Рекомендовано к утверждению Утверждено приказом
педагогическим советом директора школы
МБОУ «Ржаксинская сош № 1 им. Н.М. Фролова» __________ С.В. Щербатых
Протокол №3 от 12. 01.2016г от18.02.2016г № 60/1
Программа по профилактике ДДТТ МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 имени Н.М. Фролова» «В стране дорожной азбуки»
на 2015-2020 гг
Паспорт программы
Цель программы | профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у школьников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах. |
Задачи программы | 1Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге. 2.Сформировать у учащихся убежденность в необходимости выполнять ПДД. 3.Совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения. 4Создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения. 5.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков. |
Нормативно-правовое обеспечение программы | *Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации; Правила дорожного движения; Постановление Правительства РФ от 03.10.2013г №864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 -2020 г» Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России" |
Место программы в воспитательной работе школы | Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. |
Основные принципы программы | Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип взаимодействия «Дети - дорожная среда». 3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. 4.Принцип возрастной безопасности. 5.Принцип социальной безопасности. 6.Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. |
Основные методы реализации программы | Внушение. Убеждение. Пример. Упражнение. |
| |
Основные направления работы | 1.Организация деятельности учащихся по изучению ПДД. Работа с педагогическим коллективом. Работа с родителями. Деятельность отряда ЮИД. |
Этапы программы | Подготовительный Практический Аналитический |
Ожидаемые результаты | повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей и подростков; снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей и подростков школы; повышение культуры поведения на улице, в транспорте; увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД; эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожнотранспортного травматизма детей и подростков; усиление роли семьи в воспитании детей. развитие системного подхода к профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. |
Разработчики программы | |
Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим МБОУ «Ржаксинская сош № 1 имени Н.М. Фролова» разработала программу профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у школьников устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспорта на основе формирования механизма безопасного поведения на дороге.
2Сформировать у учащихся убежденность в необходимости выполнять ПДД.
3Совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения.
4Создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения.
5.Обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков.
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Правила дорожного движения;
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";
Приказ Министерства образования № 354 "О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России".
Программа разработана с учётом основных принципов:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети — дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:
дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Место программы в воспитательной работе школы. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Концепция программы
Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДДТТ в школе являются групповые развивающие занятия, направленные на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку).
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя, обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.
Анализ статистических данных показывает, причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего
школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на путях у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.
Педагогическая профилактика должна стать наиболее действенной и эффективной в снижении детского дорожно-транспортного травматизма, в борьбе за жизнь и здоровье детей, в воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Основные направления работы
Организация деятельности учащихся по изучению ПДД:
формирование знаний, умений и навыков учащихся по сознательному и ответственному выполнению ПДД;
вовлечение детей в активные формы пропаганды ПДД.
Работа с педагогическим коллективом:
информационно-просветительская;
обобщение и распространение опыта работы лучших педагогов;
изучение опыта работы по профилактике ДДТТ.
Работа с родителями:
информационно-просветительская деятельность;
организация родителей на участие в массовых мероприятиях, конкурсах.
Формы работы:
лекторий;
индивидуальные консультации;
привлечение родителей к участию в программе.
Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с участием детей) и образовательных (освоение основных принципов организации семейной профилактики).
Строится на принципе социального партнерства.
Деятельность отряда ЮИД. В МБОУ «Ржаксинская сощ № 1 имени Н.М. Фролова» на
протяжении нескольких
лет действует отряд ЮИД, у которого разработана своя программа деятельности.
5. План реализации основных направлений работы
5.1. Реализация деятельности учащихся по изучению ПДД
№ | Сроки | Классы | Мероприятия | Ответственные |
1 | В течение года. | 1-4 | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Кл. руководители. |
2 | Август- сентябрь | | Организация подписки на российское печатное издание «Добрая дорога детства». | Дякина О.Н. |
3 | Сентябрь | 1-4 | Проведение классных часов, посвящённых ПДД с приглашением сотрудников ГИБДД. | Кл. руководители. |
4 | Проведение конкурсов, викторин, игр для закрепления навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. | Воспитатели ГПД. |
5 | 1-2 | Конкурс рисунков «Дорожная азбука». | Кл. руководители, воспитатели ГПД. |
6 | 3-4 | Конкурс плакатов «Правила дорожного движения мы знаем без исключения». |
7 | 1-4 | Игра «Опасные и безопасные ситуации». | Кл. руководители, воспитатели ГПД. |
8 | 2-4 | Фестиваль ЮИД. |
9 | | 1-4 | Конкурс стихотворений по ОБЖ. | Кл. руководители. |
10 | В течение года. | 1-4 | Оформление классных и общешкольных уголков по ПДД. |
11 | Работа агитбригад «Соблюдайте ПДД». | Руководитель кружка «ЮИД». |
12 | Встречи с инспектором ГИБДД | Администрация |
13 | Ноябрь. | 3-4 | Игра по ПДД. | Зам дир по ВР |
14 | Январь- февраль. | 1-4 | Месячник оборонно-массовой и спортивной работы. | Волкова Ю.Ф. Бугров А.Ю. |
15 | Апрель. | 1-2 | Игра по ПДД. | Бугров А.Ю. |
16 | Май. | 3-4 |
5.2. Работа с родителями:
№ | Сроки | Мероприятия | Ответственные |
1 | В течение года | Проведение родительских собраний, раскрывающих вопросы соблюдения ПДД, безопасности детей в транспорте, безопасности детей на дороге, профилактике ДДТТ. | Кл. руководители |
2 | Индивидуальные консультации для родителей | Кл. руководители |
3 | Привлечение родителей учащихся к организации и проведению мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения. | Администрация, кл. руководители |
4 | Сообщение статистических сведений о ДДТТ, в том числе с участием детей | кл.руководители |
5.3. Работа с педагогическим коллективом:
№ | Сроки | Мероприятия | Ответственные |
1 | Август | Планирование работы по реализации программы на учебный год | Администрация |
2 | В течение года | Разработка системы внеклассных мероприятий, направленных на изучение правил дорожного движения. | Педагогический коллектив |
3 | Разработка и обновление памяток, инструктажей по правилам дорожного движения при проведении городских и школьных соревнований, при подвозе и развозе на автотранспорте. | Администрация, библиотекарь |
4 | Методическое обеспечение по ПДД: ролики, викторины, газета «Добрая дорога детства», памятки | Библиотекарь |
5.4. Деятельность отряда ЮИД:
В МБОУ «Ржаксинская сош №1» на протяжении нескольких лет действует отряд ЮИД, у которого разработана своя программа деятельности.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап:
Анализ состояния профилактической работы за год.
Диагностика нарушений и проблем.
Обработка результатов.
П.Практический этап:
Реализация программы.
Отслеживание результатов.
Коррекция программы.
Отработка технологий и методов работы.
Ш.Аналитический этап:
Анализ и обобщение результатов.
Соотнесение результатов с поставленными целями.
Оформление и описание результатов.
Выработка методических рекомендаций.
Описание опыта работы по реализации программы.
Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Ожидаемые результаты
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни детей и подростков на протяжении длительного времени. Ожидаемыми результатами являются:
повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей;
снижение уровня детского дорожно-транспортных травматизма, сохранение здоровья и жизни детей и подростков школы;
повышение культуры поведения на улице, в транспорте;
увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;
эффективное взаимодействие с родителями в целях обеспечения сознательного участия семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей и подростков;
усиление роли семьи в воспитании детей.
развитие системного подхода к профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Список использованной литературы
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения».
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 г.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России, 2006
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. - М: «ВАКО», 2006.-208с.
Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. - М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
В.А.Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО», 2006 - 224 с.
Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. - Волгоград: Учитель, 2006. - 150 с.
11 .Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва -1988.
9. Приложения 9.1. Критерии оценки эффективности программы
Для оценки эффективности программы главными критериями являются:
тенденция к снижению, отсутствию ДДТП с учащимися школы;
увеличение доли учащихся, занимающихся пропагандой ПДД;
повышение уровня общей культуры, коллектива учащихся;
умение принимать решения в разных условиях;
быть физически и психически здоровым
9.2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
1-4-х классов:
Знать:
основные термины и понятия;
общие положения Правил дорожного движения;
правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
правила посадки и высадки из общественного транспорта;
правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в
салонах легкового автомобиля.
Уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной
местности.
9.3.Примерный перечень тем и мероприятий для работы с родителями по
профилактике детского дорожного травматизма:
№ | Тема | Форма занятий | Методы обучения |
1 | Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма | Родительское собрание | Лекция |
2 | Типичные ошибки в поведении школьников на улицах и дорогах. | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
3 | Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде. | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
4 | Как влияет на безопасность детей поведение родителей. | Родительское собрание. | Беседа |
5 | Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми) | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
6 | Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
7 | Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте. | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
8 | Изучение обязанностей пешеходов | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
9 | Изучение обязанностей пассажиров. | Родительское собрание. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
10. | Разработка и выпуск памяток для учащихся | Работа творческой группы родителей. | |
9.4.Примерная тематика классных часов по профилактике ПДД и ДДТТ:
класс
Что такое безопасность. Безопасность на улице.
Безопасный путь в школу. Как правильно переходить улицу.
Светофор и его сигналы.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»,
«Движение пешеходов запрещено» и др.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах.
Где можно и где нельзя играть. Мы - пассажиры: правила поведения в транспорте, безопасные места для детей.
Транспорт города. Транспорт, его движение при подходах к школьному
зданию.
Виды перекрестков.
Обобщающее занятие «У светофора каникул нет»
класс
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге: повторение правил, изученных в 1 классе
Знакомство с ДТП.
Сигналы регулировщика.
Перекрестки и их виды.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Наземный переход»
Мы переходим улицу.
Общественный транспорт. Посадка, высадка пассажиров.
Предупредительные сигналы.
Обобщающее занятие «У светофора каникул нет»
класс
Обеспечение безопасности пешеходов: повторение правил. Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине.
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.
Пешеход на загородной дороге. Дорога, ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет,
пешеходная и велосипедная дорожка.
Дорожная разметка и дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Переходы улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение на дороге.
Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств. Правила для пассажиров при высадке из общественного транспорта: троллейбуса, трамвая, автобуса.
Тормозной путь транспорта. Нерегулируемый перекресток и правила поведения пешехода на нем.
Пассажиры и дорога.
Обобщающее занятие «ПДД: мои знания и умения»
класс
Правила ДД: повторение изученного. Наш путь в школу и новые маршруты.
Движение учащихся в группе и колоннами.
Труд водителя.
Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Предупредительные сигналы водителей.
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.
Тормозной путь. Тормозное расстояние.
Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда
Обобщающее занятие «ПДД: знаешь ли ты?»
3