Программа по русскому языку к учебно-методическому комплексу А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой 10 класс

Категория: Русский язык

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения

Просмотр содержимого документа
«русский язык 10 класс»

Календарно-тематическое планирование


№ урока

дата про-

веде-

ния


тема урока


элементы

содержания

планируемые результаты

НРЭО

предметные

метапредметные УУД

личностные УУД

О русском языке, о русской речи (9 ч)

1


Роль языка в обществе и в жизни каждого человека

Наука о языке. Богатство языка, разнообразие языковых средств

Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания текста

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык – важнейший показатель культуры человека


2

3


Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа

Связь языка с возникновением человеческого общества, основное предназначение языка, взаимосвязь языка и культуры

Владеть орфографическими, пунктуационными и лексико-грамматически-

ми нормами русского языка

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения

Формирование

любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности


4

5


Культура речи. Языковая норма. Качества хорошей речи.

Экология языка, тезисы, аргументы, культура речи

Научиться составлять план, тезисы статьи; готовить сообщение на их основе

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Формирование познавательно-

го интереса к предмету исследования

Культура речи. Языковые формы



6

7


Типы и стили речи

Стили и типы речи, их общая характеристика

Научиться определять стиль и тип речи, проводить частичный речеведческий анализ

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


8



Урок-практикум. Работа с текстом

Проблема текста, авторская позиция, аргументы

Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе


9


Контрольная работа №1 по теме «О русском языке, о русской речи»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике


Текст как речевое произведение (11 ч)

10


Что такое текст?

Основные признаки текста

Научиться создавать различные виды текстов, их редактировать

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме письменных речевых высказываний.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.

Познавательные: анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Формирование устойчивой мотивации к самостоятель-

ной аналитическойдеятельности


11

12


Понимание текста – процесс творческий

Комплексный анализ текста, средства выразительности

Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач

Формирование познавательно

го интереса к предмету исследования


13

14


От анализа текста - к изложению

Тема текста, основная мысль. Изложение подробное, выборочное, сжатое

Владеть орфографическими, пунктуационными и лексико-грамматически-

ми нормами русского языка

Коммуникативные: определять, с помощью каких языковых средств автор передает эмоциональную оценку, как соотносятся начало и заключительная часть текста

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации


Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


15


Сочинение – это тоже текст

Особенности зачина текста. Как сделать цитату частью текста

Знать средства связи частей текста

Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текстов для написания сочинения

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности


16

17


От авторского замысла – к тексту

Тема текста, основная мысль, проблема

Научиться проводить анализ текста, определять тему и основную мысль, выявлять проблему

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текстов

Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности


18

19

20


Подготовка к сочинению.

Сочинение-рассуждение о русском языке

Проблема текста, авторская позиция, аргументы

Учиться анализировать авторский текст, создавать письменное высказывание, редактировать собственный текст

Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из текста для написания сочинения

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


Система языка ( 2 ч)

21

22


Система русского языка, её единицы, их функции.

Уровни языковой системы

Язык как универсальная знаковая система, единицы языковой системы и их группировка

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русского языка

Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы



Фонетика, орфоэпия, графика ( 3 ч)

23


Основные понятия фонетики. Смыслоразличительная и эстетическая функции звуков в языке и речи

Фонема, открытый и закрытый слог, логическое ударение

Научиться проводить фонетический анализ текста

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного

Фонетика и стилистика. Стилистические особенности произношения


24

25


Звуковые средства художественной выразительности

Аллитерация, ассонанс, анализ художественно-выразительных средств языка

Научиться проводить фонетический анализ текста

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


Лексика. Фразеология (7 ч)

26


Словарное богатство русского языка

Лексическое и грамматическое значение слова, многозначность и омонимия

Научиться определять грамматическое и лексическое значение слова

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления лингвистического рассуждения

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы


27



Основные понятия лексики

Лексический разбор слова. Диалектизм, историзм, неологизм, синоним, антоним

Научиться проводить лексический разбор слова

Коммуникативные: : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Познавательные:самостоятель-

ное выделение и формулировка познавательной цели

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Стилистическое богатство русской фразеологии.


28

29


Контрольная работа № 2 за 1 полугодие. Анализ контрольной работы

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике


30


Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Стилистическая окраска слова

Нормы лексической сочетаемости слов, стилистическая окраска слова

Знать нормы лексической сочетаемости слов в русском языке

Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: анализ текстов разных авторов со стороны лексики и стилистической окраски слова

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности


31


Лексические средства художественной выразительности. Контекстуальные синонимы и антонимы

Лексические средства художественной выразительности. Контекстуальные синонимы и антонимы

Знать лексические средства художественной выразительности, научиться находить контекстуальные синонимы и антонимы в тексте

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Регулятивные: выделить то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению

Познавательные: уметь выделять необходимую информацию

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности

Литературный анализ текста. (М.С.Гроссман, К.Шишов и др.).


32


Лексические средства связи между предложениями в тексте

Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), лексический повтор, слова с разным лексическим значением

Научиться находить лексические средства связи предложений в тексте, понимать их текстообразую-

щую роль

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь структурировать знания

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности


Словообразование. Состав слова (8 ч)

33


Состав слова

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Многозначность и омонимичность морфем.

Научиться выполнять морфемный анализ слов

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Познавательные: формулировать познавательную цель

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности


34

35


Способы словообразования

Основные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка

Научиться определять способ словообразования, уметь применять знания в правописании суффиксов и приставок

Коммуникативные: : добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Познавательные: самостоятель-

ное выделение и формулировка познавательной цели

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


36


Словообразовательная цепочка

Словообразовательная цепочка. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка

Научиться составлять словообразовательную цепочку, понимать принцип последовательного выделения морфем

Коммуникативные: владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления лингвистического рассуждения

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы


37

38


Морфемный и словообразовательный разбор слов

Морфемы русского языка. Основные способы словообразования (продуктивные и непродуктивные)

Научиться выполнять морфемный и словообразовательный анализ слов

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять правописание слов, учитывая их морфемный состав

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


39

40


Контрольная работа №3 по теме «Словообразование». Анализ работы

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы

Научиться составлять и использовать индивиду-альный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений).

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи с отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий

Формирование устойчивой мотивации к самостоятель-ной и коллек-тивной анали-тической дея-тельности


Морфология и орфография ( 14 ч)

41

42


Система частей речи. Основные категории частей речи

Знаменательные и служебные части речи

Научиться определять грамматическое значение и морфологические признаки самостоятельных частей речи

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь структурировать знания

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Принципы русского правописания.


43

44

45


Системы форм изменения слов: типы склонения именных частей речи и типы спряжения глаголов. Правописание окончаний

Система форм изменения слова: склонение именных частей речи, типы спряжения глаголов

Научиться правильно изменять самостоятельные части речи, применять знания по морфологии при написании слов

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


46


Текстоообразующая роль местоимений

Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимения

Научиться определять разряды местоимений и их роль в тексте

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Познавательные: самостоятель-

ное выделение и формулировка познавательной цели

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы


47

48


Причастие. Деепричастие. Роль в тексте

Грамматическое значение и морфологические признаки причастия и деепричастия, их синтаксическая роль

Научиться определять морфологические признаки причастия и деепричастия, знать правила правописания

Коммуникативные: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений).

Познавательные: уметь структурировать знания

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


49

50


Наречие

Разряды наречий по значению. Правописание наречий

Научиться определять морфологические признаки наречия, знать правила правописания наречий

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Текстообразующая роль наречий.

51

52


Служебные части речи

Правописание производных предлогов и союзов

Грамматическое значение служебных частей речи, правописание производных предлогов и союзов

Научиться применять знания при правописании служебных частей речи

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного


53

54


Орфографический разбор текста. Контрольная работа №4 по теме «Морфология. Орфография»

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы

Научиться проводить самодиагностику результатов изучения темы

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы

Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике


Пунктуация ( 4 ч)

55

56

57

58


Пунктуационный разбор текста

Анализ знаков препинания в простых предложениях с обособленными членами, однородными членами, вводными словами и обращениями, сложных союзных и бессоюзных предложениях

Научиться соблюдать пунктуационные нормы русского литературного языка

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа предложений

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы


Повторение изученного ( 12 ч)

59

60


Текст. Стили и типы речи

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Типы речи, характерные для каждого стиля

Научиться различать стили и типы речи, определять тему, основную мысль текста

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования структуры и содержания текста

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя

Стилистические особенности текста.

61

62


Комплексная работа с текстом

Комплексный анализ текста, средства выразительности

Научиться проводить анализ текста, выявлять проблему, определять тему, основную мысль

Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач

Формирование познавательно

го интереса к предмету исследования


63

64







65


Итоговая контрольная работа №5







Анализ контрольной работы

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий

Научиться составлять и использовать индивиду-альный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений).

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи с отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий

Формирование устойчивой мотивации к самостоятель-ной и коллек-тивной анали-тической дея-тельности


66


Повторение орфограмм наречий

Орфограммы наречий

Научиться применять правила правописания наречий

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Формирование умения выделять нравственный аспект поведения


67

68


Правописание НЕ с различными частями речи

Правописание НЕ с самостоятельными частями речи

Научиться применять алгоритм написания не с различными частями речи

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: формулировать познавательную цель

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя


69

70


Пунктуация в сложных предложениях

Сложное предложение с разными видами связи, сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Научиться классифицировать виды придаточных предложений, знать правило постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений

Формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного



Просмотр содержимого документа
«содержание 10 класс»

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2017-2018 учебном году».


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.


Планируемые предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).  


Содержание программы

О русском языке, о русской речи

Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа.

Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Типы речи. Стили речи. Русский язык и язык художественной литературы.

Текст как речевое произведение

Текст как результат речевой деятельности. Тема, основная мысль. Микротема. Абзац. Зачин (первое предложение)

Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста.

Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические). Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Средства выразительности в художественном тексте. Стилистические возможности языковых средств. Понимание  текста- процесс творческий. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Выразительное чтение как тест на понимание текста. Анализ текста при подготовке к изложению. Сочинение – это тоже текст.

Система языка

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис).  Единицы языковой системы, их иерархия. Выдающиеся ученые –лингвисты.

Фонетика.  Орфоэпия.  Графика.

Основные понятия фонетики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков речи. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков. Звуковая организация поэтического текста. Особенности русской графики. Принципы обозначения звуков на письме. Алфавит. Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения, их развитие.

Лексика.  Фразеология

Слово. Словарное богатство русского языка. Основные понятия лексики. Лексическое значение слова. Прямые и переносные значения. Однозначные  и многозначные слова. Переносное значение как основа тропов. Группы слов по смысловым отношениям. Синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные). Омонимы. Стилистическая окраска слова. Лексические средства художественной изобразительности.

Состав слова и словообразование  

Морфемы русского языка, их богатство и разнообразие. Однокоренные слова и формы слов. Многозначность и омонимичность морфем. Морфемный анализ слов. Исконные и заимствованные морфемы, характер их использования. Переосмысление структуры отдельных русских слов, родственные слова. Этимологический анализ слов.

Основа слова. Непроизводная основа. Производная и производящая основа. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Сложносокращенные слова. Продуктивные и непродуктивные способы словообразования. Разнообразие словообразовательных моделей как достоинство русского языка. Словообразовательная норма. Словообразовательный анализ слов. Морфемные, словообразовательные и этимологические словари. Роль однокоренных слов в создании текста.

Морфология  и орфография 

Знаменательные  и служебные части речи, их текстообразующая роль. Функционирование именных частей речи в тексте. Выразительные возможности морфологических средств.

Местоимение. Местоимение как средство связи между предложениями.

Глагол. Употребление глагола в разных стилях, типах речи. Видовременная соотнесенность использования глагольных форм в тексте. Правописание окончаний глаголов.

Причастия действительные и страдательные. Роль причастий и причастных оборотов в тексте.

Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Роль деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие. Текстообразующая роль наречий. Слова категории состояния. Правописание наречий.

Служебные части речи. Морфологический анализ слов.

Пунктуация

Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Предложение с вводными словами и вставными конструкциями, обращениями. Сложное предложение (союзное и бессоюзное)

Повторение и систематизация изученного

Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия ( лексическая и грамматическая). Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас