СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профориентации 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации 1-4 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и системно. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения обучающихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на профориентационное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.

Что же такое профориентационная работа для начальной школы?

Для ученика: развитие интереса и мотивации к разнообразным познаниям о профессии; развитие определённых профессиональных навыков, развитие рефлексии и навыков опыта деятельности.

Для учителя: новый опыт творческого самовыражения; ответы на все сомнения и вопросы по профориентационной работе обучающихся, которые возникают в процессе его профессиональной работы; продуманное содержание и методическая система работы; расширение профессиональных компетенций и т.д.

Для администрации школы: новый позиционный статус образовательной среды профориентационной работы; обеспеченность взаимосвязанными (по содержанию и методике) вариативными программами всех классов начальной и средней ступеней, усиление методической оснащённости педагогического процесса и т.д.

Общая гипотеза данной работы состоит в том, что реализация профориентационной работы в школе может быть более эффективной, если:

  • Изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе;

  • Предметом будет избрано педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе;

  • Будет создана пропедевтическая профориентационная педагогическая система начальной школы;

  • В содержание начального образования будут включены исследовательские проектные виды деятельности;

  • Будут использованы потенциалы микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка;

  • Процесс пропедевтики будет сопровождаться технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Согласно ФГОС Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Комплексная программа профессиональной работы для начальной школы

«Тропинка в профессию » создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая нами программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Меж предметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Данная программа предполагает реализацию через:

  • Внеурочную деятельность детей – программа «Тропинка в профессию » (духовно-нравственное направление внеурочной деятельности);

  • Внеклассную работу.

Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Комплексная программа « Тропинка в профессию » реализует направление духовно-нравственное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда. Программа рассчитана на 4 года (1 -4 класс).


Цель: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Задачи:

  • познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

  • выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

  • способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

  • способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

  • способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

  • расширение кругозора о мире профессий;

  • заинтересованность в развитии своих способностей;

  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.

Этапы реализации программы:

1-3 класс – формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям.

4 класс – рефлексия приобретаемого образовательного опыта в виде самостоятельного выбора профиля трудового обучения в средней школе.

1-й этап:

1 класс. «Человек - природа»

Задачи: Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда. Познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями, воспитывать уважение к людям разных профессий, дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества, дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа».

№ п\п

Тема занятия

Ответственный

Месяц

Цель

1

Профессии сельского хозяйства

Воспитатель

Сентябрь

Знакомство с понятием сельское хозяйство

2

У бабушки в деревне

Классный руководитель

Октябрь

Знакомство с сельской жизнью и видами выполняемых работ

3

Ловись, рыбка!

Библиотекарь

Ноябрь

Знакомство с понятием рыбный промысел.

4

Труженики леса

Воспитатель

Декабрь

Знакомство с понятием лесничество и лесник.

5

Хлеб – всему голова

Социальный педагог

Январь

Разговор о хлебе.

6

Профессия овощевод

Классный руководитель

Февраль

Знакомство с понятием овощевод.

7

Знакомьтесь, агроном!

Социальный педагог

Март

Знакомство с понятием агроном.

8

Профессия цветовод

Воспитатель

Апрель

Знакомство с профессией цветовод.

9

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Педагог-психолог

Май

Рефлексия

2 класс. «Человек – человек»

Задачи: Расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к труду, понимания значения труда в жизни человека, дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек», научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности, вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей.

№ п\п

Тема занятия

Ответственный

Месяц

Цель

1

Путешествие в мир профессий «Человек-человек»

Классный руководитель

Сентябрь

Знакомство с профессиями категории «Человек-человек»

2

В магазине

Воспитатель

Октябрь

Знакомство с профессией продавец.

3

В библиотеке

Библиотекарь

Ноябрь

Знакомство с профессией библиотекарь.

4

Весёлая портняжка

Воспитатель


Декабрь

Знакомство с профессией швея.

5

Расти здоровым

Медсестра

Январь

Знакомство с медицинскими профессиями.

6

Я в учителя пойду

Классный руководитель

Февраль

Знакомство с педагогическим профессиями.

7

Кухонный переполох

Социальный педагог

Март

Знакомство с профессиями кухни.

8

Причёски такие разные

Воспитатель

Апрель

Знакомство с профессией парикмахер.

9

Профессии наших мам

Педагог-психолог

Май

Беседа «Профессия моей мамы».


3 класс. «Человек – техника»

Задачи: Продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника», расширить знания о производственной деятельности людей и о технике, научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел, воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.



№ п\п

Тема занятия

Ответственный

Месяц

Цель

1

«Путешествие в мир профессий «Человек – техника»

Классный руководитель

Сентябрь

Знакомство с профессиями категории «Человек-техника»

2

Заводская проходная

Воспитатель

Октябрь

Знакомство с понятием рабочий.

3

Строим дом

Библиотекарь

Октябрь

Знакомство с понятием строитель.

4

У кого мастерок, у кого молоток

Воспитатель


Ноябрь

Знакомство с понятием столяр.

5

«Ремесла Кемеровской области»

Социальный педагог

Декабрь

Добыча и переработка полезных ископаемых.


6

Профессия почтальон

Классный руководитель

Январь

Знакомство с понятием почтальон.

7

«Водный транспорт»

Социальный педагог

Февраль


Знакомство с понятием леьтчик.

8

Профессия водитель

Воспитатель

Март

Знакомство с понятием водитель.

9

Осторожно огонь

Библиотекарь

Март

Знакомство с понятием пожарный.

10

Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат

Классный руководитель

Апрель

Знакомство с понятием спасатель.

11

Профессия моих родителей

Педагог-психолог

Май

Познакомить с профессиями родителей, расширить знания о многообразии профессий.

12

Все профессии нужны, все профессии важны

Социальный педагог

Май

Ознакомление обучающихся с многообразием профессий через игровую деятельность.



2 этап:

4 класс. «Это интересно!»

Задачи: Побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта и выбор профиля трудового обучения.



№ п\п

Тема занятия

Ответственный

Месяц

Цель

1

Роль профессии в жизни человека.

Классный руководитель

Сентябрь

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

2

Профессиональное обучение в нашей школе.

Воспитатель

Сентябрь

Познакомить с направлениями профессионального обучения в нашей школе.

3

Сельскохозяйственное направление.

Библиотекарь

Октябрь

Формировать у учащихся позитивного отношения к сельским профессиям.

4

Самые редкие профессии

Воспитатель


Октябрь

Познакомить с редкими профессиями.

5

Игра «Ящик ощущений»

Социальный педагог

Ноябрь

Научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

6

Беседа «Дороги которые мы выбираем»

Классный руководитель

Ноябрь

Расширить представление детей о различных профессиях

7

Рисунок «Я мечтаю быть..»

Социальный педагог

Декабрь


Формировать интерес к профессиям.

8

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Воспитатель

Декабрь


Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.

9

Дидактическая игра «Кто, где работает?»

Библиотекарь

Январь

Уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

10

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Классный руководитель

Январь

учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

11

Викторина «Знаю все профессии»

Педагог-психолог

Февраль

Познакомить с профессиями; тренируем внимание; развиваем память, логическое мышление, речь.

12

Игра «Монополия»

Воспитатель

Февраль

Рационально используя стартовый капитал, добиться банкротства других игроков.

13

Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий»

Библиотекарь

Март

Расширение и закрепление знаний о профессиях.

14

Кем хочу быть.

Социальный педагог

Март

Проект «Я в профессии»

15

Беседа «Много есть профессий разных»

Воспитатель

Апрель

Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

16

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Классный руководитель

Апрель

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи.

17

Таланты и способности

Педагог-психолог

Май

Формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся

18

Беседа «Труд красит человека»

Классный руководитель

Май

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

  1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М., 2006

  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003

  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося. – М., 2005

  4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2003

  5. Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006

  6. Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009

  7. Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог.№2.2009

  8. Сборник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации незанятого населения «Профессиограммы профессий, востребованных на рынке труда Краснодарского края».- Краснодар, 2004

  9. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. – М., 2009

  10. Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог.№5,6,7,9.2011





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс