ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИИ: «МОЙ ВЫБОР»
Оглавление
Аннотация 1
Цели и задачи программы 1
Профориентационный урок – «выбор профессии» (коспект). 2
План родительского собрания / классного часа по теме «Современная профориентация школьников». 6
Тестирование «Раскрой свои таланты» 8
Возраст участников: 8
Планируемые результаты. 8
Краткое описание содержания программы. 9
Аннотация Цели и задачи программы
Создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию старшеклассников профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
3. Сформировать у школьников знания об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
6. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
В рамках реализации данной программы предлагается проведение профориентационного урока (конспект). Планируется также родительское собрание, классные часы, профориентационное тестирование учащихся.
Профориентационный урок – «выбор профессии» (коспект).
На сегодняшнем уроке мне бы очень хотелось поговорить с вами об очень важной проблеме в жизни человека, а именно об ошибке в выборе профессии. Думаю, многие из вас согласятся с тем, что очень сложно выбрать из множества профессий одну, да ещё и такую, чтобы душа к ней лежала. Есть вероятность того, что человек ошибётся. Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок хлеба, то никто не посчитает это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, то у него могут возникнуть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно представить, что случится, если лишнее отрежет хирург!
Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.
В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.
Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?
Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.
Действительно, чаще всего опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Стоит отметить, что предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.
Далее, мы рассмотрим основные ошибки в выборе профессии.
Итак, одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии-это выбор из соображений «престижа». Но «престиж» - понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.
У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.
Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Посмотрел мальчик сериал «Доктор Хаус» -захотел стать врачом, прочитала девочка книгу Екатерины Вильмонт «Криминальные каникулы» и захотела стать сыщиком.
Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.
Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии. Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности.
Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.
Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности. Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?
Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов.
Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).
Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.
Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.
Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.
Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.
Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.
Задание (письменно). Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте свою возможную профессию, записав в одну колонку её достоинства (+), а в другую - недостатки (-). По 3-4.
План родительского собрания / классного часа по теме «Современная профориентация школьников».
Аудитории предстоит принять участие в обсуждении современных проблем профориентации школьников (конспект мероприятия)
Гибкие и жесткие навыки имеют большое значение в жизни старших школьников, так как помогают им развиваться и успешно справляться с разными задачами.
Гибкие навыки (иногда называемые мягкими навыками) включают в себя навыки коммуникации, сотрудничества, решения проблем, лидерства и самоуправления. Эти навыки помогают старшеклассникам эффективно взаимодействовать с другими людьми, налаживать взаимоотношения, справляться с конфликтными ситуациями и работать в команде.
Жесткие навыки (иногда называемые твердыми навыками) включают в себя знания и умения в определенной области. В школьной среде это могут быть навыки в области математики, естественных наук, гуманитарных наук, иностранных языков и других предметов. Жесткие навыки дают старшеклассникам основу знаний, которая может быть использована для продолжения образования или применения в профессиональной жизни.
Оба типа навыков имеют важное значение. Гибкие навыки помогают ученикам развивать личные качества, лидерские навыки, коммуникацию и адаптироваться к изменяющейся среде. Жесткие навыки, с другой стороны, основаны на знаниях и конкретных навыках и помогают студентам справляться с учебными заданиями, исследованиями и соревнованиями.
Старшеклассники могут развивать гибкие навыки, участвуя в школьных клубах и спортивных командах, беря на себя руководящие роли в общественных организациях или волонтерствуя в своем сообществе. Жесткие навыки они могут развивать, обращая внимание на свою учебу, применяя активные методы обучения, осваивая новые технологии и участвуя в дополнительных занятиях или самостоятельных проектах.
Важно помнить, что гибкие и жесткие навыки взаимодополняют друг друга и являются необходимыми для успешной жизни.
Гибкие навыки также помогают старшеклассникам развивать свою эмоциональный интеллект и самоорганизацию. Это включает в себя умение эффективно управлять своим временем, устанавливать цели, оценивать и улучшать свои навыки и умения. Гибкие навыки также помогают старшим школьникам развить адаптивность и готовность к изменениям, что является неотъемлемой частью современной жизни.
Вместе с тем, жесткие навыки очень важны для успеха в учебе и будущей профессиональной жизни старшеклассников. Это может включать умение решать сложные математические задачи, писать исследовательские работы, использовать компьютерные программы и технологии, а также владеть навыками чтения и анализа информации. Жесткие навыки помогают старшеклассникам стать компетентными в своих учебных предметах и готовыми к успешному поступлению в университет или колледж.
Для развития гибких и жестких навыков старшеклассники могут обратиться к своим учителям и родителям, чтобы получить конкретные рекомендации и поддержку. Они также могут обращаться к онлайн-учебникам, видеокурсам и другим образовательным ресурсам, чтобы укреплять свои знания и навыки. Важно помнить, что развитие гибких и жестких навыков требует времени, усилий и практики, но они могут быть ключевыми факторами успеха и достижения в школе и в будущей жизни.
Главная цель подобных мероприятий – донести до родителей и самих учеников, что в современном мире проблема выбора профессии стоит, хотя и остро, но не следует этого боятся, поскольку сейчас речь идет уже не о том, что нужно выбирать конкретную профессиональную роль на всю жизнь (слесарь, бухгалтер, врач и т. д.), а развивать именно гибкие, универсальные компетенции и навыки, которые пригождаются человеку в жизни, и будут полезны в любой профессии.
Как, например, навыки критического мышления, решения логических задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, ИКТ-компетенции. Навык общения с людьми и самое главное – это желание и стремление учится – открытость новому. В современном информационном мире тотальной неопределенности нужно быть готовым, если не ко всему, то ко многому.
Тестирование «Раскрой свои таланты»
Школьникам предлагается пройти тестирование «Раскрой свои таланты» https://synergystart.ru/?utm_source=telegram&utm_medium=smm&utm_campaign=%7Bcampaign_id%7D&utm_term=synergytime&marketer=ras&produkt=110868382&utm_gen=3.
С помощью интерактивных тестов Synergy Start составит учащемуся уникальный цифровой профиль, в котором учтет интересы и уровни развития гибких навыков. На основе профиля умный алгоритм подберет самые подходящие профессии.
Возраст участников: от 14 до 18 лет.
Планируемые результаты.
По двум основным направлениям – просветительское (работа с детьми и их родителями: какие качества и умения необходимы современному, конкурентоспособному человеку), а затем практическое приложение теории с помощью тестирования учеников на выявление «мягких навыков» (https://synergytimes.ru/).
Краткое описание содержания программы.
Чем ближе срок окончания школы и выбора будущей профессии, тем тревожнее на душе у родителей. «Что будет с моим ребенком? Куда поступать дальше? Что выбрать? Кем хочет быть мое чадо?…» Эти и многие другие вопросы живо интересуют всех участников образовательного процесса.
Благодаря данной программе родители и учащиеся узнают об основных трудностях профориентации. Жестких и мягких навыках современного человека. Учащиеся получают возможность соответствующего пофориентационного тестирования. Что открывает ученику перспективы для изучения себя как личности, понимания своих сильных и слабых сторон, помогая совершенствовать стержневые для современного общества качества. Учителя, таким образом, также корректируют образовательный процесс с учетом профориентационной стратегии и тактики. Диагностируя личностный потенциал, ученики и учителя сопоставляют цель, текущее состояние, прогресс. Осуществляется рефлексия.
Soft skills можно рассматривать как черты личности, которые влияют на социальное взаимодействие в школе, вузе, на работе, в обычной жизни.
Успешная профориентация в современном мире, в первую очередь, заключается с одной стороны в информационно-просветительской работе с учениками и родителями, личностной диагностике социо-психологического профиля личности, выявлении и развитии soft skills и hard skills.