СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профессиональной ориентации и адаптации «дорога в будущее»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация – сложная комплексная проблема. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни. Профориентация – важнейшее средство воспроизводства рабочей силы.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профессиональной ориентации и адаптации «дорога в будущее»»


ГКОУ РО «Ростовская специальная

школа-интернат №42»














ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

И АДАПТАЦИИ




«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»
















Составитель: учитель

профессионально-трудового обучения

Мошкина Т.Н.




Профессиональная ориентация – сложная комплексная проблема.

По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни. Профориентация – важнейшее средство воспроизводства рабочей силы.

Ученые-психологи профессиональной ориентацией называют «систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбрать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей».

Профориентация – это органическая составная часть учебно-воспитательного процесса школы, когда на основе общей и трудовой подготовки осуществляется знакомство учащихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к выбору профессии с учетом личных склонностей, способностей и общественных потребностей.

Совместная работа педагогов, психологов и врачей, родителей позволяет решать следующие задачи:

  1. определить подростку профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем,

  2. предостеречь от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма,

  3. при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна.


Принципы профессиональной ориентации:

- принцип сознательности,

- принцип самостоятельности,

- принцип свободы выбора.


В процессе ориентации учащихся на рабочие профессии заслуживают внимание следующие формы работы:

1. Беседы со школьниками о профессиях и их значении.

2. Экскурсии на предприятия, центры занятости.

3. Показ кинофильмов, презентаций о жизни и работе.

4. Оборудование выставок и стендов, посвященных профориентации.

5. Организация вечеров – встреч с бывшими выпускниками, работниками различных предприятий, родителями.

6. Организация работы дополнительного образования.

7. Проведение профессиональных консультаций.

8. Проведение профессиональных проб в разных видах деятельности.


Основные компоненты профессиональной ориентации школьников:

- предварительная профессиональная диагностика,

- профессиональное просвещение,

- профессиональная консультация,

- профессиональная адаптация.


Предварительная профессиональная диагностика

Цель. Изучение личности школьника в целях последующей профориентации

Методы.

  1. Наблюдение (непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, кратковременное и длительное, непрерывное и прерывистое, монографическое и узкое).

  2. Анализ документов и продуктов деятельности учащихся.

  3. Анализ практических действий учащихся.

  4. Анкетирование

  5. Беседы – интервью.

  6. Педагогический эксперимент.

  7. Метод обобщения независимых характеристик.


Профессиональное просвещение

Цель. Профессиональная информация, т.е. ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий.

Профессиональное просвещение углубляет интересы учащихся к профессиям, шире раскрывает их общественную престижность, показывает перспективы профессионального роста; возбуждает у учащихся интерес к профессиям, в которых нуждается страна, данный экономический регион.


Профессиональная консультация

Цель. Формирование профессиональной направленности, соответствующей интересам, склонностям и способностям человека.

Профессиональная консультация может быть справочной, психолого-педагогической, врачебной. Важно дать соответствующие ответы на интересующие школьников вопросы и рекомендации. В итоге консультации дается заключение, в содержание которого входит: ограничения в выборе профессии (физические и психофизиологические), рекомендации вида трудовой деятельности, профессии, путем получения профессиональной подготовки и оптимального направления адаптации к профессии.


Профессиональная адаптация

- это система успешного приспособления обучающихся в





общеобразовательных школах. Социально-профессиональная адаптация к труду может быть устойчивой у молодежи лишь тогда, когда перед человеком открываются перспективы роста по некоторым основным параметрам трудовой деятельности: характеру труда, общественному престижу трудового коллектива, возможностям профессионального роста, необходимым условиям развития личности, служебному и социальному положению, общественному признанию, величине вознаграждения, жилищно-бытовым условиям.


Важными пунктами плана работы по профессиональной ориентации являются:

1.Мероприятия общего характера, предусматривающие изучение потребностей региона в кадрах, разработку плана экскурсий, создание сети дополнительного образования, проведение выставок детского творчества, оборудование кабинета профессиональной ориентации и т.п.

2. Работа с педагогическим коллективом – составление планов и проведение совещаний, консультаций с учителями и классными руководителями по вопросам профессиональной ориентации учащихся, заслушивание отчетов о проделанной работе.

3. Организация работы учителей предметников и классных руководителей – изучение возможностей каждого учебного предмета для осуществления целей профориентации, анализ изменений в профессиональных интересах и склонностях учащихся, проверка состояния здоровья школьников, организация информационно- справочной и индивидуально-психологической консультации.

4. Работа школы с родителями – привлечение их к проведению бесед, встреч с передовиками производства, обсуждению вопросов подготовки учащихся к выбору профессии на родительских собраниях.

5. Работа школьной библиотеки – комплектование книг о различных профессиях, изучение читательских интересов, проведение индивидуальной и массовой работы по ознакомлению учащихся с трудом взрослых, организация выставок интересных книг, проведение читательских конференций.

6. Работа школьного врача – проведение бесед общего характера и индивидуальных консультаций, определение состояния здоровья каждого учащегося и его профессиональной пригодности, выявление противопоказаний к профессиям, которые выбирают выпускники школы.

7. Работа педагога-психолога - знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации, развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей, оказание содействия социальному

становлению старшеклассников, коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.

8.Работа социального педагога – формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников, налаживание и поддерживание сотрудничества с центрами занятости населения, оформление документации для поступления выпускников в различные заведения.

9.Проба сил воспитанников в различных видах практической деятельности.


Цель программы.

Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.


Задачи.

- Предоставление информации о мире профессий через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе.

- Формирование у учащихся представлений о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики.

- Ознакомление учащихся со структурой профессиональной деятельности.

- Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.

- Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями.

- Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические возможности с требованиями выбираемой профессии.

- Воспитание профессиональной направленности, ответственного отношения к любому виду труда.

- Развитие умений планирования своей профессиональной карьеры.


Этапы работы и задачи.

1-4 классы. Развитие трудолюбия и интереса к проблеме выбора профессии, ознакомление с наиболее доступными профессиями.

5-7 классы. Формирование потребности в профессиональном самоопределении, развитие интересов и склонностей.

8-9 классы. Формирование профессионального самосознания (осознания себя как субъекта будущей профессиональной деятельности), осознанного профессионального намерения и подготовка к реализации его.



КЛАСС

1


ПРОФЕССИИ

Уборщик, швея, обувщик, столяр, повар, картонажник, рабочий зоопарка, цветовод, животновод


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи


Рассказы: «Ферма», «На фабрике», «В лесу», «Наши повара».


В теч. года

Уроки труда

Работа с пластилином. Лесенка, елка, бусы, макеты к сказкам.

Работа с природным материалом. Цветы в вазоне, отлет птиц, рыбка, сова, поросенок.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление книжки, шапочка-пилотка, стаканчик для семян, елочная гирлянда; ремонт учебников.

Работа с текстильным материалом. Упражнения с нитками.

В теч. года

Экскурсии







Экскурсия на школьный участок.

Экскурсия на пищеблок. Встреча с работниками.

Экскурсия в кабинет социально-бытовой ориентировки.

Экскурсия в учебные трудовые мастерские.

1 четверть

2 четверть


3 четверть


4 четверть

Общественно - полезный труд







Протирка пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски.

Удаление мусора, остатков растений, сухих веток на территории школьного двора.

Уход за комнатными растениями.

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1 четверть


2 четверть



3 четверть

4 четверть

Беседы




Дежурство по классу. Уборщик помещений и улицы.

Наш повар в почете всегда.

Работник зоопарка.

Умелый портной, столяр обувщик.

1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Праздники и массовые мероприятия

Неделя профессиональной ориентации

Выставка детских поделок.

Родительские собрания, семинары.

В теч. года

Работа психолога

Индивидуальное консультирование.

Внеклассные занятия: «Без труда нет добра».

В теч. года


Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача

Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование.

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы

В теч. года




КЛАСС

2


ПРОФЕССИИ

Строитель, водитель, столяр, милиционер, фотограф, швея, цветовод, библиотекарь, парикмахер, автоинспектор, пожарник, шофер, дворник, озеленитель.


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи

Б.Заходер. «Заболела эта книжка», Э.Мошковская « Смотрите!» Е.Благинина «Приходите, поглядите!» В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», по М.Сергееву «Что такое работа?», по В.Сутееву «Умелые руки», Н.Павлова « На машине», Е.Пермяк «Торопливый ножик», С.Баруздин « Нужный гвоздь», В.Берестов «Сережа и гвозди», «Для чего руки нужны».


В теч. года


Уроки труда

Работа с пластилином. Башня, домик, автобус, автомобиль, столярные инструменты. Пакет из бумаги, светофор,

Работа с бумагой и картоном, рамка для фотографии.

Работа с текстильным материалом. Пришивание пуговиц, ручные стежки, салфетка; цветы.

В теч. года


Экскурсии

Экскурсия на пришкольный участок. Осенние работы.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Экскурсия в парикмахерскую школы.

Экскурсия в кабинет социально-бытовой ориентировки.


1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд

Уборка школьного двора.

Мытье классной доски.

Уход за комнатными цветами.

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Беседы






Профессии наших родителей.

«Испортить легко, а сделать трудно».

Работа автоинспектора. «Будь внимателен на улице».

Работа пожарника. Правила

противопожарной безопасности.

1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть



Праздники и массовые мероприятия



Неделя профессиональной ориентации

Выставка детских поделок.

Родительские собрания, семинары.


В теч. года




Работа психолога

Индивидуальное консультирование. Внеклассные занятия: «Трудом славен человек»

В теч. года

Ноябрь

Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача



Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы

В теч. года




КЛАСС

3


ПРОФЕССИИ

Сапожник, маляр, растениевод, кондуктор, шахматист, швея, шофер, продавец, повар, каменщик, штукатур, маляр, пожарный.


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи

А.Маркуша « Важная профессия»,

С.Баруздин «Маляр»;

«Растения на клумбах, сезонные изменения в природе».


В теч. года


Уроки труда








Работа с бумагой и картоном. Обложка для проездного билета, складная доска для игры в шашки, елочные игрушки.

Работа с текстильным материалом. Пришивание вешалки из тесьмы к полотенцу, пуговиц, вышивание ручными стежками.

В теч. года


Экскурсии





Экскурсия в школьный гараж.

Экскурсия в магазин.

Экскурсия в школьные мастерские.

Экскурсия в кабинет профессиональной ориентации.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд




Работа по благоустройству школьного двора.

Подкормка зимующих птиц.

Мелкий ремонт книг.

Поверхностная уборка класса.


1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Беседы



«Чем я могу помочь дома».

Профессии повара.

Профессии каменщика, штукатура, маляра.

«Будь осторожен с огнем».

1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть

Праздники и массовые мероприятия

Неделя профессиональной ориентации

Выставка детских поделок.

Родительские собрания, семинары.

В теч. года

Работа психолога


Психологическое анкетирование. Анкета ранней профориентации.

Внеклассное занятие «Мы знаем профессии».


Март


Декабрь

Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача


Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы

В теч. года







КЛАСС

4


ПРОФЕССИИ

Растениевод, садовод, обувщик, швея, продавец, кассир, фармацевт, уборщик, дворник, почтальон, пекарь.


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи

К.Ушинский «Два плуга», М.Шпагин «Как баклуши били», И.Крылов «Трудолюбивый медведь», Ю.Тувим «Все дл

всех», Е.Пермяк « Для чего руки нужны», нанайская сказка «Айога».


В теч. года


Уроки труда

Профили обучения. Растениеводство и декоративное садоводство, обувное дело, швейное, художественный труд

В теч. года


Экскурсии

Экскурсия в магазин.

Экскурсия в обувную ремонтную мастерскую.

Экскурсия на швейную фабрику.

Экскурсия в аптеку.

1 четверть

2 четверть


3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд


Работа на пришкольном участке.

Сбор плодов, семян.

Изготовление кормушек из пакетов, полиэтиленовых бутылок.

Подкормка зимующих птиц.

Поверхностная уборка класса.

1 четверть


2 четверть


3 четверть

4 четверть

Беседы

Профессии наших мам.

«Чем я могу помочь дома».

Профессия почтальона.

«Хлеб – всему голова».

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Праздники и массовые мероприятия

Неделя профессиональной ориентации

Выставка детских поделок

Родительские собрания, семинары.


В теч.года




Работа психолога


Индивидуальное консультирование.

Внеклассные занятия: «Воля и труд дивные всходы дают».

В теч. года

Январь

Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача

Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы

В теч. года






КЛАСС

5


ПРОФЕССИИ

Кузнец, спортсмен, цветовод, растениевод, кулинар, швея, обувщик, столяр, почтальон, водитель, регулировщик, продавец, кассир, охранник, врач, санитарка, медсестра, вышивальщица, маляр строительный, обойщик мебели.


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи

Произведения устного народного творчества о труде: «Никита Кожемяка».

«Золотые руки».

Я.Аким «Твой друг», Н.Хмелик «Будущий олимпиец», О.Бондарчук «Слепой домик», В.Осеева «Бабка, А.Платонов «Сухой хлеб», В.Распутин «Люся», В.Брюсов «Труд», Р.Рождественский «Огромное небо».



В теч. года


Уроки природоведения

Ознакомление с приемами работы цветовода в весенний период.

Практическая работа. Труд на пришкольном участке.

В теч. года


Уроки профессионально -трудового обучения

Профили обучения. Кулинария, художественная обработка швейных изделий, художественная обработка столярных изделий, художественная обработка кожаных изделий, младший обслуживающий персонал

В теч. года


Уроки социально -бытовой ориентировки


Жилище. Почтовый адрес дома и школы.

. Транспорт. Проезд в школу. Правила дорожного движения.


В теч. года


Экскурсии

Коллективная поездка в транспорте.

Экскурсия в продовольственный магазин.

Экскурсия на автовокзал.

Экскурсия в больницу.

1 четверть

2 четверть


3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд

Осенние работы на пришкольном участке.

Изготовление кормушек.

Проращивание семян для витаминной подкормки.

Поверхностная уборка класса.

Накрывание столовой.


1 четверть


2 четверть

3 четверть


4 четверть

В теч. года

Беседы

Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий.

Маляр строительный.

Шлифовщик стекла.

Обойщик мебели.

1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Праздники и массовые мероприятия



Участие в областной выставке детских работ.

Неделя профессионально-трудового обучения

Неделя профессиональной ориентации

Родительские собрания, семинары.

Декабрь


Февраль


Май

В теч. года

Работа психолога

Индивидуальное консультирование.

Внеклассные занятия: «Кто не работает, тот не ест».

В теч. года


Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача

Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы

В теч. года





КЛАСС

6


ПРОФЕССИИ

Поэт, писатель, полевод, садовод, младший обслуживающий персонал, швея, обувщик, столяр, почтальон, работник почты, медсестра, нянечка, врач, водитель, водитель поездов, проводник, контролер, продавец, кассир, охранник, заготовщик игрушек, закройщик, гладильщица, оператор птицефабрик, брошюровщик.


МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е.Пермяк «Тайна цены», К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».



В теч. года


Уроки естествознания

«Почва».

В теч. года


Уроки профессионально - трудового обучения

Профили обучения. Младший обслуживающий персонал, швейное дело, столярное дело, картонажно-переплетное дело.

В теч. года


Уроки социально -бытовой ориентировки

Жилище. Повседневная уборка помещения. Комнатные растения.

Средства связи. Виды почтовых отправлений. Порядок отправки писем. Телеграф.

Медицинская помощь. Медицинские учреждения. Виды медицинской помощи: доврачебная, помощь на дому, скорая помощь.

В теч. года


Экскурсии

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

Экскурсия в супермаркет.

Экскурсия в зоопарк.

Экскурсия в ателье.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд

Осенние работы на пришкольном участке.

Изготовление кормушек, скворечников.

Подкормка птиц.

Уборка класса.

Накрывание столовой.


1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Беседы






«Кем ты хочешь стать?»

Заготовщик материалов и деталей игрушек.

Оператор птицефабрик и механизированных ферм.

Брошюровщик.

1 четверть

2 четверть


3 четверть


4 четверть


Праздники и массовые мероприятия



Участие в областной выставке детских работ.

Неделя профессионально-трудового обучения

Неделя профессиональной ориентации

Встречи с представителями ЦЗН.

Родительские собрания, семинары.

Декабрь


Февраль


Май

Апрель

В теч. года

Работа психолога

Индивидуальное консультирование.

Внеклассное занятие: «Сделал дело – гуляй смело».

В теч. года

Март

Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации.

В теч. года


Работа врача

Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники

В теч. года




КЛАСС

7


ПРОФЕССИИ

Садовод, озеленитель, цветовод, геолог, полевод, овощевод, садовод, виноградарь, швея, обувщик, столяр, прачка, водитель поездов, проводник, кассир, контролер, продавец, товаровед, почтальон, приемщик писем, телеграмм, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, приемщик одежды, ковров, чистильщик одежды, ковров, секретарь, работник с заявлениями граждан, вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий, полотна, кружевница, обувщик по ремонту обуви, сборщик верха обуви, сборщик обуви, нарезчик изделий из кости и рога, обработчик изделий из кости и рога, чертежник, сварщик, шофер.



МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи


Устное народное творчество. Пословицы о труде.

Н.Некрасов. Несжатая полоса, Л.Н.Толстой. Кавказский пленник,

М. Горький. Детство, В людях,

М. Исаковский. Детство, Р. Погодин. Время говорит – пора, Г.Короленко. Слепой музыкант, В.Шукшин. Гринька Малюгин.

В теч. года


Уроки естествознания

Обработка почвы и уход за растениями.

В теч. года


Уроки географии

Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Курортное хозяйство.

В теч. года


Уроки профессионально -трудового обучения

Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, обувное дело, столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, картонажно-переплетное дело.

В теч. года


Уроки социально -бытовой ориентировки

Гигиена одежды. Ремонт разорванных мест. Стирка вручную и на стиральной машине.

Транспорт. Междугородний, железнодорожный транспорт. Стоимость проезда. Камеры хранения багажа.

Торговля. Универсальные и специализированные промтоварные магазины.

Экскурсия в РЦЗН.

В теч. года


Экскурсии

Экскурсия в химчистку.

Экскурсия на почту.

Экскурсия на промышленное предприятие.

Экскурсия в водоканал.

Экскурсия в РЦЗН.

1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть

Общественно -полезный труд

Осенние работы на пришкольном участке.

Мелкий ремонт книг в школьной библиотеке.

Изготовление скворечников. Кормление птиц.

Весенние работы на пришкольном участке.

Накрывание столовой.

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


В теч. года

Беседы






Облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник.

Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий, полотна, кружевница.

Обувщик по ремонту обуви, сборщик верха обуви, сборщик обуви.

Нарезчик изделий из кости и рога, обработчик изделий из кости и рога.

1 четверть



2 четверть




3 четверть


4 четверть

Праздники и массовые мероприятия


Участие в областной выставке детских работ.

Неделя профессионально-трудового обучения.

Неделя профессиональной ориентации.

Родительские собрания, семинары.

Декабрь


Февраль


Май

В теч. года

Работа психолога


Индивидуальное консультирование.

Анкета социально трудовой адаптации.

Внеклассные занятия: «Трудовые права и обязанности».

В теч. года

Ноябрь

Апрель

Работа социального педагога


Профессиональное просвещение, консультации. Трудовой контракт.

В теч. года


Работа врача

Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники

В теч. года



КЛАСС

8


ПРОФЕССИИ

Животновод, чабан, пастух, птичник, оленевод, уборщик служебных помещений, водитель автобуса, кассир,

капитан, боцман, прачка, телефонист, озеленитель, дворник, плотник, штукатур, печник, кузнец.



МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Уроки чтения, развития речи


Устное народное творчество. Пословицы о труде.

И.З.Суриков. Нашла коса на камень, И.А.Крылов. муха и пчела, Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда, В полном разгаре страда деревенская…, И.С.Тургенев. Муму.




В теч. года


Уроки естествознания

Сельскохозяйственные млекопитающие.

Домашние птицы.


В теч. года


Уроки географии


Население тундры и его занятия.


В теч. года



Уроки профессионально -трудового обучения


Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, картонажно-переплетное дело, столярное дело, художественный труд.

В теч. года


Уроки социально -бытовой ориентировки

Жилище. Мытье кафельных стен, панелей.

Транспорт. Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Водный транспорт.

В теч. года


Экскурсии

Экскурсия на автовокзал.

Экскурсия в прачечную.

Экскурсия в салон связи.

Экскурсия в администрацию района.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Общественно -полезный труд

Уборка территории школьного двора.

Изготовление скворечников, кормушек.

Подкормка птиц. Уход за комнатными растениями.

Весенняя уборка школьного двора.

Накрывание столовой.


1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть

В теч. года

Беседы

Жизненное и профессиональное самоопределение.

Цель и смысл жизни.

Плотник, штукатур, печник.

Гончар, обмотчик элементов электрических машин.

1 четверть


2 четверть

3 четверть

4 четверть

Праздники и массовые мероприятия


Участие в областной выставке детских работ.

Неделя профессионально-трудового обучения.

Неделя профессиональной ориентации Родительское собрание: «Возможности получения специальности через ЦЗН».

Встречи с представителями профессиональных училищ.

Родительские собрания, семинары.

Декабрь


Февраль


Май

Апрель




В теч. года

Работа психолога


Психологическое анкетирование. Опросник профессиональной направленности.

Внеклассные занятия: «Профессиональное самоопределение».

Январь



Февраль

Работа социального педагога


Профессиональное просвещение, консультации. Центры занятости населения.

В теч. года


Работа врача


Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование.

В теч. года


Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники.

В теч. года



КЛАСС

9



ПРОФЕССИИ

Стекольный мастер, комбайнер, пекарь хлеба, работник зоопарка, медсестра, учитель, врач, телеграфист,

Работник банка, страхователь, работник ЦЗН, швея, обувщик, столяр, закройщик, индивидуальный предприниматель,



МЕРОПРИЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ


Уроки чтения, развития речи


К.Паустовский. Стекольный мастер, М.Шолохов. Судьба человека, Е.Носов. Трудный хлеб, Д.Даррелл. Живописный жираф.


В теч. года



Уроки естествознания

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Предупреждение пищевых отравлений. Первая помощь при тепловом, солнечном ударе и обморожении. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.


В теч. года



Уроки географии

Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Курортное хозяйство.


В теч. года



Уроки профессионально -трудового обучения

Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, обувное дело, столярное дело.


В теч. года



Уроки социально -бытовой ориентировки

Средства связи. Денежные переводы. Сбережения. Кредит, государственное страхование.

Медицинская помощь. Уход за больными. Листок нетрудоспособности.

Профориентация и трудоустройство. Выбор профессии. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, документы. Деловые бумаги.

В теч. года



Экскурсии

Экскурсия на фабрику игрушек.

Экскурсия на швейное производство ЭЛЕГАНТ.

Экскурсия в районный ЦЗН.

Экскурсия на рынок.

1 четверть

2 четверть


3 четверть

4 четверть


Общественно -полезный труд

Уборка территории школьного двора.

Изготовление скворечников, кормушек.

Подкормка птиц. Уход за комнатными растениями.

Весенняя уборка школьного двора.

Накрывание столовой.

1 четверть

2 четверть

3 четверть


4 четверть

В теч. года


Беседы

Хочу, могу, надо.

Трудовое законодательство.

Оформление деловых бумаг.

Производство и дисциплина.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Праздники и массовые мероприятия

Участие в областной выставке детских работ.

Неделя профессионально-трудового обучения.

Неделя профессиональной ориентации.

Родительское собрание: «Жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений».

Родительские собрания, семинары.

Декабрь


Февраль


Май

Апрель



В теч. года


Работа психолога

Индивидуальное консультирование.

Психологическое анкетирование. Профессиональные способности и возможности.

Внеклассные занятия: «Памятки выпускнику».


Октябрь




Март


Работа социального педагога

Профессиональное просвещение, консультации. Трудовая книжка.


Май


Работа врача


Медицинский осмотр специалистов.

Индивидуальное консультирование.

В теч. года











Работа библиотекаря

Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники

В теч. года



Программа составлена на основе информации сети Интернет, книг по профессиональной ориентации, опыта учреждения по вопросам

профессиональной ориентации и адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.