ГКОУ РО «Ростовская специальная
школа-интернат №42»
ПРОГРАММА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
И АДАПТАЦИИ
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»
Составитель: учитель
профессионально-трудового обучения
Мошкина Т.Н.
Профессиональная ориентация – сложная комплексная проблема.
По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни. Профориентация – важнейшее средство воспроизводства рабочей силы.
Ученые-психологи профессиональной ориентацией называют «систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбрать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей».
Профориентация – это органическая составная часть учебно-воспитательного процесса школы, когда на основе общей и трудовой подготовки осуществляется знакомство учащихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их подготовка к выбору профессии с учетом личных склонностей, способностей и общественных потребностей.
Совместная работа педагогов, психологов и врачей, родителей позволяет решать следующие задачи:
определить подростку профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем,
предостеречь от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма,
при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна.
Принципы профессиональной ориентации:
- принцип сознательности,
- принцип самостоятельности,
- принцип свободы выбора.
В процессе ориентации учащихся на рабочие профессии заслуживают внимание следующие формы работы:
1. Беседы со школьниками о профессиях и их значении.
2. Экскурсии на предприятия, центры занятости.
3. Показ кинофильмов, презентаций о жизни и работе.
4. Оборудование выставок и стендов, посвященных профориентации.
5. Организация вечеров – встреч с бывшими выпускниками, работниками различных предприятий, родителями.
6. Организация работы дополнительного образования.
7. Проведение профессиональных консультаций.
8. Проведение профессиональных проб в разных видах деятельности.
Основные компоненты профессиональной ориентации школьников:
- предварительная профессиональная диагностика,
- профессиональное просвещение,
- профессиональная консультация,
- профессиональная адаптация.
Предварительная профессиональная диагностика
Цель. Изучение личности школьника в целях последующей профориентации
Методы.
Наблюдение (непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, кратковременное и длительное, непрерывное и прерывистое, монографическое и узкое).
Анализ документов и продуктов деятельности учащихся.
Анализ практических действий учащихся.
Анкетирование
Беседы – интервью.
Педагогический эксперимент.
Метод обобщения независимых характеристик.
Профессиональное просвещение
Цель. Профессиональная информация, т.е. ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий.
Профессиональное просвещение углубляет интересы учащихся к профессиям, шире раскрывает их общественную престижность, показывает перспективы профессионального роста; возбуждает у учащихся интерес к профессиям, в которых нуждается страна, данный экономический регион.
Профессиональная консультация
Цель. Формирование профессиональной направленности, соответствующей интересам, склонностям и способностям человека.
Профессиональная консультация может быть справочной, психолого-педагогической, врачебной. Важно дать соответствующие ответы на интересующие школьников вопросы и рекомендации. В итоге консультации дается заключение, в содержание которого входит: ограничения в выборе профессии (физические и психофизиологические), рекомендации вида трудовой деятельности, профессии, путем получения профессиональной подготовки и оптимального направления адаптации к профессии.
Профессиональная адаптация
- это система успешного приспособления обучающихся в
общеобразовательных школах. Социально-профессиональная адаптация к труду может быть устойчивой у молодежи лишь тогда, когда перед человеком открываются перспективы роста по некоторым основным параметрам трудовой деятельности: характеру труда, общественному престижу трудового коллектива, возможностям профессионального роста, необходимым условиям развития личности, служебному и социальному положению, общественному признанию, величине вознаграждения, жилищно-бытовым условиям.
Важными пунктами плана работы по профессиональной ориентации являются:
1.Мероприятия общего характера, предусматривающие изучение потребностей региона в кадрах, разработку плана экскурсий, создание сети дополнительного образования, проведение выставок детского творчества, оборудование кабинета профессиональной ориентации и т.п.
2. Работа с педагогическим коллективом – составление планов и проведение совещаний, консультаций с учителями и классными руководителями по вопросам профессиональной ориентации учащихся, заслушивание отчетов о проделанной работе.
3. Организация работы учителей предметников и классных руководителей – изучение возможностей каждого учебного предмета для осуществления целей профориентации, анализ изменений в профессиональных интересах и склонностях учащихся, проверка состояния здоровья школьников, организация информационно- справочной и индивидуально-психологической консультации.
4. Работа школы с родителями – привлечение их к проведению бесед, встреч с передовиками производства, обсуждению вопросов подготовки учащихся к выбору профессии на родительских собраниях.
5. Работа школьной библиотеки – комплектование книг о различных профессиях, изучение читательских интересов, проведение индивидуальной и массовой работы по ознакомлению учащихся с трудом взрослых, организация выставок интересных книг, проведение читательских конференций.
6. Работа школьного врача – проведение бесед общего характера и индивидуальных консультаций, определение состояния здоровья каждого учащегося и его профессиональной пригодности, выявление противопоказаний к профессиям, которые выбирают выпускники школы.
7. Работа педагога-психолога - знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации, развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей, оказание содействия социальному
становлению старшеклассников, коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
8.Работа социального педагога – формирование социально необходимых знаний для правильного профессионального выбора воспитанников, налаживание и поддерживание сотрудничества с центрами занятости населения, оформление документации для поступления выпускников в различные заведения.
9.Проба сил воспитанников в различных видах практической деятельности.
Цель программы.
Подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения.
Задачи.
- Предоставление информации о мире профессий через личностное развитие учащихся на каждом возрастном этапе.
- Формирование у учащихся представлений о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики.
- Ознакомление учащихся со структурой профессиональной деятельности.
- Изучение динамической структуры личности учащихся для осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности.
- Организация работы по профессиональному определению воспитанников в соответствии с интересами, медицинскими показаниями, способностями.
- Формирование у воспитанников способности соотносить свои индивидуально-психологические возможности с требованиями выбираемой профессии.
- Воспитание профессиональной направленности, ответственного отношения к любому виду труда.
- Развитие умений планирования своей профессиональной карьеры.
Этапы работы и задачи.
1-4 классы. Развитие трудолюбия и интереса к проблеме выбора профессии, ознакомление с наиболее доступными профессиями.
5-7 классы. Формирование потребности в профессиональном самоопределении, развитие интересов и склонностей.
8-9 классы. Формирование профессионального самосознания (осознания себя как субъекта будущей профессиональной деятельности), осознанного профессионального намерения и подготовка к реализации его.
КЛАСС | 1 | |
ПРОФЕССИИ | Уборщик, швея, обувщик, столяр, повар, картонажник, рабочий зоопарка, цветовод, животновод | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Рассказы: «Ферма», «На фабрике», «В лесу», «Наши повара». | В теч. года |
Уроки труда | Работа с пластилином. Лесенка, елка, бусы, макеты к сказкам. Работа с природным материалом. Цветы в вазоне, отлет птиц, рыбка, сова, поросенок. Работа с бумагой и картоном. Изготовление книжки, шапочка-пилотка, стаканчик для семян, елочная гирлянда; ремонт учебников. Работа с текстильным материалом. Упражнения с нитками. | В теч. года |
Экскурсии | Экскурсия на школьный участок. Экскурсия на пищеблок. Встреча с работниками. Экскурсия в кабинет социально-бытовой ориентировки. Экскурсия в учебные трудовые мастерские. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно - полезный труд | Протирка пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски. Удаление мусора, остатков растений, сухих веток на территории школьного двора. Уход за комнатными растениями. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Беседы | Дежурство по классу. Уборщик помещений и улицы. Наш повар в почете всегда. Работник зоопарка. Умелый портной, столяр обувщик. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Неделя профессиональной ориентации Выставка детских поделок. Родительские собрания, семинары. | В теч. года |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Внеклассные занятия: «Без труда нет добра». | В теч. года |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование. | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы | В теч. года |
|
КЛАСС | 2 | |
ПРОФЕССИИ | Строитель, водитель, столяр, милиционер, фотограф, швея, цветовод, библиотекарь, парикмахер, автоинспектор, пожарник, шофер, дворник, озеленитель. | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Б.Заходер. «Заболела эта книжка», Э.Мошковская « Смотрите!» Е.Благинина «Приходите, поглядите!» В. Голявкин «Как я помогал маме мыть пол», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», по М.Сергееву «Что такое работа?», по В.Сутееву «Умелые руки», Н.Павлова « На машине», Е.Пермяк «Торопливый ножик», С.Баруздин « Нужный гвоздь», В.Берестов «Сережа и гвозди», «Для чего руки нужны». | В теч. года |
Уроки труда | Работа с пластилином. Башня, домик, автобус, автомобиль, столярные инструменты. Пакет из бумаги, светофор, Работа с бумагой и картоном, рамка для фотографии. Работа с текстильным материалом. Пришивание пуговиц, ручные стежки, салфетка; цветы. | В теч. года |
Экскурсии | Экскурсия на пришкольный участок. Осенние работы. Экскурсия в школьную библиотеку. Экскурсия в парикмахерскую школы. Экскурсия в кабинет социально-бытовой ориентировки. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно -полезный труд | Уборка школьного двора. Мытье классной доски. Уход за комнатными цветами. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Беседы | Профессии наших родителей. «Испортить легко, а сделать трудно». Работа автоинспектора. «Будь внимателен на улице». Работа пожарника. Правила противопожарной безопасности. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Неделя профессиональной ориентации Выставка детских поделок. Родительские собрания, семинары. | В теч. года |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Внеклассные занятия: «Трудом славен человек» | В теч. года Ноябрь |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы | В теч. года |
КЛАСС | | 3 | ПРОФЕССИИ | Сапожник, маляр, растениевод, кондуктор, шахматист, швея, шофер, продавец, повар, каменщик, штукатур, маляр, пожарный. | | МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ | Уроки чтения, развития речи | А.Маркуша « Важная профессия», С.Баруздин «Маляр»; «Растения на клумбах, сезонные изменения в природе». | В теч. года | Уроки труда | Работа с бумагой и картоном. Обложка для проездного билета, складная доска для игры в шашки, елочные игрушки. Работа с текстильным материалом. Пришивание вешалки из тесьмы к полотенцу, пуговиц, вышивание ручными стежками. | В теч. года | Экскурсии | Экскурсия в школьный гараж. Экскурсия в магазин. Экскурсия в школьные мастерские. Экскурсия в кабинет профессиональной ориентации. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Общественно -полезный труд | Работа по благоустройству школьного двора. Подкормка зимующих птиц. Мелкий ремонт книг. Поверхностная уборка класса. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Беседы | «Чем я могу помочь дома». Профессии повара. Профессии каменщика, штукатура, маляра. «Будь осторожен с огнем». | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Праздники и массовые мероприятия | Неделя профессиональной ориентации Выставка детских поделок. Родительские собрания, семинары. | В теч. года | Работа психолога | Психологическое анкетирование. Анкета ранней профориентации. Внеклассное занятие «Мы знаем профессии». | Март Декабрь | Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года | Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года | Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы | В теч. года | КЛАСС | 4 | | ПРОФЕССИИ | Растениевод, садовод, обувщик, швея, продавец, кассир, фармацевт, уборщик, дворник, почтальон, пекарь. | | МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ | Уроки чтения, развития речи | К.Ушинский «Два плуга», М.Шпагин «Как баклуши били», И.Крылов «Трудолюбивый медведь», Ю.Тувим «Все дл | всех», Е.Пермяк « Для чего руки нужны», нанайская сказка «Айога». В теч. года | Уроки труда | Профили обучения. Растениеводство и декоративное садоводство, обувное дело, швейное, художественный труд | В теч. года | Экскурсии | Экскурсия в магазин. Экскурсия в обувную ремонтную мастерскую. Экскурсия на швейную фабрику. Экскурсия в аптеку. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Общественно -полезный труд | Работа на пришкольном участке. Сбор плодов, семян. Изготовление кормушек из пакетов, полиэтиленовых бутылок. Подкормка зимующих птиц. Поверхностная уборка класса. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Беседы | Профессии наших мам. «Чем я могу помочь дома». Профессия почтальона. «Хлеб – всему голова». | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | Праздники и массовые мероприятия | Неделя профессиональной ориентации Выставка детских поделок Родительские собрания, семинары. | В теч.года | Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Внеклассные занятия: «Воля и труд дивные всходы дают». | В теч. года Январь | Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года | Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года | Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы | В теч. года | |
КЛАСС | 5 | |
ПРОФЕССИИ | Кузнец, спортсмен, цветовод, растениевод, кулинар, швея, обувщик, столяр, почтальон, водитель, регулировщик, продавец, кассир, охранник, врач, санитарка, медсестра, вышивальщица, маляр строительный, обойщик мебели. | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Произведения устного народного творчества о труде: «Никита Кожемяка». «Золотые руки». Я.Аким «Твой друг», Н.Хмелик «Будущий олимпиец», О.Бондарчук «Слепой домик», В.Осеева «Бабка, А.Платонов «Сухой хлеб», В.Распутин «Люся», В.Брюсов «Труд», Р.Рождественский «Огромное небо». | В теч. года |
Уроки природоведения | Ознакомление с приемами работы цветовода в весенний период. Практическая работа. Труд на пришкольном участке. | В теч. года |
Уроки профессионально -трудового обучения | Профили обучения. Кулинария, художественная обработка швейных изделий, художественная обработка столярных изделий, художественная обработка кожаных изделий, младший обслуживающий персонал | В теч. года |
Уроки социально -бытовой ориентировки | Жилище. Почтовый адрес дома и школы. . Транспорт. Проезд в школу. Правила дорожного движения. | В теч. года |
Экскурсии | Коллективная поездка в транспорте. Экскурсия в продовольственный магазин. Экскурсия на автовокзал. Экскурсия в больницу. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно -полезный труд | Осенние работы на пришкольном участке. Изготовление кормушек. Проращивание семян для витаминной подкормки. Поверхностная уборка класса. Накрывание столовой. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть В теч. года |
Беседы | Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий. Маляр строительный. Шлифовщик стекла. Обойщик мебели. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Участие в областной выставке детских работ. Неделя профессионально-трудового обучения Неделя профессиональной ориентации Родительские собрания, семинары. | Декабрь Февраль Май В теч. года |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Внеклассные занятия: «Кто не работает, тот не ест». | В теч. года |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы | В теч. года |
КЛАСС | 6 | |
ПРОФЕССИИ | Поэт, писатель, полевод, садовод, младший обслуживающий персонал, швея, обувщик, столяр, почтальон, работник почты, медсестра, нянечка, врач, водитель, водитель поездов, проводник, контролер, продавец, кассир, охранник, заготовщик игрушек, закройщик, гладильщица, оператор птицефабрик, брошюровщик. | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи», Е.Пермяк «Тайна цены», К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | В теч. года |
Уроки естествознания | «Почва». | В теч. года |
Уроки профессионально - трудового обучения | Профили обучения. Младший обслуживающий персонал, швейное дело, столярное дело, картонажно-переплетное дело. | В теч. года |
Уроки социально -бытовой ориентировки | Жилище. Повседневная уборка помещения. Комнатные растения. Средства связи. Виды почтовых отправлений. Порядок отправки писем. Телеграф. Медицинская помощь. Медицинские учреждения. Виды медицинской помощи: доврачебная, помощь на дому, скорая помощь. | В теч. года |
Экскурсии | Экскурсия на железнодорожный вокзал. Экскурсия в супермаркет. Экскурсия в зоопарк. Экскурсия в ателье. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно -полезный труд | Осенние работы на пришкольном участке. Изготовление кормушек, скворечников. Подкормка птиц. Уборка класса. Накрывание столовой. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Беседы | «Кем ты хочешь стать?» Заготовщик материалов и деталей игрушек. Оператор птицефабрик и механизированных ферм. Брошюровщик. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Участие в областной выставке детских работ. Неделя профессионально-трудового обучения Неделя профессиональной ориентации Встречи с представителями ЦЗН. Родительские собрания, семинары. | Декабрь Февраль Май Апрель В теч. года |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Внеклассное занятие: «Сделал дело – гуляй смело». | В теч. года Март |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники | В теч. года |
КЛАСС | 7 | |
ПРОФЕССИИ | Садовод, озеленитель, цветовод, геолог, полевод, овощевод, садовод, виноградарь, швея, обувщик, столяр, прачка, водитель поездов, проводник, кассир, контролер, продавец, товаровед, почтальон, приемщик писем, телеграмм, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, приемщик одежды, ковров, чистильщик одежды, ковров, секретарь, работник с заявлениями граждан, вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий, полотна, кружевница, обувщик по ремонту обуви, сборщик верха обуви, сборщик обуви, нарезчик изделий из кости и рога, обработчик изделий из кости и рога, чертежник, сварщик, шофер. | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Устное народное творчество. Пословицы о труде. Н.Некрасов. Несжатая полоса, Л.Н.Толстой. Кавказский пленник, М. Горький. Детство, В людях, М. Исаковский. Детство, Р. Погодин. Время говорит – пора, Г.Короленко. Слепой музыкант, В.Шукшин. Гринька Малюгин. | В теч. года |
Уроки естествознания | Обработка почвы и уход за растениями. | В теч. года |
Уроки географии | Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Курортное хозяйство. | В теч. года |
Уроки профессионально -трудового обучения | Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, обувное дело, столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, картонажно-переплетное дело. | В теч. года |
Уроки социально -бытовой ориентировки | Гигиена одежды. Ремонт разорванных мест. Стирка вручную и на стиральной машине. Транспорт. Междугородний, железнодорожный транспорт. Стоимость проезда. Камеры хранения багажа. Торговля. Универсальные и специализированные промтоварные магазины. Экскурсия в РЦЗН. | В теч. года |
Экскурсии | Экскурсия в химчистку. Экскурсия на почту. Экскурсия на промышленное предприятие. Экскурсия в водоканал. Экскурсия в РЦЗН. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно -полезный труд | Осенние работы на пришкольном участке. Мелкий ремонт книг в школьной библиотеке. Изготовление скворечников. Кормление птиц. Весенние работы на пришкольном участке. Накрывание столовой. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть В теч. года |
Беседы | Облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник. Вышивальщица текстильно-галантерейных изделий, вязальщица трикотажных изделий, полотна, кружевница. Обувщик по ремонту обуви, сборщик верха обуви, сборщик обуви. Нарезчик изделий из кости и рога, обработчик изделий из кости и рога. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Участие в областной выставке детских работ. Неделя профессионально-трудового обучения. Неделя профессиональной ориентации. Родительские собрания, семинары. | Декабрь Февраль Май В теч. года |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Анкета социально трудовой адаптации. Внеклассные занятия: «Трудовые права и обязанности». | В теч. года Ноябрь Апрель |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. Трудовой контракт. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники | В теч. года |
КЛАСС | 8 | |
ПРОФЕССИИ | Животновод, чабан, пастух, птичник, оленевод, уборщик служебных помещений, водитель автобуса, кассир, капитан, боцман, прачка, телефонист, озеленитель, дворник, плотник, штукатур, печник, кузнец. | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ |
Уроки чтения, развития речи | Устное народное творчество. Пословицы о труде. И.З.Суриков. Нашла коса на камень, И.А.Крылов. муха и пчела, Н.А.Некрасов. Размышления у парадного подъезда, В полном разгаре страда деревенская…, И.С.Тургенев. Муму. | В теч. года |
Уроки естествознания | Сельскохозяйственные млекопитающие. Домашние птицы. | В теч. года |
Уроки географии | Население тундры и его занятия. | В теч. года |
Уроки профессионально -трудового обучения | Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, картонажно-переплетное дело, столярное дело, художественный труд. | В теч. года |
Уроки социально -бытовой ориентировки | Жилище. Мытье кафельных стен, панелей. Транспорт. Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Водный транспорт. | В теч. года |
Экскурсии | Экскурсия на автовокзал. Экскурсия в прачечную. Экскурсия в салон связи. Экскурсия в администрацию района. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Общественно -полезный труд | Уборка территории школьного двора. Изготовление скворечников, кормушек. Подкормка птиц. Уход за комнатными растениями. Весенняя уборка школьного двора. Накрывание столовой. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть В теч. года |
Беседы | Жизненное и профессиональное самоопределение. Цель и смысл жизни. Плотник, штукатур, печник. Гончар, обмотчик элементов электрических машин. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть |
Праздники и массовые мероприятия | Участие в областной выставке детских работ. Неделя профессионально-трудового обучения. Неделя профессиональной ориентации Родительское собрание: «Возможности получения специальности через ЦЗН». Встречи с представителями профессиональных училищ. Родительские собрания, семинары. | Декабрь Февраль Май Апрель В теч. года |
Работа психолога | Психологическое анкетирование. Опросник профессиональной направленности. Внеклассные занятия: «Профессиональное самоопределение». | Январь Февраль |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. Центры занятости населения. | В теч. года |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование. | В теч. года |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники. | В теч. года |
КЛАСС | 9 | | |
ПРОФЕССИИ | Стекольный мастер, комбайнер, пекарь хлеба, работник зоопарка, медсестра, учитель, врач, телеграфист, Работник банка, страхователь, работник ЦЗН, швея, обувщик, столяр, закройщик, индивидуальный предприниматель, | | |
МЕРОПРИЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | СРОКИ | |
Уроки чтения, развития речи | К.Паустовский. Стекольный мастер, М.Шолохов. Судьба человека, Е.Носов. Трудный хлеб, Д.Даррелл. Живописный жираф. | В теч. года | |
Уроки естествознания | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Предупреждение пищевых отравлений. Первая помощь при тепловом, солнечном ударе и обморожении. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | В теч. года | |
Уроки географии | Полезные ископаемые. Сельское хозяйство. Курортное хозяйство. | В теч. года | |
Уроки профессионально -трудового обучения | Профили обучения. Швейное дело и декоративно-прикладное искусство, обувное дело, столярное дело. | В теч. года | |
Уроки социально -бытовой ориентировки | Средства связи. Денежные переводы. Сбережения. Кредит, государственное страхование. Медицинская помощь. Уход за больными. Листок нетрудоспособности. Профориентация и трудоустройство. Выбор профессии. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу, документы. Деловые бумаги. | В теч. года | |
Экскурсии | Экскурсия на фабрику игрушек. Экскурсия на швейное производство ЭЛЕГАНТ. Экскурсия в районный ЦЗН. Экскурсия на рынок. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | |
Общественно -полезный труд | Уборка территории школьного двора. Изготовление скворечников, кормушек. Подкормка птиц. Уход за комнатными растениями. Весенняя уборка школьного двора. Накрывание столовой. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть В теч. года | |
Беседы | Хочу, могу, надо. Трудовое законодательство. Оформление деловых бумаг. Производство и дисциплина. | 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть | |
Праздники и массовые мероприятия | Участие в областной выставке детских работ. Неделя профессионально-трудового обучения. Неделя профессиональной ориентации. Родительское собрание: «Жизненные ценности. Развитие умения по принятию решений». Родительские собрания, семинары. | Декабрь Февраль Май Апрель В теч. года | |
Работа психолога | Индивидуальное консультирование. Психологическое анкетирование. Профессиональные способности и возможности. Внеклассные занятия: «Памятки выпускнику». | Октябрь Март | |
Работа социального педагога | Профессиональное просвещение, консультации. Трудовая книжка. | Май | |
Работа врача | Медицинский осмотр специалистов. Индивидуальное консультирование. | В теч. года | |
| | | |
| | | |
Работа библиотекаря | Выставки книг о профессиях, классные беседы, общешкольные праздники | В теч. года | |
Программа составлена на основе информации сети Интернет, книг по профессиональной ориентации, опыта учреждения по вопросам профессиональной ориентации и адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. |