Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования (с изменениями и дополнениями).
2. Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-6 классов. Составитель – Соболева М. А.
3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.
4. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.
С учетом:
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 34 часа в году (1 час в неделю).
Интернет - ресурсы
1. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС: http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-
2. http://www.krugosvet.ru
Результаты обучения по предмету
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Планируемые результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Современная литература.
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Значимость родной литературы как способа познания жизни.
Славянская мифология (2 часа).
Воплощение в мифологических произведениях народных представлений о мире. «Миф о матери – земле».
Выразительное чтение произведений.
Теория литературы: миф, сказка. Развитие речи: выразительное чтение.
Древнерусская литература (1 час)
«Сказание о Кожемяке». Своеобразие жанра.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летопись, сказание). Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин. «Кузнечик». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб). Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века (16 часов)
В. А. Жуковский. «Кубок», «Перчатка». История создания стихотворений. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: баллада, художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.
К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия. Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Теория литературы: эпитет, сравнение. Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: «Поэт, гусар и партизан Денис Давыдов в кругу однополчан». Художник – Е. Демаков.
Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
А.С. Пушкин. Стихи о Крыме. «Узник». Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь». «Три пальмы». Европейские традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений. Отношение автора к родной природе.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
А.В. Кольцов, И.С. Никитин, Я.П. Полонский о родной природе. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворений.
Теория литературы: художественная идея, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История создания рассказа. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы.
Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Станюкович. «Максимка».
Историческая основа рассказа. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, портрет. Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Н.А. Некрасов. «Школьник». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Любовь и уважение поэта к простому человеку.
Теория литературы: эпитет, инверсия, диалог, характеристика-портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: выразительное чтение.
Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет. Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.
Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне. Связь с другими искусствами: экранизации повести.
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант».
История создания повести. Нравственный выбор героя. Особенности произведения.
Теория литературы: художественная идея. Развитие речи: пересказ эпизодов, составление цитатного плана.
Литература XX века (13 часов)
А. Платонов. «Корова». История создания рассказа, эмоциональное состояние героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А. Гайдар. «Тимур и его команда». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки.
Теория литературы: повесть как жанр литературы. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром.
Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа. Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Проблема уважения ко времени.
Теория литературы: художественная идея. Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
К.Г. Паустовский. М. М. Пришвин. Рассказы о природе.
Проблема уважения к родной земле.
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея. Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор. Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина.
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея. Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.
Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка). Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: заочное знакомство с памятниками собакам-космонавтам в России
Г. Черкашин. «Вкус медной проволоки». История России. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.
В. П. Крапивин. «Трое с площади Карронад». История России. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Проблема выбора.
Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.
Ю. Яковлев. «Цветок хлеба», «Память», «Девочка с Васильевского острова». Значение поступков главного героя. Позиция автора.
Развитие речи: выразительное чтение, пересказ.
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея. Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты. УУД | Контроль знаний |
1 | Введение | 1 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: уметь характеризовать роль книги в жизни человека. | |
2 | Мифология | 1 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. Предметные: осуществлять подбор ключевых слов и словосочетаний, использовать различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. | |
3 | Из древнерусской литературы | 1 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: уметь осуществлять подбор ключевых слов и словосочетаний, использовать различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. | |
4 | Из литературы 18 века | 1 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: знать краткие сведения о поэте; иметь представления об автобиографических мотивах. | |
5 | Из русской литературы 19 века | 16 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно - следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений. | Письменный ответ на вопрос. |
6 | Из русской литературы 20 века | 13 | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений, творческих работ. | Тест. |
| ИТОГО | 34 | |
11