СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОПК

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОПК»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌​

Министерство образования Московской области‌‌

Администрация городского округа Лотошино Московской области‌

МОУ «Лотошинская СОШ №1»





РАССМОТРЕНО

методическим объединением учителей

________________________

Байкова И.Б.

Приказ № _____

от «28» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Пудова А.А.

Приказ № _____

от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Матюкина А.М.

Приказ № ____

от «31» августа 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль

«Основы православной культуры»



для обучающихся 1-4 классов




Лотошино 2023г

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4 КЛАСС

Россия — наша Родина

Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.

Православная духовная традиция

Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.

Что такое христианство

Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».

Особенности восточного христианства

Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.


Культура и религия

Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.

Добро и зло в православной традиции

Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.

Во что верят православные христиане

Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.

Золотое правило нравственности

Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в разных культурах.

Любовь к ближнему

Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.

Милосердие и сострадание

Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.

Отношение к труду

Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея.

Долг и ответственность

Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.

Защита отечества

Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.

Десять заповедей божиих

Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе.

Заповеди блаженства

Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа.

Православие в России

Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры.

Православный храм и другие святыни

Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.

Таинства православной церкви

Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства.

Древнейшие чудотворные иконы

Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

Молитва

Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.

Православные монастыри

Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.

Почитание святых в православной культуре

Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.

Символический язык православной культуры: храм

Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.

Икона, фреска, картина

Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов.

Колокольные звоны и церковное пение

Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.

Прикладное искусство

Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.

Православные праздники

Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.

Православный календарь

Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.

Христианская семья и ее ценности

Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.

Итоговое повторение и обобщение


Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Универсальные познавательные учебные действия:

Базовые логические действия:

  • ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

  • использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

  • применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:

  • воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

  • использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

  • находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

  • создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;

  • контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

  • Проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

  • анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

  • выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения;

  • осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

  • проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Самоконтроль:

  • проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества;

Совместная деятельность:

  • выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

  • владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;

  • терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

  • готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и

дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные, метапредметные и личностные результаты изучения Основ

православной культуры в рамках ОРКСЭ должны отражать:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Эстетического воспитания:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств в связи с

изучением основ православной культуры;.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни на основе

принятия ценностей и традиций православной культуры,

Трудового воспитания:

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;

  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.




МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Самоконтроль и самооценка:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Совместная деятельность:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


4 КЛАСС

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

  • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

  • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

  • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

  • рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

  • раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение)

  • соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;

  • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

  • рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;

  • рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;

  • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

  • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

  • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;

  • понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России;

  • приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

  • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

  • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


1.

Россия — наша Родина

1

0

https://clever-lab.pro

2

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию

2

0

https://clever-lab.pro

3

Во что верят православные христиане

4

0

https://clever-lab.pro

4

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

4

0

https://clever-lab.pro

5

Отношение к труду. Долг и ответственность

2

0

https://clever-lab.pro

6

Милосердие

и сострадание

3

1

https://clever-lab.pro

7

Православие в России

5

0

https://clever-lab.pro

8

Православный храм и другие святыни

3

0

https://clever-lab.pro

9

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Праздники

6

0

https://clever-lab.pro

10

Христианская семья и её ценности

2

0

https://clever-lab.pro

11

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

2

1

https://clever-lab.pro

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


1

Россия-наша Родина

1


1 неделя

https://clever-lab.pro

2

Культура и религия

1


2 неделя

https://clever-lab.pro

3

Как христианство пришло на Русь

1


3 неделя

https://clever-lab.pro

4

Бог, мир .труд, человек

1


4 неделя

https://clever-lab.pro

5

Библия

1


5 неделя

https://clever-lab.pro

6

Ошибка первых людей

1


6 неделя

https://clever-lab.pro

7

Вдали от рая

1


7 неделя

https://clever-lab.pro

8

В ожидании Спасителя

1


8 неделя

https://clever-lab.pro

9

Десять заповедей

1


9 неделя

https://clever-lab.pro

10

Благовещение. Рождество Христово

1


10 неделя

https://clever-lab.pro

11

Богоявление Искушение в пустыне

1

2 триместр

11 неделя

https://clever-lab.pro

12

Нагорная проповедь

1


12 неделя

https://clever-lab.pro

13

Евангельские притчи

1


13 неделя

https://clever-lab.pro

14

Крест

1


14 неделя

https://clever-lab.pro

15

Пасха

1


15 неделя

https://clever-lab.pro

16

Творческие работы учащихся

1

1

16 неделя

https://clever-lab.pro

17

Храмы России

1


17 неделя

https://clever-lab.pro

18

Храмы России

1


18 неделя

https://clever-lab.pro

19

Икона

1


19 неделя

https://clever-lab.pro

20

Икона

1


20 неделя

https://clever-lab.pro

21

Церковнославянский язык

1


21 неделя

https://clever-lab.pro

22

Православная молитва

1

3 триместр

22 неделя

https://clever-lab.pro

23

Церковь

1


23 неделя

https://clever-lab.pro

24

Причастие

1


24 неделя

https://clever-lab.pro

25

Покаяние

1


25 неделя

https://clever-lab.pro

26

Подвиг

1


26 неделя

https://clever-lab.pro

27

Брак

1


27 неделя

https://clever-lab.pro

28

Родители и дети

1


28 неделя

https://clever-lab.pro

29

Монашество

1


29 неделя

https://clever-lab.pro

30

Труд и творчество

1


30 неделя

https://clever-lab.pro

31

Любовь – вершина добродетелей

1


31 неделя

https://clever-lab.pro

32

Суд Божий и суд человеческий

1


32 неделя

https://clever-lab.pro

33

Отечество земное и небесное

1


33 неделя

https://clever-lab.pro

34

Презентация творческих проектов

1

1

34 неделя

https://clever-lab.pro

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!