Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новонадеждинская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО и согласовано на заседании педагогического совета школы протокол №_1_ от « 30 » августа 2023г. | | УТВЕРЖДЕНО директор МКОУ Новонадеждинской ООШ _________ Ухина Е.А. приказ № 50 от « 31 » августа 2023г. |
ПРОГРАММА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И
ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
для учащихся 1-9 классов
пос. Новонадеждинский
Цели и задачи реализации программы.
Цель:
Создание условий для формирования у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, табакокурения и алкоголя как способу решения своих проблем или проведения досуга
через воспитание мотивации здорового образа жизни.
Задачи: - обогатить школьников знаниями о негативном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и общества
- предупредить у обучающихся желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
привлечь родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек;
разработать и провести мероприятия, направленные на формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни;
оказание помощи детям «группы риска».
Пояснительная записка:
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема употребления табакокурения, алкоголя, наркотических и токсических веществ. Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к «группе риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.
Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания, табакокурение, СПИД
Необходимость создания и реализации программы по профилактике табакокурения, употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ обусловлена именно этими факторами. Выход из этой ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой асоциального поведения детей и подростков, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование у учащихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
Основные направления реализации программы:
1.Информационно-просветительское направление предполагает проведение лекционных занятий, семинаров, индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями, распространение информации о вреде алкоголя и ПАВ, в том числе:
проведение разъяснительной работы о причинах, формах, вреде и последствиях употребления алкоголя и ПАВ;
обсуждение на родительских собраниях вопросов ответственности родителей за воспитание детей и необходимости превенции употребления алкоголя и ПАВ;
распространение информации антинаркотического, антиалкогольного и антитабачного характера (памятки о стадиях развития зависимости, ее самодиагностики, самопомощи, а также учреждениях и специалистах, которые оказывают профессиональную помощь). Размещение информации на стендах в виде плакатов, публикации на сайте, в официальной группе в социальной сети; антинаркотическая пропаганда и позитивная социальная реклама.
2.Организационно-досуговое направление предполагает досуговую деятельность детей для эффективного использования их свободного времени. Это возможно через организацию занятий внеурочной деятельности, кружков различной направленности, спортивных и культурных мероприятий, участие в деятельности общественных движений среди обучающихся. При реализации данного направления возможно проведение тематических мероприятий (встречи, круглые столы, дискуссии, игры, конкурсы, выставки, соревнования и др), в том числе с участие педагога-психолога и медицинских работников.
3.Психолого-педагогическое направление работы позволяет скорректировать индивидуальные особенности у обучающихся, которые затрудняют их социальную адаптацию и повышают риск вовлечения в систематическое употребление алкоголя и ПАВ.
Психологические методы направлены на:
- повышение уровня эмоционального благополучия подростков;
- развитие умение обучающихся противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
- формирование отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и последствиям их употребления;
- повышение ценности здоровья и уважения к нему;
- переключение интересов обучающихся и закрепление их на позитивных вещах – здоровом образе жизни, спорте, активном здоровом отдыхе, саморазвитии и самореализации.
Педагог-психолог проводит диагностическую и профилактическую групповую работу. Также педагог может проводить, если необходимо, индивидуальное
консультирование детей, родителей, членов семей, педагогов и других участников учебно - воспитательного процесса. Консультирование может быть направлено:
- на выявление факторов риска формирования зависимости от алкоголя и ПАВ и их снижение или преодоление;
- развитие ценностно-мотивационной сферы обучающихся, раскрытие и поддержку просоциальных интересов;
- коррекционно-реабилитационную работу с обучающимися с выявленными проблемами зависимости;
- использование ресурсов взаимопомощи и взаимной поддержки обучающихся и их родителей через групповой профилактический или психокоррекционный тренинг.
4.Межведомственное взаимодействие
предполагает организацию взаимодействия между различными субъектами системы профилактик: МКОУ Аннинская СОШ №3, БУЗ ВО "Аннинская РБ, отдел МВД России по Аннинскому району.
Профилактическая программа охватывает обучающихся 1–-9 классов.
План работы по противодействию и профилактике вредных привычек.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 11 | Анкетирование учащихся об их отношении к употреблению наркотиков и ПАВ. | В течение года | Соц. педагог Психолог |
2 | Заседание Совета профилактики | 1 раз в месяц | Соц. педагог Кл. руководители |
3 | Проведение классных часов по здоровому образу жизни. | В течение года | Кл. руководители |
4 | Проведение профилактических бесед с учащимися по предупреждению употребления наркотиков, просмотр видеофильмов антинаркотической направленности. | В течение года | Медицинский работник |
5 | Выставка книг о ЗОЖ. | В течение года | Библиотекарь |
6 | Оформление уголков здоровья в классных коллективах. | В течение года | Кл. руководители |
7 | Конкурс рисунков и плакатов «Твое здоровье» | Ноябрь | Учитель ИЗО |
8 | Организация постоянной связи с работниками ПДН. | В течение года | Администрация школы |
9 | Оформление стенда «Мы за здоровый образ жизни». | В течение года | Соц. педагог |
10 | Индивидуальные консультации с родителями обучающихся. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
11 | Анкетирование на отношение к курению. | В течение года | Соц.педагог Психолог |
12 | Беседы в классах: «Курить – здоровью вредить» 1-9 кл. | В течение года | Медицинский работник. Кл рук. |
Реализация программы по профилактике вредных привычек
Дата проведения | Участники | Содержание работы | Ответственный |
Оформление стенгазет, плакатов |
Сентябрь Ноябрь Декабрь Апрель В течение года | 1-4 кл. 5–11-е кл. | 1. Конкурс рисунков на асфальте «Мы за здоровый образ жизни» 2.Выставка рисунков и плакатов «Мы за ЗОЖ» 3.Конкурс плакатов « Мы за здоровое питание» 4. «Я выбираю здоровый образ жизни» 5. «Сквернословию – НЕТ!» 6. «Жизнь без СПИДа» 7. Выставка книг по антиникотиновой пропаганде, по культуре речи 8. Фотогазета «Мы вместе» | Соц.педагог Психолог Классные рук. Соц. педагог Учитель рисования Учитель физкультуры Библиотекарь Учитель ОБЖ Соц. педагог |
Циклы классных часов и бесед. |
В течение года | 8–11-е кл. 5–9-е кл. 9-й кл. | 1. «Женщины, девушки, девочки –будущие матери» 2. «О грезе сквернословия» 3. Детская преступность в городе и районе» 4. «Полезные привычки» 5. «Правовая сторона последствий употребления психотропных веществ» | Медработник Гинеколог Инспектор ПДН Медсестра Соц. педагог |
сентябрь | 1-11 | Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе | Соц. педагог |
октябрь | 11 | Встречи с представителями ВУЗов области. | Классные руководители |
Ноябрь | 9–11-е кл. | Встречи родителей с общественностью (представители КДН, МО МВД России, ЦНЗ, Районной администрации по вопросу профилактики правонарушений) | Нарколог Соц.педагог |
18 ноября декабрь | 5–11-е кл. | Акция «Здоровье – это жизнь» Молодежная акция «Табак – здоровью враг!» Международный день отказа от курения. Час общения « Учись говорить нет» | Выступления волонтеров по классам Социальный педагог Педагог -психолог |
Анкетирование, диагностирование, индивидуальная работа |
Октябрь | 1-е, 5-е, 10–11-е кл. | Диагностика обучающихся (изучение проблемы в эмоциональной сфере, склонностей к вредным привычкам, выявление среди обучающихся «группы риска») | Соц. Педагог, классные руководители |
Январь | Начальные классы | Профилактическое занятие «Полезные привычки» | Классные руководители |
Ноябрь | 9–11-е кл. | Анкетирование «Я против того, чтобы мои друзья принимали наркотики» | Замдиректора по ВР, соц. педагог |
В течение года | 1–11-е кл. | Индивидуальное, групповое, семейное консультирование (дети, родители, педагоги) | Психолог, соц. педагог |
В течение года | 5–11-е кл. | Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере общения | Психолог, логопед |
Экскурсии, спортивная работа |
В течение года | 1–11-е кл. | Дни здоровья «Мы против наркотиков», «Мы выбираем здоровый образ жизни» | Учителя физкультуры, учитель ОБЖ |
В течение года | 5–11-е кл. | Участие в походах, экскурсиях по родному краю. Экскурсии в рамках регионального проекта «Промышленный туризм» | Учителя физкультуры Классные руководители |
В течение года | 1-11 | Участие в районных соревнованиях «Президентские спортивные игры», по разным видам спорта по плану спортивных мероприятий Спортивные состязания «Тесты губернатора» Участие во Всероссийском Дне бега «Кросс Наций» «Папа, мама, я – спортивная семья» Акция «Спорт –альтернатива пагубным привычкам «Лыжня России» | Учителя физкультуры Классные руководители |
Родительские собрания |
Март | 1-11 кл. | «Как уберечь вашего ребенка от наркотиков» | Соц. педагог, классные руководители |
Апрель | 1-11 кл. | «Организация досуга во время летних каникул» | Соц. педагог |
Ежемесячно | | Заседания «Совета профилактики» | Замдиректора по ВР, психолог, соц. педагог |
Октябрь | 1–11-е кл. | «Роль семьи в профилактике вредных привычек и правонарушений » | Кл. руководители, соц.педагог |
Другие формы работы |
В течение года | 1-11 кл. | Просмотр видеофильмов по профилактике вредных привычек: «Дымок сигареты», «У последней черты», «На острие иглы» и т.д. | Соц. педагог, кл. руководители |
В течение года | 1-11 кл . | Рейды в неблагополучные семьи и семьи «трудных подростков | Соц. педагог, кл. руководители, инспектор ПДН |
В течение года | 5–7-е кл., 8–11-е кл. | Игра «Спорные утверждения» Игра «Степень риска» | Педагог -психолог |
Основные мероприятия по профилактике злоупотребления ПАВ.
№ п/п | Содержание работы | сроки | ответственные |
1 | Разработка и утверждение комплексной программы по профилактике наркомании | Август-сентябрь 2023 | Завуч по ВР, администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог |
2 | Привлечение учащихся к культурно- досуговой деятельности (кружки, секции). | В течение всего года | Классные руководители, социальный педагог, руководители кружков, секций. |
3 | Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ Ознакомление с планом работы. | Ежегодно, сентябрь | Администрация школы, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. |
4 | Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, неблагополучного характера с целью последующей помощи им. Выявление детей «группы риска». Мониторинг СПТ. | Ежегодно, сентябрь | Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. |
5 | Мониторинг «Твой выбор» Выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ или вовлеченных в употребление. | Ежегодно, ноябрь | Соц. педагог, классные руководители |
6 | Анкетирование среди учащихся 5, 9 классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения. | Ежегодно октябрь | Социальный педагог Классные руководители. |
7 | Педагогический совет, посвященный результатам анкетирования, адаптации учащихся. | Ежегодно, октябрь | Администрация школы |
8 | Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением | Ноябрь. | Социальный педагог, педагог- психолог, активисты школы |
9 | Проведение недели «Мы против наркотиков». Беседы, акции, видеоролики, оформление выставок и стендов, анкетирование. | Ежегодно, февраль | Социальный педагог, классные руководители, библиотекарь школы, администрация школы. |
10 | Проведение игры «Три года с наркотиками?» | Ежегодно, март | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор |
11 | Проведение социально- психологического тестирования среди обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств. | Ежегодно, апрель. По запросу УО. | Социальный педагог. Заместитель директора по ВР |
12 | Цикл бесед и классных часов: -«Подросток и закон», -«Правонарушения и ответственность за них», -«Уголовная ответственность несовершеннолетних» -«Бездна, в которую надо заглянуть» -«За здоровый образ жизни» -«Правда и мифы о наркотиках» - «Правда и ложь об алкоголе» -«Здоровье – это жизнь» | В течение года по плану работы классных руководителей | Классные руководители |
13 | Проведение спортивных мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ. | Ежегодно по плану воспитательной работы. | Администрация, учителя физической культуры, актив. |
14 | Участие в школьных, городских, областных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, футболу, спартакиаде школьников, всероссийских соревнованиях | По особому плану | Учителя Физкультуры, руководители спортивных секций |
15 | Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии, биологии и др. | Ежегодно в течение года. | Учителя – предметники химии, биологии, классные руководители |
16 | Беседы для родителей. «Отклонения у подростка, употребляющего наркотики», «Признаки злоупотребления химическими веществами», «Если ребёнок напряжён и охвачен паникой. Что делать, если вы найдёте ребёнка в состоянии наркотического кризиса». | В течение года на родительских общешкольных и классных собраниях. | Классные руководители, администрация школы. |
17 | Мероприятия: «СТОП. ВИЧ.СПИД». | Ежегодно в начале декабря. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагого-психолог. |
18 | Беседы с инспектором ПДН «Цена вредных привычек», «Закон и порядок». | Ежегодно декабрь. Май. | Социальный педагог Инспектор ПДН. |
19 | Педагогический совет на тему: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья обучающихся школы». | Ежегодно в феврале. | Завуч по ВР, педагог- психолог, фельдшер школы. |
20 | Конкурс рисунков: «Мы за ЗОЖ», «Молодёжь за ЗОЖ», «Вред наркотиков». | Ежегодно по плану социального педагога. | Социальный педагог. |
21 | Выставка статей, журналов, книг «Против наркомании». | Ежегодно в феврале. | Библиотекарь. |
22 | Оформление стенда в коридоре школы по профилактике наркомании. | Ежегодно февраль | Социальный педагог. |
23 | Индивидуальные беседы по профилактике наркомании с учащимися, состоящими на различных видах учёта. «Не попасть под чужое влияние», «Мифы о наркотиках», «Последствия употребления наркотиков». | В течение учебного года. | Социальный педагог, педагог-психолог. |
24 | Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры. | В течение учебного года. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, активисты школы |
25 | Проведение заседания Совета профилактики правонарушений. По особому плану. | Раз в четверть. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог. |
26 | Агитационная, просветительская работа «Мы – за ЗОЖ» | В течение всего учебного года | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, |
27 | Организация летнего лагеря труда и отдыха | Ежегодно июнь- август | Администрация школы |
28 | Организация отдыха учащихся в каникулярное время. | Ежегодно Ноябрь Март Июнь | Администрация школы. |
29 | Круглый стол: «Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый учебный год.» | Май,2026 | Администрация школы, социальный педагог. Педагог-психолог. |