СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию речи 3 класс (коррекционная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предполагает коррекцию и компенсацию различных проявлений речевого дефекта.

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию речи 3 класс (коррекционная деятельность»


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы определяется реализуемой образовательной системой "Школа России, использованием УМК "Школа России".

Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской программы по русскому языку Т.Г..Рамзаевой.

.Программа обеспечивает достижение важнейших целей, задач и специфики образовательной деятельности ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат», современного начального общего образования, сформулированные в Уставе, АООП НОО ОВЗ

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: 

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), http://fgosreestr.ru/;

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы [Текст] / сост. Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 2013;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями )

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( вариант 5.2 – 1 отделение)








Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 3 классе – 68 часов (34 учебные недели)

Специфика образовательной деятельности предполагает

  • коррекцию и компенсацию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, несформированности фонематического слуха, аграмматизма, нарушений чтения и письма и др.), сопутствующих нарушений, двигательных функций (нарушения познавательной деятельности, внимания, памяти, словесно-логического мышления, неумение ориентироваться в ситуации общения, трудности речевой коммуникации, нарушения мелкой моторики);

  • формирование у обучающихся с ТНР навыков фонетически правильной разговорной речи, расширения лексического запаса, развития устной разговорной и письменной литературной речи;

  • создание комплекса условий, обеспечивающих качественное образование обучающихся с ТНР в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

  • обеспечение психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации, социализации и интеграцию в общество детей с тяжелыми нарушениями речи.



Планируемые результаты изучения курса

Личностные  результаты

У ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к языку;

  • мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Метапредметные  результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится;

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроля решения;

  •  работать   в соответствии с заявленным планом;

  • корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять текст;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

  • находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

  • готовить самостоятельно проекты;

  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

  • сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;

  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 

  • готовить рассказ по картине на основе выделения объектов картины.



Содержание учебного предмета

В число основных содержательных линий программы входят:

  • усвоение литературного языка;

  • овладение чтением и письмом;

  • совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры.











1. Речь, техника и выразительность речи (4ч.)

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

2.Слово (18ч.)

Слово, его значение. Умение выделять в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста.

Умение осуществлять элементарный словообразовательный анализ (по схеме, отвечая на вопросы, продолжая предложение).

3. Предложение и словосочетание(12ч.)

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами. Умение выделять компоненты предложения, разбирать по членам каждый компонент. Умение редактировать предложения. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

4. Текст (30ч.)

Изложение – одно из самых эффективных средств развития устной и письменной речи, логического и образного мышления. Изложения-повествования, изложения-описания, изложения-рассуждения с различной степенью выявления упомянутых признаков. Многие тексты –смешанного типа.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.



5.Письмо (культура письменной речи)(4ч.)Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка

(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),

рассказ на заданную тему.

Этика дискуссии, умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой.





















Календарно-тематическое планирование



1

Речь. Основные качества речи.

1


2

Работа с текстом «Синица»

1


3

Тема текста. Составление предложений по теме. Определение границ предложения.

1


4

Работа с научным текстом «Летняя тундра».

1


5

Работа с деформированным текстом.

1


6

Работа с научным текстом «Фламинго» по Э. Бауэру.

1


7

Составление предложений. Нераспространённые предложения

1


8

Работа с научным текстом «Грызуны» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

1


9

Составление предложений. Определение границ предложения.


1


10

Работа с научным текстом «Бактерии» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

1


11

Слово и его значение

1


12

Работа с текстом «Белолобый» по А. П. Чехову.

1


13

Сочинение по наблюдениям «Красив осенний лес»!

1


14

Работа с художественным текстом С. Михалкова «Ответ».

1


15

Анализ сочинения «Как красив осенний лес»!

1


16

Работа с научным текстом «Что за диковинное дерево!» по А. Солженицину.

1


17

Слово и его значение. Синонимы.

1


18

Работа с научным текстом «Воздух» по материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

1


19

Восстановление последовательности предложений. Заголовок текста

1


20

Работа с художественным текстом А. Старостина «На Ямале».

1


21

Работа с деформированным текстом. Определение границ предложения. Заголовок текста.

1


22

Работа с научным текстом «Змеи» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

1


23

Работа с пословицами. Метафора. Сравнение.

1


24

Работа с художественным текстом Э. Шима «Живые цветы».

1


25

Письменные ответы на вопросы к тексту «Друзья».

1


26

Работа с научным текстом «Цирк» по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

1


27

Порядок абзацев в тексте.

1


28

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «И так бывает».

1


29

Словосочетание. Предложение.

1


30

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

1


31

Установление последовательности предложений в тексте. Вежливые слова.

1


32

Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима».

1


33

Слово и его значение. Синонимы.

1


34

Работа с художественным текстом А. Тихонова «Скоро зима».

1


35

Предложение. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

1


36

Работа с художественным текстом И. Соколова-Микитова «В сосновых борах».

1


37

Творческое продолжение текста «Следы».

1


38

Работа с художественным текстом И. Соколова-Микитова «В сосновых борах».

1


39

Сочетание описания и повествования в тексте

1


40

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Что такое. Кто такой».

1


41

Творческое продолжение текста. Заголовок текста.

1


42

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «Башмачки».

1


43

Продолжи текст. (Изложение с самостоятельным продолжением).

1


44

Работа с художественным текстом Л. Киселёвой «Башмачки».

1


45

Продолжи текст. (Изложение с самостоятельным продолжением).

1


46

Работа с научным текстом «Собаки» по Э. Бауэру.

1


47

Работа с пословицами.

1


48

Работа с художественным текстом С. Михалкова «Осёл и бобр».

1


49

Текст – описание.

1


50

Работа с художественным текстом «Оленёнок» по записям В. Васильева.

1


51

Продолжи текст. (Изложение с самостоятельным продолжением).

1


52

Работа с художественным текстом В. Осеевой «На катке».

1


53

Диалог. Составление диалога.

1


54

Работа с художественным текстом В. Осеевой «На катке».

1


55

Сочинение-рассуждение «Кем я хочу стать».

1


56

Работа с научным текстом «Растения» по материалам энциклопедии «Хочу все знать».

1


57

Сочинение-рассуждение «Кем я хочу стать».

1


58

Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову-Микитову.

1


59

Составление рассказа «Самый интересный праздник».

1


60

Работа с художественным текстом «Калина» по И. Соколову-Микитову.

1


61

Составление рассказа «Самый интересный праздник».

1


62

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З. А. Клепининой.

1


63

Продолжи письмо.

1


64

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З. А. Клепининой

1


65

Изложение «Встреча».

1


66

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З. А. Клепининой.

1


67

Восстановление деформированного текста

1


68

Работа с научным текстом о животных по А. Клыкову.

1
































































Приложение

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка " Развитие речи" учитываются:


  1. Знание учащимися изученной лексики.

  2. Практическое владение изученными грамматическими формами слов и конструкциями предложений.

  3. Развитие связной речи, логичность построения и оформление.


Отметка "5" ставится ученику, если он:

  • правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике. Во II – IV классах допускается 1- 2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;

  • правильно образовывает и изменяет слова, а также строит словосочетания и предложения в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1 – 2 ошибки при построении распространенного предложения (с 6 – 7 и более членами предложения) или сложного предложения;

  • умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные ответы, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (III –IV кл.) активно высказывается в процессе беседы;

  • умеет строить развернутые высказывания при составлении рассказов по картинкам или серии картин, по диафильмам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предметов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова.

Может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1- 2 лексико – грамматических или фонетических ошибок.


Отметка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки " 5", но при этом ученик:

  • новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2 – 3 ошибки на смысловую замену слов;

  • при употреблении сложных предложений нуждается в помощи учителя, может допустить 2- 3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении;

  • строит недостаточно развернутые высказывания (II – V кл.), допускает 2 – 3 ошибки по содержанию и 3 – 4 лексико – грамматические ошибки.


Отметка "3" ставится ученику, если он:

  • допускает 4 – 5 ошибок на смысловую замену слов;

  • употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4- 5 грамматических ошибок при построении предложений;

  • недостаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, пользуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя;

  • допускает 4 –5 ошибок по содержанию, 4 – 5 лексико – грамматических ошибок.


Отметка "2" в подготовительном и I классах не ставится, во всех остальных классах ставиться, если ученик:

  • недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употребляет слова, допуская 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская 5 грамматических ошибок;

  • не умеет последовательно и связно строить высказывания, выделять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания высказывания;

  • допускается 5 ошибок по содержанию при использовании помощи учителя 5 –7 и более лексико – грамматических ошибок.























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



1.Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.- Петербург, 1998. – 145 с.

2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 96 с.

3. Волина В.Ю. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. -384 с.

4. Волина В.Ю. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. -448 с.

5. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.-(Стандарты второго поколения)

6. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. – М.: ВАКО, 2008. – 65 с.

7.Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык». Учебник для 3класса в двух частях. Рекомендовано министерством просвещения РФ, «Дрофа», Москва – 2019 г



Информационно-коммуникационные средства обучения

1.Компьютерная образовательная программа: серия «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык».

2. 2. Презентационное сопровождение занятий.



Технические средства обучения.

  • Мультимедийный проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Компьютер.

Интернет-ресурсы.

htt p://kidsbook.narod.ru/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

http://ya-umni4ka.ru/

http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/36-programmi/212-perspektiva.html

http://www.zavuch.info/

http://pedsovet.org

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://900igr.net/

http://viki.rdf.ru/

http://www.o-detstve.ru/

http://www.it-n.ru/

http://videouroki.net/index.php?subj_id=17















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!