СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для 9 класса.

           Основной целью курса является формирование у учащихся личностной  готовности  к  первичному  профессиональному  самоопределению, а  именно  к  выбору  профиля  обучения  в  старшей  школе, а  также  к  выбору  вида  и  уровня  образования  после  окончания  основной  школы,  готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентации»










Рабочая программа

элективного курса по профориентации

«Психология и выбор профессии»

для учащихся 9 класса.























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса по профориентации «Психологии и выбор профессии» составлена на основе учебно –методического пособия Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», 2011г.

Программа разработана для 9 класса.

Основной целью курса является формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения в старшей школе, а также к выбору вида и уровня образования после окончания основной школы, готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры. .


Изменения, внесённые в программу:

Авторская программа рассчитана на 17 часа (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект:

- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: Рабочая тетрадь.- М.: Генезис, 2011.

-Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-


Рабочая программа рассчитана на 17 часа, 1 час в неделю в первом полугодии. Для оценки результативности программы предусмотрено проведение стартовой, рубежной и итоговой работы.


Формы организации учебного процесса: фронтальные, групповые, парные, индивидуальные. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиограмма;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • общение;

  • самооценка;

  • профпригодность;

  • компенсация способностей;

  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока п/п

урока в теме (разделе)

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


1. Введение (1 час)

1

1

1

Предмет и задачи курса.



2. Что я знаю о мире профессиий (8 часов)

8

2

1

Классификация профессий. Признаки профессии. Тестирование по теме: «Профплан»

1

3

2

Определение типа будущей профессии

1

4

3

Профессии, специальность, должность. Формула профессии.

1

5

4

Интересы и склонности в выборе профессии

1

6

5

Определение профессионального типа личности

1

7

6

Профессионально важные качества

1

8

7

Профессия и здоровье.

1

9

8

Обобщающий.

1


3. Планирование профессиональной карьеры (9ч)

9

10

1

Мотивы и потребности.

1

11

2

Ошибки в выборе профессии.

1

12

3

Современный рынок труда.

1

13

4

Пути получения профессии.

1

14

5

Навыки самопрезентации.

Резюме и собеседование.

1

15

6

Стратегия выбора профессии.

1

16-17

7-8

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2

























Содержание учебного курса

1. Введение (1 час)

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и

построение личного профессионального плана.




2. Что я знаю о профессиях (8 часов)


Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация.

Анализ различий между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация».

Характеристика труда: характер процесс и условия труда различных профессий.

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма.

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.

Требования к здоровью человека. Медицинские противопоказания. Уровень психо -эмоционального состояния учащихся. Способы саморегуляции.

Презентации, видеоролики о факультетах и учебных заведениях.

Встреча с представителями средне – специальных и высших учебных заведений Белгородской области

.



  1. Планирование профессиональной карьеры (8 часов)


Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессионой сфере деятельности.

Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор.

Понятие «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность. Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор.

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий.

Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соответствия своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»).

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Самопрезентация. Резюме и собеседование.

Средне специальное образование. Высшее образование. Особенности современной системы высшего образования.

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели собственной будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста.




















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.-

  2. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997.

  3. Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.

  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  6. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.

  7. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

  8. Элективный курс «Человек и профессия». – М.: Глобус, 2007.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока в теме

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата план

Дата факт

1. Введение (1 час)

1

Предмет и задачи курса.




2. Что я знаю о мире профессиий (8 часов)

2

Классификация профессий. Признаки профессии. Тестирование по теме: «Профплан»

1



3

Определение типа будущей профессии

1



4

Профессии, специальность, должность. Формула профессии.

1



5

Интересы и склонности в выборе профессии

1



6

Определение профессионального типа личности

1



7

Профессионально важные качества

1



8

Профессия и здоровье.

1



9

Обобщающий.

1



3. Планирование профессиональной карьеры (9ч)

10

Мотивы и потребности.

1



11

Ошибки в выборе профессии.

1



12

Современный рынок труда.

1



13

Пути получения профессии.

1



14

Навыки самопрезентации.

Резюме и собеседование.

1



15

Стратегия выбора профессии.

1



16-17

Защита проекта «Моя будущая профессия»

2









































































































































































Оценка интересов и склонностей






























Сумма
















11а


16а


21а







11б


16б


21б






12а


17а


22а







12б


17б


22б






13а


18а


23а







13б


18б


23б






14а


19а


24а







14б


19б


24б





10а


15а


20а


25а






10б


15б


20б


25б




П


Т


Ч


З


Х


Индивидуальный профиль


МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ»


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.











«Опросник профессиональных склонностей»

1

А



Б


В

2


А


Б

В


3

А

Б


В



4



А


Б

В

5

А

Б

В




6

А

Б




В

7


А

Б

В



8

А




Б

В

9


А


Б

В


10




А

Б

В

11

А

Б

В




12



А

Б

В


13

А




Б

В

14


А


Б

В


15

А


Б


В


16

А


Б



В

17




А

Б

В

18

А

Б

Б




19



А


Б

В

20

А


Б



В

21


А

Б

В



22


А

Б

В



23


А


Б


В

24

А




Б

В

Сумма балов

I

II

III

IV

V

VI

Психологический кроссворд

Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.

1. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями.
2. Цели труда, заключающиеся в сравнении, проверке, оценке, сортировке. 3. Осмысленный порядок вещей.
4. Вещественные средства труда, используемые в работе плотника, хирурга, скульптора.
5. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.
6. Важнейшее условие правильного выбора профессии.
7. Цели труда, направленные на изменение предметов, материалов, процессов.
8. Влечение, интерес к какому - либо занятию.
9. Предмет труда в профессиях, связанных с текстами, формулами, расчетами, чертежами.
10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов.




















Приложение 2.


Методики для начальной и заключительной диагностики:



1.Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Чем обусловлен Ваш выбор, что привлекает Вас в избранной профессии:

А) её престижность

Б) комфортные условия труда

В) высокая материальная заинтересованность

Г) близость к месту жительства

Д) перспективность профессионального роста

Е) общение с людьми

Ж) романтичность профессии

З) семейная традиция

И)независимость в работе

К) возможность творческой деятельности

- другое (укажите) _____________________________________________


4. Что вы знаете о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условия труда

Б) профессионально важные качества

В) где можно получить эту профессию

Г) спрос на эту профессию на рынке труда

Д) медицинские противопоказания


5. Что мешает выбрать профессию?

А) плохо знаю мир профессий

Б) плохо знаю свои возможности

В) не могу выбрать из нескольких вариантов

Г) не знаю, как выбирать профессию

Д) еще не думал (а) о выборе профессии


6. Предпринимаете ли вы что – нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

А) не вижу в этом необходимости

Б) хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать

В) частично готовлюсь

Г) да, я готовлюсь к будущей профессии.



Анкета по элективному курсу «Психология и выбор профессии»

Учащимся предлагается в свободной форме, в виде сочинения. Написать свой отзыв по программе, учитывая следующие вопросы:

  1. Что мне дало изучение этого элективного курса? Какие знания умения, навыки я приобрел?

  2. Мое мнение о содержании, способах проведения занятий?

  3. Что мне не понравилось при изучении курса и почему?

  4. Что следовало бы изменить в программе, а что оставить.




Приложение 3.


Методика «ПРОФПЛАН»


Это методика позволяет сделать вывод о том, насколько хорошо вы на данный момент смогли определиться со своим профессиональным будущем.

Вам предлагается в виде блок- схемы нарисовать возможные варианты своей профессиональной жизни. В прямоугольнике поместите этапы (варианты) профессиональной жизни (место учёбы, работы, специальность).

Соединяющие их стрелки это переходы между этапами. На стрелках или под стрелками поместите условия перехода (что нужно для того, чтобы этот переход произошёл).

Важно работать самостоятельно, потому что если вы напишите, как у соседа вы узнаете о нём, а не о себе. Не нужно ничего специально выдумывать, пишите только те этапы и условия, о которых вы уже сейчас размышляете. План может быть рассчитан на разное число лет. Не нужно стараться раздвигать эти границы, нужно описывать тот план, который вы рассматриваете.

Обработка результатов

Показатель качества профплана – степень его зрелости, которая определяется по 4 критериям: вариативности, перспективности, реалистичности, конкретности.

Вариативность – число независимых ветвей.

Перспективность – число лет, на сколько заглядывает профплан.

Реалистичность – число условий/ число стрелок.

Конкретность – число конкретных профессий / число прямоугольников.

Зрелость - совокупность вариативности, перспективности, реалистичности, конкретности.

Уровни зрелости профплана –1-низкий, 2- средний, 3 – высокий.



Если число независимых «ветвей» прфплана меньше 3-х – вариативность профплана низкая, если больше 4-х – высокая.

Если профплан «заглядывает» меньше чем на 5 лет вперёд – он обладает низкой перспективностью, больше 10 лет – высокой.

Реалистичность определяется по степени вероятности его реализации. Если условия для достижения этапов профплана обозначены менее чем в 50% случаев – реалистичность низкая, если больше, чем в 75% - высокая.

Если конкретные специальности для учебных заведений или предприятий расписаны менее чем в 50% случае – профплан размыт, неконкретен, больше чем 75% - профплан обладает высокой конкретностью.













Анкета по элективному курсу «Психология и выбор профессии»

Учащимся предлагается в свободной форме, в виде сочинения. Написать свой отзыв по программе, учитывая следующие вопросы:

  1. Что мне дало изучение этого элективного курса? Какие знания умения, навыки я приобрел?

  2. Мое мнение о содержании, способах проведения занятий?

  3. Что мне не понравилось при изучении курса и почему?

  4. Что следовало бы изменить в программе, а что оставить.





Приложение 4.


Анкета для выявления готовности школьников к выбору профессии
(подготовлен профессором В.Б. Успенским)
Цель:
определение готовности учащихся к выбору профессии.
Учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали профессию.
2. Основной мотив выбора материальные интересы.
3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
4. Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья.
5. Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
6. Если вы не сможете поступить в избранное вами учебное заведение, то у вас есть запасные варианты.
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессии, вам недостает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Как вы думаете, учителя одобрили бы ваш выбор?
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии.
18. Главное в выборе профессии — возможность поступить в учебное заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут вам поступить в вуз.
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то выбудете пытаться вновь.
24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «хочу».


Обработка и интерпретация результатов
Анкета обрабатывается сразу, данные заносятся в тетрадь.
1 балл за каждый ответ «да» на вопросы: 1, 3,6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23.
1 балл за каждый ответ («нет» на вопросы: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18,21, 24.

Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0—6 баллов неготовность;

7—12 баллов низкая готовность;

13—18 баллов — средняя готовность;

19—24 балла — высокая готовность.

































Список литературы

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2011.-208с.

  2. Элективный курс «Человек и профессия». – М.: Глобус, 2007.

3. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

4. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997.


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. .- М.: Генезис, 2005.-124с.

  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Сб.: Питер, 2006.- 214с.

  3. Психология популярных профессий/род ред. Л.А.Головей. СПб.:Речь, 2003.

  4. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников 10-11 кл.-М.: Владос, 2001. – 276с.

  5. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-336с.













20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!