СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации для обучающихся коррекционной школы 1-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации для обучающихся коррекционной школы 1-9 классы»



ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР Директор школы

___________ М.В.Измайлова ____________ М.В.Кузнецова «____» ____________ 2020 г. «____» _____________ 2020 г.





Рабочая программа

«Коррекция профориентационной направленности

с 1-9 классы»







Педагог – психолог Тишимова Мария Владимировна









2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практика показала, что особенности психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В настоящее время остроактуальной остается проблема профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, имеющих ограниченные возможности в развитии. Условия жизни диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу.

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. А для людей этой категории получение профессии, трудовая деятельность служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. В соответствии с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.71, а также Конвенцией о правах ребенка, принятой в 1989 году, государства, подписавшие эти документы, признают право неполноценного ребенка на особую заботу и отвечают за оказание этой заботы о нем. Помощь, обеспечивающая доступ к услугам в области образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и трудовой деятельности приводят к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь.

Большое значение в системе трудового обучения имеет профессиональная ориентация учащихся, влияющая на степень овладения учащимися той или иной профессией, квалификацией. Здесь заложен огромный потенциал скрытых возможностей, которые при поддержке государства можно реализовать. Но для обучающихся по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью ограничено число доступных им профессий и мест для трудоустройства, что затрудняет выпускникам этих учреждений возможность быть конкурентоспособными на рынке труда.

Получив за годы учебы в школе сумму определенных знаний и трудовых навыков, но не имея достаточного социального опыта, выпускники не всегда могут определиться в жизни самостоятельно, они не сразу реализуют полученные в школе навыки трудовой подготовки, поэтому профориентационная работа в школе, тесная связь с близ лежащими начальными и средними профессиональными образовательными учреждениями, а так же и производственными предприятиями даёт возможность выбора профессии для выпускников коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья.

Создание Программы профессиональной ориентации учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида интеграции в общество выпускников коррекционной школы обусловлено открывшимися в последние годы возможностями включения многих из выпускников с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную деятельность, в сферу общественного производства, туда, где ощущается дефицит кадров. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников школы VIII вида. Условия обучения профессиям, соответствующие возможностям таких учащихся, в должной мере пока еще не обеспечиваются. Необходима оптимальная занятость этой части трудоспособного населения, их самореализация, как полноценных членов общества, возможность жить в соответствии с социальными правами и гарантиями, а не существовать в зависимости от социальной помощи государства.

Ценность программы:

Реализация данной программы позволит сделать серьезный шаг в направлении более полного включения лиц с ограниченными возможностями физического развития в развитие жизни общества, сделать их более счастливыми и востребованными.

Цель программы:

Подготовка воспитанников коррекционной школы к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии и профильному самоопределению.

Задачи программы:

  1. Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

  2. Формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

  3. Воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

  4. Помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

  5. Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

  6. Научить детей правильному профессиональному самоопределению;

  7. Ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

  8. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

  9. Сформировать элементарные знания о законодательстве трудовых отношений в обществе.

Деятельность учащихся в процессе профессиональной ориентации нацелена на приобретение первоначального опыта в различных сферах, познавательной и социально - профессиональной практики. Этому способствует сама программа трудового обучения в коррекционном образовательном учреждении.

В соответствии с профессиональной ориентацией учащихся с ограниченными возможностями здоровья, ученик должен определиться в понимании своих интересов, под воздействием проводимой профориентационной работы, определение выбора профессии.

Программа рассчитана для обучающихся 1-11 классов.

Срок реализации программы рассчитана на год

Формы занятий различны и многообразны:

- Беседы на различные темы.

- Игры ситуации

- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

- Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.

- Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

- Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

Этапы реализации программы:

1-3 класс – формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям.

4 класс – рефлексия приобретаемого образовательного опыта в виде самостоятельного выбора профиля трудового обучения в средней школе.

5-8 класс – формирование профессиональных качеств в выбранном виде труда и добросовестного отношения к труду.

9 класс – формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе.

10- класс – профессиональная идентификация.Сопроводительная деятельность.

Этапы программы по профориентации:

  1. Диагностический

  2. Профпросветительский (профинформационный)

  3. Профконсультационный

  4. Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации. Занятия проводятся один раз в неделю.

I этап: « Диагностика учащихся»

 Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

-самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

-оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. 

При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:

  • определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;

  • из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;

  • определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;

  • оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;

  • сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

Применяемые методики:

  1. Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.
    Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

  2. «Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина

  3. Тест Айзенка по типу темперамента

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

III этап «Консультационное направление»

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

IV этап Обучающее (или формирующее) направление.

В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

  • умение анализировать мир профессий;

  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • требования современного общества к профессиональной деятельности человек о путях получения профессионального образования;

  • правила выбора профессии;

  • способы поиска работы и трудоустройства,

  • о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и возможностях,

Учащиеся должны иметь представления:

  • о профессиях и профессиональной деятельности;

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

  • применять навыки поиска информации, принятия решений и преодоления затруднений в процессе выбора профессий, тестирования, собеседования при приеме на учебу и работу;

  • самостоятельно планировать свой профессиональный жизненный путь.



Использованная литература:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.: Питер, 2003, 272

  2. Гуткин М.С., Лернер П.С., Михальченко Г.Ф. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9-ых классов общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2005г.

  3. Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г Асеева. –И.: ИГПИ.

  4. Профильное обучение в условиях модернизации. –М., 2004. –358 с.

  5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модэк», 1997, 56 с.

  6. Е.А.Климов «Как выбирать профессию» Научно-популярное издание. –М.: Генезис, 2002.

  7. Учебно-методическое пособие по проведению профконсультационной работы со старшеклассниками. Авторы: Сорокоумова Г.В., Еделева Е.Г. –М.: АПК и ПРО, 2004. – 22 с.

  8. Планы классных руководителей школы























Календарно-тематическое планирование 1 класс (9 часов)

1-й этап:

«Человек - природа» - 9 часов

Задачи: Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда. Познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями, воспитывать уважение к людям разных профессий, дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества, дать понятие о значении труда в сфере

Занятия раз в месяц.

«Человек – природа».

№ 

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Сроки

реализации

Ответственные

1

Путешествие в мир профессий

1

Знакомство с понятием сельское хозяйство

Сентябрь

Классный руководитель

2

Профессии моей мамы

1

Знакомство с профессией мамы

Октябрь

Классный руководитель

3

Ловись, рыбка!

1

Знакомство с понятием рыбный промысел.

Ноябрь

Классный руководитель

4

Кто нас одевает

1

Знакомство с профессией швея.

Декабрь

Классный руководитель

5

Хлеб – всему голова

1

Разговор о хлебе.

Январь

Классный руководитель

6

Профессия повар

1

Знакомство с профессией повар.

Февраль

Классный руководитель

7

Знакомьтесь, агроном!

1

Знакомство с понятием агроном.

Март

Классный руководитель

8

Профессия цветовод

1

Знакомство с профессией цветовод.

Апрель

Классный руководитель

9

Все работы хороши, выбирай на вкус!

1

Знакомство с различными профессиями

Май

Классный руководитель



Календарно-тематическое планирование 2 класс (9часов)

«Человек – человек» - 9 часов

Задачи: Расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к труду, понимания значения труда в жизни человека, дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек», научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности, вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей.

Занятия раз в месяц.

№ 

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Сроки

реализации

Ответственный

1

Путешествие в мир профессий «Человек-человек»

1

Знакомство с профессиями категории «Человек-человек»

Сентябрь

Классный руководитель

2

В магазине

1

Знакомство с профессией продавец.

Октябрь

Классный руководитель

3

В библиотеке

1

Знакомство с профессией библиотекарь.

Ноябрь

Классный руководитель

4

Маляр

1

Знакомство с профессией маляр.

Декабрь

Классный руководитель

5

Расти здоровым

1

Знакомство с медицинскими профессиями.

Январь

Классный руководитель

6

Слесарь

1

Знакомство с профессией слесарь.

Февраль

Классный руководитель

7

Столяр

1

Знакомство с профессией столяр.

Март

Классный руководитель

8

Профессии наших мам

1

Проект «Профессия моей мамы».

Апрель

Классный руководитель

9

Кем быть?

1


Май

Классный руководитель







Календарно-тематическое планирование 3 класс (9 часов)

«Человек – техника» - 9 часов.

Задачи: Продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника», расширить знания о производственной деятельности людей и о технике, научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел, воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.

Занятия раз в месяц.

№ 

п\п

Тема занятия

Часы

Цель

Сроки

реализации

Ответственный

1.

«Путешествие в мир профессий «Человек – техника»

1

Знакомство с профессиями категории «Человек-техника»

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Заводская проходная

1

Знакомство с понятием рабочий.

Октябрь

Классный руководитель

3

Строим дом

2

Знакомство с понятием строитель.

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Весёлый мастерок

2

Игра ситуация

Декабрь

Классный руководитель

5.

Зачем человеку трудиться?

1

Беседа -рассуждение

Январь

Классный руководитель

6.

Люди которые спасают жизнь в пожарной части

1

Знакомство с профессией пожарный

Февраль

Классный руководитель

7.

На свете много прекрасных профессий

1

Беседа о профессиях, которые дети знают

Март

Классный руководитель

8.

Профессия моих родителей

1


Апрель

Классный руководитель

9.

Все профессии нужны, все профессии важны

1

Профессии необходимые для жизни спасения человека

Май

Классный руководитель



Календарно-тематическое планирование 4 класс (12часов)

«Это интересно!» - 12 часов

Задачи: Побуждение учащихся к выработке индивидуальных способов собственной деятельности, рефлексии результатов и смысла приобретаемого образовательного опыта и выбор профиля трудового обучения.

Занятия раз в месяц.

№ 

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Сроки

реализации

Ответственный

1.

Роль профессии в жизни человека.

1

Познакомить с задачами и целями факультатива.

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Профессиональное обучение в нашей школе.

1

Познакомить с направлениями профессионального обучения в нашей школе.

Октябрь

Классный руководитель

3.

Сельскохозяйственный профиль.

1

Знакомство с трудовым профилем.

Ноябрь

Классный руководитель

4.

Штукатурно малярное дело. (ШМД)

1

Знакомство с трудовым профилем.

Декабрь

Классный руководитель

5.

Слесарное дело

1

Знакомство с трудовым профилем.

Январь

Классный руководитель

6.

Столярное дело

1

Знакомство с трудовым профилем.

Февраль

Классный руководитель

7.

Младший обслуживающий персонал

1

Знакомство с трудовым профилем.

Март

Классный руководитель

8.

Диагностика направленности на профиль трудового обучения.

1


Апрель

Педагог-психолог

9.

Кем хочу быть.

1

Беседа - рассуждение

Апрель

Классный руководитель

10.

Экскурсии в мастерские школы

2


Май

Классный руководитель

11.

Итоговое занятие.

1

Обобщение знаний.

Май

Классный руководитель



Календарно-тематическое планирование 5 класс (16 часов)

II этап.

«Мир профессий» -16 часов

Задачи: Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Занятие 2 раза в месяц

п\п

Тема занятия

Часы

Цель

Сроки

реализации

Ответственный

1.

Введение. Роль профессии в жизни человека.

1

Познакомить с задачами и целями факультатива.

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Экскурсия в столярную мастерскую

1

Знакомство с профессией столяра, её общественной значимостью.

Сентябрь

Классный руководитель

3.

Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскую

1

Знакомство с профессией маляр - штукатур, её общественной значимостью.

Октябрь

Классный руководитель

4.

Экскурсия в слесарную мастерскую

1

Знакомство с профессией слесарь, её общественной значимостью.

Октябрь

Классный руководитель

5.

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

Воспитание добросовестного отношения к труду.

Ноябрь

Классный руководитель

6.

Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении». Профессия уборщик помещений.

1

Знакомство с профессией уборщицы помещений, её общественной значимостью.

Ноябрь

Классный руководитель

7.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

1

Знакомство с профессией кондуктора, её общественной значимостью.

Декабрь

Классный руководитель

8.

Экскурсия. Беседа с вахтёром.

1

Знакомство с профессией вахтёра, её общественной значимостью.

декабрь

Классный руководитель

9.

Простой и сложный труд. Мои умения и навыки.

1

Формирова-ние добросовестного отношения к труду.

Январь

Классный руководитель

10.

Экскурсия в столовую. Беседа с поваром.

1

Знакомство с профессией повара, её общественной значимостью.

Январь

Классный руководитель

11.

Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам.

1

Формирова-ние профессионально-важных качеств в избранном виде труда.

Февраль

Классный руководитель

12.

Мою чисто, чисто, чисто…

1

Знакомство с профессией посудомойки, её общественной значимостью.

Март

Классный руководитель

13.

Роль швеи в жизни человека.

1

Формирова-ние добросовестного отношения к труду.

Март

Классный руководитель

14.

Простой и сложный труд. Мои умения и навыки.

1

Формирова-ние добросовестного отношения к порученному делу.

Апрель

Классный руководитель

15.

Закрепление пройденного за год.

1

Обобщение пройденного за год

Май

Классный руководитель

16.

Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших».

1

Подвести итоги за год.

Май

Классный руководитель

17.

Трудовые профили



Слесарное дело

Маляр-штукатурное дело

Столярное дело


Обучение трудовым профилям

Сентябрь-мая

Учителя трудового профиля.

Беспалов Р.И.

Фролова О.В.

Савельев С.В.



Календарно-тематическое планирование 6 класс (19 часов)

«Маршруты в мир профессий» -19 часов

Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.

Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Занятия два раза в месяц.

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Сроки

реализации

Ответственный

1.

Что такое профессиональ-ная ориентация?

1

Знакомство с целями и задачами занятий. Дать понятие о профориентации.

Сентябрь

Классный руководитель, педагог – психолог.

2.

Общая ориентация в мире профессий.

1

Расширение знаний об отдельных профессиях и их общественной значимости.

Сентябрь

Классный руководитель

3.

Чтобы построить дом…

1

Формирование знаний о профессиях разнорабочий, бетонщик, плотник.

Октябрь

Классный руководитель

4.

Маляром быть хорошо, а штукатуром лучше.

1

Формирование знаний о содержании труда, квалификационных требованиях и профессиональных качествах маляра, штукатура.

Октябрь

Классный руководитель

5.

Психологический тест оценки профессионально важных черт характера.

1

Выявление эмоциональной оценки профессионально важных черт характера.

Ноябрь

Классный руководитель, педагог – психолог.

6.

Ролевая игра «Билетный кассир».

1

Расширение знаний о профессии кондуктор.

Ноябрь

Классный руководитель

7.

Обходчики и дежурные по переездам.

1

Дать понятие о профессиях по организации выполнения работ по текущему содержанию и ремонту путей.

Декабрь

Классный руководитель

8.

Проводник пассажирских вагонов.

1

Формирование знаний о содержании труда ,квалификационных требованиях и профессиональных качествах проводника пассажирских поездов.

Декабрь

Классный руководитель

9.

Вальщик леса.

1

Формирование знаний о содержании труда, квалификационных требованиях, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах вальщика леса.

Январь

Классный руководитель

10.

Профессии кочегар, помощник кочегара. Их общественная значимость.

1

Дать понятие об общественной значимости профессии.

Январь

Классный руководитель

11.

Общественная значимость профессии сторож.

1

Формирование добросовестного отношения к труду.

Февраль

Классный руководитель

12.

Ролевая игра «Дворник».

1

Формирование добросовестного отношения к труду.

Февраль

Классный руководитель

13.

Сёстры милосердия.

1

Формирование знаний о профессии санитарка.

Март

Классный руководитель

14.

Мастер по ремонту и пошиву обуви.


1

Расширение знаний о профессиях. Знакомство с профессией мастера по ремонту и пошиву обуви.

Март

Классный руководитель

15.

Можно ли работать рыбаком?

1

Формирование знаний о содержании труда, квалификационных требованиях, медицинских противопоказа-ниях и профессиональ-ных качествах стекольщик.

Апрель

Классный руководитель

16.

Мой дом – моя крепость

1

Дать понятие о роли семьи в выборе профессии.

Апрель

Классный руководитель

17.

Фасовщица. Общественная значимость профессии.

1

Расширение знаний о профессиях.

Май

Классный руководитель

18.

Простой и сложный труд. Мои умения и навыки.

1

Формирование добросовестного отношения к труду.

Май

Классный руководитель

19.

Итоговое занятие «Как много на свете профессий хороших».

1

Подвести итоги за год. Анкетирование

Май

Классный руководитель

20.

Трудовые профили



Слесарное дело

Маляр-штукатурное дело

Младший обслуживающий персонал


Обучение трудовым профилям

Сентябрь-мая

Учителя трудового профиля.



Беспалов Р.И.

Золоторва О.В.

Сидякова А.А.

Панамарёва Н.П.





Календарно-тематическое планирование 7 класс (21 часов)

«Я в мире профессий» -21 часа

Задачи: Определение общественной значимости отдельных профессий. Формирование знаний о содержании труда, медицинских противопоказаниях и профессиональных качествах отдельных профессий. Формирование добросовестного отношения к труду.

Обогащение и уточнение словаря. Названия и характеристика профессий. Знакомство с профессиями и их общественной значимостью. Расширение знаний о мире профессий. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда. Формирование добросовестного отношения к порученному делу.

Занятия 2-3 раза в месяц

п\п

Тема занятия

Часы

Цель

Сроки реализации

Ответствен-ный

1.

Введение. То, что ты должен знать.

1

Знакомство с целями и задачами занятий. Дать понятие о профориента-ции.

Сентябрь

Классный руководитель

2.

«Урок профессий»

1

Расширение знаний об отдельных профессиях и их общественной значимости.

Сентябрь

Классный руководитель

9.

Психологические характеристики профессий.

1

Формирование понятий о психологи-ческих характеристи-ках профессий.

Октябрь

Классный руководи-тель

10.

Обобщающее занятие по теме «Характеристики профессий»

1

Закрепление понятий о психологичес-ких характеристика профессий.

Октябрь

Классный руководи-тель

11.

Типы профессий по предмету труда.

1

Формирование знаний о типах профессий по предмету труда.

Ноябрь

Классный руководи-тель

12.

Классы профессий по характеру труда.

1

Формирование знаний о классах профессий по характеру труда.

Ноябрь

Классный руководитель

13.

Обобщающее занятие по теме «Типы и классы профессий».

1

Закрепление знаний о типах и классах профессий.

Декабрь

Классный руководитель

14.

В чём различие между «профессионалом», «любителем» и «дилетантом»?

1

Формировать умение дифференци-ровать противополож-ные понятия.

Декабрь

Классный руководитель

15.

Практикум «В мире профессий»

1

Закрепление ранее полученных знаний о мире профессий.

Январь

Классный руководи-тель

16.

Мотивы выбора профессии.

1

Формирование знаний о выборе профессии.

Январь

Классный руководи-тель

17.

Профессиональные склонности.

1

Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Февраль

Классный руководи-тель, педагог – психолог.

18.

Оценка физических способностей.

1

Вырабатывать умение оценки своих физических способностей.

Март

Классный руководи-тель

19.

Ролевая игра «Характер и профессия».

2

Формирование навыков общения для людей различных профессий.

Март

Классный руководи-тель, педагог – психолог.

20.

Что такое рынок труда?

2

Формирование знаний о рынке труда.

Апрель

Классный руководи-тель

21.

Итоговое занятие «Что было для меня особенно интересным?».

1

Подвести итоги за год. Анкетирование

Май

Классный руководи-тель

22.

Трудовые профили





Маляр-штукатурное дело

Столярное дело

Сельхскохо-зяйственный труд

Переплётно-картонажное дело


Обучение трудовым профилям

Сентябрь-мая

Учителя трудового профиля.



Фролова О.В.

Савельев С.В.

ЗолотарёваОВ



Логина Р.У.



Календарно-тематическое планирование 8 класс (32 часа)

«Шаг в профессию» - 32 часа

Задачи: Систематизация знаний о мире профессий. Воспитание профессионального самоопределения. Развитие профессионального сознания. Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии. Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Занятия раз в неделю

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Сроки реализации

Ответствен-ный

1.

Введение. То, что ты должен знать о профессиональ-ном образовании.

1

Знакомство с целями и задачами занятий. Дать понятие о профориента-ции.

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Мир профессионального образования.

1

Расширение знаний об отдельных профессиях и их общественной значимости.

Сентябрь

Классный руководитель

3.

Мои жизненные планы, перспектива и возможности.

1

Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Сентябрь

Классный руководитель

4.

Моя ориентировка в мире профессий.

1

Формировать умение соразмерять свои профессиональные способности и желания.

Сентябрь

Классный руководитель

5.

Как влияет выбор профессии на будущее?

1

Формирование личностного смысла выбора конкретной профессии.

Октябрь

Классный руководитель

6.

Планируем своё профессиональное будущее. Анкетирование.

1

Развитие у подростков профессионального сознания.

Октябрь

Классный руководитель

7.

Самый надёжный способ принятия решения. Анкетирование.

1

Воспитание профессионального самоопределения.

Октябрь

Классный руководитель

8.

Айсберг рабочих мест.

1

Формирование понятий о рабочем месте. Воспитание чувства осторожности при выборе работы.

Октябрь

Классный руководитель

9.

Последствия выбора профессии: реальность и мечты.

1

Воспитание активности и заинтересован-ности в определении своего будущего.

Ноябрь

Классный руководитель

10.

Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях.

1

Вырабатывать умение сбора информации о рынке труда и вакансиях посредством ролевой игры.

Ноябрь

Классный руководитель

16.

Карта моей будущей жизни: как пережить неуспех?

1

Воспитание оптимизма, умения переносить житейские невзгоды посредством ярких жизненных примеров.

Ноябрь

Классный руководитель

17.

Общие сведение о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ.

1

Формирование знаний о ценности, содержательности, условиях хранения документов.

Декабрь

Классный руководитель

18.

Порядок устройства на работу.

1

Воспитание умения общения с работодателем.

Декабрь

Классный руководитель

19.

Практикум по написанию заявлений.

1

Формирование умения написания заявлений при поступлении на работу.

Декабрь

Классный руководитель

20.

Как подготовиться к собеседованию?

1

Формирование умения ведения деловой беседы.

Декабрь

Классный руководитель

21.

Ролевая игра «Встреча с работодателем».

1

Воспитание правил хорошего тона, формирование принципов ведения деловой беседы.

Январь

Классный руководитель

22.

Если мне отказали.

1

Формирование умения делать правильные выводы из собственных промахов.

Январь

Классный руководитель

23.

Нормы профессиональной этики. Что это такое?

1

Воспитание норм профессиональной этики посредством предлагаемых ситуаций.

Февраль

Классный руководитель

24.

Трудовая дисциплина.

1

Формирование навыков трудовой дисциплины на основе разбираемых жизненных ситуаций.

Февраль

Классный руководитель

25.

Что значит «обязательность в работе»? «Ответственный человек»: какой он?

1

Формирование чувства ответственности за порученное дело.

Февраль

Классный руководитель

26.

Материальные поощрения и взыскания (премия, штраф).

1

Формирование чувства ответствен-ности за порученное дело.

Март

Классный руководитель

27.

Безработица. Как её избежать?

1

Воспитание чувства осторожности при выборе работы.

Март

Классный руководитель

28.

Конфликты на работе и их разрешение.

1

Воспитание норм профессиона-льной этики посредством предлагаемых ситуаций.

Март

Классный руководитель

29.

Практикум: Работа и взаимоотношения с людьми.

1

Воспитание умения общения в трудовом коллективе.

Апрель

Классный руководитель

30.

Кодекс законов о труде.

1

Познакомить с Кодексом законов о труде.

Апрель

Классный руководитель

31.

Обобщение пройденного за год.

1

Обобщение пройденного за год

Апрель

Классный руководитель

32.

Итоговое занятие «Что было для меня особенно интересным?».

1

Подвести итоги за год.

Май

Классный руководитель

33.

Трудовые профили



Маляр-штукатурное дело

Слесарное дело

Младший обслуживающий персонал

Переплётно-картонажное дело


Обучение трудовым профилям

Сентябрь-мая

Учителя трудового профиля.



Фролова О.В.

Беспалов Р.И.



ПанамарёваН.П



Логина Р.У.



Календарно-тематическое планирование 9 класс (33часа)

«Шаг в профессию» -33 часа

Задачи: Социально-профессиональная адаптация. Углубление знаний о требованиях профессии к человеку. Коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе. Формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда.

Занятия раз в неделю

п\п

Тема занятия

Ча-сы

Цель

Срок реализации

Ответствен-ный

1.

Опросник профессиональной готовности

1

Знакомство с целями и задачами занятий. Дать понятие о профориента-ции.

Сентябрь

Педагог - психолог

2.

Типы профессий

1

Воспитание умения выбирать между профессио-нальным желанием, склонностями и способностями.

Сентябрь

Педагог - психолог

3.

Сознательность и самостоятельность в выборе професии.

1

Воспитание профессио-нального самоопределе-ния.

Сентябрь

Классный руководитель

4.

Трудоустройство. Практическая работа.

1

Формирование знаний о рынке труда.

Составление словаря понятий.

Октябрь

Педагог - психолог

5.

Куда пойти учиться?

1

Знакомство с вариантами поиска работы.

Октябрь

Классный руководитель

6.

Составление обращение в службу занятости.

1

Учить правильно составлять обращение в службу занятости.

Март

Классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагогог.

7.

«Моя будущая професияч»

1

Составление словаря понятий.

Октябрь

Классный руководитель, социальный педагог.

8.

Где и как искать информацию о рынке труда и вакансиях.

1

Вырабатывать умение сбора информации о рынке труда и вакансиях посредством ролевой игры.

Ноябрь

Классный руководитель

9.

Ролевая игра: обращение с просьбой о трудоустройстве.

1

Формирование навыков обращения в службу занятости, общения с родными и близкими по поводу трудоустройст-ва.

Ноябрь

Классный руководитель

10.

Моя ориентировка в мире профессий.


1

Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Декабрь

Классный руководитель

11.

Подходящая и неподходящая работа.

1

Воспитание умения выбирать между профессиональным желанием, склонностями и способностями.

Декабрь

Классный руководитель

12.

Практическая работа.

1

Учить анализировать поиски вариантов работы.

Декабрь

Классный руководитель

13.

Сбор информации о трудоустройстве.

1

Учить собирать информацию о трудоустройст-ве из различных источников.

Январь

Классный руководитель, педагог - психолог

14.

Сберегательная книжка.

1

Определение различий между трудовой и сберегательной книжками.

Январь

Классный руководитель

15.

Профессиограммы на профессии адресной подготовки.

1

Учить определять требования профессии по профессиог-рамме.

Январь

Классный руководитель, педагог – психолог.

16.

Трудовая книжка.

1

Познакомить с назначением трудовой книжки.

Февраль

Классный руководитель

17.

Профориентация выпускников


1

Определение выбора профессии, учебного заведения

Февраль

Классный руководитель, социальный педагог, педагог – психолог.

18.

Экскурсия на швейную фабрику «Велес»

1

Знакомство с общими положениями ТК РФ.

Февраль

Классный руководитель, социальный педагог.

19.

Экскурсии на «Балахнинскую кузщницу»

1


Март

Классный руководитель, социальный педагог.

20.

Экскурсия в БТТ

1

Знакомство с работой отдела кадров. Воспитание коммуникатив-ности.

март

Классный руководитель, социальный – педагог.

21.

Взаимодействие со специалистами.

1

Выяснить взаимодейст-вие между специалистами службы занятости, работниками отдела кадров предприятия, конторами сберегатель-ного банка.

Март

Классный руководитель, социальный педагог, педагог – психолог.

22.

Экскурсия на ОА «Волга»

1

Воспитание оптимизма, умения переносить житейские невзгоды посредством ярких жизненных примеров.

Апрель

Классный руководитель, педагог – психолог.

23.

Экскурсия в службу занятости.

1

Формирование знаний о государствен-ной службе занятости.

Апрель

Классный руководитель, учитель СБО.

24.

Документы необходимые для поступления в учебное заведение, на работу и для увольнения.

1

Формирование умения сбора пакета документов.

Апрель

Классный руководитель, педагог – психолог.

25.

Практикум составления заявлений при поступлении на работу.


1

Вырабатывать навыки грамотного составления заявления о приёме на работу, переводе и увольнению.

Апрель

Классный руководитель, педагог – психолог.

26.

Родительское собрание с представителем из БТТ

1


Апрель

Классный руководитель, социальный педагог.

27.

Мастер-класс учителей трудовых дисциплин

1


Апрель

Классный руководитель

28.

Экскурсия «Полиция»

1

Знакомство с профессией полицейский.

Апрель

Классный руководитель, социальный педагог.

29.

Профессиональное самоопределение: мои возможности, навыки и умения в будущем.

1


Май

Классный руководитель

30.

Игра: «Лабиринт профессий»

1

Повторение различных профессий

Май

Классный руководитель, педагог – психолог.

31.

Повторение о обобщение пройденного за год



1




Систематиза-ция знаний о социально-профессиональной адаптации. Обобщение пройденного за год

Май

Классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.

    1. 32

Праздник труда

1

Общешколь-ный праздник труда

Май

Классный руководитель, учителя трудовых дисциплин.

33.

Итоговое занятие «Что было для меня особенно интересным?».

1

Подвести итоги за год. Анкетирование.

Май

Классный руководитель, педагог – психолог, социальный педагог.

34.

Трудовые профили





Сельскохозяй-ственный труд

Слесарное дело

Младший обслуживающий персонал

Столярное дело


Обучение трудовым профилям

Сентябрь-мая

Учителя трудового профиля.



Золотарёва О.В.

Беспалов Р.И.



ПанамарёваН.П



Савельев С.В.



Календарно-тематическое планирование 10 класс (32 часа)

«Профессиональная идентификация» - 32 часа

Задачи: Нахождение смысла в выбранной и осваиваемой трудовой деятельности.

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны:

• владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;

• владеть специальной терминологией;

• понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;

• выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;

• объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;

• устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;

• самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;

• устанавливать отношения в трудовых группах;

• организовывать свою работу и работу товарищей;

• самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.

Занятия раз неделю.

Распределение функций в рамках реализации программы

- Школьная администрация:

- объединять, координировать и направлять усилия педагогического коллектива;

- планировать и организовывать общешкольные и внутришкольные мероприятия по профориентации;

- организовывать профориентационную работу с родителями;

- обобщать передовой опыт профориентационной работы и распространять его, организуя семинары по обмену опытом работы научно-практические конференции по проблемам профориентации.

- Учителя-предметники и классные руководители:

1. Интегрированные уроки;

2. Внеклассные мероприятия: игры, викторины, конкурсы, экскурсии.

3. Встречи с интересными людьми, увлеченными своей профессией.

4. Создание профориентационных уголков в классе.

Классный руководитель:

- реализует комплексную профессиональную ориентацию в классе;

- организует и координирует работу всех учителей-предметников по изучению, формированию и воспитанию личности школьника;

- изучает с помощью различных методик личностные особенности, профессиональные интересы, способности и намерения каждого ученика;

- вовлекает учеников согласно их интересам и способностям в различные внеклассные и внешкольные мероприятия;

- уточняет семейные условия каждого ученика и выясняет мнение родителей о выборе их ребенком профессии;

- формирует у школьников представления о своих возможностях и особенностях;

- организует беседы о сознательном выборе профессии.

Каждый учитель-предметник:

- при изучении определенной учебной темы характеризует соответствующую отрасль экономики или культуры и связанные с ней профессии, рассказывает о работе известных специалистов, их успехах и достижениях;

- помогает учащимися выбирать профессию или учебное заведение для продолжения образования.

- Педагог - психолог

- изучает школьников и консультирует их по вопросам профориентации, выявляет интересы учащихся к определенным учебным предметам, дает рекомендации с целью развития этих интересов;

- проводит индивидуальные беседы, в которых выясняет проблемы, волнующие учеников, помогает советами;

- развивает и формирует психические, психологические и моральные качества, убеждения и мировоззрение учащихся;

- Библиотекарь:

1. Профориентационные выставки (оформление стендов, тематическая подборка книг и др.)

2. Беседы.

3. Классные часы по профориентации.





31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!