СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профессиональной ориентации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой Программу организации работы профессиональной образовательной организации по профориентации и профессиональному самоопределению.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профессиональной ориентации»


Утверждаю

директор Орловского СУВУ

_______________ Т.В.Хохлова


«____»____________2019 г.


Министерство просвещения российской фЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета училища

Протокол № __ от _____________2018 г.

Изменения и дополнения: протокол № ____ от _____________________2019 г.


Председатель МС_________Т.В.Хохлова





ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ОРЛОВСКОГО СУВУ

Выбирай дорогу в жизнь!

2018-2020 учебный год










Орлов, 2018


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование Программы

Программа по профориентации школьников «Путь к профессии»

Разработчики Программы

Инициативная группа

Исполнители Программы

  • администрация училища

  • социальные педагоги

  • педагоги-психологи

  • педагоги дополнительного образования

  • классные руководители

  • заведующая библиотекой

  • учителя-предметники

  • медицинские работники

  • мастера п/о и преподаватели

  • учащиеся 5-9 классов и групп ПО и СПО


Основание для

разработки

Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

-Конституция РФ


  • Всеобщая Декларация прав человека


  • Декларация прав ребенка



  • Конвенция о правах ребенка



  • Трудовой кодекс


  • Концепцией Модернизации российского образования;

  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)



-Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)


-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)


-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ


  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО « О методических рекомендациях» от 22 декабря 2017 года № 06-2023

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИХ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

-ФГОС

  • -Устав Орловского СУВУ


Основные

1. Профессиональное просвещение

направления

2. Диагностика и консультирование

системы

3. Взаимодействие с предприятиями

программных

4. Профессиональная адаптация

мероприятий


Цель реализации

1. Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране, регионе.

Программы


Задачи

1. Создать систему профориентации учащихся через

Программы

урочную и внеурочную деятельность.

  1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся.

  2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  3. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

  4. Совершенствовать механизм содействия трудоустройства выпускников училища.

  5. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Назначение

Проведение комплекса мероприятий, творческих

Программы

конкурсов, объединенных единым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области профессиональной ориентации (5-9классы) и профессионального самоопределения (9 класс и ПО) учащихся

Сроки реализации

2018-2020 г.г.

Ожидаемые

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой,

конечные

позволит:


результаты

- повысить мотивацию воспитанников СУВУ к труду, получению профессии в училище;

реализации

- оказать адресную психологическую помощь учащимся

Программы

в осознанном выборе будущей профессии;


- обучить подростков основным принципам построения


профессиональной карьеры и навыкам поведения на


рынке труда;


- сориентировать учащихся на реализацию собственных


замыслов в реальных социальных условиях.




ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры - коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально - производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОО, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Исходя из выявленных проблем, основной задачей профориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально- профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

Профориентация - это научно обоснованная система социально- экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно- ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

Если в начальной школе (пропедевтический период) – через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям, то

  • основная школа: 5-7 классы - через участие в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

средняя школа - профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

Работа по профориентации уже велась в училище, но была организована в рамках различных мелких программ, которые реализовывали в основном социальные педагоги. В училище одним из направлений работы (вид деятельности) является профессиональное обучение. Учащиеся в начале учебного года распределяются по учебным группам различных профессий. Но, при этом не учитываются ни способности, ни желания, ни особенности здоровья воспитанников. Подростки получают профессии в соответствии с необходимостью, обусловленной внутренними требованиями учебного учреждения, как то: возрастные, дисциплинарные, производственные, обусловленные спецификой учреждения и т.д. Назрела необходимость в создании общеучилищной программы, в работе по которой объединились бы усилия всего педколлектива училища: администрации, социально- психологической службы, воспитателей, учителей, мастеров п/о, педагогов дополнительного образования. Основной целью Программы должно стать объединение усилий педколлектива для создания системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у воспитанников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

2. Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы

Приоритеты Программы: обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками учреждений среднего профессионального образования или предприятий и организаций с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

  • Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

  • Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

  • Сформировать у воспитанников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

  • Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ, Центра занятости населения, ПДН и ЗП, КДН по месту жительства подростков по вопросам профессионального самоопределения воспитанников –выпускников СУВУ.

  • Совершенствовать механизм содействия трудоустройства выпускников СУВУ.

  • Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

Срок реализации мероприятий Программы: 2018-2020 г.г.

Этапы реализации программы:

    1. этап: проектный - 2018 год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

  • Изучить нормативную базу.

  • Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

  1. этап: практический - 2018-2019, 2019-2020 учебные годы, ноябрь- декабрь 2020 года.

Цель: реализация программы по профориентации. Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

  • Совершенствовать содержание профпросвещения.

  • Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

  • Разработать методические рекомендации по профориентации.

  • Расширять и укреплять социальное партнерство училища с организациями, предприятиями, учреждениями города, района, области.

  • Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  • Проводить мониторинг реализации программы.

  • Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения и предприятия, организации района, области.

  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

III этап: аналитический - 2020 год.

Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи:

  • Обобщить результаты работы училища по реализации Программы.

  • Спланировать работу на следующий период.


Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить мотивацию воспитанников к труду;

  • оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.



3. Основные направления системы программных мероприятий

В ходе реализации Программы идет работа по следующим направлениям:

  1. Профессиональное просвещение - педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

  2. Диагностика и консультирование - с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

  3. Взаимодействие с предприятиями и организациями –социальными партнерами с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

  4. Профессиональная адаптация - с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы учащийся пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности.

Удовлетворение в потребности профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера учащегося в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация - осуществляется через профессиональное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности учащегося на определенном возрастном этапе через учебную,социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, включение обучающихся в техническое творчество, социальные проектирование , в том числе и по выбору профессиональной направленности.



4. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации (структура деятельности педколлектива по проведению профессиональной ориентации).





№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.

Классный руководитель

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся по проблеме самоопределения


2.

Учителя- предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

3.

Заведующая библиотекой

  • регулярно подбирает литературу для педагогов и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-



конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

4.

Социальный педагог

  • способствует формированию у учащихся группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • осуществляет анализ и оценку социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

-проводит занятия по профориентации учащихся;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.

5.

Педагог- психолог

  • проводит психолого-педагогическое консультирование;

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся;

  • проводит анкетирование по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки;

  • оказывает помощь педагогам в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

  • проводит занятия по профориентации учащихся в УД « Введение в профессию»;

6.

Медицинский работник

  • способствует формированию у подростков установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;





7

Заместители директора по УПР, УВР и УВР, рук. ДО, рук. СПС

  • планирует единую работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой училища;

  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей, воспитателей, мастеров, педагогов ДО по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

  • проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

  • создаёт временные рабочие места, организует летние трудовые бригады;

  • организует участие детей в предметных олимпиадах разного уровня, конкурсах на лучшего по профессии;

  • осуществляет контролирующие функции работы педагогов по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

8

Методическая служба (руководитель МС,методист УПЧ, методист УВР, председатели МО

  • организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме профессионального самоопределения учащихся ( в том числе дистанционно через сеть Интернет);

  • организует подготовку методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки.

  • Организует выставку книг, материалов по профориентации

  • Проводит и организует педсоветы, круглые столы по обмену опытом профориентационной работы

5. Основные направления и содержание работы

Основные направления профориентационной деятельности – просвещение, диагностика и коррекция.

Просветительская работа важна на всех этапах реализации программы. Она проводится классным руководителем, учителями предметниками, библиотекарем. Ее главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы п путей решения возникающих проблем.

Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей, позволяет сделать работу в данном направлении более востребованной и значимой.

Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.

С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы по возрастам:

5-7 классы: развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.


 Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.


Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы



Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сенситивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН


  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)

  2. Экскурсии

  3. Ролевые игры

  4. Конкурсы

  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа


Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

  2. Всякий труд надо уважать

  3. И др. См. Приложение

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- уроки технологии, профессионального обучения, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией






6. Мероприятия

по реализации Программы


пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы и базы методических материалов


1.

Разработка и утверждение Программы по профориентации учащихся.


Сентябрь-октябрь 2018

Заместитель директора по УВР

2.

Создание банка данных об учебных заведениях местностей, откуда прибыли в СУВУ подростки


Сентябрь 2018

Ковязина О.Л.

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями и мастерами по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.

Сентябрь –октябрь, ежегодно

Заместители директора по УВР, УР, УПР

4.

Создание банка материалов: классных часов, деловых игр, бесед, тестов, игр, материалов диагностики, рекомендаций педагогам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Методкабинет, рук МС, Ковязина О.Л., соц. педагоги

5.

Семинар-практикум для педагогов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися»


Ноябрь 2018, 2019 гг.

Руководители МО

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке.


2018 - 2020

Заведующая библиотекой

7.

Разработка мини- программ МПТ, социальных педагогов по профориентации или отдельным направлениям Программы

Сентябрь- ноябрь 2018,2019 гг.

Педагоги, соцпедагоги

8.

Совершенствование Программы УД «Введение в профессию»

Август 2018, 2019 , 2020 года

Преподаватель Ковязина О.Л.

9.

Организация и проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.

Май 2019 года

Рук. МС

10.

Составление и тиражирование, распространение материалов сборника из опыта работы педагогов Орловского СУВУ «Выбор профессии-выбор будущего!»

(из опыта работы по профориентации

воспитанников СУВУ)

2 полугодие 2018 года, распространение- Всероссийский конкурс профмастерства, 2019 год

Рук. МС Колупаева Л.А., педагоги

11.

Создание буклетов по профессиям силами обучающихся

2019 год

В рамках различных конкурсов профмастерства ( училищном и Всероссийском)

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы




Реализация программы по профориентации:


1.

Экскурсии на предприятия города и области:

-Нововятский хлебозавод

-Завод гончарных изделий с.Просница

-ОАО «Шахматы» «Нарды»

-Экскурсия на с/п ИП Русакова С.В.

-Экскурсия на мебельное предприятие « Комодофф».

-Экскурсия на стройку

И т.д.

Ежегодно

Зам. по УПР, мастера п/о, педагог-психолог Ковязина О.Л.

2.

Экскурсии в учебные заведения города Кирова

Ежегодно, согласно программе профориентации УПЧ

Ковязина О.Л.

3.

Праздник «Посвящение в профессию»

Ежегодно, сентябрь-октябрь

Зам. по УПР, Методист УПЧ, педагог-психолог Ковязина О.Л.

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее» (каждый по своей профессии) на неделе технологии.

Ежегодно в марте

Преподаватели ПО

4.

Участие в городских, районных, межрайонных, областных акциях

Ежегодно

Заместитель директора по УВР, рук. ДО

5.

Участие в выставках – конкурсах декоративного творчества по технологии (Алексеевская ярмарка, «Город мастеров», выставка- ярмарка- продажа изделий учащихся СПО в г.Кирове и т.д.).

Ежегодно

Учителя технологии, педагоги ДО, мастера п/о

6.

Участие в районных и областных, межучилищных конкурсах художественного творчества.

Ежегодно

Рук. ДО, педагоги ДО

7.

Просмотр видео материалов по современным востребованным профессиям

По планам МПТ, по программе профориентации

Рук. МПТ, Ковязина О.Л.

8.

Создание и организация деятельности профориентационно- консультационного центра «Профи-гид» на базе вновь созданного кабинета по профориентации.

2019-2020 гг.

Педагоги-психологи Ковязина О.Л.

9.

Организация цикла социальных профессиональных проб «Профи-форсайт»:

-подбор социальных площадок;

-создание договорной основы;

-реализация соц. проф. Проб.

В течение 2019, 2020 годов





Зам. по УВР Тебеньков И.Н.

10.

Профориентационная игра « Учусь зарабатывать!»

Июль-август

Зам. по УВР Тебеньков И.Н., рук. ДО Деветьярова Н.А.

11.

Фестиваль видеофильном «Кино-фестиваль «Профессия моя!

Сентябрь-октябрь 2019 года

Ст. мастер, зам. по УПР, методист, педагог-психолог Ковязина О.Л.

12.

Создание Профи-парка.

1 этап- 2019 год

2 этап-2020 год

Директор.

Отв. все заместители директора

13.

Открытие кружка робототехники:

-1 этап: подготовительный ( программа, специалисты);

- 2 этап: деятельностный

2019 год,

2020 год

Социальный педагог Шулаева Е.В.

14.

Разработка «Профи-квеста»

В течение 2019, 2020 гг.

Социальные педагоги Шалагинова М.В., Шулаева Е.В.

15.

Реализация проекта «Нетворкинг»

2019-2020 гг.

Зам. по УВР Тебеньков И.Н., социальный педагог Шалагинова М.В.

Профпросвещение педагогов


1.

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.

“Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”.

“Система профориентационной работы в училище”;

“Методика профориентационной работы по возрастным группам”;

“Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;

“Методические основы профориентации во внеклассной работе”;

“Работа с учащимися по интересам”;

“Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”;

“Профориентация в процессе изучения основ наук”

Согласно планам работы МО

Рук. МС, председатели МО

2.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

Регулярно

Заведующая библиотекой, рук. МС

3.

Подготовка рекомендаций кл. руководителям, мастерам и воспитателям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

По запросам

Педагоги- психологи

4

Координация деятельности учителей, работающих в классе, мастера п/о на группе , психолога, соцпедагога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися

Ежемесячно

Председатель МПТ


Реализация программ и планов по профориентации МПТ: мастеров и воспитателей, классных руководителей (согласно планам)


1.

Профориентация учащихся на уроках.



* Профориентационная работа при изучении русского языка и литературы:

  • «Составление словаря профессиональных слов» (раздел «Лексика»

  • «Составление деловых бумаг» (раздел «Стилистика»)

  • «Публичное выступление о произведении народного промысла»

  • «Подбор афоризмов на тему труда и профессии»

  • «Описание трудовых действий как вид текста»

«Знакомство с профессиями литературных героев»


Ежегодно



Май

Учителя предметники, преподаватели:

Щенникова Т.П., учитель иност. яз.


Немчанинова И.В., учитель рус. яз и литературы

2.

«Профи-форсайт»: Цикл мастер-классов и встреч с представителями интересных профессий .

Ежегодно (в рамках реализации всех имеющихся программ ОУ и Недели Профессий-сентябрь)

Заместитель директора по УВР, классные руководители, мастера, воспитатели

4.

Всероссийский Конкурс профессионального мастерства обучающихся СУВУ

октябрь


5.

Проведение тематических классных часов:


1. Бехтерева А.Г., кл. рук.

1. Профориентационная беседа «16 октября - Всемирный День Хлеба» (октябрь)

2. Конкурсная программа в рамках классного часа со 2-м отделением «Мир профессий» (ноябрь)

3. Классный час в 6«А» «Трудом велик и славен человек» (апрель)


2. Володина Е.А., кл. рук.

1. Классный час «В мире профессий» (октябрь)

2. Викторина «Угадай профессию» (февраль)

3. Диспут «Самые нужные профессии» (март)


3. Бушуева Е.В.

1. Классный час в 5 кл. «Кем быть? Каким быть?»

2. Профориентационная беседа «16 октября - Всемирный День Хлеба» (октябрь)

3. Конкурсная программа в рамках классного часа со 2-м отделением «Мир профессий» (ноябрь)

4. Игровой конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус»


4. Кушкова Л.А.

1. Профориентационный тренинг с использованием презентации «Анализ рынка труда: наиболее востребованные профессии» (ноябрь)

2. Классный час «Склонности и профессиональные направленности» (январь)

3. Классный час «Интересы и выбор профессии» (февраль)

4. Классный час «Основы трудового законодательства – статья Конституции. Правила приёма на работу. Причины безработицы» (апрель)


5. Шалагинова Е.Г., кл.рук.

1. Классный час «Профессий много разных» (октябрь)

2. Классный час «Я и мир профессий» (апрель)


6. Щенникова Т.П. , кл. рук.

Как классный руководитель:

1. Классный час «Мир профессий» (октябрь)

2. Беседа психолога «Темперамент и выбор профессии» (январь)

3. Видеолекторий "Профессии, востребованные на рынке труда" (апрель)


7. Овчинникова С.Л.

1. Классный час «В мире профессий» (октябрь)

2. Классный час «Моя мечта о будущей профессии» (декабрь)

3. Классный час «Профессии наших родителей» (март)


8. Немчанинова И.В.

1. Игра-квест по профессиям «Что? Где? Когда?» (октябрь)

2. Игра «Путешествие в мир профессий» (март)


2018-2019 уч. год

В течение года


Классные руководители


6.

Проведение спецкурсов, элективных курсов профессиональной направленности:

Предмет « Введение в профессию»

Ежегодно, согласно учебного плана

Соц. педагог Ковязина О.Л.

7.

Информационно – просветительская работа:

*Иностранный язык:

-Стенд «Немецкий язык в моей профессии» (май)

-Выставка « Мой выбор».





-Оформление стендов по профориентации в школе, в отделениях и на производстве:

  • Рубрика «Твое профессиональное будущее»

  • «Типы профессий»

  • «Куда пойти учиться»

  • «Структура трудовой деятельности»

  • Потребности труда вашего региона и т.д.


2018 - 2020





Учитель Щенникова Т.П.



Воспитатели 8 отделения.




Преподаватель предмета «Введение в профессию», методист УПЧ

8.

День открытых дверей и родительские собрания

  • Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.


Ежегодно:

май

Рук. СПС, кл. рук., воспитатели



9.

Организация работы предметных кружков на базе мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных

Сентябрь и в течение года, ежегодно

Рук. ДО

10.

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

Декада гуманитарных дисциплин:

-оформление стенда « Иностранный язык в моей профессии»;


-Конкурс эссе « Профессия мечты».




-Викторина « Профессии литературных героев»;

Декада истории и обществознания:

-Профориентационная игра « Дороги, которые мы выбираем».

Апрель, ежегодно



Щенникова Т.П., Овчинникова С.Л.

Кушкова Л.А., Немчанинова И.В., Бехтерева А.Г.


Володина Е.А.




Бушуева Е.В., Шалагинова Е.Г.

Председатели МО




Май



Май





Май




Январь

11

Организация и проведение встреч с представителями различных профессий

Согласно планам МПТ, программе профориентации УПЧ

Воспитатели, мастера, кл.рук.

12.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся (участие в конкурсах, выставках, проектах):

  • Коллективные творческие дела.

  • Выпуск училищной газеты

  • Субботники по уборке территории училища и прилегающих территорий

  • КТД «Это мой уютный дом»

  • Выставка «Дары осени» и др.

  • Беседы:

«Все работы хороши-выбирай на вкус!»

«Профессии наших родителей!»

«Конкурс сочинений « Моя мечта о будущей профессии»;


«Вся правда о профессиях».


  • Профориентационный КВН « Выбирай на вкус!»

  • Игра « В мире профессий»

  • Игра «Угадай профессию»

  • Беседа «В мире современных профессий»

  • Игра- путешествие « В мир профессий»

  • Беседа-практикум «Домашний мастер»


В течение всего периода согласно планам воспитательной работы училища.




2 отделение







1 отделение


8 отделение



6 отделение



7 отделение




Зам. по УВР, воспитатели, педагоги ДО

13

Профориентационная работа мастеров п/о на уроках и воспитательной работе с группой.


Мастера п/о


Реализация социально- трудового проекта «Территория моей мечты»

Весна- осень 2019 года

Зам. по УПР, мастера п/о


Мастер п/о Ляскович Л.В.

  • Мероприятие «Твой выбор – твое будущее» (введение в профессию «Садовод»)

  • Экскурсия на с/х предприятие

  • Беседа «Почетная профессия – Садовод»

  • Встреча с лучшими работниками сельхозпредприятия

  • Д/и «Профессия «Садовод» - за и против»

  • Профориентационная беседа «Твои профессиональные качества, Садовод»

  • Тест «Готов ли ты к профессии «Садовод»?

  • Беседа о возможности дальнейшего обучения по профессии «Садовод» в средних специальных и высших образовательных организациях РФ.

Ежегодно

Сентябрь



Сентябрь


Ноябрь


Декабрь



Февраль


Март




Апрель


Март

Мастера п/о


-Беседа « Об особенностях профессии столяр строительный».

-Беседа « Об особенностях профессии изготовитель художественных изделий из дерева».

-Беседа «С чего начинается профессия?» (столяр строительный).

-Беседа «Твоя профессия- твоя дорога в жизнь» (столяр строительный).

-Беседа « История развития профессии маляр».

-Беседа « Начало всех начал- СТРОИТЕЛЬ» (о профессии столяр строительный).

-Беседа « Мир профессий».

Встреча с ветераном Орловского СУВУ, мастером Колбиным В.А. : «Мы хотим знать!».

-Беседа « Рабочие профессии технического направления».

Согласно плану воспитательной работы каждого мастера п/о

Мирошин Д.В.


Коснырев А.Г.




Казаковцев В.О.


Зуев М.Н.


Андреева Т.Г.



Гребенев А.Л.



Тимкин Ю.Н.

Позолотин А.В.




Киселев И.В.

14

Неделя профессий:

1.Внеклассное мероприятие « Угадай профессию».

2.Тестирование «Матрица выбора профессии Резапкина»..

3.Экспресс-диагностика « Человечек».

4.Видеолекторий Путешествие в мир профессий».

5.Урок от профессионала:

Мастер-класс «Изготовление глиняных изделий»,

Мастер-класс «Резьба по дереву».

6.Генеральная встреча «Встречи с руководителями учреждений»:

МЧС

ЦЗН

7.Онлайн-тестирование «Мой профессиональный выбор».

8.Мастер-класс «Основы фотографии»

9.Экскурсия в г.Киров «Ботанический сад»,«Нововятский хлебозавод».

Сентябрь, ежегодно

Рук СПС, социальные педагоги и педагоги-психологи

15

Фестиваль видео-фильмов «Выбираю профессию!»

В рамках Всероссийского конкурса профмастерства , 2019 год

Отв. за подготовку и проведение конкурса, И.Н.Щербаков

2.Диагностика и консультирование.


1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

  • «Карта интересов».

  • «Склонности и профессиональная направленность».

  • Профессиональные склонности

  • Профессиональный тип личности

  • Мотивы выбора

  • Анкета «Профессиональный интерес»

  • «Психологические особенности личности в выборе профессии»

  • Беседа «Акцентуации и выбор профессии»

  • И т.д.


Ежегодно









Ноябрь 2018 года

Ноябрь 2018 года

Социальные педагоги, педагоги- психологи







Педагог-психолог Торопова С.С.

Педагог-психолог Торопова С.С.

2.

Консультирование воспитанников по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9 класса, мастера, воспитатели

3.

Создание и организация деятельности профориентационного консультационного центра « ПрофГИД» на базе кабинета профориентации.

В течение 2018-2019 года и ежегодно

Рук. профцентра Ковязина О.Л.

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно


Соцпедагоги


2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Заместитель директора по УВР

3.

Организация работы летних трудовых бригад.

Май, июнь

Заместитель директора по УПР, старший мастер

4.

Организация производственной практики по ПМ всех профессий

Согласно учебному плану

Зам. по УПР

Мониторинг качества профориентационной работы


1.

Творческие отчеты МПТ по профориентации учащихся

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.

В течение всего периода

Рук. МПТ

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в

профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

эффективности профориентации

старшеклассников

- конфликты профессионального

самоопределения

По мере накопления материала

СПС



7. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация училища. Соисполнителями мероприятий Программы –воспитатели, мастера п/о, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи, преподаватели и учителя, библиотекарь, руководитель ДО, родители и обучающиеся.

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно- правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально- технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.

Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства училища с организациями, предприятиями, учреждениями района, области с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы училища по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через:

  • организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая помощь педагогам в подборке материалов (методкабинет и библиотека) и диагностических карт);

  • работу с обучающимися:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий по профессиональному самоопределению;

  • консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

  • организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);

  • встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования, выпускниками, работающими по профессии, полученной в училище, ветеранами труда и т.д.;

  • взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные беседы;

  • организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных студий;

работу с социальными партнерами:

  • помощь в организации профессиональных проб, экскурсий обучающихся на предприятиях;

  • помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время через центр занятости для работы в летних трудовых бригадах;

  • организация профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

8. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить мотивацию подростков к труду;

  • оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучить подростков основным принципам профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.


Изменения и дополнения в Программу по профориентации внесены: протокол методсовета № ____ от _____________________2019 г.


Председатель МС: _____________Т.В.Хохлова












































Приложение 1.


Примерные темы для оформления стендов по профориентации:



  1. Профессии XXI века

  2. Азбука профессий

  3. Сто дорог, одна – твоя

  4. Сделай свой выбор

  5. В мире профессий

  6. Профориентация в школе – путь к успеху!

  7. Выбирай дорогу в жизнь!

  8. Выбираем колледж

  9. Выбираешь профессию – выбираешь судьбу.


Приложение 2.


Необходимые тематические накопительные папки

в методкабинете

  1. «Профориентация»

  2. Сборник профориентационных тестов и анкет.

  3. Выставка « В помощь педагогу в профориентации воспитанника»

  4. Подборка разработок классных часов и других мероприятий в электронном виде.

  5. Сборники с разработками классных часов.


Пособия малых форм

Буклеты:

  1. «Путеводитель по образовательным сайтам»;

  2. «Азбука профессии»;

  3. «В помощь профессии»;

  4. «Профессии от А до Я» и др.

Памятки:

  1. Выбирающему профессию

  2. «Памятка абитуриенту»;

  3. «Молодёжи в помощь выбору профессии»;

  4. «Советы перед вступительными экзаменами»;

  5. «Как победить страх перед экзаменами»;

  6. «Полезные советы будущему абитуриенту» и др.



Приложение 3.


Методика проведения разных форм профориентационной работы


Вербальные формы

Профориентационные уроки, часы профориентации: “Экскурс в профессию”, “Я выбираю профессию”, “Урок занятости”, “Урок финансовой грамотности”, “Урок юридической грамотности”.

Лекции, проф. беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, сис­темой профессионального обучения и подготовки в регионе, осо­бенностями и условиями трудовой занятости населения.

При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные ма­териалы, форма подведения итогов.

Для участия в беседе можно пригласить представителя про­фессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студен­тов и др.

Устный журнал — представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.

Чтобы журнал вышел интереснее, можно включать в него про­смотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представи­телями различных профессий.

Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых хала­тах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.

Круглый стол

Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено, не более одного класса. Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуаль­ным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, имеющим уже определенный опыт. На каждое заседание клуба составляется программа, в которой подробно описыва­ется ход заседания, примерные вопросы участникам, указываются учебные заведения, в которых можно получить нужную профессию.

Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», «Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?», «Дорога, которую мы выбираем»; «Утверди себя в жизни трудом”, «Образование и профессия в меняющемся мире”;

Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над пробле­мой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спор­ным вопросам.

Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессио­нальный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Пре­стижность профессии. Что это такое?» и др. Приведем примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:

1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?

2. «Кем быть» или «Каким быть»?

3. Профессия красит человека или человек профессию?

4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?

5. Свободный выбор профессии. Что это значит?

6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?

7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?

Часы-дебаты «Открытие профессии». В часах-дебатах уделяется внимание тому, чтобы не было увлечения только внешней или какой-либо частной стороной профессии. Показано какого рода обстоятельства при выборе профессии надо учитывать прежде всего, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии;

Часы-раздумья «Мир профессий». Помогут поднять большой пласт информации о профессиях, связанных с:

- управлением производством, руководством людьми,

- материально-бытовым, торговым обслуживанием людей,

- информационным обслуживанием людей,

- медицинским обслуживанием.

Клубы по интересам, кружки

Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания.

Встречи с интересными людьми «Люди нашего города» и представителями учебных заведений;

Родительские собрания по профориентационной тематике

Консультация “Психологическая подготовка к экзаменам”, “Поведение на экзамене”, “Оформление документов при поступлении в учебное заведение»;


Практические формы: активным (кружки, клубы, мастерские, лагеря)

Традиционные поручения Примерные дела-поручения: Дежурные по классу, Санитары, или Айболиты, Библиотекари, или друзья книги, Цветоводы, или друзья природы, Физорги, Затейники, Артисты, Журналисты или Газетчики.

Наиболее активной формой работы по профориентации является конкурс (например, «Выбор профессии - выбор будущего», «Библиотека - помощник в выборе жизненного пути»). Конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия (конкурс «Лучший по профес­сии»), или в ходе других мероприятий, например, в ходе классного часа.

Аукцион знаний «Все профессии важны! Все профессии нужны?»; Профориентационная рулетка «Выбор пути»;

Конкурс сочинений, эссе, стихотворений.

Конкурс рисунков. Наиболее интересными являются конкурсы творческих работ («Техническое творчество как ступенька к профессиональному мастерству»), фотоконкурсы («Профессия»). конкурс-презентация профессий «Выбор, определяющий судьбу»;

Профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!»

Турнир знатоков

Ярмарки и аукционы на аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию насто­ящего, взрослого аукциона.

Профориентационные игры

Деловые игры «Угадай профессию», «Защита выбранной профессии», “Смотрины», «Пусть каждый выберет свой путь», «Бизнес и карьера», «Сам себе адвокат», «Из школы в жизнь»;

Ролевые игры «Выявление способностей и осознанный выбор», «Выбери свою дорогу», «Качественное обучение - надёжное будущее»;

Игра-разминка «Профессионал». Правила игры заключаются в том, что необходимо вообразить себя представителем той или иной профессии, и при помощи искусства пантомимы показать себя в работе, а присутствующие должны догадаться, кого изображают играющие.

«Профессиональный ринг»

Смысл использования предлагаемых методик - в созда­нии более непринужден­ной, доброжелательной и естест­венной, чем обычно, атмосферы работы со старше­классниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании от­дельных элементов професси­онального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназна­ченными для работы с це­лым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к соб­ственно профориента­ционным играм.

Тематический утренник или вечер — может быть посвящен одной профессии или целой отрасли.

  • Мир моих интересов.

  • Все работы хороши - выбирай на вкус.

  • Профессии наших родителей.

  • О профессиях разных, нужных и важных.

  • Путь в профессию начинается в школе.

  • Моя мечта о будущей профессии.

  • Труд на радость себе и людям.

  • Познай самого себя.

  • Мотивы выбора профессии.

  • Они учились в нашей школе.

  • Профессии с большой перспективой.

  • Что век грядущий нам готовит?

  • Труд и творчество как главный смысл жизни.

  • Сотвори свое будущее.

  • Что? Где? Когда?

Экскурсия — одна из распространенных форм получения про­фессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, уч­реждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации.

Трудовые дела

Шоу-программы «Мастер-класс: Моя профессия – визажист, косметолог. - парикмахер». Приятного аппетита (о профессии повара).

К нетрадиционным формам профориентационной работы относятся: предоставление доступа к электронным базам данных («Учебные заведения ЕАО»), компьютерное тестирование.

Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн. Профоконсультирование. В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются профрекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя-предметники и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе (в основном на начальных этапах проведения мероприятий по профориентации), помогают профконсультантам составлять досье на выпускников.

Инновационными формами работы по профориентационной деятельности являются:

Справочное бюро «Проверь в себя!». Психологический практикум, направленный на оценку уровня знаний, своих индивидуальных способностей. Мир профессий огромен, и подросткам всё труднее и труднее выбрать дело своей жизни - и по вкусу, и по плечу, и тем важнее понять каждому, каков он сам, что он может;



Комплексные формы

Дни профессий «Мир профессий»;

Дни абитуриента «Моё увлечение - моя профессия», «Представьтесь, пожалуйста», «Работа? Профессия? Призвание? Хобби?»;

Дни профориентации «Путешествие в профессию»

Дни информации «Школа... а дальше?», «От А до Я», «Сведения об учебных заведениях»;

Профориентационный декадник «Путь к профессиональной карьере»

Месячник профориентации «Будущее – это ты».

Особенно актуально проводить Неделю профориентации «Профессии на все времена». В это время используется комплекс различных форм профориентационной деятельности. Кроме традиционных выставок, организовываются встречи со специалистом - профконсультантом из центра занятости; ведутся просмотры видеофильмов, например, «Азбука профориентации»; «Ищу работу», а также разрабатываются буклеты, закладки, листовки.

Парад профессий «Открытие профессии»;

Ярмарка профессий «Выбери работу по душе»;

Проекты “Время выбирать», «Профориентационная биржа».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!