Рабочая программа
Проектной деятельности по биологии 7 класс
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Обучающиеся научатся:
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- мотивировать и направлять на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
- следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
- эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выявлять и формулировать проблему;
- планировать этапы выполнения работ;
- выбирать средства реализации замысла,
- работать с разными источниками информации;
- обрабатывать информацию;
- структурировать материал;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта
- выдвигать гипотезу
- находить доказательства
- формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса
Проектная деятельность «Экология животных» 7 класс
34 часов в год, 1 час в неделю.
Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет. 2 часа
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.
Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
Тема 2. Условия существования животных. 4 часа
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды
обитания. Предельные условия существования животных.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.
Экскурсия. Условия обитания животных.
Тема 3. Среды жизни. 5 часов
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоемы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
Тема 4. Жилища в жизни животных. 1 час
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных. 3 часа
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи.
Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными. Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
Тема 6. Свет в жизни животных. 1 час
Отношение животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные
животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
Тема 7. Вода в жизни животных. 2 часа
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных.
Влажность как экологический фактор. Эко логические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.
Тема 8. Температура в жизни животных. 2 часа
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы
регуляции теплоотдачи у животных.
Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Тема 9. Кислород в жизни животных. 1 час
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как
экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Тема 10. Сезонные изменения в жизни животных. 4 часа
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Тема 11. Численность животных. 3 часа
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания
численности. Динамика численности различных животных.
Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции.
Тема 12. Изменения в животном мире Земли. Животные ленинградской области. 6 часов
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и
животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения, Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жилье человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.
Изучение в литературных источниках, каких виды животных, птиц, насекомых, рыб обитают в наших краях. Экскурсия в парк.
Итоговое занятие. Защита проектов. 1 час
Тематическое планирование
№ | Тема | Основные виды деятельности | дата |
1 | Экология животных: раздел науки и учебный предмет (2 часа) Экология животных как раздел науки. | работа с научно-популярной литературой; наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; экскурсии, практические работы; наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; | |
2. | Биосферная роль животных на планете Земля | |
3. 4. | Условия существования животных (4 часа) Многообразие условий обитания. Среды жизни. | создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий. подготовка к выступлению по теме исследования. представление доклада и его обсуждение. рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. выдвигать гипотезу, находить доказательства. формулировать вытекающие из исследования выводы. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. | |
5. | Взаимосвязи организма и среды обитания. | |
6. | Предельные условия существования животных | |
7. | Среды жизни. (5 часов) Наземная среда обитания. Особенность условий обитания и разнообразие животных. | контролировать ход и результаты выполнения проекта; представлять результаты выполненного проекта. выдвигать гипотезу. находить доказательства формулировать вытекающие из исследования выводы. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | |
8. | Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. | |
9. | Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. | |
10. | Почва как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в почве. | |
11. | Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах. | |
12. | Жилища в жизни животных. (1 час) Жилище как среда обитания. Разнообразие жилищ. | находить доказательства формулировать вытекающие из исследования выводы; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников; | |
13. | Биотические экологические факторы в жизни животных (3 час) Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. | формулировать вытекающие из исследования выводы. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников. сорганизовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | |
14. | Взаимоотношения между животными. | |
15. | Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных. | |
16. | Свет в жизни животных (1 час) Отношение животных к свету. | самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | |
17. | Вода в жизни животных (2 | создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий; подготовка к выступлению по теме исследования. представление доклада и его обсуждение. рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других. | |
часа) Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. | |
18. | Поступление воды в организм животного и ее выделение. | |
19. | Температура в жизни животных (2 часа) Значение тепла для жизнедеятельности животных. | формулировать вытекающие из исследования выводы. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | |
20. | Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. | |
21. | Кислород в жизни животных (1 час) Значение воздуха в жизни животных. | формулировать вытекающие из исследования выводы. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме. | |
22. | Сезонные изменения в жизни животных (4 часа) Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. | работа с научно-популярной литературой; наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; экскурсии, практические работы; наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; | |
23. | Оцепенение. Спячка. | |
24. | Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. | |
25. | Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. | |
26. | Численность животных (3 часа) Популяции животных. Плотность популяции. | работа с научно-популярной литературой; наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; экскурсии. наблюдение и постановка опытов; исследования и эксперименты; | |
27. 28. | Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных. | |
29. | Изменения в животном мире Земли. Животные Новосибирской области. (5 часов) Многочисленные и малочисленные виды. | самостоятельная работа с каталогами в библиотеке; поиск информации по заданному параметру; работа со справочной литературой ; нахождение информации в справочнике: работать с текстом при помощи разных приемов; комбинировать разные способы первичной обработки информации; работать с понятиями; | |
30. | Причины сокращения численности видов. | |
31. | Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных. | |
32. | Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. | |
33. | Редкие и охраняемые животные. Красная книга. | |
34. | Итоговое занятие. Защита проектов. (1 час) | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером. осуществлять необходимую взаимопомощь. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |
Примерные темы исследовательских работ по программе
«Проектная деятельность»
1. Определение показателей качества молока.
2. Мед меду рознь..
3. Мошка и другие кровососы нашей области.
4. Зачем животным нужен хвост.
5. Домашние животные.
6. Значение собаки в жизни человека.
7. Кошки в жизни человека.
8. Лошади — спутники человека
9. Курица - птица не простая!