СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации с учащимися ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации с учащимися ОВЗ»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

зам. директора по УВР директор МОУ

Бережнова О.Ф. Яковлева Е.В.

____________________ _________________

«____» _______ 2022 г. «____» __________ 2022г.












Программа по профориентации для учащихся с ОВЗ













Составитель: Романова О.Н.,

педагог-психолог









г. Петровск-Забайкальский, 2022 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», учебным планом МОУ СОШ №4 г. Петровск-Забайкальского на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» и письма Министерства образования РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации каждого обучающегося образовательного учреждения». Указано на необходимость подготовки каждого обучающегося как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии. Решение этой проблемы является актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства.

По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т.е. на социальное становление школьников.

С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнёров, ценностей и т.д.) открытие своего внутреннего мира.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин.optacio — желание, избрание). Когда - нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!» - так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии. Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, в процессе работы школьной библиотеки, медработника.

Дети с нарушением интеллекта – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.

Выпускникам трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционных школ: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу - обращение на биржу труда, где выплаты по безработице выше возможного заработка.

Кроме того, незначительный опыт профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших школ. Поэтому проведение профориентационной работы и профессиональной подготовки в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику школы-интерната достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – воспитатели, учителя, и другие работники школы – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии.

Формула “подготовка к жизни” и заключается в том, чтобы воспитаннику дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.

На уроках и воспитательских мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности воспитанников. С этой целью в содержание каждого внеклассного мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Школа должна осознать свою долю экономической ответствен­ности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение сво­им интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного произ­водства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.



Общая характеристика учебного курса

Данная программа рассчитана на 11 лет (1-11 классы). С 1-4 класс происходит знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры.

С 5 по 9 класс учащиеся осваивают материал по штукатурно-малярному делу, столярному делу, швейному делу и обслуживающему труду. Происходит формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии.

Работа по профориентации продолжается и в 10-11 классах. Учащиеся этих классов более углубленно изучают материал по штукатурно-малярному делу, столярному делу, швейному делу и обслуживающему труду. Происходит развитие у учащихся сознательного отношения к выбору профессии.

Программы по трудовому обучению являются упрощённой моделью программ учебных заведений, где учатся наши выпускники.

Часто учителя трудового обучения используют учебники (в старших классах), предназначенные для изучения материала в училищах, разъясняют учащимся такие понятия как «профпригодность», «способность», «возможность», рассматривают способности человека как важнейший фактор профессиональной пригодности, и как немаловажно соотнести полученные знания со своими возможностями.

На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с законами в области труда и занятости (Трудовым кодексом РФ как основным документом, регулирующим трудовые отношения); разъясняем понятия «рынок труда»; показываем пути устройства на работу; знакомим с правилами оформления основных документов при поступлении на работу, рассказывают учащимся об основных трудностях, имеющих место при трудоустройстве. Кроме того даётся такое понятие как конкурентоспособность, и представление о безработице.

Нормативно-правовое обеспечение профориетационной деятельности.

Нормативно-правовая база: Закон Российской Федерации “Об образовании”, Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования.

Цель данной программы:

Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

Задачи:

  • Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

  • Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.

  • Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями посёлка.

  • Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.

  • Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес.

  • Развивать самостоятельность, самосознание.

  • Научить детей правильному профессиональному самоопределению.

  • Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.



Принципы реализации программы:

  1. Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).

2) Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов). 3) Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка). 4) Учет возрастных, психологических особенностей детей.

Ожидаемые результаты:

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;

  • сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;

  • сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости трудат. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

  • сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);

  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);

  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Механизм обеспечения программы

Программа реализуется по следующим направлениям:

  • образовательное;

  • информационное;

  • социально-психологическое;

  • рефлексивное.

Организация и контроль реализации программы:

  • выделение направлений профориентационной работы и определение профориентационных задач;

  • включение в реализацию программы всех участников образовательного процесса (классные руководители, воспитатели, педагоги-предметники, учителя технологии, педагоги-психологи, социальные педагоги, зам. директора по УВР и ВР, родители обучающихся);

  • анализ промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

  • сбор катамнестических данных о дальнейшем профессиональном определении, трудоустройстве, социальной адаптации выпускников школы;

  • координация деятельности по реализации программы заместителем директора по УВР.

Диагностика эффективности программы:

- диагностика жизненно важных ценностей для учащихся (методика «Общечеловеческие ценности»);

- диагностика профессионально важных качеств у учащихся (методика «Коммуникативные навыки»);

- диагностика познавательных процессов;

- диагностика склонностей и интересов;

- анализ поступлений учащихся школы в учебные заведения и дальнейшего их самоопределения;

Результаты программы:

  • положительное отношение обучающихся к трудовой деятельности;

  • профессиональное самоопределение, соответствующеепсихофизическим возможностям обучающихся.

  • сформированность основных принципов построения профессиональной карьеры у выпускников.

Эффективность программы определяется по катамнестическим данным. Основным критерием является получение профессии выпускниками школы и трудоустройство учащихся по выбранному профилю.



Содержание программы.

Этапы:

Сентябрь

1.Подготовительный этап.

-анализ психолого-педагогической литературы, интернет ресурсов

-составление плана

- консультация с администрацией школы

-собеседование с классными руководителями, воспитателями, с учителями трудового обучения и внеурочной деятельности трудовой направленности, социальным педагогом, психологом, руководителями кружков трудовой направленности, библиотекарем.

Октябрь, апрель

2.Диагностический этап

Диагностика возможностей, потребностей и склонностей (беседы, анкетирование).

Составление мониторинга профессиональных ориентаций выпускников на начало и конец учебного года.

Методики:

-«Определение самооценки личности»

-«Профессиональная готовность»

-«Дифференциально-диагностический опросник». Информационный этап.

Ноябрь - март

3.Информационный этап.

Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения;

проведение бесед, тренингов, дискуссий, конкурсов, практических занятий, экскурсий.

Апрель.

4. Аналитический этап

Обработка и анализ результатов диагностики;

Соотнесение интересов склонностей и возможностей;

Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий

Апрель, май

5.Обобщающий этап

Работа с выпускниками по анализу основного и запасного вариантов выбора профессии.

Проведение серии индивидуальных консультаций.

Беседа с классным руководителем по результатам работы по профориентации;

Психиатр дает заключение на каждого выпускник о профпригодности.



Содержание деятельности

Формы работы

классы

Сроки

Ответственный

Знакомство с миром профессий.

Классные часы



1-4

по планам воспитательной работы

Классный руководитель

1.Создание проф. игротеки.

2.Знакомство с историей профессий.

Практическая деятельность в рамках мини-проекта по истории профессий и создание развивающих игр по профориентации



5-8

по планам воспитательной работы

Классный руководитель

Формирование представлений о будущей профессии

Проектная деятельность, конференция, презентация

9 - 11

по планам воспитательной работы

Классный руководитель

Коррекционно-развивающие занятия по профориентации

Конкурсные задания по профориентации




1 – 4

В течение учебного года

Соц. педагог, воспитатели, отв. за проф - ориентацию

Самоопределение профессиональной модели личности учащегося средствами обучения. Темы включаются в содержание уроков по трудовому обучению.

Уроки трудового обучения



5 - 11

В течение учебного года

Учитель технологии

Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности

Практические упражнения, задания



1 – 11

В течение учебного года

Учитель технологии

Отработка навыков в выборе профессии и

изучение вопросов трудоустройства в современных социально-экономических условиях

Уроки, внеклассные занятия, общешкольные мероприятия

5 - 9


Пед. коллектив



Информационное направление

Задачи:

  • информировать обучающихся, родителей и педагогов школы о профессиях, предлагаемых учебными заведениями г.Смоленска, о востребованности профессий на рынке труда;

  • информировать родителей, общественные организации о проводимой работе по профориентации в школе.

В начальной школе педагоги привлекают внимание родителей к актуальности темы выбора профессии, формируют представление о процессе профориентации, о спектре предлагаемых профессий.

В среднем звене педагоги информируют родителей о результатах диагностики умений, предпочтений детей и информация об учебных заведениях города, в которых можно получить профессию.

В старших классах для родителей формируется информация об индивидуальных особенностях и предпочтениях, особенностях здоровья детей, осуществляется подбор оптимальных вариантов профобучения на основании анализа коньюктуры рынка труда.

На всех этапах родители знакомятся с результатами анкетирования, тестирования, практических работ обучающихся. Работа с родителями проводится комплексно социальным педагогом, психологом, зам. директора по УВР, классным руководителем, ответственным за профориентацию.

Учащиеся получают информацию об учебных заведениях и профессиях, на занятиях, на экскурсиях, встречах с представителями различных профессий, на сайтах, через стендовую наглядность, раздаточный материал.

Педагоги получают профориентационную информацию через работу методических объединений школы, индивидуальные консультации, работу с интернет-ресурсами.

В рамках договорных отношений с учреждениями-партнерами происходит обмен информацией о возможных вариантах профессионального определения выпускников школы.

Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, опрос, статистический анализ и аналитические справки по проведённым мероприятиям, анализ количества посещений сайта «Профпортал».

Содержание деятельности

Формы работы

класс

Сроки

Ответственный

Информирование о профессиях и учебных заведениях города (близь лежащих городов), о востребованности рабочих профессий на рынке труда.

Раздаточный материал, информационные буклеты.

Информация на сайте «Профпортал». Индивидуальные и групповые консультации.

Родители, педагоги,

обучающиеся 1 -11

классов.

В течение учебного года.

Соц. педагог, отв. за профориентацию, администрация

Информирование о профессиях и учебных заведениях Забайкальского края, г. Улан-Удэ

Оформление стендов.

Обучающиеся, педагоги, родители.

В течение учебного года.

соц. педагог, отв. за профориента

цию, администрация

Информирование о профессиях и учебных заведениях области, об условиях обучения, о рынке труда Смоленской области, о социальной поддержке студентов.

«Школа родителей», родительские собрания.

Классные часы,

занятия по профориентации

Родители, обучающиеся 5 - 11 классов.

1 раз в месяц

Соц. педагог, отв. за проф.

ориентацию

Информирование об индивидуальных особенностях здоровья, о профессиональных предпочтениях обучающихся по результатам диагностик.

Классное родительское собрание, консультация, ПМПк

Родители

учащихся 9 – 11 классов

По плану,

по обра

щению

Соц. педагог, мед. работники, отв. за проф

ориентацию

Информация о проводимой в школе работе по профориентации.


Родительские собрания,

школьный сайт.

Родители


По плану школы.

педагоги, отв. за профориентацию

Оказание помощи в разработках занятий, уроков

Создание «Банка данных» метод .разработок занятий и уроков педагогов школы, подбор методической литературы, видео презентаций по данной теме

Консультации, сбор материалов

Педагоги,

воспитатели

1 -11 кл.

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, старший воспитатель, библиотекарь

Создание коррекционно-развивающих игр по теме.


Оформление материала в бумажном и электронном формате.

Воспитатели, педагоги

1 -11 кл., учитель СБО

В течение учебного года

Соц.педагог, воспитатели, педагоги, отв. за профориента

цию

Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по профориентационной работе

Выступления на методических объединениях открытые занятия, уроки, мастер-классы, разработка дидактических пособий, публикация опыта работы.

Педагоги, отв. за школьный сайт

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, старший воспитатель, отв. за школьный сайт, отв. за профориентацию

Знакомство с учебными заведениями Смоленской области.





Знакомство с предприятиями, с организацией рабочего процесса.

Экскурсии в учреждения профессионального образования.





Экскурсии на предприятия.

Обучающиеся 9 - 11 кл., родители.

Апрель - май



По договоренности с пред

приятиями

Отв. за профориентацию, социальный педагог


1.Информирование о профессиях и учреждениях профессионального образования, об условиях обучения, о рынке труда Смоленской области. 2.Рекомендации специалистов о трудоустройстве и особенностях выбора профессии.

Встречи с представителями учреждений профессионального образования, Центра занятости.

Обучающиеся 9 - 11 классов.

По договоренности с пред

приятиями, центром занятости

Отв. за профориентацию социальный педагог




Социально-психологическое направление

Задачи:

  • профессиональное самоопределение личности учащегося средствами психолого-педагогической коррекции;

  • развитие способностей у обучающихся к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Профориентационные занятия психолога, социального педагога. и ответственного за профориентацию

Содержание: занятия направлены на формирование представлений о будущей профессиональной деятельности и развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях. Занятия проходят во вторую половину дня собучающимися7-9 классов. Тактика выбора профессии: здоровье, как фактор успешной образовательной карьеры, ознакомление с современной ситуацией на рынке труда, знания о профессиях, которые могут получить выпускники, формирование у обучающихся практических навыков поиска информации на сайте «Профпортал».

Трудоустройство: навыки эффективного общения с работодателем, требования работодателя к современному работнику, пакет документов при приёме на работу,современные способы поиска информации, работа с профессиограммами тех профессий, которые можно получить в нашем городе.

Обучение практическим навыкам: знакомство с учебными заведениями и предприятиями города, принципы адаптивного поведения на рынке труда, вопросы трудового законодательства, создание профессииограмм, подбор оптимальных вариантов профобучения и трудоустройства.

Инструментарий для оценки результативности: тестирование, анкетирование, презентация деятельности, статистический анализ.



Профориентационные занятия социального педагога и ответственного за профориентацию.

В 9 -11 кл. отв. за профориентацию и соц. педагог проводят коррекционно-развивающие занятия во вторую половину дня.

Содержание: коррекционно-развивающие занятия направленына расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков; на формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Занятия проводятся с использованием: элементов социально-психологического тренинга, ролевых и профориентационных игр, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, психодиагностических процедур.

Обучение навыкам конструктивного общения и профессионального самоопределения. Изучение внутреннего мира подростка и личностных особенностей, интересов, склонностей. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, овладение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, умениями ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения. Обучение правилам выбора профессии, умениям строить личностный профиль и временную перспективу.

Организуется:

Помощь подросткам в профессиональном самоопределении. Развитие способности адекватно оценивать собственные поступки и действия.

Подростки проектируют профессиональный план (определяются в выборе будущей профессиональной деятельности, обсуждают варианты профессионального образования, овладевают способами и приёмами планирования профессиональной и жизненной перспективы), учатся корректировать его в зависимости от ситуации на рынке труда, развивают навыки самопрезентации, закрепляют образ будущей профессии.

Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, опрос, наблюдение, анализ продуктов деятельности.



Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки

Ответственный


Развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условия.


Занятия,

практическая деятельность



5 - 11кл.

В течение года, по плану соц. педагога и отв. за профориентацию

Социальный педагог, отв. за профориентацию


Формирование эмоционально-личностного и социального развития

Занятия с элементами социально-психологического тренинга

8– 9 кл.

В течение года, по плану психолога

психолог


Коррекция профессиональных планов выпускников

Занятие, консультация

9 – 11 кл.

В течение года

соц. педагог, кл. рук - ли, отв. за профориентацию


Коррекция установок, формирование адекватного представления о трудовых перспективах детей.

Консультации, ПМПк, родительские собрания

Родители, 9 - 11 кл.

По результатам диаг-ностики, по обращению

соц. педагог, классный руководитель, отв. за профориентацию


Социально-трудовая адаптация.

летняя трудовая практика, общественно-полезный труд.

Обучаю-щиеся5-11 кл.

В течение учебного года.

Зам. директора по УВР, ст. вос-ль, учителя трудового обучения, кл. рук., отв. за профориентацию



Поствыпускное сопровождение, содействие занятости и трудоустройству выпускников после окончания школы.

Индивидуальные консультации

Выпускники школы

Август-сентябрь, по обращению

Социальный педагог, отв. за профориентацию



Диагностическое направление

В основном этой работой занимается отв. за профориентацией.

Задачи:

  • выявить личностные особенности обучающихся для построения индивидуальных маршрутов по профессиональному определению;

  • определить уровень информированности участников образовательного процесса по вопросам профориентации.

На всех этапах профориентационной работы в школе педагоги, воспитатели осуществляют наблюдение и выявление интересов и способностей обучающихся, фиксируя результаты в дневниках наблюдений и в характеристиках. Эти данные востребованы при определении трудового профиля и выборе профессии.

В «мастерской трудовых проб» учителем трудового обучения ведется мониторинг трудовых проб, результаты которого свидетельствуют о том, насколько успешно у учащегося получаются определенные трудовые навыки в рамках профиля трудового обучения. Медицинский работник определяет наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям трудовой деятельностью. После проведения всех занятий в «мастерских трудовых проб» соц. Педагогом проводится диагностика готовности обучения учащихся на том или ином профиле трудового обучения и с выдачей рекомендаций. Классный руководитель знакомит родителей (законных представителей) учащегося с результатами обучения в мастерской трудовых проб. Все данные заносятся в рекомендательную карту. На основании данных рекомендательной карты школьный психолого-медико-педагогический консилиум рекомендует учащимся профиль трудового обучения.

Социальными педагогами в начальной школе на классных собраниях проводится анкетирование родителей для определения уровня информированности о возможных вариантах трудовой деятельности их детей. В 9 - 11 классах проводится анкетирование родителей для определения уровня информированности о спектре предлагаемых профессий учебными заведениями города, о представления будущей профессии своего ребёнка.

По итогам занятий с обучающимися 9-11 классов социальные педагоги проводят исследование об информированности учащихся о профессиях, которые могут получить выпускники, и учебных заведениях Смоленской области.

В 9- 11 классах отв. за профориентацию проводит обследование обучающихся с целью выявления профессиональных предпочтений и готовности к профессиональной деятельности.

Инструментарий для оценки результативности: анкетирование, статистический анализ, анализ работы за учебный год.



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки

Ответственный

  1. 11

Выявление

интересов, способностей к трудовой деятельности

воспитанников

Наблюдение


1 - 9кл.

В течение учебного года


отв. за профориента

цию, кл. рук – ли, воспитатели

Трудовые пробы

Карта, диагностика, дневник наблюдения, рекомендательная карта по выбору трудового профиля

4 кл.

Апрель

учителя ТО, отв. за профориентацию


Оценка информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования

анкетирование

Родители и обучающие

ся 9 - 11кл.

начало учебного года

отв. за профориента

цию, кл. рук – ли, воспитатели


Выявление профессиональных предпочтений

Анкетирование, наблюдение, опрос

8-9кл.

январь

отв. за профориента

цию


Определение уровня сформированности социально-трудовых компетенций

мониторинг

5-11 кл

Сентябрь, апрель

Учителя ТО


Выявление особенностей состояния здоровья

Сбор информации по противопоказаниям, изучение мед. карт

4 - 11 кл

январь

Мед. работники




Рефлексивное направление

Задачи:

  • оценивание промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

  • внесение корректив в содержание профориентационной программы.

Промежуточные итоги реализации профориентационной программы подводятся в форме аналитических справок, отчетов по итогам проведенных мероприятий. Итоговый анализ результативности профориентационной работы за текущий учебный год осуществляется в концеучебного года. В августе происходит сбор катамнестических данных о получении профессии и трудоустройстве выпускников школы. Сбор и анализ информации осуществляет отв. за профориентацию.

По результатам катамнеза и анализа работы вносятся коррективы в план работы по профориентации на следующий учебный год.

Инструментарий для оценки результативности: статистический отчёт, анализ.



/№

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки

Ответственный

1.Определение качества знаний обучающихся о профессиях.

Общешкольные мероприятия

  1. 4 кл.

Апрель

Отв. за профориентацию, воспитатели, кл. рук - ли, социальный педагог, сторший воспитатель.


Определение сформированности профессионального плана обучающихся

Общешкольные мероприятия, диагностика.

5 -11кл.


В течение учебного года

соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, психолог, отв. за профориентацию


Анализ результатов реализации программы профориентации.



Сбор информации о выпускниках, продолживших обучение или трудоустроившихся.

анализ работы за год.



катамнез

Педагоги



Кл.рук - ли, отв за профориентацию, соц. пед.

август

Зам. директора по УВР, ст. вос – ль, соц. педагог, психолог, отв за профориентацию



отв за профориентацию, соц. педагог


Коррекция деятельности, внесение изменений в планирование

Круглый стол,

ПМПк,

Педагоги, отв. за профориен

тацию

Август

Зам. директора по УВР, отв. за профориентацию




Основные формы и методы преподавания программы.

Формы работы:

- Экскурсии;

- уроки;

- классные часы;

- анкетирование;

- дискуссии, диспуты;

- исследовательские работы (групповые и индивидуальные);

- встречи со специалистами различных профессий;

- изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;

- консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);

- родительские собрания;

- встречи с представителями учебных заведений;

- предметные недели;

- творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)

В нашей школе-интернате обучаются дети, имеющие отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточную сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Часто  при выполнении заданий внеучебного характера воспитанники обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи; испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи.

Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

В связи со всем выше сказанным, становится очевидной необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната 8 вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Профориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики.

Компетенции, необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:

1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).

2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).

3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).

4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).

5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми.

6) Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).

Мастерские трудовых проб.

Содержание: Мастерские трудовых проб организуются для учащихся 4 классов с целью определения уровня психофизического развития учеников 4 классов, их интересов и готовности к обучению по определённому трудовому профилю. Занятия проходят во второй половине дня в соответствии с профилями трудового обучения учебных трудовых мастерских школы. Профили трудового обучения: столярное дело, штукатурно-малярное дело, швейное дело, обслуживающий труд.

Инструментарий для оценки результативностимониторинг трудовых проб, ,диагностика готовности обучения учащихся по профилям трудового обучения, школьный ПМПк.

Работа по профессиональной ориентации учащихся на уроках трудового обучения.

Содержание: на уроках трудового обучения в рамках программы профориентации учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в городе и регионе. Темы включаются в содержание уроков по трудовому обучению.

5 - 11 классы - формирование представления о профессиях в рамках профиля трудового обучения, о трудовых обязанностях в профессиях, обеспечение трудовых проб, экскурсии на различные виды производства, подготовка практической умелости в рамках выбранной профессии.

Инструментарий для оценки результативности: анализ контрольных работ, мониторинг сформированности социально-трудовых компетенций на начало и конец учебного года.



Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности.

Содержание: В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения. Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка, трудового обучения, информатики, социально – бытовой ориентировки, обществознания, биологии. В старших классах учащиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д. Практическое закрепление изученного производится через внеклассные занятия, общешкольные мероприятия ( конференции, игры и т.д.), а также воспитательные занятия.

Инструментарий для оценки результативности: анализ выполнения упражнений и заданий, внеклассных и общешкольных мероприятий.



Обучение в мастерских трудовых проб носит ознакомительный характер, происходит знакомство учащихся с различными материалами, их свойствами, инструментами и оборудованием. Максимальное внимание уделяется практической деятельности. Детям дается возможность попробовать себя в разнообразных трудовых действиях.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся должны знать:

Значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о стиля общения.

Обучающиеся должны уметь:

Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограмы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.



Методическая литература

  1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.

  2.   Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;

  3. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида, ж-л «Дефектология», № 5 , 2006 год.

  4. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе, Москва , 1988 год;

5.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.

6.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 1-4 классы, Москва,  1999 год;

8.Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений YIII вида , 5-9 классы, сборники 1-2, Москва,  2000 год;

9.Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.

10.Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика,  г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.

11.Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика,     г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;

12.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;

13.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.

14.Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;

15.Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;

16.Солодянкина О.В. Управление специальным (коррекционным) образовательным учреждением, Ижевск, 2006 год;

17.Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.

18. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

19. Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение,1991.

20. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. – 189 с.

21. Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.

22. Кисилёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми. Спб.: Речь, 2006. – 160 с.

23. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с. (Коррекционная педагогика).

24. Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении // Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Просвещение, 1983. – 22 с.

25. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М. УЦ Перспектива, 2006.

26. Основы теории и практики профориентации // сост. В.И. Балалихин. Л., 1990.

27. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366 с.

28. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

29. Старобина Е.М. Методика профориентации при умственной отсталости СП Эксперт, 2005.

30. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.20).

32. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.



Структура деятельности пед. коллектива по проведению профориентационной работы в школе



Директор

  • направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;

  • постоянно знакомит с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;

  • контролирует всю профориентационную работу в школе;



Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  • ежегодно в начале учебного года информирует отдел образования о трудоустройстве выпускников 9-х и 11-х классов.

  • создаёт учебно-методическую базу по профориентации;

  • организовывает и проверяет деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;

  • собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;

  • координирует профориентационную направленность проектной, исследовательской деятельности учащихся;

  • организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • курирует преподавание профориентационного курса в ходе предпрофильной подготовки (“Самоопределение”)



  • самоопределения учащихся;

Классный руководитель

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; оказывает помощь социальному педагогу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

  • организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство и т. д.)

Социальный педагог

  • изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

Ответственный за профориентацию в школе

создает базу данных по профдиагностике;

курирует всю деятельность по профориентации в школе;

оказывает всяческую помощь педагогическому коллективу по профориентации в школе;

организует экскурсии в учебные заведения, предприятия, Биржу труда и т. д.;

организует профориентационную работу в школе, ведёт документацию.



Содержание программы

План мероприятий по профориентации 1 – 4 классы

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы: Формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека.

«Здоровый образ жизни» (1-4 классы).

Мир моих интересов.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Профессии наших родителей.

О профессиях разных, нужных и важных.

Путь в профессию начинается в школе.

1 раз в четверть

Кл. рук - ли

Экскурсии: Знакомство с трудом рабочих профессий

1 раз в четверть

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность:

«Все профессии важны», «Что такое экономика», «Культура и образование», «Развитие науки» (курс «Мир вокруг нас»)

Знакомство с профессиями в курсе «Русского языка» (словарная работа со словами, обозначающими профессии);

Знакомство с профессиями художника, архитектора, скульптора на уроках изобразительного искусства.

Профессия оператор ЭВМ (компьютерная грамотность)

По учебному плану

Учителя - предметники

Конкурс рисунков: «Все профессии нужны, все профессии важны».

декабрь

Учитель рисования, отв. за профориентацию

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика (4 класс):

выявление интересов учащихся;

определение жизненно важных ценностей;

выявление способностей и уровня развития познавательных процессов.

4 четверть

Отв. за профориентацию

5 – 7 класс

Поисково-зондирующий этап:

- формирование адекватной самооценки у учащихся;

- формирование у учащихся общетрудовых навыков;

- получение данных о предпочтениях, склонностях, возможностях учащихся;

- развитие интересов и способностей учащихся;

-расширение сведений о профессиях;

- профориентационная направленность уроков;

- развитие навыков общения и взаимодействия.



План мероприятий по профориентации 5 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Мир моих интересов.

Мир профессий.

Моя мечта о будущей профессии.

Режимы работы.

Тренинги «Навыки общения и взаимодействия»

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: Знакомство с профессиями библиотекаря, пожарного, дворника, сантехника.

1 раз в четверть

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: Знакомство с профессиями ювелир, кожевенник, гончар на уроках истории. «Человек и другие люди» (изучение правил взаимодействия с окружающими в курсе «Обществознание». Изучение тем: «Кто где работает», «Кем ты хочешь стать?» в курсе трудового обучения

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка изделий, изготовленных на практических работах, участие в городских и краевых выставках.

В течение года

Учителя трудового обучения, кружков и внеурочной деятельности

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Готовность учащихся к обучению в среднем звене школе;

выявление интересов учащихся;

4 четверть

Отв. за профориентацию






План мероприятий по профориентации 6 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Моя мечта о будущей профессии.

На пути к жизненному успеху

Когда вырасту большим.

Привычка к труду помогает успеху.

Тренинги «Навыки общения и взаимодействия»

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: в больницу (профессия санитарка), на пекарню, в школьную столовую – повар, на пилораму.

1 раз в четверть

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность, факультатив «Истоки» (раздел «Профессии».

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка изделий, изготовленных на практических работах, участие в городских и краевых выставках.

Конкурс рисунков «Моя будущая профессия»

Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

В течение года



Неделя трудового обучения

Учитель рисования



Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Готовность учащихся к обучению в среднем звене школе;

выявление интересов учащихся.

4 четверть

Отв. за профориентацию



План мероприятий по профориентации 7 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Путь в профессию начинается в школе.

Дороги, которые мы выбираем.

Профессии людей, работающие в нашей школе.

Игра «В кругу друзей и профессий».

Психологический час «Поговорим о жизненных ценностях».

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: в больницу (профессия санитарка), на пекарню, в школьную столовую – повар, на пилораму.

1 раз в четверть

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность, факультатив «Истоки» (раздел «Профессии»).

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Неделя труда:

Викторина «Ярмарка профессий».

Конкурс «Лучший по профессии».

В течение года







Неделя трудового обучения

Учителя трудового обучения



Библиотекарь



Учитель рисования

Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Готовность учащихся к обучению в среднем звене школе;

выявление интересов учащихся.

4 четверть

Отв. за профориентацию






План мероприятий по профориентации 8 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Режимы работы на предприятиях.

Мир профессий.

Профессии людей, работающих в нашей школе.

Психологический час «На пути к цели».

Планирование профессионального пути.

Психологический час «Формула темперамента».

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: профессии ЖКХ, на пилораму.

1 раз в четверть

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность, факультатив «Истоки».

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Неделя труда:

Викторина «Я профессионал».

Устный журнал «Рабочие профессии».

В течение года







Неделя трудового обучения

Учителя трудового обучения



Библиотекарь



Учитель рисования

Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Соответствие представлений о труде с возрастом;

выявление интересов учащихся.

4 четверть

Отв. за профориентацию

9– 11 класс

Профильное обучение

- формирование профессиональной мотивации;

- развитие навыков самопознания;

- развитие интересов и склонностей учащихся;

- формирование правильного понимания сущности профессий и самоопределения;

- знакомство с различными учебными заведениями;

- формирование знаний и навыков в определённой деятельности через изучение профильных предметов;

- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;

- коррекция профессиональных планов;

- оценка готовности к избранной деятельности;



План мероприятий по профориентации 9 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Суть жизненного и профессионального самоопределения.

Мое будущее.

Календарь профессий (сезонные профессии).

Планирование профессионального пути.

Тренинг «Будь готов»!

Тренинг «Межличностное взаимодействие».

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: на чулочно – носочную фабрику, знакомство с профессией садовник, горничная, официант (г. Смоленск).

Приглашение представителей ПУ Смоленской области для проведения агитационной работы.

1 раз в четверть



2-е полугодие

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность.

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Неделя труда:

Викторина «Я профессионал».

Устный журнал «Рабочие профессии».

В течение года







Неделя трудового обучения

Учителя трудового обучения



Библиотекарь



Учитель рисования

Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Проведение профориентационной диагностики;

4 четверть

Отв. за профориентацию

Информационное оформление стенда:

«Сферы труда».

«Календарь профессий».

«Типы профессий».

По плану работы отв. за профориентацию

Отв. за профориентацию




План мероприятий по профориентации 10 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Как наше здоровье связано с выбором будущей профессии.

Профессии, где вы можете себя реализовать.

Мое право на труд

Восьмиугольник основных факторов выбора профессии.

Тренинг «Будь готов»!

Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии».

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: в Центр занятости населения г. Духовщины, швейный цех односложного пошива(г. Смоленск), профессия вахтёр (ГПТУ г. Духовщина), продавец (г. Духовщина).

Приглашение представителей ПУ Смоленской области для проведения агитационной работы.

1 раз в четверть





2-е полугодие

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность.

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Неделя труда:

Викторина «Я профессионал».

Устный журнал «Рабочие профессии».

В течение года







Неделя трудового обучения

Учителя трудового обучения



Библиотекарь



Учитель рисования

Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Проведение профориентационной диагностики;

4 четверть

Отв. за профориентацию

Информационное оформление стенда:

«Сферы труда».

«Календарь профессий».

«Типы профессий».

По плану работы отв. за профориентацию

Отв. за профориентацию



План мероприятий по профориентации 11 класс:

мероприятия

дата

ответственный

Классные часы:

Типы и особенности профессий.

Применение полученных знаний в выборе профессии.

Ошибки при выборе профессии

Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения.

Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии».

1 раз в четверть

Кл. рук – ли









Психолог

Экскурсии: в Центр занятости населения г. Духовщины, профессия сторожа (г. Духовщина), рабочий по ремонту дорог в ДРСУ г. Духовщина, сезонный рабочий ЖКХ.

Приглашение представителей ПУ Смоленской области для проведения агитационной работы.

Индивидуальные консультации для выпускников.

1 раз в четверть





2-е полугодие



Отв. за профориентацию

Отв. за профориентацию

Учебная деятельность: уроки трудового обучения, внеурочная деятельность.

По учебному плану

Учителя - предметники

Выставка факультативных практических работ, участие в городских и краевых выставках.

Проведение выставки научно-популярной и художественной литературы по вопросам выбора профессии.

Конкурс рисунков «Профессия моей мечты».

Неделя труда:

Викторина «Я профессионал».

Устный журнал «Рабочие профессии».

В течение года







Неделя трудового обучения

Учителя трудового обучения



Библиотекарь



Учитель рисования

Учителя трудового обучения

Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду, осознанному выбору профессии, на что способен ваш ребёнок.

Родительское собрание «Дорога в жизнь вашему ребенку».

При посещении родителей школы

Кл. рук – ли, соц. педагог

Диагностика:

Проведение профориентационной диагностики; оценка готовности к избранной деятельности;

4 четверть

Отв. за профориентацию

Информационное оформление стенда:

«Сферы труда».

«Календарь профессий».

«Типы профессий».

По плану работы отв. за профориентацию

Отв. за профориентацию




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!