Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директор:
___________________
Химина М.Н.
Приказ №
от « » августа 2016
Принята на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № 1 от августа 2016
Рук. ШМО: __________________
Коростелёва Л.Г.
СОГЛАСОВАНО
замдиректора по УВР
___________________
Алымова В.И.
« » августа 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 б, в класс
Шкарпова Татьяна Валерьевна,
учитель первой категории
Трубчевск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный компонент Государственного стандарта по русскому языку основного общего образования;
- программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.
- Базисный план МБОУ Трубчевская СОШ №1 (Брянская обл.).
- Государственный стандарт по русскому языку основного общего образования.
- Русский язык.9 класс: С.Г. Бархударов и др., М.: Просвещение, 2011, поурочные планы по учебному комплексу под редакцией Н.В.Егоровой. М Издательство «Вако», 2014.
Программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Основные цели курса «Русский язык 9 класс»:
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений, навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной школы;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка (синтаксис сложного предложения) на базовом уровне. Предусмотрено прочное усвоение материала, поэтапная подготовка к сдаче ГИА по русскому языку за курс основного общего образования, закрепление и углубление знаний, умений и навыков по изученным ранее разделам.
Уделено больше внимания повторению, обобщению и систематизации знаний по русскому языку, повышению орфографической и пунктуационной грамотности, развитию речи.
Учебно-методическое обеспечение курса:
Учебная программа: программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы /авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, «Просвещение», 2009.
Учебник: Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений /С.Г. Бархударов, Л.Ю. Максимов и др. – Москва: «Просвещение», 2011
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации
Содержание программы
Международное значение русского языка (1 ч)
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи. (2 ч)
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.(6ч)
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.(25ч.)
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.(8ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.(5ч.)
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование в формате ОГЭ
Общие сведения о языке(2ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(12ч)
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.
Способы проверки знаний обучающихся
Проверка знаний учащихся осуществляется следующими способами:
словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы | Кол-во часов (всего) | В том числе |
Теоретический материал | Контрольные работы | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | 1 | - | - |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 7 | 7 | 1 | 1 |
Сложное предложение. Союзные сложные предложения | 2 | 1 | - | 1 |
Сложносочиненные предложения | 6 | 3 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения | 7 | 4 | 1 | 2 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 14 | 12 | 1 | 1 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 4 | 3 | - | 1 |
Бессоюзные сложные предложения | 8 | 5 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 5 | 4 | - | 3 |
Общие сведения о языке | 2 | 2 | - | - |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуры речи | 12 | 8 | 4 | - |
ИТОГО | 68 | 50 | 9 | 12 |
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема урока и раздел | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
1 | Международное значение русского языка | 1 | | | |
2 | Повторение пройденного в V-VIII классах. Фонетика. | 1 | | | |
3 | Лексика и фразеология. | 1 | | | |
4 | Морфемика. Словообразование. | 1 | | | |
5 | Морфология. | 1 | | | |
6 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | 1 | | | |
7 | Рр Текст (анализ текста, его стиля, средств связи его частей). | 1 | | | |
8 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V-VIII классах». | 1 | | | |
9 | Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения. | 1 | | | |
10 | Рр Способы сжатого изложения текста. | 1 | | | |
11 | Основные группы ССП по значению и союзам. | 1 | | | |
12 | Знаки препинания в ССП. | 1 | | | |
13 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. | 1 | | | |
14 | Рр Рецензия. | 1 | | | |
15 | Использование ССП в тексте. | 1 | | | |
16 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». | 1 | | | |
17 | Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова | 1 | | | |
18 | Рр Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 | | | |
19 | Рр Сжатое изложение.(Из сборника Цыбулько) | 1 | | | |
20 | СПП с придаточными определительными. | 1 | | | |
21 | СПП с придаточными местоименными – определительными. | 1 | | | |
22 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | | | |
23 | Контрольный диктант по теме: «Сложноподчиненные предложения». | 1 | | | |
24 | СПП с придаточными образа действия и степени. | 1 | | | |
25 | Рр Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(задание 15.1). | 1 | | | |
26 | СПП с придаточными места. | 1 | | | |
27 | СПП с придаточными времени. | 1 | | | |
28 | СПП с придаточными условными. | 1 | | | |
29 | СПП с придаточными причины. | 1 | | | |
30 | Рр Сжатое изложение (из сборника для письменного экзамена). | 1 | | | |
31 | СПП с придаточными цели. | 1 | | | |
32 | СПП с придаточными сравнительными. | 1 | | | |
33 | СПП с придаточными уступительными. | 1 | | | |
34 | СПП с придаточными следствия. | 1 | | | |
35 | СПП с придаточными присоединительными . | 1 | | | |
36 | Обобщение материала по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 | | | |
37 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений». | 1 | | | |
38 | СПП с несколькими придаточными. | 1 | | | |
39 | Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. | 1 | | | |
40 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с несколькими придаточными. | 1 | | | |
41 | Рр Деловые бумаги. | 1 | | | |
42 | Бессоюзные сложные предложения. | 1 | | | |
43 | Запятая и точка с запятой в БСП. | 1 | | | |
44 | Двоеточие в БСП. | 1 | | | |
45 | Рр Как писать сочинение –рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2) | 1 | | | |
46 | Тире в БСП. | 1 | | | |
47 | Обобщение знаний о БСП и пунктуации в них. | 1 | | | |
48 | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | | | |
49 | Рр Реферат. | 1 | | | |
50 | Сложные предложения с различными видами связи: союзной и бессоюзной. | 1 | | | |
51 | Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Авторские знаки препинания. | 1 | | | |
52 | Рр Как писать сочинение –рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3) | 1 | | | |
53 | Знаки препинания в СП с различными видами связи. | 1 | | | |
54 | Рр Сочинение-рассуждение (по выбору 15.1, 15.2, 15.3) | 1 | | | |
55 | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. | 1 | | | |
56 | Русский литературный язык и его стили. | 1 | | | |
57 | Повторение. Фонетика. Графика. | 1 | | | |
58 | Лексика. Фразеология. Орфография. | 1 | | | |
59 | Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 1 | | | |
60-62 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. | 3 | | | |
63 | Морфология. Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение. | 1 | | | |
64 | Анализ к/р | 1 | | | |
65 | Глагол. | 1 | | | |
66 | Причастие. Деепричастие. | 1 | | | |
67 | Наречие. Категория состояния. | 1 | | | |
68 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | | |
Литература и учебное оборудование:
Для учителя
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2012.
Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2013г.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2014Мультимедийная поддержка уроков
1С: Русский язык. 8 класс. Под редакцией О. И. Руденко-Моргун
Авторские презентации
Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»
Для обучающихся
Бархударов С.Г., Крючков С.Е, Л.Ю.Максимов и др . Русский язык: учебник для 9 класса – М.: Просвещение, 2012
Егораева Г.Т. Подготовка к ОГЭ 2016г.