СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по подготовке в ВУЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование для платных курсов по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Программа по подготовке в ВУЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СШ №19 им.И.П.Мытарева



______________Н.А.Дегтярева

Приказ от 7 сентября 2021№471





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

«Курсы по подготовке в высшие учебные заведения:

Русский язык»

социально-гуманитарной направленности





Уровень подготовки - краткосрочная

Срок реализации: 1 год – 24 часа.

Возраст учащихся: 15-16 лет



Принята на заседании

Педагогического совета

МБОУ СШ№19 им. И.П.Мытарева

от «27 » августа 2021 г.

Протокол № 10

Программа разработана

Сафиуллиной Гулькай Валиаровной,
учителем русского языка,

Калашниковой Мариной Николаевной,

учителем русского языка



Димитровград - 2021

Рецензенты:


1. внешняя рецензия

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)

2. внутренняя рецензия:

(Ф.И.О. рецензента место его работы, должность, учёная степень, категория)


Возрастной диапазон освоения программы: 16-18 лет



Программа рассмотрена

и одобрена на заседании

Педагогического совета

МБОУ СШ №19 им.И.П.Мытарева

от « » августа 2020 г.

Протокол №


















Содержание:

1. Пояснительная записка. 4

2. Цель и задачи программы 7

3. Содержание программы 10

3.1.Учебный план программы 10

3.2 Содержание учебно-тематического плана 11

3.3. Календарный учебный график 14

4. Планируемые результаты. 17

5. Условия реализации программы 22

6. Формы аттестации 22

7. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы. 22

8. Методические материалы 23

9. Список литературы 24

9.1 Список литературы для педагога: 24

9.2 Литература для учащихся: 24





1. Пояснительная записка.

Образовательный курс по предмету «Русский язык» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Программа составлена для обучающихся 10-11-х классов, которые сдают экзамен по русскому языку как обязательный. Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по русскому языку и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.


Дополнительная образовательная программа платных образовательных услуг общеинтеллектуальной направленности «Курсы по подготовке в высшие учебные заведения «Русский язык» создана как авторская по степени участия в разработке.

Новизна программы заключается в том, что она способствует повышению уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов по русскому языку.

Дополнительность данной программы расширяет и углубляет знания учащихся по всем основным разделам школьного курса русского языка основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Актуальность программы: Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение раздела «Орфография», на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам «Синтаксис», «Подготовка к написанию сочинения».

Отличительные особенности программы: отработка заданий по всем разделам курса русского языка на уровне основного общего образования.

Адресат программы:

Дети: 15-16 лет

Психолого-педагогические особенности:

Программа «Курсы по подготовке в высшие учебные заведения «Русский язык» предназначена для детей от 15 до 16 лет.

Содержание и материал программы «Курсы по подготовке в высшие учебные заведения «Русский язык» соответствует базовому уровню

Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 24 академических часа в год.

Срок освоения программы определяется содержанием программы: количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.

Программа рассчитана на 1 год обучения:

1 год – 24 часа (1 раз по 1 часу в неделю; 1х24=24)

Форма обучения: очная

Формы организации образовательного процесса: групповая

Методы обучения

Словесные

Наглядные

Практические

  • устное изложение

  • показ видеоматериалов, иллюстраций

  • комплексная работа с текстом

  • беседа, объяснение

  • наблюдение

  • тренировочные упражнения

  • лекции

  • работа по образцу

  • самостоятельная работа со словарями


  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов

  • поиск информации в интернете


Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный.

Формы организации учебного занятия: беседа, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

Режим занятий

1 год обучения 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Формы подведения итогов реализации программы: повторение и выполнение работы в формате ЕГЭ.

2. Цель и задачи программы

Цель программы заключается в создании условий для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 10-11 классов по русскому языку.

Задачи:

Личностные:

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;

  • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения;

  • развивать чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

  • развивать эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);

  • формировать умение выбирать способы и формы самовыражения и самореализации;

  • развивать умение вести диалог;

  • способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к изучению языка.

Метапредметные

формировать навыки:

  • аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • корректировать свою деятельность;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию


Предметные:

  • выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

  • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по русскому языку на уровне основного общего образования;

  • совершенствовать умения  сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы;

  • совершенствовать умения находить языковые средства, используемые в тексте;

  • совершенствовать умения писать сочинения по предложенным темам;

  • способствовать полному и осознанному владению системой знаний  по всем разделам русского языка  в рамках школьной программы





3. Содержание программы

3.1.Учебный план программы

п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов


Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Резерв

Контроль

1

Введение,знакомство с демоверсией и критериями

1

1




Комплексное занятие, практическое


2

Подготовка к выполнению тестовых заданий

9

3

4

1

1

Комплексное занятие, практическое, теоретическое

Тестирование

3

Подготовка к написанию сочинения

9

3

4

1

1

Практическое занятие

Написание сочинения

4

Контроль знаний, повторение

5


2

1

2


Тестирование



Всего часов:

24

7

10

3

4




ИТОГО:

100%

29%

42%

12%

17%



3.2 Содержание учебно-тематического плана

Раздел 1

Тема: Введение.Знакомство с демоверсией и критериями

Теория:

  • речевые,грамматические,фактические ошибки

  • композиция, логическая, грамматическая структура текста;

  • микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка;

  • главная и второстепенная информация в тексте.

  • Практика:

  • Решение демоверсии.        


Раздел 2

Тема: Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом

Теория:

  • анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос;

  • средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности;

  • правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок;

  • правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий;

  • синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова;

  • словосочетание. Виды связи слов в словосочетании;

  • предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения;

  • простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях;

  • вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения;

  • предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении;

  • сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении;

  • сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение;

  • сложные предложения с разными видами связи.

Практика:

  • решение тестовой части в формате ЕГЭ


Раздел 3

Тема:  Подготовка к написанию сочинения 

Теория:

  • понятие о сочинении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста;

  • позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов;

  • композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения;

  • анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок;

  • корректировка текста.

Практика:

  • написание сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Раздел 4

Теория:

  • повторение

Практика:

  • контроль знаний: работа в формате ЕГЭ



3.3. Календарный учебный график

п/п

месяц

число

Форма занятия

Кол-во ч.

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь


Теоретическое занятие

1

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство с демоверсией

Учебный класс

Наблюдение, опрос

2

октябрь


Комплексное занятие

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Учебный класс

Тестирование

3

октябрь


Практическое занятие

1

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы

Учебный класс

тестирование

4

октябрь


Теоретическое занятие

1

Синтаксические средства выразительности

Учебный класс.

наблюдение

5

октябрь


Комплексное занятие

1

Лексические средства, синтаксические средства выразительности

Учебный класс

опрос

6

ноябрь


Комплексное занятие

1

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Учебный класс

наблюдение

7

ноябрь


Комплексное занятие

1

Морфологические нормы. Грамматические ошибки

Учебный класс

опрос

8

ноябрь


Комплексное занятие

1

Синтаксические нормы.

Учебный класс

опрос

9

декабрь


Комплексное занятие

1

Синтаксис. Предложение

Учебный класс

опрос

10

декабрь


Комплексное занятие

1

Синтаксические выразительные средства.

Учебный класс

опрос

11

декабрь


Комплексное занятие

1

Пунктуация

Учебный класс

опрос

12

декабрь


Комплексное занятие

1

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Учебный класс

опрос

13

январь


Комплексное занятие

1

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Учебный класс

опрос

14

январь


Теоретическое занятие

1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Учебный класс

наблюдение

15

январь


Комплексное занятие

1

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Учебный класс

наблюдение

16

февраль


Комплексное занятие

1

Текст. Выделение основной и дополнительной информации вттексте

Учебный класс

опрос

17

февраль


Комплексное занятие

1

Текст. Стили и типы речи.

Учебный класс

опрос

18

февраль


Комплексное занятие

1

Композиция сочинения. Критерии оценивания задания 27

Учебный класс


19

март


Комплексное занятие

1

Виды вступлений к сочинению

Учебный класс


20

март


Теоретическое занятие

1

Формулировка проблемы текста.повторение

Учебный класс


21

март


Теоретическое занятие

1

Повторение

Учебный класс


22

апрель


Комплексное занятие

1

Повторение

Учебный класс

опрос

23

апрель


Комплексное занятие

1

Повторение

Учебный класс

тестирование

24

апрель


Комплексное занятие

1

Повторение

Учебный класс















4. Планируемые результаты.

Степень жизнеспособности каждой образовательной программы оценивается по ожидаемому конечному результату, в котором оценивается эффективность работы педагога, целесообразность и объём поставленных задач, выбор форм и методов обучения.

Личностным результатом обучения данному курсу является:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами изучения являются следующие знания:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
    коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

  • овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования.

5. Условия реализации программы

  1. Организационно-методические:

  • постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена методическими находками

  1. Кадровые:

  • руководитель группы

  1. Материально - технические:

  • помещение для занятий;

  • мульмедийное оборудование для презентаций;

  • документ-камера;

  • ноутбук;

  • учебные пособия;

  • наглядные пособия.


6. Формы аттестации

Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.



7. Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности :

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися заданий.

8. Методические материалы


Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятия

Формы подведения итогов

1. Введение

теоретическая.практическая

словесный

наглядный

наглядно дидактическое пособие

учебный класс;

доска;

наглядные и дидактические

пособия;

рабочая программа

Решение демоверсии

2.Подготовка к выполнению заданий

с кратким ответом

практическая

наглядный

наглядно-дидактическое пособие под ред.Цыбулько

учебный класс;

доска;

наглядные пособия


- рабочая программа

опрос

3.Подговка к написанию сочинения

практическая

словесный

наглядный

пособие под ред.Цыбулько

учебный класс

доска, дид. пособия

написание сочинения

4.Контроль знаний, повторение

практическая

словесный

наглядный

наглядно-дид.пособие

учебный класс, доска, сайт РУСТЬЮТОРС

тест

9. Список литературы

9.1 Список литературы для педагога:

Основная:

  • учебно-методическое пособие Цыбулько И.П , «Просвещение»2020

Дополнительная

  • учебно-методическое пособие Сениной Н.А., Нарушевич А.Г., Егорова Г.Т., Симакова Е.С., Драбкина С.В. и Субботина Д.И., Гостевая Ю.Н и Васильева И.П., Нефёдова Н.А., Степанова Л.А и др, «Просвещение»2019


9.2 Литература для учащихся:

  • сборник тестов «ЕГЭ. Русский язык» под редакцией Цыбулько И.П, издательство «Национальное образование»



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!