СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку 9класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку 9класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1



УТВЕРЖДЕНО

Директор:

___________________

Химина М.Н.

Приказ №

от « » августа 2016

Принята на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1 от августа 2016

Рук. ШМО: __________________

Коростелёва Л.Г.

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

___________________

Алымова В.И.

« » августа 2016















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


9 б, в класс






Шкарпова Татьяна Валерьевна,

учитель первой категории








Трубчевск

2016





Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

- Федеральный компонент Государственного стандарта по русскому языку основного общего образования;

- программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК.

- Базисный план МБОУ Трубчевская СОШ №1 (Брянская обл.).

- Государственный стандарт по русскому языку основного общего образования.

- Русский язык.9 класс: С.Г. Бархударов и др., М.: Просвещение, 2011, поурочные планы по учебному комплексу под редакцией Н.В.Егоровой. М Издательство «Вако», 2014.

Программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).

Основные цели курса «Русский язык 9 класс»:

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений, навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной школы;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка (синтаксис сложного предложения) на базовом уровне. Предусмотрено прочное усвоение материала, поэтапная подготовка к сдаче ГИА по русскому языку за курс основного общего образования, закрепление и углубление знаний, умений и навыков по изученным ранее разделам.

Уделено больше внимания повторению, обобщению и систематизации знаний по русскому языку, повышению орфографической и пунктуационной грамотности, развитию речи.

Учебно-методическое обеспечение курса:

Учебная программа: программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы /авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва, «Просвещение», 2009.

Учебник: Русский язык для 9 класса общеобразовательных учреждений /С.Г. Бархударов, Л.Ю. Максимов и др. – Москва: «Просвещение», 2011

Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече­вого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам­матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после­довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо­го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра­вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек­сте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо­зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество­вание);

- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы­сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ­ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова­ния к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче­ских словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп­ределении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати­ки, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот­ребления;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо­бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче­ского и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове­ряемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос­венной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа­ционной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази­тельности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо­значения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации

Содержание программы


Международное значение русского языка (1 ч)

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.

Сложное предложение. Культура речи. (2 ч)

Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.(6ч)

Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.

Сложноподчиненные предложения.(25ч.)

Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.

Бессоюзные сложные предложения.(8ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.

Сложные предложения с различными видами связи.(5ч.)

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование в формате ОГЭ

Общие сведения о языке(2ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Итоговый контрольный диктант.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(12ч)

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.



Способы проверки знаний обучающихся


Проверка знаний учащихся осуществляется следующими способами:

словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, диктанты разных видов (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), изложение как форма овладения основами письменной литературной речи, сочинения различных видов (по жизненным впечатлениям, сочинения-рассуждения, отзывы на прочитанные книги), тестирование, устное высказывание на лингвистическую тему, опрос, творческие работы, комплексный анализ текста.


Учебно-тематический план


Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

 (всего)

В том числе


Теоретический материал

Контрольные

работы

Развитие речи

Международное значение русского языка


1

1

-

-

Повторение пройденного в 5-8 классах

7

7

1

1

Сложное предложение. Союзные сложные предложения

2

1

-

1

Сложносочиненные предложения


6

3

1

1

Сложноподчиненные предложения

7

4

1

2

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

14

12

1

1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

4

3

-

1

Бессоюзные сложные предложения

8

5

1

2

Сложные предложения с различными видами связи

5

4

-

3

Общие сведения о языке

2

2

-

-

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуры речи

12

8

4

-

ИТОГО

68

50

9

12











Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока и раздел

Кол-во часов

Дата

Примечание


по плану

по факту

1

Международное значение русского языка


1




2

Повторение пройденного в V-VIII классах. Фонетика.

1




3

Лексика и фразеология.

1




4

Морфемика. Словообразование.

1




5

Морфология.

1




6

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1




7

Рр Текст (анализ текста, его стиля, средств связи его частей).

1




8

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в V-VIII классах».

1




9

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

1




10

Рр Способы сжатого изложения текста.

1




11

Основные группы ССП по значению и союзам.

1




12

Знаки препинания в ССП.

1




13

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

1




14

Рр Рецензия.

1




15

Использование ССП в тексте.

1




16

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1




17

Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова

1




18

Рр Подготовка к написанию сжатого изложения.

1




19

Рр Сжатое изложение.(Из сборника Цыбулько)

1




20

СПП с придаточными определительными.

1




21

СПП с придаточными местоименными – определительными.

1




22

СПП с придаточными изъяснительными.

1




23

Контрольный диктант по теме: «Сложноподчиненные предложения».

1




24

СПП с придаточными образа действия и степени.

1




25

Рр Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(задание 15.1).

1




26

СПП с придаточными места.

1




27

СПП с придаточными времени.

1




28

СПП с придаточными условными.

1




29

СПП с придаточными причины.

1




30

Рр Сжатое изложение (из сборника для письменного экзамена).

1




31

СПП с придаточными цели.

1




32

СПП с придаточными сравнительными.

1




33

СПП с придаточными уступительными.

1




34

СПП с придаточными следствия.

1




35

СПП с придаточными присоединительными .

1




36

Обобщение материала по теме «Сложноподчиненные предложения».

1




37

Контрольная работа «Виды придаточных предложений».

1




38

СПП с несколькими придаточными.

1




39

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

1




40

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с несколькими придаточными.

1




41

Рр Деловые бумаги.

1




42

Бессоюзные сложные предложения.

1




43

Запятая и точка с запятой в БСП.

1




44

Двоеточие в БСП.

1




45

Рр Как писать сочинение –рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.2)

1




46

Тире в БСП.


1




47

Обобщение знаний о БСП и пунктуации в них.

1




48

Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1




49

Рр Реферат.

1




50

Сложные предложения с различными видами связи: союзной и бессоюзной.

1




51

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях. Авторские знаки препинания.

1




52

Рр Как писать сочинение –рассуждение на морально-этическую тему (задание 15.3)

1




53

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

1




54

Рр Сочинение-рассуждение (по выбору 15.1, 15.2, 15.3)

1




55

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

1




56

Русский литературный язык и его стили.

1




57

Повторение. Фонетика. Графика.

1




58

Лексика. Фразеология. Орфография.

1




59

Повторение. Морфемика. Словообразование. Орфография.

1





60-62




Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.

3




63

Морфология. Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение.

1




64

Анализ к/р

1




65

Глагол.

1




66

Причастие. Деепричастие.

1




67

Наречие. Категория состояния.

1




68

Синтаксис. Пунктуация.

1





Литература и учебное оборудование:

Для учителя

  1. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2012.

  2. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2013г.

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2014Мультимедийная поддержка уроков

  5. 1С: Русский язык. 8 класс. Под редакцией О. И. Руденко-Моргун

  6. Авторские презентации

  7. Материалы фестиваля «Портфолио» и «Открытый урок»

Для обучающихся

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е, Л.Ю.Максимов и др . Русский язык: учебник для 9 класса – М.: Просвещение, 2012

  2. Егораева Г.Т. Подготовка к ОГЭ 2016г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!