МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 1 от 2019г. ___________ М.В. Гайдарова | СОГЛАСОВАНО Зам.дир. по УВР _______ Л.Н.Даценко «____»______ 2019г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ « Криничненская СШ» ___________ Е.А.Коновченко Приказ № ___ от « ____» _____.2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по русскому языку для 10 класса
на 2019-2020 учебный год
количество часов:
102ч. (3часа в неделю)
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Гайдарова Мария Владимировна
Высшая категория
2019
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), авторской программой общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. М.: Просвещение 2010), учебник: А А.И.Власенков, Л.М,Рыбченкова. «Русский язык. Учебник для 10-11 классов. М: Просвещение, 2014», а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (8-11 классы).
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
5. Основная образовательная программа ООО МБОУ «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым.
1.Планируемые предметные результаты освоения курса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования
Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования.
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку.
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов).
Создание устного и письменного речевого высказывания
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи.
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста.
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка.
Создавать устное высказывание на лингвистические темы; владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии.
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц.
Проводить разные виды языкового разбора.
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы.
Эффективно использовать языковые единицы в речи.
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.
Фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке (7 часов)
Язык как система.
Уровневая организация языка.
Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка.
Периоды в истории развития русского языка.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (8 часов)
Обобщающее повторение фонетики, графики
Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Орфоэпия. Орфография.
Лексика и фразеология (15 часов)
Повторение по теме «Лексика».
Системные отношения в лексике русского языка.
Сферы употребления русской лексики.
Классификация лексических единиц русского языка.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика.
Русская фразеология.
Виды фразеологизмов в русском языке.
Словари русского языка.
Исторические изменения в словарном составе языка
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (4 часа)
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
Морфология и орфография (20 часов)
Обобщение по теме «Части речи».
Проблема классификации частей речи в русистике.
Грамматическая омонимия.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание наречий.
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правописание глаголов.
Правописание причастий.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис и пунктуация (16 часов)
Принципы русской пунктуации.
Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Типы и виды словосочетаний.
Простое предложение.
Осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
Синонимия синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Изобразительные средства синтаксиса.
Авторская пунктуация.
Текст. Основные виды переработки текста (18 часов)
Язык и речь. Основные требования к речи
Текст. Признаки текста
Текст. Способы и средства связи между частями текста.
Способы и средства связи между частями текста.
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
Типы речи.
Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Речеведческий анализ текста.
Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).
Конспект. Тематический конспект.
Реферат.
Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки
Повторение изученного в 10 классе (14 часов)
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексические средства выразительности речи. Повторение по теме «Морфология и орфография»
Выразительные словообразовательные средства.
Типы и виды словосочетаний
Прямая и косвенная речь
Способы и средства связи между частями текста
Трудные вопросы правописания.
Разбор заданий ЕГЭ
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Часы всего | В том числе: |
Развитие речи | Контрольные работы |
диктант | сочинение | изложение | тестирование |
1. | Общие сведения о языке | 7 | | 1 | | | |
2. | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 8 | 1 | | | | 1 |
3. | Лексика и фразеология. | 15 | 2 | | | 1 | |
4. | Морфемика и словообразование. | 4 | 2 | | | | |
5. | Морфология и орфография. | 20 | 3 | 1 | 1 | | |
6. | Синтаксис и пунктуация | 16 | | | | 1 | |
7. | Текст. Основные виды переработки текста | 18 | 5 | | 2 | | |
8. | Повторение изученного в 10 классе | 14 | | | | | 1 |
| Итого: | 102 | 13 | 2 | 3 | 2 | 2 |