Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей Директор школы
гуманитарного цикла Буркова И.П.
Руководитель МО _______ / Яковлева В.С. Приказ № 92/5
Протокол № 1 от « 2 » сентября 2020 г.
от «30» августа 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Предмет: русский язык
Авторы учебника: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина
Класс: 10
Количество часов: 105
Учитель: Брянская Н.П.
Онохой
2020
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом школы на основе:
примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
Государственного стандарта общего образования,
программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2012 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина).
При реализации рабочей программы используется УМК, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Обоснование актуальности программы
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Кому адресована программа, сроки её реализации
Программа составлена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне (3 часа в неделю/ 105 часов в год). Срок реализации - 202-2021 учебный год (35 недель).
Характеристика предмета
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1 в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Цели и задачи:
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.
Учет возрастных и психологических особенностей детей
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.
Основными видами деятельности старшеклассников по овладению прочными и осознанными знаниями в области русского языка являются:
• самостоятельное освоение материала первоисточников;
• извлечение информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• выразительное чтение, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• различные виды пересказа;
• участие в дискуссии, соблюдение нормы речевого поведения;
• оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический анализ;
• анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
• лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
• информационная переработка устного и письменного текста; написание рефератов, докладов, тезисов, рецензии, сочинений, изложений;
• составление документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Тексты для написания сочинений также подобраны с учетом возрастных особенностей.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Лексика. Фразеология. Лексикография | 10 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия | 3 |
Морфемика и словообразование | 5 |
Морфология и орфография | 16 |
Имя существительное | 7 |
Имя прилагательное | 7 |
Имя числительное | 5 |
Местоимение | 3 |
Глагол | 5 |
Причастие | 6 |
Деепричастие | 3 |
Наречие. Категория состояния | 5 |
Служебные части речи | 12 |
Междометия | 2 |
Повторение | 15 |
ИТОГО | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
Морфемика и словообразование
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц
Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Итоговое повторение
Национально-региональный компонент
Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Республики Бурятия. Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания образования. Содержание регионального компонента филологического образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Подобраны контрольные диктанты, словарные диктанты, тексты для лингвистического анализа и т.п. о Бурятии, Байкале, Онохое. На уроках используются отрывки из произведений писателей и поэтов Бурятии.
Формы текущего и итогового контроля
Диктанты, тестовые работы, задания ЕГЭ, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, комплексный анализ текста, доклады и др.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в
высказываниях собеседников.
Универсальные учебные действия учащихся(УУД):
1.Личностные:
-развитие познавательных интересов и учебных мотивов,
-формирование границ собственного знания и незнания,
-способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
-формирование мотивов достижения.
2.Познавательные:
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
-осознанное и произвольное построение речевого высказывание в устной и письменной форме,
-умение выделять существенную информацию из текстов разных видов,
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
Умение осуществлять синтез как составление целого из частей,
Умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям,
-выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Регулятивные:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации,
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
-выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.
4. Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
-уметь формулировать собственное мнение и позицию,
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
-уметь задавать вопросы,
- уметь использовать речь для регуляции своего действия,
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | КОНТРОЛЬ | ПРИМ. | ДАТА |
1 | Слово о русском языке. Стили русского языка | 1 | Нормы литературного языка | | | |
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ 10 ч. |
2 | Лексика. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. | 1 | Основные термины раздела «лексика» Лексическое значение Полисемия | | | |
3 | Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы. | 1 | Тропы | Зачет | | |
4 | Омонимы. Паронимы. | 1 | Омонимы, омоформы, омофоны, омографы, паронимы | | | |
5 | Синонимы. Антонимы | 1 | Синонимы. Антонимы | Проверочная работа | | |
6 | Происхождение лексики | 1 | Исконно-русская лексика Заимствованная лексика | | | |
7 | Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления | 1 | Общеупотребительные диалекты Профессионализмы | | | |
8 | Устаревшие слова и неологизмы | 1 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | | | |
9 | Фразеология. | 1 | фразеологический оборот, фразеология | | | |
10 | Лексикография. Лексический анализ текста | 1 | Лексика, лексикография | Составление опорной таблицы, зачет | П/Р | |
11 | Контрольная работа (входная диагностика) | 1 | | | К/Р | |
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ 3 ч. |
12-13 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова | 2 | Транскрипция. Артикуляция. Редукция Классификация. Фонетический разбор | Проверочная работа | | |
14 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 | Нормы произношения гласных и согласных звуков | Проверочная работа | П/Р | |
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 5 ч. |
15-16 | Состав слова. Морфемный разбор слова | 2 | Морфема | | | |
17-19 | Словообразование. Формообразование | 3 | Словообразование. Формообразование Основные способы словообразования | Проверочная работа | П/Р | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 16 ч. |
20 | Принципы русской орфографии | 1 | Морфологический принцип. Фонетическое написание Традиционное написание | | | |
21 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласный в корне | 1 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
22 | Контрольная работа | 1 | | | | |
23-24 | Чередующиеся гласные в корне слова | 2 | Чередование, орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
25-26 | Употребление гласных после шипящих и Ц | 2 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
27-28 | Правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных | 2 | Орфограмма | | | |
29 | Правописание слов с двойными согласными | 1 | Орфограмма | | | |
30-32 | Правописание приставок | 3 | Орфограмма | | | |
33 | Употребление ь и ъ | 1 | Орфограмма | | | |
34 | Употребление прописных букв | 1 | Орфограмма | | | |
35 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 7 ч |
36 | Имя существительное | 1 | Существительное, постоянные и непостоянные признаки, склонение, падеж | | | |
37-38 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 2 | Склонение, падеж, орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
39-40 | Гласные в суффиксах имен существительных | 2 | Орфограмма | | | |
41 | Правописание сложных имен существительных | 1 | Орфограмма, сложные прилагательные, соединительная гласная | | | |
42 | Контрольная работа и работа над ошибками | 1 | | | К/Р | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 7 ч. |
43-44 | Имя прилагательное как часть речи | 2 | Прилагательное, постоянные и непостоянные признаки, разряды прилагательных, полные и краткие прил. | | | |
45 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | Орфограмма | | | |
46 | Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | Орфограмма | | | |
47 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных | 1 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
48 | Правописание сложных имен прилагательных | 1 | Орфограмма, сложные прилагательные, соединительная гласная | | | |
49 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 5 ч. |
50 | Имя числительное | 1 | Числительное, разряды числительных | | | |
51-52 | Склонение имен числительных | 2 | Склонение | Проверочная работа | П/Р | |
53 | Правописание имен числительных | 1 | Орфограмма | | | |
54 | Употребление имен числительных | 1 | | Проверочная работа | П/Р | |
МЕСТОИМЕНИЕ 3 ч. |
55 | Местоимение как часть речи | 1 | Местоимения, разряды местоимений | | | |
56 | Правописание местоимений | 1 | Орфограмма | | | |
57 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
ГЛАГОЛ 5 ч. |
58-59 | Глагол как часть речи | 2 | Глагол, постоянные и непостоянные признаки, спряжение | | | |
60-61 | Правописание глаголов | 2 | Орфограмма | | | |
62 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
ПРИЧАСТИЕ 6 ч. |
63 | Причастие как часть речи | 1 | Причастие, признаки глагола и прилагательного, причастный оборот, обособленное определение | | | |
64 | Образование причастий | 1 | Действительные и страдательные прилагательные | | | |
65 | Правописание суффиксов причастий | 1 | Орфограмма | | | |
66-67 | Н и НН в причастиях и отглагольный прилагательных | 2 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
68 | Урок-практикум | 1 | | | | |
ДЕЕПРИЧАСТИЕ 3 ч. |
69 | Деепричастие как глагольная форма | 1 | Деепричастие | | | |
70 | Деепричастный оборот | 1 | Деепричастный оборот, обособленное обстоятельство | | | |
71 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
НАРЕЧИЕ 4 ч. |
72 | Наречие как часть речи | 1 | Наречие | | Р\р | |
73-74 | Правописание наречий | 2 | Орфограмма | | | |
75 | Урок-практикум | 1 | | Проверочная работа | П/Р | |
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ 1 ч |
76 | Слова категории состояния | 1 | | | | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ПРЕДЛОГ 3 ч |
77 | Предлог как служебная часть речи | 1 | Предлог, производные и непроизводные предлоги | | | |
78-79 | Правописание предлогов | 2 | Орфограмма, производные предлоги | Проверочная работа | П/Р | |
СОЮЗ 3 ч. |
80 | Союз как служебная часть речи. Союзные слова | 1 | Союз, сочинительные и подчинительные союзы | | | |
81-82 | Правописание союзов | 2 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
ЧАСТИЦЫ 6 ч |
83 | Частицы | 1 | Частицы, разряды частиц | | | |
84-85 | Правописание частиц | 2 | Орфограмма | Проверочная работа | П/Р | |
86 | Частицы НЕ и Ни | 1 | Орфограмма | | | |
87 | Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи | 1 | Орфограмма | | | |
88 | Контрольная работа | 1 | | | К/Р | |
МЕЖДОМЕТИЯ 2 ч. |
89-90 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова | 2 | Междометие, звукоподражательные слова | | | |
ПОВТОРЕНИЕ 15ч. |
91 | Контрольная работа | 1 | | | | |
92-103 | Повторение | 12 | | | | |
104-105 | Итоговая контрольная работа | 2 | | | | |