СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации для учащихся 1-4 классов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации для учащихся 1-4 классов.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гурьевский центр образования имени С,К. Иванчикова»







ПРОГРАММА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ






Возраст учащихся 7-10 лет





Программу подготовила:

Петрова Вероника Викторовна







П. Метростроевский

Профессиональная ориентация младших школьников


В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.


Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда, через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам, работа под руководством взрослых);

расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации;

развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами; развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.
















Пояснительная записка.


Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, продавец в магазине, водитель автобуса, повар, учитель. Ребенок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Так, играя в «работу», ребенок достает календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают все, необходимое для жизни: еду, одежду, мебель, лекарства и т.д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Можно попробовать несколько разных профессий. Часто бывает так, что ребенок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители - «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живется тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим. «Кем быть?», «Куда пойти учиться после школы?». Младшие школьники пока затрудняются ответить или дают неуверенные ответы.


Программа направлена на формирование у ребенка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур.




Цель:

Формирование уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно участвовать в общественно-полезном труде.

Задачи:

1.Совершенствование содержания, форм, методов профориентационной работы и психологической поддержки детей;

2.Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;

3.Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;

4.Познакомить с особенностями труда людей родного края, с несколькими видами профессий;

5.Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;

6.Приобщать к общечеловеческим ценностям.

7.Вызвать интерес к занятиям прикладными видами творчества;

8.Формирование у детей образа – «Кто Я? Какой Я?».


Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.

Стадии становления профессионального самосознания.

С развитием личности младшего школьника его знание о себе стано-вится более точным, растёт умение разбираться в своих силах и возможностях. Возникает стремление действовать в определённых ситуациях, опираясь на самооценку, которая становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств.

I. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Эта стадия берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

II. Стадия профессионального самопознания. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

III. Стадия профессионального самоопределения. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы! И именно профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.

Таким образом, в младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.



Формы профориентационной работы в начальной школе.

Формы профориентационной работы в начальной школе достаточно разнообразны: это и встречи детей с мастерами своего дела, экскурсии на различные предприятия, праздники труда, выставки детских поделок, конкурсы рисунков, костюмированные карнавалы профессий, беседы на темы: «Пусть меня научат», «Чей это инструмент?», «Какие профессии живут в нашем доме?», а также сюжетно-ролевые игры, классные часы. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. «Вспомни как можно больше слов на любую букву, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией».- Сюжетно-ролевые игры. Например, игра «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта» и др.- Конкурсы рисунков. Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно давать задание нарисовать, как они представляют себе человека, выполняющего ту или иную работу. - Беседы с приглашенными специалистами. Организация экскурсий на предприятия поселка, виртуальные экскурсии с фотографиями родителей работающих на данных предприятиях с целью ознакомления с существенными характеристиками профессий.- Классные часы по профориентации учащихся 1-4х классов.

Программа построена на принципе активного обучения, заключающиеся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.


Формы работы: подготовка и обсуждение сообщений, беседы, игры, экскурсии, виртуальные экскурсии на предприятия, конкурсы, работа в парах, предполагаются самостоятельные и групповые проектные разработки.


Сроки реализации: 4 года

Участники пректа: 1- 4 классы

Наши партнеры:

Структурное подразделение «Гурьевский детский сад»

МУЗ «Гурьевская участковая больница»

ООО НПЦ «Азимут»

СДК п. Метростроевский.

Компания Ai Pro

ИП Бобкова

п/о Метростроевский

ООО «Агрокомплекс»


Виды и формы работы в 1 классе


Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью»

Октябрь

Экскурсия в школьный столовую. Беседа профессия повар.

Ноябрь

Экскурсия в детский сад. Встреча с работниками детского сада.

Декабрь

Игра "Все профессии нужны все профессии важны"

Январь

Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения

Февраль

Виртуальная экскурсия на карьер. Беседа профессии родителей работающих на карьере.

Март

Экскурсия по поселку.

Апрель

Беседа. «Кем я хочу стать».

Май

Беседы на тему «Бережное отношение к природе. Сохраним ландыши». Изготовление поделок цветочный букет.


Цели и задачи профессиональной работы во 2 классе:

продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Виды и формы работы во 2 классе


Сентябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера.

Октябрь

Виртуальная экскурсия на ферму. Профессии агроном, доярка, животновод.

Ноябрь

Игра "Знакомство с миром профессий"

Декабрь

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавец.

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке

Февраль

Профессии наших пап

Март

Знакомство с профессиями наших мам

Апрель

Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря

Май

Работа на пришкольном участке.


Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе:

продолжение развития общетрудовых знаний, умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.


Виды и формы работы в 3 классе


Сентябрь

Работа на пришкольном участке.

Октябрь

Игра «В стране ремесел»

Ноябрь

Виртуальная экскурсия на завод. Беседа профессии родителей работающих на данном предприятии.

Декабрь

Просмотр видеоролика. «Профессии которые нас защищают». Беседа, о профессии пожарный.

Январь

Экскурсия в больницу. Профессия врач, медсестра. Беседа с работниками медицинского учреждения.

Февраль

Изготовление подарков для наших пап. Профессии наших пап.

Март

Изготовление подарков для наших мам. Профессии наших мам.

Апрель

Игра "Угадай профессию"

Май

Работа на пришкольном участке. Украсим пришкольный участок.


Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе:

обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.



Виды и формы работы в 4 классе


Сентябрь

Работа на пришкольном участке.

Октябрь

 Экскурсия в Дом культуры. Профессии работников культуры.

Ноябрь

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с профессией библиотекарь.

Декабрь

КВН "Путешествие в мир профессий".

Январь

Профессия моих родителей. Представление готовых проектов.

Февраль

Экскурсия по поселку. Знакомство с предприятиями находящимися на территории поселка.

Март

Виртуальная экскурсия на завод. Профессии наших пап работающих на данном предприятии.

Апрель

Виртуальная экскурсия на карьер. Беседа профессии родителей работающих на карьере.

Май

Беседа «Чем я могу помочь дома»



Ученик, владеющий информацией о мире профессий, заинтересованный в развитии своих способностей, т.к. на занятиях имеет возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы.


Прогнозируемый результат:


При изучении программы не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков. Критерием достижений учащихся будет являться осознанный выбор проектной деятельности интересующей профессии, достаточная полнота и серьезность этой работы.



























Список используемой литературы


1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.


2. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.


3. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36


4. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.


5. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43


6. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.


7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.


8. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.



9. Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15


10. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.


Интернет ресурсы


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!