Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Такие учащиеся имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или у них отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с учащимися, испытывающими трудности в обучении, всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка. Дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении.
На индивидуальных занятиях дети работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
- формирование у учащихся интереса и любви к русскому языку и математике,
- формирование эстетического отношения к языку;
- развитие коммуникативной культуры у учащихся.
Принцип построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Настоящая программа является модифицированной, т.е. составлена на основе типовой программы по русскому языку и математике с использованием занимательного материала и развивающих занятий и адаптирована для учащихся 4 класса данного объединения, с учётом материально-технической базы и возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на один год обучения с охватом учащихся 4 класса. Весь год обучения занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). Продолжительность занятий – 45 мин. Работа с детьми проводится как фронтальная, так и групповая, и индивидуальная.
Календарно – тематическое планирование
34 часа (1час в неделю)
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Текст. Предложение. Словосочетание. | |
2 | Числа от 1 до 1000. | |
3 | Однородные члены предложения. Слово и его лексическое значение. | |
4 | Числа, которые больше 1000. | |
5 | Состав слова. | |
6 | Единицы длины и площади. | |
7 | Единицы массы и времени. | |
8 | Скорость и ее единицы. Решение задач. | |
9 | Части речи. | |
10 | Сложение и вычитание трехзначных числе чисел. | |
11 | Имя существительное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | |
12 | Умножение и деление на однозначное число. | |
13 | Имя прилагательное. Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | |
14 | Решение задач на движение. | |
15 | Местоимение. | |
16 | Умножение и деление на двузначное и трехзначные числа. | |
17 | Глагол неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. | |
18 | Умножение и деление на двузначное и трехзначные числа. | |
19 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. | |
20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | |
21 | Решение типовых тестовых заданий по русскому языку. | |
22 | Решение задач изученных видов. | |
23 | Нумерация класс миллионов и класс миллиардов. | |
24 | Решение типовых тестовых заданий по русскому языку. | |
25 | Нумерация класс миллионов и класс миллиардов. | |
26 | Решение типовых тестовых заданий по русскому языку. | |
27 | Решение типовых тестовых заданий по математике. | |
28 | Написание сочинения. | |
29 | Решение типовых тестовых заданий по математике. | |
30 | Решение типовых тестовых заданий по русскому языку. | |
31 | Написание изложения. | |
32 | Решение типовых тестовых заданий по математике. | |
33 | Списывание контрольных текстов. | |
34 | Итоговое занятие «Чему я научился за год?» | |
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать и уметь:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); -
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона (в т.ч. в виде суммы разрядных слагаемых);
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 · r , b : 2, а ± b , с · d , k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять письменные вычисления, проверку вычислений;
решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х · 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25;
решать задачи в 1—3 действия;
находить площадь, периметр прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
однородные члены предложения;
слово и его лексическое значение; состав слова;
части речи.
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме творческого отчета, где отражается деятельность воспитанников.
Литература
Голубь В.Т. «Тематический контроль знаний. Математика. 4 класс». – Воронеж, 2017.
Волкова С.И. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы. – м.: Просвещение, 2015.
Иляшко Л.А. Математика. Итоговая аттестация за курс начальной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Крылова О.Н. Русский язык: 4 класс: контрольно-измерительные материалы / О.Н. Крылова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 96 с.
Рудницкая В.Н.. Математика: 4 класс: контрольно-измерительные материалы / В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 96 с.
Романова В. Ю., Петленко Л.В.. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2018.
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2016. -304 с.
Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 4 класс. - М.: «ВАКО», 2018
Ситникова Т.Н. Типовые тестовые задания за курс начальной школы. - М.: «ВАКО», 2016
4