Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 №1897, с изменениями от 29.12.2014 №1644, 31.12.2015 №1577 ) (далее-ФГОС ООО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);
«Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 №03-296)
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Министерства образования и науки России от 18.08.2017 №09-1672)
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Министерство образования и науки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
Основные цели
- диагностика проблемных зон;
- эффективное выстраивание систематического повторения;
- помощь в приобретении опыта решения разнообразного класса задач курса, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ОГЭ.
Задачи
- повторение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 5-8 и 9 классах;
- развитие способности самоконтроля времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
- формирование спокойного, уравновешенного отношения к экзамену;
- планомерная подготовка к экзамену;
- закрепление математических знаний, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Курс внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ» 9 класс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ» для 9 класса рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования выделяются следующие группы планируемых результатов, реализуемых данной программой: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты:
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные результаты:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, основных геометрических объектах;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться изученными математическими формулами;
знание основных способов представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Календарно- тематическое планирование
Тема | кол-во часов | дата |
план | факт |
Числа, числовые выражения, проценты | 2 | | |
Буквенные выражения | 2 | | |
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби | 2 | | |
Уравнения и неравенства | 4 | | |
Модуль числа. Решение уравнений и неравенств с модулем | 4 | | |
Функции и графики | 5 | | |
Текстовые задачи | 5 | | |
Треугольники | 2 | | |
Многоугольники | 2 | | |
Окружность | 2 | | |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 | 4 | | |
Всего | 34 | | |
Содержание внеурочной деятельности
№п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | из них | Форма организации деятельности | Вид деятельности |
теоретические | практические | | |
| Числа, числовые выражения, проценты | 2 | 1 | 1 | Фронтальная работа Лекции семинары | Выполняют арифметические действия с натуральными, целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями; представляют числа в стандартном виде; находят процент от числа, число по проценту, процентное содержание одного числа относительно другого. |
| Буквенные выражения | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Выполняют тождественные преобразования выражений с переменными; находят значение выражений при известных числовых данных переменных; умеют работать с формулами. |
| Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби | 2 | 1 | 1 | Групповые Индивидуально - групповые , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Знают определения одночлена и многочлена; умеют представлять одночлен и многочлен в стандартном виде, находить коэффициент одночлена, степень одночлена и многочлена; выполняют действия с одночленами и многочленами; разлагают многочлены на множители, применяя три известных способа; выполняют действия с рациональными дробями; умеют находить допустимые значения переменных, входящих в выражение. Знают определение степень с целым и рациональным показателем и свойства степеней; определение и свойства корня n-ой степени. Применяют свойства степеней и корней. |
| Уравнения и неравенства | 4 | 1 | 3 | Компьютерные практикумы ( дома) Лекции Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Умеют решать линейные уравнения с одной переменной и системы линейных уравнений способом подстановки, сложения и графическим методом. Решают квадратные уравнения. Знают и умеют применять теорему Виета о корнях уравнения. Умеют решать неравенства с одной переменной и системы неравенств. |
| Модуль числа. Решение уравнений и неравенств с модулем | 4 | 1 | 3 | Групповая работа Лекция Семинары , выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами | Имеют понятие о модуле числа; знают свойства модуля, правило раскрытия модуля. Решают уравнения и неравенства с модулем, применяя определение модуля, и методом интервалов. |
| Функции и графики | 5 | 2 | 3 | Групповая работа Лекция Семинары защита решения | Знают определение функции. Владеют понятиями функция и аргумент, область определения функции. Область значений функции, график функции. Умеют находить нули функции, промежутки монотонности функции. Знают свойства линейной функции, умеют строить её график. Знают свойства обратно пропорциональной функции, умеют строить её график. Имеют представление о чётной и нечетной функции, знают свойства графиков четной и нечетной функций. Читают графики функций. В простейших случаях умеют строить графиков функций, содержащих модуль. Имеют представление о дробно-линейной функция и об алгоритме построения её графика. Имеют представление о построении графика кусочно заданной функции. |
| Текстовые задачи | 5 | 2 | 3 | Групповая работа Лекция Семинары защита решения | Решают текстовые задачи на движение, работу, проценты, процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах. Умеют решать задачи практической направленности и геометрического содержания. |
| Треугольники | 2 | 1 | 1 | Групповая работа Лекция Семинары защита решения | Оперируют понятиями высота, медиана, средняя линия треугольника. Знают свойства равнобедренного, равностороннего и прямоугольного треугольников; признаки равенства и подобия треугольников. Применяют о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, теоремы синусов и косинусов к решению задач на нахождение неизвестных элементов треугольника. Умеют находить площадь треугольника. |
| Многоугольники | 2 | 1 | 1 | Групповая работа Лекция Семинары отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме | Знают свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, равнобокой трапеции, средней линии трапеции; применяют их при решении задач. Умеют находить площадь данных четырёхугольников. Знают свойства правильных многоугольников. Умеют применять формулы зависимости радиусов вписанных и описанных окружностей от стороны правильного многоугольника при решении задач. |
| Окружность | 2 | 1 | 1 | Групповая работа Лекция Семинары «защита решения | Применяют свойство касательной к окружности при решении задач. Знают определения центрального и вписанного углов, находят их на чертеже, определяют их градусные меры при решении задач. Знают и применяют формулы радиусов окружности, описанной около треугольника и окружности, вписанной в треугольник. Знают и применяют формулы длины окружности и площади круга. |
| Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ГИА-9 | 4 | 1 | 3 | Групповая работа семинар | Владеют общими приёмами решения задач. Ориентируются на разнообразие способов решения задач. Применяют полученные знания, умения, навыки; диагностируют проблемные зоны. |
| | | | | | |
| Итого | | | | | |
Литература:
1. Ященко И.В. Математика ОГЭ. Типовые тестовые задания.
М., «Экзамен», 2020 г.
2. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Математика. ОГЭ 2019. 850 заданий с ответами.
М., «Эксмо», 2018 г.
3. Минаева С.С., Мельникова Н.Б. Математика 9 класс. Основной государственный
экзамен. Тематические тестовые задания. Два модуля: алгебра, геометрия.
М.: «Экзамен», 2019 г.
4. Лаппо Л.Д., Попов М.А. ОГЭ 2019. Математика. Экзаменационный тренажёр.
М.: «Экзамен», 2020.
Дополнительная литература:
Открытый банк заданий по математике
http://mathege.ru/or/ege
Демонстрационные варианты
http://edu.ru/moodle
Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий
http://fipi.ru/view/sections/141/docs
Контрольные измерительные материалы
http://fipi.ru/view/sections/92/docs
Федеральный центр тестирования
http://www.rustest.ru/