Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс для основной школы разработана на основе Закона об образовании РФ № 273 от 29.12.2012, ФГОС ООО, примерной ООП ООО ГБОУ СОШ села Ягодное, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2015.).
Данная программа рассчитана на 6 часов в неделю, 34 недели, 204 часа.
Планируемые предметные результаты изучения курса
«Русский язык. 6 класс».
Обучающийся в 6 классе научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия (в объёме содержания курса);
проводить морфологический анализ слова (в объёме содержания курса);
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры (с обращениями, однородными членами );
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся в 6 классе получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка(в объёме содержания курса);
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Содержание программы
Введение .
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык. Речь. Общение.
Раздел 1. Повторение изученного в 5 классе. Культура речи.
Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Развитие речи
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Раздел 2. Лексика и фразеология. Культура речи .
Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Раздел 3. Словообразование и орфография. Культура речи.
Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Раздел 4. Имя существительное. Культура речи.
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Раздел 5. Имя прилагательное. Культура речи.
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Раздл 6. Имя числительное. Культура речи.
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Раздел 7. Местоимение. Культура речи .
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Раздел 8. Глагол. Культура речи .
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Раздел 9. Повторение изученного в 6 классе.
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
| Тематическое планирование. | |
| 6 КЛАСС. 204 часа. | |
Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
1.Язык. Речь. Общение. 4 ч.(1+3рр) | Русский язык-один из развитых языков мира. | 1 |
| Р.р. Язык, речь, общение. | 1 |
| Р.р. Ситуация общения. | 1 |
| Р.р. Речевой этикет. | 1 |
2.Повторение изученного. 20 ч.(15+5рр) | Фонетика. Орфоэпия. | 1 |
| Фонетика. Орфография. | 1 |
| Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 |
| Орфограммы в корнях слов. | 1 |
| Части речи. | 1 |
| Части речи. Морфологический разбор. | 1 |
| Р.р. Текст и его особенности. | 1 |
| Р.р. Основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 |
| Орфограммы в окончаниях слов. | 1 |
| Синтаксис. Словосочетание. | 1 |
| Простое предложение. Пунктуация в простом предложении. | 1 |
| Простое и сложное предложение. | 1 |
| Сложное предложение. Пунктуация в сложном предложении. | 1 |
| Запятые в сложном предложении. | 1 |
| Синтаксический разбор предложения. | 1 |
| Прямая речь. Диалог. | 1 |
| Р.р. Диалог и монолог. | 1 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам повторения. | 1 |
| Развитие речи. Основные признаки текста. | 1 |
| Развитие речи. Начальные и конечные предложения текста. | 1 |
3.Лексика. Фразеология. Культура речи. 20ч.(13+7рр) | Слово и его лексическое значение. | 1 |
| Р.р. Ключевые слова. | 1 |
| Р.р. Собирание материалов к сочинению. | 1 |
| Общеупотребительные слова. | 1 |
| Профессиональные слова. | 1 |
| Диалектизмы. | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение (на основе упр. 119) | 2 |
| Р.р. Текст и стили речи. | 1 |
| Исконно русские слова и заимствованные слова. | 1 |
| Новые слова(неологизмы). | 1 |
| Устаревшие слова. | 1 |
| Словари. | 1 |
| Р.р. Официально-деловой стиль речи. | 1 |
| Развитие речи. Составление словарной статьи. | 1 |
| Фразеологизмы. | 1 |
| Источники фразеологизмов. | 1 |
| Систематизация и обобщение изученного по теме "Лексика". | 2 |
| Контрольная работа по теме "Лексика". | 1 |
4.Словообразование Орфография. Культура речи. 25ч.(20+5рр) | Морфемика и словообразование. | 1 |
| Развитие речи. Описание помещения. | 1 |
| Основные способы образования слов в русском языке. | 2 |
| Способы образования слов в русском языке. | 1 |
| Р.р. Подробное изложение. | 1 |
| Этимология слова. | 1 |
| Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 |
| Р.р. Сочинение-описание помещения. | 1 |
| Правописание корней с чередованием. Буквы о-а в корнях -кас-/-кос-. | 1 |
| Буква О-А в корне -ГОР- -ГАР-. | 1 |
| Буква О-А в корне -зор-/-зар-. | 1 |
| Буквы Ы-И после приставок. | 1 |
| Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 2 |
| Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-(закрепление). | 2 |
| Соединительные О и Е в сложных словах. | 1 |
| Сложносокращённые слова. | 1 |
| Р. речи. Сочинение по картине Т. Яблонской "Утро". | 1 |
| Морфемный и словообразовательный разборы. | 1 |
| Повторение изученного по разделу "Словообразование" | 1 |
| Повторение изученного в разделе "Словообразование". | 1 |
| Контрольная работа по теме "Словообразование". | 1 |
| Анализ контрольной работы по теме "Словообразование". Работа над ошибками. | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | | |
5.Имя существительное. 21ч.(17+4рр) | Повторение изученного по теме "Имя существительное". | 2 |
| Р.р. Выборочное изложение. | 2 |
| Разносклоняемые имена существительные. | 1 |
| Буква Е в суффиксе ЕН существительных на -МЯ. | 1 |
| Несклоняемые имена существительные. | 1 |
| Род несклоняемых существительных. | 1 |
| Имена существительные общего рода. | 1 |
| Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
| Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 2 |
| НЕ с существительными. | 2 |
| Буквы ч,щ в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-. | 1 |
| Буквы ч,щ в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК- | 1 |
| Гласные в суффиксах -ЕК- и -ИК-. | 1 |
| Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 |
| Обобщение и систематизация изученного по теме"Имя существительное". | 2 |
| Контрольная работа по теме "Имя существительное". | 1 |
6. Имя прилагательное. 24ч.(19+5рр) | Имя прилагательное как часть речи. Обобщение и систематизация изученного в 5 классе. | 1 |
| Имя прилагательное как часть речи. Правописание имён прилагательных. | 1 |
| Развитие речи. Описание природы. Сочинение-описание природы (по упр.329). | 2 |
| Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. | 1 |
| Значение, образование и изменение имён прилагательных в превосходной степени. | 1 |
| Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 |
| Относительные прилагательные. | 1 |
| Р.р. Выборочное изложение по фрагменту из худож. произведения (А.С. Пушкин "Дубровский"). | 1 |
| Притяжательные прилагательные. | 1 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
| Правописание НЕ с именами прилагательными. | 1 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. | 1 |
| Буква О и Е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | 1 |
| Р.р. Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер". | 1 |
| Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 2 |
| Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- | 1 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 2 |
| Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное". | 2 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное". | 1 |
| Р.р. Устное публичное выступление-призыв на тему "Берегите природу!". | 1 |
7. Имя числительное. 15ч.(13+2рр) | Имя числительное как часть речи. | 1 |
| Простые, сложные и составные числительные. | 1 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 |
| Порядковые числительные. | 1 |
| Склонение порядковых числительных. Правописание и употребление их в речи. | 1 |
| Разряды количественных числительных. | 1 |
| Числительные, обозначающие целые числа. | 1 |
| Дробные числительные | 1 |
| Собирательные числительные. | 1 |
| Морфологический разбор числительного. | 1 |
| Р.р. Изложение повествовательного характера с изменением лица рассказчика. | 2 |
| Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное". | 2 |
| Контрольная работа по теме "Имя числительное". | 1 |
8. Местоимение. 25ч.(20+5рр) | Местоимение как часть речи. | 1 |
| Разряды местоимений. Личные местоимения и особенности их склонения. | 2 |
| Возвратное местоимение себя. | 1 |
| Р.р. Юмористический рассказ по сюжетным картинкам "Как я однажды помогал маме". | 1 |
| Вопросительные местоимения. | 1 |
| Относительные местоимения . | 1 |
| Неопределённые местоимения. | 2 |
| Отрицательные местоимения. | 2 |
| Притяжательные местоимения. Переход личных местоимений в притяжательные. | 2 |
| Р.р. Сочинение-рассуждение... | 1 |
| Указательные местоимения. | 2 |
| Определительные местоимения. | 2 |
| Р.р. Сочинение-повествование в жанре сказки или рассказа(на основе упр.494). | 1 |
| Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений. | 1 |
| Систематизация и обобщение изученного о местоимении. | 2 |
| Контрольная работа по теме "Местоимение". | 1 |
| Р.р. Сочинение по картине Е. Сыромятниковой "Первые зрители"(упр.499). | 2 |
9. Глагол. 26ч.(21+5рр) | Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе.. | 2 |
| Р.р. Сочинение-рассказ (упр. 517). | 1 |
| Разноспрягаемые глаголы. | 1 |
| Глаголы переходные и непереходные. | 2 |
| Р.р. Сочинение-рассказ на основе рисунков (упр. 537). | 1 |
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 1 |
| Р.р. Изложение с элементами сочинения (упр.541-542). | 1 |
| Условное наклонение глагола. | 2 |
| Повелительное наклонение. Ь в глаголах повелительного наклонения. | 1 |
| Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | 1 |
| Употребление наклонений глаголов в речи. | 2 |
| Безличные глаголы. | 2 |
| Морфологический разбор глагола. | 1 |
| Р.р. Рассказ на основе услышанного. | 2 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов. | 2 |
| Систематизация и обобщение изученного по теме "Глагол". | 2 |
| Контрольный диктант по теме "Глагол" и его анализ. | 2 |
10. Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. 24 ч.(22+2рр) | Повторение. Разделы науки о языке. | 1 |
| Части речи в русском языке. | 1 |
| Словообразование самостоятельных частей речи. | 2 |
| Употребление знаменательных частей речи. | 2 |
| Орфография. Орфограммы в корнях и суффиксах слов. | 1 |
| Гласные о,е,ё в разных частях слова после шипящих. | 1 |
| Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 |
| Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных. | 1 |
| Правописание сложных слов. | 1 |
| Р.р. Текст, его признаки. Создание сочинения (упр. 610). | 2 |
| Гласные в окончаниях слов. | 2 |
| Правописание Ь на конце слов после шипящих в разных частях речи. | 1 |
| Лексика и фразеология. | 2 |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. | 2 |
| Нормы русского литературного языка. | 1 |
| Итоговая контрольная работа. | 2 |
| Анализ контрольной работы. Итоговый урок. | 1 |
Итого 204 часа, из них развития речи- 43.