СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по проектной деятельности "Экология животных" 7 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по проектной деятельности по биологии 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по проектной деятельности "Экология животных" 7 класс.»

Рабочая программа

Проектной деятельности по биологии 7 класс


Планируемые результаты освоения учебного курса:

Обучающиеся научатся:

- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

- мотивировать и направлять на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

- знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;

- эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования.

- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- выявлять и формулировать проблему;

- планировать этапы выполнения работ;

- выбирать средства реализации замысла,

- работать с разными источниками информации;

- обрабатывать информацию;

- структурировать материал;

- контролировать ход и результаты выполнения проекта;

- представлять результаты выполненного проекта

- выдвигать гипотезу

- находить доказательства

- формулировать вытекающие из исследования выводы;

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

- осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;

- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в

современном информационном обществе;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Содержание курса

Проектная деятельность «Экология животных» 7 класс

34 часов в год, 1 час в неделю.

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет. 2 часа

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Тема 2. Условия существования животных. 4 часа

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды

обитания. Предельные условия существования животных.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.

Экскурсия. Условия обитания животных.

Тема 3. Среды жизни. 5 часов

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.

Тема 4. Жилища в жизни животных. 1 час

Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных. 3 часа

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи.

Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.

Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.

Тема 6. Свет в жизни животных. 1 час

Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные

животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.

Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.

Тема 7. Вода в жизни животных. 2 часа

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных.

Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.

Тема 8. Температура в жизни животных. 2 часа

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы

регуляции теплоотдачи у животных.

Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.

Тема 9. Кислород в жизни животных. 1 час

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как

экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных. 4 часа

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.

Тема 11. Численность животных. 3 часа

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания

численности. Динамика численности различных животных.

Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции.

Тема 12. Изменения в животном мире Земли. Животные ленинградской области. 6 часов

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и

животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.

Изучение в литературных источниках, каких виды животных, птиц, насекомых, рыб обитают в наших краях. Экскурсия в парк.

Итоговое занятие. Защита проектов. 1 час


Тематическое планирование



Тема

Основные виды деятельности

дата




1


Экология животных: раздел науки и учебный предмет (2 часа)

Экология животных как раздел науки.

работа с научно-популярной литературой;

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;

экскурсии, практические работы;

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;



2.

Биосферная роль животных на планете Земля





3.



4.


Условия существования животных (4 часа)


Многообразие условий обитания.


Среды жизни.


создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

подготовка к выступлению по теме исследования.

представление доклада и его обсуждение. рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.

выдвигать гипотезу, находить доказательства.

формулировать вытекающие из исследования выводы.

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.



5.




Взаимосвязи организма и среды

обитания.



6.

Предельные условия существования животных




7.





Среды жизни. (5 часов)


Наземная среда обитания. Особенность условий обитания и разнообразие животных.


контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта.

выдвигать гипотезу.

находить доказательства

формулировать вытекающие из исследования выводы.

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников.

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов


8.




Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде.



9.



Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде.



10.





Почва как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в почве.



11.





Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.






12.

Жилища в жизни животных. (1 час)


Жилище как среда обитания. Разнообразие жилищ.



находить доказательства

формулировать вытекающие из исследования выводы;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;







13.




Биотические экологические факторы в жизни животных (3 час)


Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений.


формулировать вытекающие из исследования выводы.

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников.

сорганизовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов


14.




Взаимоотношения между животными.




15.

Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.






16.

Свет в жизни животных (1 час)


Отношение животных к свету.

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов





17.





Вода в жизни животных (2

создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий;

подготовка к выступлению по теме исследования.

представление доклада и его обсуждение. рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.



часа)


Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных.



18.

Поступление воды в организм животного и ее выделение.






19.



Температура в жизни животных (2 часа)


Значение тепла для жизнедеятельности животных.


формулировать вытекающие из исследования выводы.

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников.

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов


20.

Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные.






21.

Кислород в жизни животных (1 час)


Значение воздуха в жизни животных.

формулировать вытекающие из исследования выводы.

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.






22.





Сезонные изменения в жизни животных (4 часа)


Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования.


работа с научно-популярной литературой;

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;

экскурсии, практические работы;

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;
















23.


Оцепенение. Спячка.



24.





Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие.



25.

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.






26.



Численность животных (3 часа)


Популяции животных. Плотность популяции.




работа с научно-популярной литературой;

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;

экскурсии.

наблюдение и постановка опытов;

исследования и эксперименты;


27.



28.

Численность популяции. Колебания численности.


Динамика численности различных животных.








29.



Изменения в животном мире Земли. Животные Новосибирской области. (5 часов)


Многочисленные и малочисленные виды.


самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; поиск информации по заданному параметру; работа со справочной литературой ; нахождение информации в справочнике: работать с текстом при помощи разных приемов; комбинировать разные способы первичной обработки информации; работать с понятиями;


30.



Причины сокращения численности видов.



31.



Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.



32.






Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и

животных.


33.



Редкие и охраняемые животные. Красная книга.



34.

Итоговое занятие. Защита проектов. (1 час)

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером.

осуществлять необходимую взаимопомощь.

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.




Примерные темы исследовательских работ по программе

«Проектная деятельность»

1. Определение показателей качества молока.

2. Мед меду рознь..

3. Мошка и другие кровососы нашей области.

4. Зачем животным нужен хвост.

5. Домашние животные.

6. Значение собаки в жизни человека.

7. Кошки в жизни человека.

8. Лошади — спутники человека

9. Курица - птица не простая!























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!