СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по профориентации 1-4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является первой ступенькой в профориентационной работе.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.
Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Что же такое профориентационная работа для начальной школы?
Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.
Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.
Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.
Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы в школе может быть более эффективной, если:
Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;
Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;
Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая система начальной школы;
В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;
Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;
Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы
«Тропинка в профессию » создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая нами программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Меж предметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.
Данная программа предполагает реализацию через:
Внеурочную деятельность детей – программа «Тропинка в профессию » (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);
Внеклассную работу.
Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.
Комплексная программа « Тропинка в профессию » реализует направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1 -4 класс).
Цель: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.
Задачи:
познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.
В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
Этапы реализации программы:
1-3 класс – формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям.
4 класс – рефлексия приобретаемого образовательного опыта в виде самостоятельного выбора профиля трудового обучения в средней школе.
1-й этап:
1 класс. «Человек - природа»
Задачи: Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда. Познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями, воспитывать уважение к людям разных профессий, дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества, дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа».
№ п\п | Тема занятия | Ответственный | Месяц | Цель |
1 | Профессии сельского хозяйства | Воспитатель | Сентябрь | Знакомство с понятием сельское хозяйство |
2 | У бабушки в деревне | Классный руководитель | Октябрь | Знакомство с сельской жизнью и видами выполняемых работ |
3 | Ловись, рыбка! | Библиотекарь | Ноябрь | Знакомство с понятием рыбный промысел. |
4 | Труженики леса | Воспитатель | Декабрь | Знакомство с понятием лесничество и лесник. |
5 | Хлеб – всему голова | Социальный педагог | Январь | Разговор о хлебе. |
6 | Профессия овощевод | Классный руководитель | Февраль | Знакомство с понятием овощевод. |
7 | Знакомьтесь, агроном! | Социальный педагог | Март | Знакомство с понятием агроном. |
8 | Профессия цветовод | Воспитатель | Апрель | Знакомство с профессией цветовод. |
9 | Все работы хороши, выбирай на вкус! | Педагог-психолог | Май | Рефлексия |
2 класс. «Человек – человек»
Задачи: Расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к труду, понимания значения труда в жизни человека, дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек», научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности, вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей.
№ п\п | Тема занятия | Ответственный | Месяц | Цель |
1 | Путешествие в мир профессий «Человек-человек» | Классный руководитель | Сентябрь | Знакомство с профессиями категории «Человек-человек» |
2 | В магазине | Воспитатель | Октябрь | Знакомство с профессией продавец. |
3 | В библиотеке | Библиотекарь | Ноябрь | Знакомство с профессией библиотекарь. |
4 | Весёлая портняжка | Воспитатель
| Декабрь | Знакомство с профессией швея. |
5 | Расти здоровым | Медсестра | Январь | Знакомство с медицинскими профессиями. |
6 | Я в учителя пойду | Классный руководитель | Февраль | Знакомство с педагогическим профессиями. |
7 | Кухонный переполох | Социальный педагог | Март | Знакомство с профессиями кухни. |
8 | Причёски такие разные | Воспитатель | Апрель | Знакомство с профессией парикмахер. |
9 | Профессии наших мам | Педагог-психолог | Май | Беседа «Профессия моей мамы». |
3 класс. «Человек – техника»
Задачи: Продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника», расширить знания о производственной деятельности людей и о технике, научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел, воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.
№ п\п | Тема занятия | Ответственный | Месяц | Цель |
1 | «Путешествие в мир профессий «Человек – техника» | Классный руководитель | Сентябрь | Знакомство с профессиями категории «Человек-техника» |
2 | Заводская проходная | Воспитатель | Октябрь | Знакомство с понятием рабочий. |
3 | Строим дом | Библиотекарь | Октябрь | Знакомство с понятием строитель. |
4 | У кого мастерок, у кого молоток | Воспитатель
| Ноябрь | Знакомство с понятием столяр. |
5 | «Ремесла Кемеровской области» | Социальный педагог | Декабрь | Добыча и переработка полезных ископаемых.
|
6 | Профессия почтальон | Классный руководитель | Январь | Знакомство с понятием почтальон. |
7 | «Водный транспорт» | Социальный педагог | Февраль
| Знакомство с понятием леьтчик. |
8 | Профессия водитель | Воспитатель | Март | Знакомство с понятием водитель. |
9 | Осторожно огонь | Библиотекарь | Март | Знакомство с понятием пожарный. |
10 | Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат | Классный руководитель | Апрель | Знакомство с понятием спасатель. |
11 | Профессия моих родителей | Педагог-психолог | Май | Познакомить с профессиями родителей, расширить знания о многообразии профессий. |
12 | Все профессии нужны, все профессии важны | Социальный педагог | Май | Ознакомление обучающихся с многообразием профессий через игровую деятельность. |
2 этап:
4 класс. «Это интересно!»
Задачи: Побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта и выбор профиля трудового обучения.
№ п\п | Тема занятия | Ответственный | Месяц | Цель |
1 | Роль профессии в жизни человека. | Классный руководитель | Сентябрь | Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. |
2 | Профессиональное обучение в нашей школе. | Воспитатель | Сентябрь | Познакомить с направлениями профессионального обучения в нашей школе. |
3 | Сельскохозяйственное направление. | Библиотекарь | Октябрь | Формировать у учащихся позитивного отношения к сельским профессиям. |
4 | Самые редкие профессии | Воспитатель
| Октябрь | Познакомить с редкими профессиями. |
5 | Игра «Ящик ощущений» | Социальный педагог | Ноябрь | Научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений. |
6 | Беседа «Дороги которые мы выбираем» | Классный руководитель | Ноябрь | Расширить представление детей о различных профессиях |
7 | Рисунок «Я мечтаю быть..» | Социальный педагог | Декабрь
| Формировать интерес к профессиям. |
8 | Сюжетно-ролевая игра "Строим дом" | Воспитатель | Декабрь
| Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей. |
9 | Дидактическая игра «Кто, где работает?» | Библиотекарь | Январь | Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. |
10 | Дидактическая игра «Исправь ошибку» | Классный руководитель | Январь | учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. |
11 | Викторина «Знаю все профессии» | Педагог-психолог | Февраль | Познакомить с профессиями; тренируем внимание; развиваем память, логическое мышление, речь. |
12 | Игра «Монополия» | Воспитатель | Февраль | Рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков. |
13 | Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий» | Библиотекарь | Март | Расширение и закрепление знаний о профессиях. |
14 | Кем хочу быть. | Социальный педагог | Март | Проект «Я в профессии» |
15 | Беседа «Много есть профессий разных» | Воспитатель | Апрель | Формирование у учеников представления о многообразии профессий. |
16 | Сюжетно - ролевая игра "Магазин" | Классный руководитель | Апрель | Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи. |
17 | Таланты и способности | Педагог-психолог | Май | Формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся |
18 | Беседа «Труд красит человека» | Классный руководитель | Май | Расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М., 2006
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося. – М., 2005
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003
Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006
Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009
Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог.№2.2009
Сборник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения «Профессиограммы профессий, востребованных на рынке труда Краснодарского края».- Краснодар, 2004
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. – М., 2009
Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог.№5,6,7,9.2011
© 2020, Соскова Анастасия Евгеньевна 10125 287