1. Содержание учебного курса
8 - 9 классы
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 3 часа
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.
Славянское язычество.
Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» - 4 часа
Библия: история создания, композиция. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ» - 4 часа
Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 5 часов.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 1 час.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
2. Тематическое планирование
8 – 9 классы - 17часов
Раздел | Темы, входящие в раздел |
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ 3ч | |
| Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. |
| Появление первых христиан на Руси. |
| Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 4 ч | |
| Библия: история создания, композиция. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. |
| Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. |
| Книги Нового Завета. |
| Содержание Евангелия. |
ХРАМ – ДОМ БОЖИЙ 4 ч | |
| Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма. Разновидности храмов. |
| Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. |
| Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. |
| История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля. |
РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО 5ч | |
| Религиозная тематика в искусстве разных народов. |
| Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы. |
| Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. |
| Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. |
| Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери. |
АГИОГРАФИЯ 1ч | |
| Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. |
ИТОГО 17ч | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания творческой группы Заместитель директора по УВР
учителей - предметников ________М. И. Гриценко
от __________2017года №1
«___» __________ 2017года _____________________ / С. Я.Колесник/