СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"



РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей Директор школы

гуманитарного цикла Буркова И.П.

Руководитель МО _______ / Яковлева В.С. Приказ № 92/5

Протокол № 1 от « 2 » сентября 2020 г.

от «30» августа 2020 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку














Предмет: русский язык

Авторы учебника: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина

Класс: 10

Количество часов: 105

Учитель: Брянская Н.П.









Онохой

2020


Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом школы на основе:

  • примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень);

  • Государственного стандарта общего образования,

  • программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2012 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина).

При реализации рабочей программы используется УМК, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

Обоснование актуальности программы

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

Кому адресована программа, сроки её реализации

Программа составлена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне (3 часа в неделю/ 105 часов в год). Срок реализации - 202-2021 учебный год (35 недель).

Характеристика предмета

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1 в 10 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Цели и задачи:

– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

- развитие умения связно излагать свои мысли.

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.


Учет возрастных и психологических особенностей детей

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основными видами деятельности старшеклассников по овладению прочными и осознанными знаниями в области русского языка являются:

• самостоятельное освоение материала первоисточников;

• извлечение информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• выразительное чтение, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• различные виды пересказа;

• участие в дискуссии, соблюдение нормы речевого поведения;

• оценка устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический анализ;

• анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

• лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

• информационная переработка устного и письменного текста; написание рефератов, докладов, тезисов, рецензии, сочинений, изложений;

• составление документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Тексты для написания сочинений также подобраны с учетом возрастных особенностей.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

10

Фонетика. Графика. Орфоэпия

3

Морфемика и словообразование

5

Морфология и орфография

16

Имя существительное

7

Имя прилагательное

7

Имя числительное

5

Местоимение

3

Глагол

5

Причастие

6

Деепричастие

3

Наречие. Категория состояния

5

Служебные части речи

12

Междометия

2

Повторение

15

ИТОГО

105





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

Лексика. Фразеология. Лексикография

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

Морфемика и словообразование

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.

Служебные части речи

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Итоговое повторение


Национально-региональный компонент

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Республики Бурятия. Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания образования. Содержание регионального компонента филологического образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

Подобраны контрольные диктанты, словарные диктанты, тексты для лингвистического анализа и т.п. о Бурятии, Байкале, Онохое. На уроках используются отрывки из произведений писателей и поэтов Бурятии.

Формы текущего и итогового контроля

Диктанты, тестовые работы, задания ЕГЭ, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, комплексный анализ текста, доклады и др.

Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

• проводить разные виды языкового разбора;

• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности уместности их употребления;

• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи;

• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в

высказываниях собеседников.

Универсальные учебные действия учащихся(УУД):

1.Личностные:

-развитие познавательных интересов и учебных мотивов,

-формирование границ собственного знания и незнания,

-способность к решению моральных проблем на основе децентрации,

-формирование мотивов достижения.

2.Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывание в устной и письменной форме,

-умение выделять существенную информацию из текстов разных видов,

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей,

Умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям,

-выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Регулятивные:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации,

-учитывать правило в планировании и контроле способа решения,

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

-выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.

4. Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

-уметь задавать вопросы,

- уметь использовать речь для регуляции своего действия,

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.













































УРОКА

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

КОНТРОЛЬ

ПРИМ.

ДАТА

1

Слово о русском языке. Стили русского языка

1

Нормы литературного языка





ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ 10 ч.

2

Лексика. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

1

Основные термины раздела «лексика»

Лексическое значение

Полисемия




3

Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы.

1

Тропы

Зачет



4

Омонимы. Паронимы.

1

Омонимы, омоформы, омофоны, омографы, паронимы




5

Синонимы. Антонимы

1

Синонимы. Антонимы

Проверочная работа



6

Происхождение лексики

1

Исконно-русская лексика

Заимствованная лексика




7

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

1

Общеупотребительные диалекты

Профессионализмы




8

Устаревшие слова и неологизмы

1

Историзмы, архаизмы, неологизмы




9

Фразеология.

1

фразеологический оборот, фразеология




10

Лексикография. Лексический анализ текста

1

Лексика, лексикография

Составление опорной таблицы, зачет

П/Р


11

Контрольная работа (входная диагностика)

1



К/Р


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ 3 ч.


12-13

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

2

Транскрипция. Артикуляция. Редукция

Классификация. Фонетический разбор

Проверочная работа



14

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

Нормы произношения гласных и согласных звуков

Проверочная работа

П/Р


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 5 ч.


15-16

Состав слова. Морфемный разбор слова

2

Морфема




17-19

Словообразование. Формообразование

3

Словообразование. Формообразование

Основные способы словообразования

Проверочная работа

П/Р


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 16 ч.


20

Принципы русской орфографии

1

Морфологический принцип. Фонетическое написание

Традиционное написание




21

Проверяемые и непроверяемые безударные гласный в корне

1

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


22

Контрольная работа

1





23-24

Чередующиеся гласные в корне слова

2

Чередование, орфограмма

Проверочная работа

П/Р


25-26

Употребление гласных после шипящих и Ц

2

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


27-28

Правописание звонких и глухих, непроизносимых согласных

2

Орфограмма




29

Правописание слов с двойными согласными

1

Орфограмма




30-32

Правописание приставок

3

Орфограмма




33

Употребление ь и ъ

1

Орфограмма




34

Употребление прописных букв

1

Орфограмма




35

Контрольная работа

1



К/Р


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 7 ч

36

Имя существительное

1

Существительное, постоянные и непостоянные признаки, склонение, падеж




37-38

Правописание падежных окончаний имен существительных

2

Склонение, падеж, орфограмма

Проверочная работа

П/Р


39-40

Гласные в суффиксах имен существительных

2

Орфограмма




41

Правописание сложных имен существительных

1

Орфограмма, сложные прилагательные, соединительная гласная




42

Контрольная работа и работа над ошибками

1



К/Р


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 7 ч.

43-44

Имя прилагательное как часть речи

2

Прилагательное, постоянные и непостоянные признаки, разряды прилагательных, полные и краткие прил.




45

Правописание окончаний имен прилагательных

1

Орфограмма




46

Правописание суффиксов имен прилагательных

1

Орфограмма




47

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

1

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


48

Правописание сложных имен прилагательных

1

Орфограмма, сложные прилагательные, соединительная гласная




49

Контрольная работа

1



К/Р


ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ 5 ч.

50

Имя числительное

1

Числительное, разряды числительных




51-52

Склонение имен числительных

2

Склонение

Проверочная работа

П/Р


53

Правописание имен числительных

1

Орфограмма




54

Употребление имен числительных

1


Проверочная работа

П/Р


МЕСТОИМЕНИЕ 3 ч.

55

Местоимение как часть речи

1

Местоимения, разряды местоимений




56

Правописание местоимений

1

Орфограмма




57

Контрольная работа

1



К/Р


ГЛАГОЛ 5 ч.

58-59

Глагол как часть речи

2

Глагол, постоянные и непостоянные признаки, спряжение




60-61

Правописание глаголов

2

Орфограмма




62

Контрольная работа

1



К/Р


ПРИЧАСТИЕ 6 ч.

63

Причастие как часть речи

1

Причастие, признаки глагола и прилагательного, причастный оборот, обособленное определение




64

Образование причастий

1

Действительные и страдательные прилагательные




65

Правописание суффиксов причастий

1

Орфограмма




66-67

Н и НН в причастиях и отглагольный прилагательных

2

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


68

Урок-практикум

1





ДЕЕПРИЧАСТИЕ 3 ч.

69

Деепричастие как глагольная форма

1

Деепричастие




70

Деепричастный оборот

1

Деепричастный оборот, обособленное обстоятельство




71

Контрольная работа

1



К/Р


НАРЕЧИЕ 4 ч.

72

Наречие как часть речи

1

Наречие


Р\р


73-74

Правописание наречий

2

Орфограмма




75

Урок-практикум

1


Проверочная работа

П/Р


СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ 1 ч

76

Слова категории состояния

1





СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ПРЕДЛОГ 3 ч

77

Предлог как служебная часть речи

1

Предлог, производные и непроизводные предлоги




78-79

Правописание предлогов

2

Орфограмма, производные предлоги

Проверочная работа

П/Р


СОЮЗ 3 ч.

80

Союз как служебная часть речи. Союзные слова

1

Союз, сочинительные и подчинительные союзы




81-82

Правописание союзов

2

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


ЧАСТИЦЫ 6 ч

83

Частицы

1

Частицы, разряды частиц




84-85

Правописание частиц

2

Орфограмма

Проверочная работа

П/Р


86

Частицы НЕ и Ни

1

Орфограмма




87

Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи

1

Орфограмма




88

Контрольная работа

1



К/Р


МЕЖДОМЕТИЯ 2 ч.

89-90

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

2

Междометие, звукоподражательные слова




ПОВТОРЕНИЕ 15ч.

91

Контрольная работа

1





92-103

Повторение

12





104-105

Итоговая контрольная работа

2








Скачать

© 2020 90 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!