа Лотошино Московской области
МОУ «Лотошинская СОШ №1»
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей ________________________ Байкова И.Б. Приказ № _____ от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Пудова А.А. Приказ № _____ от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Матюкина А.М. Приказ № ____ от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур
и светской этики»
Модуль
«Основы православной культуры»
для обучающихся 1-4 классов
Лотошино 2023г
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Россия — наша Родина
Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.
Православная духовная традиция
Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.
Что такое христианство
Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».
Особенности восточного христианства
Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.
Культура и религия
Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.
Добро и зло в православной традиции
Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.
Во что верят православные христиане
Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.
Золотое правило нравственности
Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в разных культурах.
Любовь к ближнему
Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.
Милосердие и сострадание
Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.
Отношение к труду
Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея.
Долг и ответственность
Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.
Защита отечества
Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.
Десять заповедей божиих
Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе.
Заповеди блаженства
Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа.
Православие в России
Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры.
Православный храм и другие святыни
Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.
Таинства православной церкви
Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства.
Древнейшие чудотворные иконы
Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.
Молитва
Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.
Православные монастыри
Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.
Почитание святых в православной культуре
Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.
Символический язык православной культуры: храм
Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.
Икона, фреска, картина
Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов.
Колокольные звоны и церковное пение
Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.
Прикладное искусство
Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.
Православные праздники
Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.
Православный календарь
Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.
Христианская семья и ее ценности
Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.
Итоговое повторение и обобщение
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение;
проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
Проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения;
осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Самоконтроль:
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества;
Совместная деятельность:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения Основ
православной культуры в рамках ОРКСЭ должны отражать:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Эстетического воспитания:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с
изучением основ православной культуры;.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе
принятия ценностей и традиций православной культуры,
Трудового воспитания:
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль и самооценка:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Совместная деятельность:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение)
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России;
приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы |
1. | Россия — наша Родина | 1 | 0 | https://clever-lab.pro |
2 | Культура и религия. Введение в православную духовную традицию | 2 | 0 | https://clever-lab.pro |
3 | Во что верят православные христиане | 4 | 0 | https://clever-lab.pro |
4 | Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему | 4 | 0 | https://clever-lab.pro |
5 | Отношение к труду. Долг и ответственность | 2 | 0 | https://clever-lab.pro |
6 | Милосердие и сострадание | 3 | 1 | https://clever-lab.pro |
7 | Православие в России | 5 | 0 | https://clever-lab.pro |
8 | Православный храм и другие святыни | 3 | 0 | https://clever-lab.pro |
9 | Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники | 6 | 0 | https://clever-lab.pro |
10 | Христианская семья и её ценности | 2 | 0 | https://clever-lab.pro |
11 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | 2 | 1 | https://clever-lab.pro |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы |
1 | Россия-наша Родина | 1 | | 1 неделя | https://clever-lab.pro |
2 | Культура и религия | 1 | | 2 неделя | https://clever-lab.pro |
3 | Как христианство пришло на Русь | 1 | | 3 неделя | https://clever-lab.pro |
4 | Бог, мир .труд, человек | 1 | | 4 неделя | https://clever-lab.pro |
5 | Библия | 1 | | 5 неделя | https://clever-lab.pro |
6 | Ошибка первых людей | 1 | | 6 неделя | https://clever-lab.pro |
7 | Вдали от рая | 1 | | 7 неделя | https://clever-lab.pro |
8 | В ожидании Спасителя | 1 | | 8 неделя | https://clever-lab.pro |
9 | Десять заповедей | 1 | | 9 неделя | https://clever-lab.pro |
10 | Благовещение. Рождество Христово | 1 | | 10 неделя | https://clever-lab.pro |
11 | Богоявление Искушение в пустыне | 1 | 2 триместр | 11 неделя | https://clever-lab.pro |
12 | Нагорная проповедь | 1 | | 12 неделя | https://clever-lab.pro |
13 | Евангельские притчи | 1 | | 13 неделя | https://clever-lab.pro |
14 | Крест | 1 | | 14 неделя | https://clever-lab.pro |
15 | Пасха | 1 | | 15 неделя | https://clever-lab.pro |
16 | Творческие работы учащихся | 1 | 1 | 16 неделя | https://clever-lab.pro |
17 | Храмы России | 1 | | 17 неделя | https://clever-lab.pro |
18 | Храмы России | 1 | | 18 неделя | https://clever-lab.pro |
19 | Икона | 1 | | 19 неделя | https://clever-lab.pro |
20 | Икона | 1 | | 20 неделя | https://clever-lab.pro |
21 | Церковнославянский язык | 1 | | 21 неделя | https://clever-lab.pro |
22 | Православная молитва | 1 | 3 триместр | 22 неделя | https://clever-lab.pro |
23 | Церковь | 1 | | 23 неделя | https://clever-lab.pro |
24 | Причастие | 1 | | 24 неделя | https://clever-lab.pro |
25 | Покаяние | 1 | | 25 неделя | https://clever-lab.pro |
26 | Подвиг | 1 | | 26 неделя | https://clever-lab.pro |
27 | Брак | 1 | | 27 неделя | https://clever-lab.pro |
28 | Родители и дети | 1 | | 28 неделя | https://clever-lab.pro |
29 | Монашество | 1 | | 29 неделя | https://clever-lab.pro |
30 | Труд и творчество | 1 | | 30 неделя | https://clever-lab.pro |
31 | Любовь – вершина добродетелей | 1 | | 31 неделя | https://clever-lab.pro |
32 | Суд Божий и суд человеческий | 1 | | 32 неделя | https://clever-lab.pro |
33 | Отечество земное и небесное | 1 | | 33 неделя | https://clever-lab.pro |
34 | Презентация творческих проектов | 1 | 1 | 34 неделя | https://clever-lab.pro |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | |